Дрезденская церковь Святой Марии — это, в первую очередь, шедевр истории и урок примирения. Его реконструкция, хотя до сих пор вызывает споры, стала одним из последних актов залечивания исторических ран города. Сегодня Фрауэнкирхе выполняет не только религиозную, но и культурную функцию — мы можем послушать концерт традиционной музыки в замечательном интерьере.

Фрауэнкирхе или церковь Девы Марии в Дрездене

Фрауэнкирхецерковь Девы Марии в Дрездене

Фрауенкирхе (Дрезден) — история

  • 11 век — строительство первой романской церкви.
  • 13 — 15 века — две реконструкции в храмовом стиле.
  • 1722 год — снос церкви.
  • 1726-1743 — возведение нового здания по плану Георга Бера.
  • 1760 год — обстрел церкви прусской артиллерией. Купол выдерживает продолжительную канонаду.
  • 1849 — Во время Дрезденского восстания бои также происходят в Фрауэнкирхе.
  • 13-14 февраля 1945 года — Дрезден подвергается бомбардировке, церковь объята пламенем. Купол и подавляющая часть стен приходят в негодность.
  • 1993-2005 — реконструкция церкви. Сначала намечалось начать его строительство сразу после завершения военных действий, но власти ГДР объявили развалины военным мемориалом.

Фрауэнкирхе или церковь Девы Марии в Дрездене

Фрауенкирхе — посещение

Во время посещения Фрауэнкирхе необходимо понимать, что то, что мы видим сегодня, считается реконструкцией прошлой церкви. Для искусствоведов и философов это говоря иначе «проблема корабля Тесея». Проще говоря: если мы заменим все детали здания новыми (но идентично спроектированными), будет ли это все еще то же самое здание? Лучше всего увидеть Фрауэнкирхе собственными глазами и попытаться ответить на этот непростой вопрос самостоятельно.

  • Архитектура — мы имеем дело с церковью, выстроенной по центральному плану, представляющему тематика стиля барокко. Здание было построено из саксонского песчаника. Архитекторы, проводившие реконструкцию, включили остатки старой церкви в новое здание (они темнее, чем более новые части).

Фрауэнкирхе или церковь Девы Марии в Дрездене

Алтарь — хотя большинство путеводителей отмечают, что алтарь довольно скуп на выразительные средства если сравнивать с другими проектами того времени, необходимо выделить, что он отлично вписывается в идеи барокко (театральность, иллюзионизм, богатство форм). Хорошим решением считается комбинирование алтаря с органом. В центральной части показана сцена молитвы Иисуса в Елеонском саду с панорамой Иерусалима на заднем плане. Вокруг Христа мы видим Моисея, Аарона, Святого Павла и Святого Филиппа. Ниже органа изображен Бог-Отец в виде глаза провидения среди облаков.

Купол — одной из достаточно сложных задач оказалось восстановление росписей купола. Первые попытки были неудачными, и часть фресок понадобилось содрать. Не обращая внимания на сохранившуюся фотодокументацию, неясно, в какой степени старые фотографии исказили настоящие цвета. Индивидуальной проблемой было само строительство, которое уже имело структурные недостатки начальной церкви. Поэтому было нужно убрать их, в то же время применяя необходимое количество необычных материалов (по оценкам, около трети камней, использованных для его создания, были взяты из разрушенной церкви).

Фрауэнкирхе или церковь Девы Марии в Дрездене

Крест примирения — во время реконструкции в руинах Фрауэнкирхе нашли старый крест, когда то венчавший купол. К большому сожалению, он был слишком повреждён, чтобы установить его на старое место. Поэтому было решено создать новый крест. Такую задачу на себя взял Алан Смит, сын одного из британских пилотов, бомбивших Дрезден. Крест был установлен на верхушке церкви в 2000 году, что было воспринято как акцент на немецко-английской дружбе и помилование вины за прошлое.

Памятник Лютеру — Перед церковью находится всем известный памятник Лютеру. Он был создан знаменитым скульптором Адольфом фон Донндорфом. Памятник был повреждён во время бомбардировки Дрездена — скульптура упала на землю, но, слава богу, не была разрушена. После требуемого ремонта он вернулся на собственное место. Интересно, что нет полной решительности в том, что Лютер когда-либо останавливался в Дрездене. Есть предположения, что он мог быть в городе в 1516 и 1517 годах. Однако скульптура не связана с определенным визитом богослова — она была призвана подчеркнуть празднование Дня Реформации и выделить привязанность жителей к протестантизму.