Мистрас (Греция): посещение руин византийского города

Мистрас (греч. ???????) — закинутый и разрушенный, полностью укрепленный средневековый город, который построили на северном склоне красивых гор Тайгет, в пару километрах от древней Спарты.

Мистрас считается одним из наиболее хорошо оставшихся образцов византийской архитектуры города и с 1989 года входит в список достояния ЮНЕСКО. Хотя из зданий истории полностью сбереглись только исторические церкви, прогулки по извилистым и мощеным улицам дают простор нашему воображению, и в мгновение ока мы можем мысленно представить, как мог выглядеть данный город несколько веков назад, когда его заселяли десятки тысяч людей.

Живописное горное расположение Мистры также хорошо помогает ее уникальности. В прошлом его даже принимали за древнюю Спарту, о чем говорят подписи к бесчисленным картинам и рисункам гостей художников.

Благодаря реставрационным работам, проведенным за прошедшие десятилетия, Мистрас понемногу возвращает себе прежнюю славу и на данный момент считается одной из крупных туристических достопримечательностей Пелопоннеса. Примером амбициозного проекта считается реставрация Дворца деспота, который до сегодняшнего дня был в запущенном состоянии.

История

Крепость франков

Описывая происхождение Мистры, стоит вернуться ко времени 4-го крестового похода, во время которого войска латинян, вместо того чтобы вернуть Святую землю, разграбили Константинополь и завоевали территории, принадлежавшие Византии.

Два могучих человека из Шампани — Вильгельм Виллегардуэн и его племянник Годфрид Виллегардуэн — приняли участие в крестовом походе, собранном в начале 12 века. Первый вел хронику всей экспедиции и следовал за основными силами, а второй отправился в Палестину.

Однако очень скоро приоритет основной экспедиции поменялся, и армии крестоносцев начали грабить города Византии. Уильям сообщил об этом Годфриду, который уже отплыл к месту назначения, призывая его побыстрее вернуться и «словить» долю добычи. Вильгельм, не долго думая, покинул Святую землю и отправился в страны Европы. Однако ему не получилось присоединиться к оставшимся силам крестоносцев, и в итоге он оказался в портовом городе Метони на юго-западной оконечности Пелопоннеса.

Практически сразу после этого франки начали покорение Мореи, как в то время назывался полуостров Пелопоннес, и уже в 1205 году основали герцогство Ахайя, которым правил Годфрид Виллехардуин.

И здесь мы подходим к самой интересной части истории. В 1246 году сын Годфрида Вильгельм II Виллегардуин стал четвертым герцогом Ахайи. Практически сразу после этого он начал постройку замка (названного Мизитрас) в горах Тайгет, который должен был преобладать над средневековой Лакедаймонией (как тогда называлась Спарта) и обеспечивать контроль над всей долиной. Построенный в западноевропейском стиле замок, под которым в дальнейшем должен был развиваться Мизитрас, был готов уже в 1249 году.

Возрождение Византии и рождение Мистры

До конца 1350-х годов герцогство, которым правил Вильгельм, процветало. Одновременно с этим набирала силу Никейская империя, которая была создана после падения Константинополя и стремилась восстановить Византию. В 1259 году состоялась битва при Пелагонии, в которой никейская армия под предводительством императора Михаила VIII Палеолога разбила соединенные силы герцогства Ахайского и их союзников. Хотя Уильям сбежал с поля боя, его поймали на следующий день. Говорят, что он прятался в стоге сена и был узнан по характерным выступающим передним зубам!

Правитель латинской Ахайи оставался в никейском плену в течение 2-ух лет. А в это время Византия вернула себе Константинополь и существенно укрепилась. В конце концов, в 1262 году князь выкупил собственную свободу, но заплатил очень большую цену — ему понадобилось уступить победителям права на укрепленный порт Монемвасия, крепость в Мани и замок в Мистре.

Весь комплекс в Мистре во времена византийского вторжения состоял лишь из замка, возвышающегося над находящейся вокруг местностью, и буквально отдельных зданий, размещенных внизу, которые применялись семьями солдат, расположенных в гарнизоне. Вскоре у основания крепости возник город, в который перебрались жители Лакедаймонии, лежавшей в низменности, а к 1265 году построили собор, существующий по сей день.

