Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Алтарь мира (Ara Pacis) в Риме — это величественный жертвенный алтарь, воссозданный из сотен частей, воздвигнутый в честь Октавиана Августа, императора, который закончил период кровавых гражданских войн, терзавших весь римский мир в последние несколько десятков лет республики.

Памятник является самым подходящим образцов основательной скульптуры раннего имперского периода. Сегодня он хранится в собственно приспособленном музейном павильоне, где мы можем восхищаться им во всей красе.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis (Августинский алтарь мира) в Риме

Августинский алтарь мира

История Ara Pacis начинается 4 июля 13 года до н.э. В этот день римский сенат, желая подчеркнуть победоносные походы Октавиана Августа в Испанию и Галлию, проголосовал за строительство жертвенного алтаря в честь вернувшегося после трехлетнего отсутствия императора.

Октавиан Август вошел в историю как человек, завершивший период кровопролитных гражданских войн и объединивший Римское государство. Время его правления иногда называют Pax Romana (Римский мир) или Pax Augusta. Данные термины происходят от имени малоизвестной до 13 г. до н.э. богини мира Пакс, которой был посвящен алтарь и которая на какое то время стала синонимом Римской империи.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Памятник стоял на Марсовом поле, с западной стороны древней дороги Via Flaminia (ныне Via del Corso), приблизительно в 450 м от его нынешнего расположения. Выбор места не был случайным: собственно по этой дороге Август должен был осуществить собственное триумфальное возвращение в город. Он был возведен между храмом, который предшествовал нынешнему Пантеону, и монументальным Мавзолеем Августа. Во времена собственного строительства Марсово поле было, конкретнее говоря, большим лугом, на котором упражнялись армия и молодые жители Рима, а сам памятник одиноко стоял среди зелени.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Строительство Ara Pacis заняло три с половиной года. Освящение алтаря состоялось 30 января 9 года до н.э. (Интересно, что это был день рождения жены Августа Ливии). Однако памятник стоял в грязной местности, благодаря чему он, возможно, погрузился в землю и исчез с поверхности в течение множества столетий. Памятник был еще виден в другом веке, но до того времени уровень находящейся вокруг земли поднялся практически на три метра.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Архитектура и рельефы

Ara Pacis был архитектурно монументализованной формой римского жертвенного алтаря (лат.: ara). Его центральной частью был собственно алтарь, установленный на высоте размером 6 на 7 метров. Он был окружен белой мраморной стеной, выстроенной по прямоугольному плану размером 11,6 на 10,6 метров. Алтарь был направлен на запад. Внутри было два входа. Задняя, обращенная на восток, выходила прямо на улицу Фламиниа и располагалась на ее высоте. Западный вход выходил на Марсово поле внизу и имел лестницу.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Наружные стены на верхних уровнях были приукрашены эффектными рельефами в греческом стиле с историческими, мифологическими и аллегорическими сюжетами. Выбор определенных мотивов только не был случайным — каждая сцена как нибудь отсылала к официальной идеологии ранней империи и имела чисто агитационное измерение. Учтя скульптурный стиль, можно высказать предположение, что они были заказаны лучшим греческим художникам. Находящиеся снизу части фасадных стен покрыли декоративным орнаментом, состоящим из усиков аканта.

На северной и южной стенах показана обрядная процессия (возможно, официальная процессия, организованная в 13 году до н.э. в честь строительства алтаря). Его части сбереглись до сегодняшних дней, что делает его самой старой портретной группой в римском искусстве, изображающей императора, его семью и представителей руководящего класса Рима. Кроме приближеных к Августу, на рельефе изображены первосвященники, сенаторы и должностные лица, некоторых из которых можно назвать по имени (в том числе Марка Агриппу, Гая Цезаря и Ливия), а еще обычные граждане. Очень важные личности находились с южной стороны, и, к счастью, в отличие от северной части, их необычные головы сбереглись. Порядок участия в процессии был тщательно продуман. В случае членов семейства, это было результатом их отношений с императором и линией престолонаследия, а в случае остальных людей, это соответствовало их статусу в государстве В то время.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

По двум сторонам от входов были расположены барельефы, рассказывающие о духовных и материальных благах, которыми Вечный город был обязан правлению Августа. Восточная стенка, т.е. обращенная к улице Фламиниа, служила общественным фасадом здания. На нем были изображены два рельефа, которые напоминают о вселенской миссии Рима. На правой стороне показана богиня Рома в окружении Honos и Virtus, олицетворяющих честь и смелость в сражении.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Слева находится барельеф с изображением Матери-Земли (возможно, богини Венеры, родоначальницы рода Юлиев, которая, как гласит предание, случилась от сына легендарного Энея) с двумя младенцами на руках, символом плодородия. Их охраняют два благосклонных духа природы — Океан и Вода. У ног женщины отдыхают корова и овца, а всю сцену восполняют фрукты и цветы. Скульптура будет в достойном состоянии благодаря реставрации, проведенной в 1784 году Франческо Каррадори.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Еще два рельефа размещены на западной стене, той, которую вы сможете увидеть, как только войдете в музей. На одной показана пещера Луперкаль, где, как гласит предание, волчица вскормила Ромула и Рема, а остальная увековечивает принёсшего себя в жертву Энея, легендарного беглеца из Трои. Его сопровождает сын Асканий. Октавиан Август создавал собственный основополагающий миф как отпрыск рода Энея, легендарного протопласта римлян, который оказался в Лацио после бегства из Трои.

