Колизей, или Флавианский амфитеатр, считается одним из величайших символов Рима и всего древнего мира. Поэтому стоит узнать как можно больше о его доле, архитектуре, проводимых там представлениях или происхождении его названия.

Данная статья посвящена исключительно истории и архитектуре Колизея. Если вы хотите найти актуальную практичную информацию, познакомьтесь с нашим путеводителем по Колизею — билеты, достопримечательности, который полностью посвящен экскурсиям и билетам в Колизей.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Вид на Колизей с археологического участка Римского форума

История Колизея

От искусственного озера до наибольшего римского амфитеатра в мире

Римский народ любил кровавые зрелища, среди них бои гладиаторов в амфитеатрах были важнейшими. В каждом уважающем себя римском городе была собственная гладиаторская арена, немногие из которых сбереглись до сегодняшних дней.

Наибольшим и потрясающим амфитеатром древнего мира был Колизей в Риме, который в древние времена называли Флавианским амфитеатром. Колизей был третьим амфитеатром, построенным в Риме. Самый старый из всех, он построили в середине первого века до нашей эры на Форуме Боариум. Его расположение не просто так, потому что конкретно тут в 264 году до нашей эры были организованы первые в истории гладиаторские борцовские поединки. Данное строение, не сохранившееся до сегодняшних дней, было заменено трехэтажным амфитеатром Кастренсе, который построили рядом с современной базиликой Святого Креста в Иерусалиме. Стены данного строения, позже включенные в Аврелиановы стены, сбереглись до сегодняшних дней.

Детальнее о древнеримских укреплениях вы можете прочесть в нашей статье Аврелиевы стены и остальные укрепления Рима

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Остатки арены Колизея

Жителям Рима понадобилось ждать до последних десятилетий первого века и неожиданного совпадения для строительства 3-го и последнего амфитеатра. В 64 году вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большинство городских зданий. Как только оно утихло, император Нерон начал постройку очень большого дворцового комплекса под названием Domus Aurea (что означает «Золотой дом»). В состав резиденции также входила долина между холмами Силия, Велия и Оппий, которая была превращена в искусственное озеро.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — вид с открытой для посещения части

Практически сразу после самоубийства Нерона к власти в Вечном городе пришла династия Флавиев. Они решили вернуть бывшие дворцовые территории народу и построить на них общественную сферу услуг. Одним из очень важных проектов должен был стать новый амфитеатр — местом для него была подобрана долина с искусственным водоемом, который был осушен именно для этой цели.

От начала строительства до официального открытия прошло десять лет. Он был начат в 70 году нашей эры, практически сразу после прихода к власти императора Веспасиана. К собственной смерти в 79 году он успел довести здание до начала 3-го уровня. Официальная инаугурация, длившаяся не менее 100 дней, прошла в 80 . Он был организован сыном Веспасиана Титом, который собственными предыдущими победами в Иудейской войне обеспечил средства для строительства такого замечательного амфитеатра. Его добычей могли стать до 50 000 кг серебра и золота из Иерусалимского храма.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Вид на арену Колизея

Колизей в Риме

На момент открытия амфитеатр еще не был полностью закончен. Последние работы по строительству, включая создание части находящейся под землей (гипогея), были проведены уже во время правления Домициана, второго сына Веспасиана, который царствовал с 81 по 96 год.

В 217 году в амфитеатр попала молния, в результате чего верхняя часть здания и арена (состоящая преимущественно из дерева) вспыхнули. Ущерб был до такой степени большой, что работы по ремонту заняли примерно двадцать лет. Благодаря этому некоторые детали, сохранившиеся до сегодняшних дней, относятся к III, а не к I веку.

Флавианский амфитеатр был центром жизни римского народа на протяжении нескольких веков. Его медленный кризис начался после опустошительных нашествий варваров в четвертом веке и прихода к власти императоров, исповедующих христианство, которые менее благосклонно смотрели на гладиаторские бои. Последние схватки между людьми были организованы около 434 года, а четыре года спустя император Валентиниан III полностью запретил их. Но все таки, как минимум до 523 года, в амфитеатре проводились охоты на зверей. В последующие века память о древних ритуалах померкла, и сменявшие друг друга администраторы Рима относились к Колизею как к бесплатному источнику стройматериала.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Проход под аркадами Колизея

Молнии, пожары, землетрясения, варвары и христиане

Флавианский амфитеатр просуществовал в собственном полном виде только пару веков. Уже в первые века он был разрушен молниями, землетрясениями и пожарами. В IV и V веках он был разрушен вестготами и вандалами. Потом пришли христиане, которые запретили кровавые зрелища и начали применять бывший амфитеатр в качестве бесплатной каменоломни. Сначала из него вывезли весь металл и мрамор, а потом он стал бесплатным источником травертина и камня.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — часть, расположившаяся пониже уровня арены

Такая ситуация сохранялась на протяжении всего Средних веков и ренесанса. Один из наиболее хороших примеров — лестница XVI века в базилике Святого Петра в Ватикане, которая была изготовлена из камня, взятого из Колизея, однако многие римские церкви, замки, мосты и дороги построены из стройматериала, взятого из знаменитого амфитеатра.