В течение практически полувека Пелопоннес (популярный тогда как Морея) находился под присмотром посланного Константинополем стратега (гр. strategos, военачальник), который с 1289 года проживал в замке Мистра. Только в 1308 году действующий стратег назначили постоянным правителем. Однако ситуация на Пелопоннесе на протяжении всего времени оставалась очень интенсивной. Между коренными греками и франками то и дело вспыхивали конфликты, а растущая Турция также нацелилась на эту территорию.

Это заставило византийского императора Иоанна VI Кантакузена учредить в 1348 году деспотат Морея, которым в дальнейшем должны были управлять сыновья монархов Константинополя, называвшиеся деспотами (слово деспот означало просто «гражданин» или «правитель»). Мистрас стал столицей деспотата, и на часть ниже замка был возведен комплекс дворцов.

Первым деспотом Мореи стал второй сын императора Мануил Кантакузен. Его правление, длившееся больше тридцати лет, принесло рост стабильности и процветания. Ему даже получилось пережить отречение от престола собственного отца, свергнутого династией Палеологов, и ему понадобилось уйти в монастырь на горе Афон под именем Иоазаф. После смерти Мануила в 1380 году его сменил Теодор, сын императора Иоанна V Палеолога, и в течение следующих 80 лет Мистрас оставался в руках правящей династии.

Деспотат Мореи существовал до 1460 года, и по прошествии этого времени город превратился в один из довольно значительных, если не важнейший, интеллектуальный и центр культуры Византии. Он был преуспевающим, привлекательным и космополитичным.

Экономика Мистры получала выгоду от плодородных земель, окружающих город. Вокруг было много рощ оливок, виноградников и тутовых плантаций. Еврейская община, со своей стороны, занималась производством шелка и ткачеством. Продукция сплавлялась по реке Эвротас к морю, а потом прямиком в Западную Европу. Купцы из очень важных европейских торговых республик имели собственные представительства в пригородных районах.

Город привлекал самых талантливых ремесленников, философов и мыслителей (как светских, так и религиозных) и художников. Величайшим из ученых Мистри считается Джордж Гемист-Плетон, которого его коллеги называли вторым Платоном. Его фамилия была Гемист, а Плетон был псевдонимом. Оба названия, однако, означают «полный».

Он прибыл в Мистру около 1410 года, сразу же после того, как был изгнан из Константинополя императором Мануилом II по обвинению в распространении ереси. Во время собственного пребывания в Мистре он предложил много кардинальных политических и административных реформ. Его идеи также стали широко распространены на западе, тем более при дворе во Флоренции и Риме. Одним из его учеников был греческий священник и философ Бессарион, который, желая учиться у собственного учителя, приехал в Мистру в 1423 году.

Хотя из-за собственного размещения и топографических ограничений Мистрас никогда не занимал очень территории большого размера, в период собственного расцвета он был заселен десятками тысяч людей (к примеру, в 1348 году в нем уже проживало около 20 000 жителей).

Падение Византии и последующая история города

Процветание Мистры никоим образом не может оказать влияние на геополитические события. В конце концов, даже такой сильно укрепленный город был вынужден разделить судьбу остальной Византийской империи и согласится превосходство Турции. Первые вторжения мусульман на полуостров случились еще в конце 14 века, когда войска Турции, возможно, смогли подойти к стенам города. Но все таки, Мистрас успешно сопротивлялась и считалась неопасным убежищем аж до падения Империи.

В 1453 году Константинополь пал, а Мистрас был сдан семь лет спустя. В 1464 году Нижний город на короткое время захватил Сигизмондо Малатеста, кондотьер из Римини, прибывший на Пелопоннес с венецианскими войсками. Малатеста восхищался Джованни Джемиста и в прошлом даже хотел привезти его к себе домой, но тот отказался. Попав в Мистру, он отыскал усыпальницу философа и перевез его останки в Италию, где они покоятся в церкви Темпио Малатестиано. Однако по завершению Пелопоннес на несколько веков перешел в руки турок.