Стены внутри наружной стены также покрыли рельефами. Их часть находящаяся внизу, возможно, была связана с стеной из дерева, тогда как верхняя часть была покрыта натуралистическим мотивом. Сам алтарь также был украшен рельефами, изображающими сцену процессии, собирающейся принести в жертву трех животных — свинью, овцу и быка. Кроме животных, на ней показаны священники, представители власти и весталки.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Последующая история и реконструкция Ara Pacis Augustae

В конце концов, Алтарь Мира был помещен под землю и на несколько веков погрузился в забвение. По прошествии этого времени Марсово поле покрылось зданиями и абсолютно и навсегда изменило собственный характер. Первые части памятника были обнаружены при строительстве Палаццо Перетти в 1568 году, хотя В то время никто не понимал, что конкретно было обнаружено. В то время было раскопано десять частей, которые были отправлены в разные европейские резиденции, включая виллу Медичи в Риме, дворец Уффици во Флоренции, Вену и Париж.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Еще семнадцать частей были найдены в 1859 году при проведении работ связанных со строительством на фундаменте дворца. К этому моменту власти были практически уверены, что все части подойдут к одному памятнику, который, вероятнее всего, был посвящен Октавиану Августу. Прорыв в новейшей истории Ara Pacis случился в 1903 году, когда любекский археолог немецкого происхождения Фридрих фон Дун выяснил назначение найденных частей и определил точное расположение алтаря. Кроме того, получилось провести последующие раскопки, в ходе которых были обнаружены еще десятки частей.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

К счастью (для памятника) и к несчастью (для итальянского народа), Бенито Муссолини стал с премьером Италии в 1922 году. Фашистский диктатор уподоблял себя первому римскому императору и не жалел средств, чествуя 2000-летие со дня его рождения в 1938 году. Кульминационным моментом торжеств должно было стать открытие реконструированного Алтаря мира.

Но перед тем как собрать части, нужно было добраться до ранее недоступной зоны под дворцом, где подавляющая часть памятника все еще располагалась глубоко под землёй (на глубине до семи метров). Для этого современное здание было подперто и защищено от обрушения, после этого началось осушение грунта под ним, что дало возможность получить доступ к останкам, лежащим на очень нижних уровнях. благодаря этому очень эффективной кампании было раскопано 75 больших частей и большое количество более мелких. Другие части были успешно импортированы со всей Европы — исключение составляет литой фрагмент процессии с северного фриза, оригинал которого находится в Лувре в Париже.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Новым местом установки памятника стала набережная Тибра и округи площади Пьяцца Аугусто Императоре, в самом центре которой возвышался величественный Мавзолей Августа. Для этого был возведен специализированный павильон, который сильно пострадал во время Второй мировой.

После войны о последующей доле памятника долго размышляли. Лишь в конце 20-го века американскому архитектору Ричарду Майеру было вверено спроектировать новое здание музея. Его основной задачей было спроектировать свободный павильон, с постоянной влажностью и температурой внутри, заглушающий шум от оживлённой улицы Лунготевере на улице Августа и с выставочной зоной. Официальное открытие здания из стекла и стали прошло в апреле 2006 года.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Посещение Музея Ара Пасис (Museo dell’Ara Pacis)

Museo dell’Ara Pacis посвящен исключительно Алтарю Мира, центральную часть которого составляет реставрированный памятник. В добавок ко всему этому посетители найдут, среди прочего:

  • нашли части алтаря, которые не были употреблены при реконструкции,
  • визуализации того, как мог выглядеть алтарь в период собственного расцвета, и какие цвета применялись для покрытия его стен,
  • информационные доски (представляющие, среди прочего, известных по именам людей, которые шли в процессии),
  • короткометражный фильм, рассказывающий о доле памятника и истории его обнаружения,
  • модель, изображающая Марсово поле практически сразу после строительства Ara Pacis.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Также на выставке представлены слепки с частей алтаря Ara Pietatis, относящегося к периоду правления Клавдия (41-54 гг.). Интересно, что оригиналы были включены в обращенный в сад фасад римского дворца Villa Medici.

На неторопливую поездку по музею вам необходимо отметить около 30-45 минут. Текущие цены на билеты можно узнать здесь, а рабочие часы — здесь.

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

Ara Pacis в Риме: реконструированный августинский алтарь мира

полезные советы! Стены здания музея выполнены из стекла и стали. Про это нужно всегда помнить, планируя посещение после наступления темноты (или в очень пасмурный день), так как электрическое освещение внутри здания самое тонкое, и восприятие памятника может быть другим, чем при свете солнца (что не означает хуже — просто иным).

полезные советы! Если вы хотите увидеть Алтарь мира, не приобретая входного билета, вы можете попробовать взглянуть на него через стекло со стороны Лунготевере на улице Августа.

Close
fe62dd5d3b70a680