В последующие века Колизей получил статус места, освященного кровью мучеников-христиан, что остановило последующее разрушение здания. В восемнадцатом веке в амфитеатре впервые был организован Крестный путь (Via Crucis) под руководством самого Папы Римского.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Напоминание о христианской эпохе

Архитектура и размеры Колизея

Флавианский амфитеатр построили по плану эллипса с осями длиной 189 м и 156 м, а его высота достигала практически 50 м. В последующие века он стал моделью и прототипом для всех дальнейших амфитеатров (включая Веронский и Нимский).

Внешняя окружность здания может достигать около 545 м. Его фасад был поделен на четыре этажа. Три нижних имели аркадное членение с декоративными полуколоннами. Каждый уровень аркады был размещён в различном порядке: самый невысокий — тосканский, следующий — ионический, а наивысший — коринфский. Пролет аркад и ширина колонн были похожими. На последнем уровне не было аркад, только коринфские пилястры.

Фасад был облицован травертином (всего было применено около 100 000 кубов этого известняка, до сегодняшних дней сбереглась только северная сторона), соединенным между собой не сохранившимися железными хомутами, они вместе могли весить до 300 тонн.

По сей день следы таких клемм — многочисленные отверстия, в которые они были впрессованы. Аркады цокольного этажа служили входами. В здании можно было ориентироваться по арочным сводам. Интерьер был облицован мрамором и украшен лепниной.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Как выглядела арена Колизея?

Арена, на которой проходили игры, имела форму овала, 83 метра по длине и 48 метров в ширину, что дало ей статус очень большой в римском мире. Его поверхность состояла из досок из дерева, покрытых песком. Под ареной находилось обширное подземное пространство (гипогей) с бесчисленными помещениями (залы для гладиаторов, клетки для животных и кладовые для оборудования) и коридорами. Один из туннелей соединял Колизей с соседней гладиаторской школой (Ludus Magnum), о которой мы детальнее писали ниже в данной статье.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — вид на развалины арены с подземельем

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Трибуны Колизея

Визуальный зал (кавеа) состоял из четырех этажей и императорской ложи. Однако неизвестно, сколько зрителей вмещали трибуны Колизея, поскольку ни одного сиденья не сбереглось. Разные источники называют цифру от 50 000 до 85 000. Если иметь в виду специфику пьес, организованных в Риме, то первая из данных цифр кажется более близкой к истине. Зрители проводили в Колизее целые дни, поэтому кроме сидячих мест, там должны были быть, как минимум, киоски с едой, фонтаны, туалеты и любые источники пригодной для питья воды.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей в Риме — экскурсия

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Проходы и крытые дорожки в Колизее

Шоу и зрители Колизея

В амфитеатре организовывались несколько видов зрелищ: гладиаторская борьба (мунера) и охота на зверей (венации). Оба фильма отличались жестокостью и показывали зрителям излишек крови и человеческих внутренностей. С одной стороны, сегодня нас может эпатировать тот момент, что десятки тысяч людей хотели испытать на себе столь жуткие зрелища, но можем ли мы говоря честно, что сегодня они также не приобрели бы много почитателей?

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Вид на развалины Колизея

Гладиаторов по большей части набирали из рабов, обыкновенных преступников и военнопленных. Другими словами все те, кто потерял свободу, и их жизни не представляли большой ценности для государства того времени. Приблизительно каждый пятый гладиатор был свободным или раскрепощенным человеком — их влекло на арену видение возможности заработать деньги или, реже, завоевать популярность. Гладиаторы разделялись на самые разнообразные категории, отличающиеся по применяемуму оружию или снаряжению. К примеру, Ретиарий был вооружен трезубцем и сетью, Эсседарий сражался на колеснице, а Эквс скакал на коне.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Охота и бои с дикими зверями также были достаточно популярными: львы, слоны, тигры, пантеры, медведи, буйволы и даже носороги. Их вывозили десятками тысяч из африканских и прочих заморских провинций, только бы жестокая публика была довольна. Чтобы получить представление о масштабах этой практики, достаточно упомянуть, что во время открытия Колизея, которое длилось более 100 дней, было забито до 5 000 животных. Победа Траяна над даками, напротив, была отпразднована в 107 году играми, длившимися 123 дня, с участием 10 000 гладиаторов и до 11 000 животных. Римлянам того времени казалось, что ресурсы зверей безграничны, однако в данное время мы знаем, что слоны практически вымерли в Северной Африке в римские времена.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — часть, расположившаяся пониже уровня арены