При новом правлении Мистрас также сохранял статус важного торгового комплекса и даже стал столицей Санджака (слово, применяемое для определения административной единицы в османском мире). Однако представители очень богатых семей оставили город. Некоторые из городских церквей были переделаны в мечети (но иные христианские церкви были оставлены и даже построены новые). В замке франкской эпохи размещался османский гарнизон. Верхний город был полностью занят новой администрацией, а паша (высшее официальное лицо) жил во дворце деспота. В это время греки свободно занимали Нижний город, а в районах за поверхностями стен жили иностранные купцы, мусульмане и еврейская община. Районное население, как и раньше, жило за счёт производства шелка, вина или масла, которые экспортировались в страны Европы.

В конце концов, два греческих национальных восстания положили конец историческим зданиям. Сначала, в 1770 году, повстанцам получилось на какое то время захватить город, однако они были изгнаны из него, а мусульманские войска в отместку разграбили его. Это стало переломным моментом в истории Мистры, которая с этого периода начала приходить в кризис.

В 1821 году вспыхнуло великое греческое восстание, известное сегодня как Война за независимость Греции, которое стало причиной возрождению современного греческого государства. Мистрас был одним из первых освобожденных городов. К несчастью для жителей, в 1824 году египетский генерал Ибрагим Паша прибыл на Пелопоннес с 16 000 вооруженных людей. Практически сразу после этого он направился к Мистре, прорвал ее оборону и разрушил город, уничтожив большинство зданий и жестоко убив как защитников, так и мирных жителей.

В конце концов, греки изгнали мусульман и смогли наслаждаться собственной свободой. Однако оставалось сделать вывод, что делать с самим городом. В конце концов, эта территория имела большое значение для самосознания возрождающейся нации, но правителям предстояло раскусить непростой орешек — с одной стороны, холмистый Мистрас, заселенный горсткой людей и в прошлом один из очень важных византийских городов, а относительно недалеко развалины древней Спарты, символа мужества и стойкости. В 1834 году король Греции Оттон I решил построить новый город, современную Спарту, которая располагалась у основания древнего акрополя.

К большому сожалению, для строительства города, спроектированного баварскими архитекторами, был применен стройматериал, собранный при сносе большой части зданий Мистры. В то время никто еще не думал о потере неоценимых памятников — в частности, были пощажены церкви как места поклонения, поэтому собственно эти здания сбереглись лучше всего.

После основания современной Спарты большинство жителей Мистры перебрались в нее, хотя последние миряне оставили бывший византийский город только в 1953 году. Сегодня единственными постоянными жителями являются монахини монастыря Пантанасса.

Однако в последние несколько десятков лет проводится активная реставрация оставшихся памятников, что можно наблюдать, прежде всего, в церквях, где на свет появляются средневековые росписи, невидимые веками, а еще амбициозная реставрация Дворца деспота.

Архитектура и жизнь в византийском городе

Смотря на ограничения топографии данного места, можно задаться вопросом, что побудило тех, кто отвечал за основание города, выбрать конкретно это место. Но не забывайте, что в неустойчивые времена самым критическим фактором для византийских городов была их безопасность, поэтому они часто основывались там, где окрестность обеспечивала защиту. Образцовым примером подобного подхода стала Монемвасия, построенная на склоне скалистого островка.

Если посмотреть на это с практической стороны, то расположение Мистры обеспечивало город всем нужным. Природную защиту гарантировали сами горы, пресная вода бралась из природных источников, а вся окрестность изобиловала почвой с черноземом. Добавьте к этому свободный доступ к дереву и камню, а еще реку, вытекающую к морю — фактически ничего не было достаточно для самостоятельного выживания.

Мистрас считается образцовым примером обычного поздневизантийского города, который состоял из трех автономных и укрепленных частей: акрополь (с цитаделью), верхний город и нижний город. Максимальную точку занимал акрополь, в этом случае замок, построенный франками на самой вершине холма. В нем каждодневно размещалась армия и, что очень важное, он выступал в качестве последней линии обороны. Когда вражеские войска прорывались через находящиеся снизу части, собственно в замке правитель мог найти безопасное пристанище.

Ниже акрополя простирался Верхний город (Пано Хора), где находился дворцовый район и админ. центр. Верхний город был окружен поверхностями стен, отходящими от замка, и заселяли его по большей части представители высшего сословия.

Еще ниже находился Нижний город (Като Хора), отделенный поверхностями стен от Верхнего города, гораздо более большой и густонаселенный, где располагалось большинство церквей, магазинов и домов. Нижний город также был окружен кольцом стен. Верхний город и Нижний город были соединены переходами Науплио и Монемвасия, которые имели подъемные ворота из стали. В случае бунта или вторжения правящий слой мог закрыть их и изолировать себя в безопасности.

Некоторые поселения также существовали за границами стен и никак не были защищены. Их заселяли крестьяне, иностранные купцы и большая еврейская община. Во время осады они смогли скрыться в стенках.

Дома в Мистре обычно были продолговатыми и строились по прямоугольному плану. Обычно они были двухэтажными, хотя встречались и трехэтажные здания. Цокольный этаж обычно применялся как рабочая и организационная зона (к примеру, кладовые), тогда как зона для жилья занимала верхний этаж с камином.

Дома строились как вдоль холма, так и поперек него, применяя естественную крутизну рельефа. Длина самых внушительных резиденций достигала 18 м. Существовало несколько стандартных планировок зданий. Часто это были отдельно стоящие дома с внутренним двором, а в остальных случаях — группы соединенных между собой зданий. Во многие из них вела внешняя каменная лестница, тогда как в остальных была только лестница из дерева.

Резиденции более богатых жителей можно было определить не только по их размерам, но иногда и по оборонительной башне, обычно стоящей на краю здания.

Нижний город был вплотную застроен и не имел строго геометрического плана улиц. Существовала одна главная магистраль, а одновременно с ней многочисленные переулки, тропинки, задние улочки или крытые переходы. Однако они все были настолько узкими (от 1,5 м до максимум 3,5 м), неравномерными, крутыми и петлистыми, что по ним можно было перемещаться только пешеходам. В город нельзя было въехать на телегах, и товары перевозили на спинах мулов или ослов. Некоторые улицы также были довольно не высокими, так как проходили прямо под жилыми домами. Может быть, конкретно на главной улице работали магазины и ремесленники, но основная торговля происходила в поселениях за поверхностями стен, где были организованы рынки и базары.

В Верхнем городе ситуация была не на порядок лучше, хотя от дворца деспота до главных входных ворот, возможно, можно было добраться верхом. Также не представляло проблемы доставлять наиболее важных дам из дворца в церковь Святой Софии, которая служила дворцовой часовней, на пюпитрах.

Во всей Мистре не было ни одной общественной площади, кроме двора перед дворцом деспота, который применялся для проведения больших общественных мероприятий и собраний, а в османские времена здесь располагался базар. Все неразделенное пространство внутри стен применялось для строительства домов и зданий общественного значения (церквей, старинных монастырей). Будем помнить, что размер Мистры составляет лишь 1/16 часть Салоник и лишь 1/65 часть Константинополя!

Верхний город с самого начала был не очень заселен. На это, разумеется, повлиял тот момент, что это была территория, которая предназначена для сильных мира сего, но доминировали и практические вопросы — крутизна местности и проблема с доступом к питьевой воде, которая из-за технологических ограничений могла подаваться только максимум до отметки дворцового комплекса (который лежал в самом низу этой городской части).

Мистрас очень быстро превратился в один из очень важных экономических и центров культуры Византии. В город стекались аристократы и богатые купцы, но в городе так и не появился обычный квартал, который предназначен для самых богатых слоев общества — дома богачей и обычных жителей стояли друг с другом. Из-за нехватки места более обеспеченным людям не разрешалось иметь сады или частные площади, однако, разумеется, их дома были гораздо более потрясающими, примером чему служат развалины дома, принадлежавшего семье Ласкарис.

В время расцвета в его стенах могло проживать до 20 000 человек (плюс жители пригородов). При подобном количестве населения городские улицы должны были быть переполненными, шумными и оживлёнными.