В амфитеатре проходили многодневные игры, которые длились на протяжении дня. Во время таких зрелищ десятки тысяч людей и животных сражались насмерть. До полудня по большей части организовывалась охота на зверей, хотя зрелища часто смотрели в другую сторону. К полудню, или обеду, осужденных преступников и военнопленных выталкивали на арену, чтобы дикие звери разорвали их на части, а порой и съели. Гладиаторов, собственно обученных сражаться с животными (их называли бестиариями), редко отправляли в бой.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

В 12 часов дня устраивались публичные казни, а уже потом обеда начинались бои гладиаторов, продолжавшиеся до позднего вечера. Зрители, прибывающие в Колизей, обычно проводили там весь день. Входных билетов не было, и императоры очень часто организовывали раздачу еды.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — площадка для осмотра арены

Люди должны были занимать сектора, соответствующие их социальному статусу. Сенаторы с собственными семьями сидели вместе на самом нижнем из уровней, где было самое богатое убранство. Следующий из секторов был предназначается для эквитов (римской верхушки). Следующие два яруса нужны были для обычных плебеев, и, возможно, иногда там было очень тесно. На самом верху, практически на 40 метров больше уровня самой арены, находился сектор, который предназначен для рабов, женщин и людей с очень невысоким статусом. До сегодняшних дней не сбереглось никаких его следов, но, возможно, он состоял из очень лестницы с уклоном более 45 градусов и стоячих мест.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Площадь под ареной Колизея

Колизей или, может быть, Флавианский амфитеатр? История названия памятника

Услышав название Колизей, тяжело не поддаться впечатлению, что оно должно означать большое здание. Ничто не может быть дальше от истины! В древние времена арену коротко называли Амфитеатром или, по династии ее основателей, Флавианским амфитеатром, а прозвище Колизей, возможно, прилипло к ней только раньше и относилось к основательной античной статуе Колосс.

Опираясь на записях Светония, можно высказать предположение, что эта бронзовая скульптура имела размер около 35 м . В собственном первоначальном варианте она изображала императора Нерона и украшала монументальную прихожую его Золотого дворца, который располагался на близлежащем холме Велия. После смерти безумного правителя скульптура получила атрибуты римского бога Солнца по имени Сол. Во время этой трансформации на макушке его головы был установлен радиальный ореол, который состоит из семи лучей длиной семь метров.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — часть пониже уровня арены (Рим)

В 1520-х годах император Адриан начал постройку храма Венеры и Ромы, который должен был стоять на месте разрушенной прихожей. Этот император был известен собственными амбициозными строительными проектами (достаточно упомянуть его резиденцию: виллу Адриана в Тиволи), поэтому, чтобы сохранить статую, существовавшую во времена Нерона, ему пришла в голову сумасшедшая идея перенести ее чуть далее и поставить прямо рядом с амфитеатром. Вся операция потребовала ощутимой материально-технической подготовки. Скульптура была размещена на специализированную платформу, которую тянули два десятка слонов! Скульптура стояла на пьедестале высотой более десяти метров, что ее делает высоту такой же, как у самого амфитеатра.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Еще один взгляд на территорию под ареной

Памятник, ставший символом постоянства империи, оставался на этом месте до восьмого, а может быть, и до десятого века, после этого был свергнут и, возможно, переплавлен. Английский хронист Беда Достопочтенный даже писал в восьмом веке, что пока стоит колосс, Рим будет стоять; когда колосс падает, падает и Рим; а когда падает Рим, падает мир ( Quandiu stabit coliseus, stabit et Roma; quando cadit coliseus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus).

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Стены из кирпича Колизея

На протяжении определенного времени термин «Колизей«, который мы можем попытаться перевести как «место колосса», навсегда закрепился за самым грандиозным из амфитеатров. Может быть, на это подействовало то, что в первые века после падения империи первоначальная функция здания была забыта.