Церкви и монастыри

Мистрас знаменит собственными поздневизантийскими церквями и монастырями, построенными в границах городских стен, в основном, из фундаментов богатых меценатов. Храмы были построены в стиле византийской архитектуры, поэтому многие из них увенчаны характерными для Востока куполами, а влияние западной архитектуры прослеживается прежде всего в колокольнях. Интерьеры были приукрашены мастерами из самых разнообразных уголков империи, включая Константинополь.

Определяющим элементом города были монастыри (обители), которые в византийском мире всегда имели форму укрепленных комплексов. Это обеспечивало безопасность, с одной стороны, но также и изоляцию от внешнего мира — ведь жизнь монахов состояла для начала из уединения от соблазнов обычной жизни. В каждом монастырь была главная церковь, именуемая католиконом (католикон), обычно стоявшая в самом центре, которая была окружена разными постройками для хозяйственных нужд (включая кухню, кельи, столовую или пекарню).

Классически монастыри строились за границами городов. В случае с городскими монастырями, подобное место искали для того, чтобы иметь возможность объединить монастырь с ходом существующих укреплений. В случае с Мистрой примером подобного решения считается монастырь Периблетос, который примыкал к стенам города и даже включал в себя оборонительную башню, в которой была устроена трапезная (столовая). Всего в городе было четыре монастыря — три снизу и один в верхней.

До сегодняшних дней полностью сбереглось около десятка православных церквей и два монастыря. Во большинства из них можно заметить необычные фрески и остальные украшения. Вряд ли нам получиться посетить все из них, но мы наверняка встретим много интересных примеров архитектуры и искусства поздневизантийского периода.

Мистрас: посещение руин византийского города

Развалины закинутого города были полностью открыты для посещения. Лучше всего сбереглись культовые сооружения — церкви и монастыри (большинство из них мы можем осмотреть) — и оборонительные стены. Кроме них, сбереглись улицы, развалины домов (иногда покрытые пышной растительностью) или дворец деспота, который на протяжении нескольких лет находится на реконструкции. Во многих местах установлены информационные стенды на английском, знакомящие отдыхающих с деталями жизни в византийском городе.

Совет: Во время посещения монастыря Пантанасса нужно помнить, что это живой монастырь, и нам следует вести себя тихо и уважительно по отношению к живущим там монахиням.

Если вы хотите осмотреть всю территорию не торопясь, вам следует спланировать не менее 4-5 часов на посещение. Здесь есть на что взглянуть, а территория необъятна.

Если Вы захотите посетить Мистру, помните, что город расположен на склоне, и вам нужно будет подниматься и спускаться по неудобным ступенькам. Удобная обувь с жёсткой подошвой должна быть важным пунктом нашего снаряжения.

Мы можем войти в археологический комплекс через один из 2-ух входов — нижний или верхний. У обоих входов есть автомобильные стоянки. Верхний вход находится рядом с дворцом деспота и замком. Координаты стоянки рядом с ним такие: 37.072603, 22.364185.

Нижний вход, напротив, находится прямо рядом с собором. Координаты автомобильные стоянки такие: 37.076625, 22.369088

Если Вы запланировали обойти всю территорию, то не должно находиться особенной разницы, какой вход вы подберете, так как вас во всяком случае ждет многочасовой треккинг. К примеру, нам может пригодиться до 30 минут, чтобы пройти между нижним входом и Дворцом деспота.

Но если у вас нет много времени или возможности пройти весь крутой участок самостоятельно, нужно помнить, что билет даёт право пользоваться (только в течение одного дня) обоими входами — так что вы можете, к примеру, начать с верхнего входа, приобрести там билет, посетить окружающие памятники, а потом добраться до нижней парковки и пройти через находящиеся снизу ворота по тому же билету.

Однако не стоит пропускать посещение наивысшей части комплекса, откуда открывается великолепный вид на здания города и округи.

Мистрас: памятники и достопримечательности

Митрополия: Собор Святого Димитрия

Собор Святого Димитрия считается старейшим византийским религиозным сооружением в Мистрасе. Возможно, он построили около 1270 года. Он стоял на главной улице, недалеко от главных ворот Нижнего города. Это была резиденция епархии Лакедаймонии — церковные иерархи занимали здания, окружавшие прилегающий двор.

В комплекс можно войти через один из 2-ух входов. Первая вела к стороне с юга церкви, где располагалась лестница, ведущая в галерею, приготовленную лишь для женщин (gynaikonitis). Отдельные этажи, предназначающиеся только для женского пола, не были редки в Мистре, и мы увидим их и в остальных церквях.

Второй вход выходил во внутренний двор, где мы видим небольшой фонтан с надписью и орла с двумя головами (детальнее о его значении мы расскажем немного позднее). Этот водный объект построили только в 1802 году.

Сам собор собой представляет трехнефную базилику с нартексом (крытым притвором, пристроенным к фасаду) и колокольней. Храм несколько раз перестраивался в византийские времена. В его интерьере сбереглись фрески трех различных периодов, что дает возможность сравнить далекие во времени стили и художественные направления. Росписи стен относятся ко периода строительства (1270-1285 гг.) и первой крупной реконструкции (1291-1315 гг.), а декор купола датируется серединой 15-го века.

6 января 1449 года в соборе Мистры состоялась коронация последнего византийского императора, Константина XI Палеолога, и после официального вступления в должность он отправился в Константинополь. В честь данного события пол церкви был украшен мраморной доской с высеченным двуглавым орлом, являющийся гербом династии Палеологов.

Музей рядом с собором

На втором этаже здания, выходящего во двор собора, создан небольшой музей. Среди предметов — книги, ювелирные изделия, части фресок и украшений с элементами архитектуры, иконы, текстиль и другие предметы, которые найдены в районе Мистры.

Возможно, данный объект не очень большой, однако он точно того стоит, чтобы на него взглянуть.

Евангелистрия

Маленькая церковь, расположившаяся рядом с собором, которая применялась как кладбищенская часовня. Внутри сбереглись росписи и скульптурные украшения, датируемые первыми десятками лет 15 века. Внутри необходимо обратить внимание на резные верхней части вертикальной опоры (головки) колонн византийских времен.

Ахос Теодорос

Немного позади церкви Евангелистов находится церковь Ахос Теодорос, которая была построена в 1290-95 годах по инициативе 2-ух монахов, Даниила и Пахомия, и считается одним из старейших памятников города.

В его интерьерах сбереглись маленькие части фресок, датируемых концом 12 века.

Монастырь Бронтохион с церковью Одигитрия

Монастырь Бронтохион был самым старым, наибольшим и самым богатым монастырём в Мистре. Это был культурный и научный городской центр — собственно в его стенах преподавал Джордж Гемист-Плетон. Первым католиконом монастыря была православная церковь Ахос Теодорос, упомянутая в предыдущем разделе. Новая главная церковь, названная Одигитрией в честь одного из константинопольских старинных монастырей, была построена в 1310 году.

Построенный с размахом, храм считается характерным примером церковной архитектуры Мистры — часть находящаяся внизу сделана в форме трехнефной базилики, а верхний уровень галереи построен по крестообразному плану, вписанному в квадрат, покрытый пятью куполами. К храму прилегает двухэтажный нартекс с куполом и часовнями по обоим сторонам.

Росписи, украшающие интерьер церкви, как и сама архитектура, говорят о том, что за дизайн здания и его оформление отвечали архитекторы и художники, привезенные из Константинополя.

Монастырь Пентанасса

Возведенный на верхушке холма, монастырь Пантанасса (посвященный Царице всех святых, или Марии) считается последним сохранившимся монастырём Мистры. В девятнадцатом веке он был передан монахиням, которым сегодня приходится разделять его с туристами, посещающими археологический объект в огромном количестве. Поэтому не забудьте соблюдать тишину при посещении и не мешать монахиням в их ежедневной деятельности.

Католикон монастыря имеет специфическую для Мистры форму трехнефной базилики, на уровне земли покрытой полом, сформированным по плану креста, вписанного в квадрат с пятью куполами (большим центральным и четырьмя меньшими в углах). Перед зданием находится восхитительный портик с колокольней.

Монастырь Пантанасса был последним большим религиозным проектом, осуществленным в городе. Его строительство началось около 1428 года, а фрески, украшающие верхнюю часть стен, видимые сегодня, были созданы несколькими годами позднее. Росписи на уровне земли (базилики) гораздо моложе и датируются 18 столетием.