Во время раскопок, проведенных в 19 и 20 веках, получилось выявить основание размером 17,6 м на 14,75 м, на котором стоял колосс. Его можно заметить в северо-западной части амфитеатра. На месте бывшей скульптуры теперь растет дерево.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Ludus Magnum: самая крупная римская школа гладиаторов в окрестности Колизея

Гладиаторы тренировались в гладиаторских школах (ludus gladiatorius), обычно функционирующих рядом с амфитеатрами. Сначала они управлялись исключительно предпринимателями — ланистами, но в имперский период римское государство контролировало некоторые из них.

В самом Риме было четыре школы гладиаторов, которые практически примыкали к Колизею — их помещения занимали территорию к востоку от самой арены. Очень большой из школ был Ludus Magnum, остатки которого были найдены в первой половине 20-го века. Археологам получилось раскопать приблизительно половину первоначального комплекса, выстроенного при Домициане и перестроенного в траянский период.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Ранее на этом месте расположились трибуны

Среди обнаруженных зданий — фрагмент тренировочного комплекса в виде небольшого амфитеатра с ареной размером 63 м на 42 м (всего на 25% меньше арены самого Колизея) и казармы. В период собственного расцвета тренировочный амфитеатр вмещал до 3 000 зрителей, которые с радостью следили за подготовкой гладиаторов к бою. В ходе работы тренировочный комплекс был соединен с Колизеем подземным коридором.

Развалины Ludus Magnum открыты для посещения и лучше всего просматриваются с улицы Сан-Джованни-ин-Латерано. Другие нераскопанные здания остаются спрятанными под существующими сегодня строениями. В данном районе было еще три школы гладиаторов. Ludus Matutinus готовил гладиаторов, которые сражались с дикими зверями, а Ludus Dacicus и Ludus Gallicus готовили борцов, которые пришли из Дакии и Галлии исходя из этого.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Прогулка по Колизею

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Прогулка по Колизею

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Прогулка по Колизею

Колизейдиковинки и неизвестные факты

Гладиаторы, которые были рабами, могли завоевать свободу собственными действиями на арене. Если они удовлетворяли и народ, и цезаря, то получали деревянный тренировочный меч (называемый рудис), символизирующий обретенную свободу.

На арене также организовывались бои между животными — к примеру, львами и тиграми.

Среди самых дорогих зрелищ римского мира были морские сражения (naumachia). В древних источниках можно найти информацию про то, что во времена Флавиев такие же зрелища устраивались и в Колизее. Среди них должны были быть морские сражения и поединки между животными (в том числе быками и лошадьми), обученными плаванию. Если даже это так, они должны были состояться практически сразу после инаугурации, когда подземная часть еще не была закончена. В другом случае было бы тяжело запечатать саму арену. Также сложно представить, что какие-нибудь корабли могли перестраиваться в таком маленьком пространстве. С другой стороны, подвести воду к этому месту не составило бы ни малейшего труда — в конце концов, во времена Нерона гораздо более крупное искусственное озеро было наполнено водой при помощи акведука.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Император Коммод, чей персонаж появился в фильме «Гладиатор», в действительности должен был выступать на арене, принимать участие в боях и охоте на зверей. Но, как и в фильме, в реальности он не был одним из очень храбрых, поэтому все его возникновения были лишь инсценировкой, и он никогда не рисковал своей личной жизнью.

Вышеупомянутый Коммод был настолько высокого мнения о себе, что приказал превратить статую колосса в собственное подобие, по образцу знаменитого Геркулеса. После его смерти скульптура была восстановлена в виде фигуры бога Солнца.

Во время некоторых выступлений на арене создавалась особенная атмосфера. Охота обычно проходила в условиях, напоминающих естественную среду проживания животных (с деревьями, холмами, пышной растительностью). В остальное время воссоздавались исторические сражения и сцены из греческой или мифологии древнего рима. Это дало возможность зрителям не заскучать и постоянно ожидать чего-то нового.

Колизей в Риме - история, архитектура, диковинки

Колизей — часть, расположившаяся пониже уровня арены

Для защиты от плохой погоды над зрительным залом была настелена холщовая крыша (велюм). Это было выполнено для того, чтобы защитить зрителей от дождя, но прежде всего дабы гарантировать им тень, так как проведение всего дня на солнце могло завершиться довольно плохо. Его поднимали на канатах, зафиксированных к очень большим древесным мачтам, окружавшим Колизей, которых всего было более 200. За поднятие крыши отвечали моряки из порта Мизенум (современный Мизено), размещенного на севере Неаполитанского залива.