Монастырь Периблетос

Монастырь Периблетос (посвященный Деве Марии и названный в честь одного из очень прославленных старинных монастырей Константинополя) считается одним из очень интересных памятников в Мистре. История этого укрепленного комплекса восходит к временам первого деспота Мануэля Кантакузена. Его можно найти в юго-восточном углу Нижнего города, немного позади монастыря Пантанасса.

Главное здание с несколькими часовнями было частично высечено в скале и сильно напоминает небольшой замок, чем христианский храм. Внутри сбереглись многочисленные фрески, датируемые 14 столетием, одни из очень хорошо оставшихся во всем городе.

Прямо рядом с церковью находится башня, часть первоначальных городских укреплений, которая вошла в состав монастыря, а ее помещения на нижнем этаже применялись в качестве столовой. Посмотрите очень внимательно на его богато оформленный фасад.

Дома Ласкариса и Франгопулоса

Исследуя Нижний город, не пропустите развалины 2-ух аристократических резиденций, которые дадут возможность вам ближе познакомиться с жизненными условиями очень богатых жителей Мистры. Оба здания отличаются схожими чертами — они имели, кроме прочего, широкие балконы и подвалы, покрытые крестовыми сводами.

Резиденция Ласкариса находится к югу от основного входа, а дом Франгопулоса размещён под монастырём Пантанасса.

Дворец деспота

Резиденция монархов Мистры занимала единственный большой участок ровной земли на всем склоне холма. Комплекс дворцов L-образной формы построили поэтапно и не следовал единому архитектурному плану.

Главная составляющая дворца была построена первым деспотом Мореи, Мануэлем Кантакузеном, который пристроил к имеющейся небольшой резиденции губернатора (выстроенной, кстати, на франкских остатках) вытянутое крыло с просторными залами на втором этаже и окнами, выходящими на равнину. Изюминкой дворца был величественный и полностью оформленный фресками тронный зал под названием Золотой тронный зал (Хрисотриклинос), где правитель давал аудиенции.

Перед дворцом расположилась единственная в городе социальная площадь. В его центре находился фонтан, и он применялся для проведения парадов. К большому сожалению, дворец не сохранился до сегодняшних дней, но в последние годы проводится его реставрация — в дальнейшем в нем будет работать научный центр.

В находящихся рядом резиденциях Верхнего города, возможно, проживали придворные или важные аристократы. Развалины наибольшего дома Верхнего города (называемого Палатаки) можно заметить над церковью Айос Николаос.

Айос Николаос

Напротив Дворца деспота стоит церковь Айос-Николаос — единственная крупная церковь, построенная еще во время турецкой оккупации. Храм построили в семнадцатом веке, в гораздо весьма простой манере, чем византийские здания прошлого. В интерьере сбереглась маленькая часть необычных картин.

Святая София

Храм Святой Софии (Божественной Мудрости) возвышался над дворцом деспота и исполнял 2 функции — дворцовой часовни и католикона монастыря Христос Зудотес. Может быть, конкретно здесь, а не в соборе, проводились очень важные церемонии, которые связаны с правящей семьей. Это имело чисто фактическое измерение — чтобы попасть в собор, свите деспота приходилось пробираться по узким улицам Нижнего города, в то время как в случае с церковью Святой Софии достаточно было немного пройти в гору (а придворных дам можно было даже довезти до места в седане).

Здание построили во время правления первого деспота, Мануэля Кантакузена. Он построили по плану креста, вписанного в квадрат, и покрыт куполом. В нем есть боковые часовни и колокольня. Интерьер церкви, возможно, был украшен художниками, собственно привезенными из Константинополя.

В османские времена церковь была превращена в мечеть, а христианские росписи покрыли толстым слоем белой штукатурки. К счастью, некоторые из них получилось спасти — мы видим их в самой церкви и в часовнях.

Церковь также служила некрополем. В ходе раскопок, проведенных в 1950-х годах, было найдено много могил, принадлежавших представителям аристократии того времени. Многие из них находилось в притворах, но отдельные надгробия были найдены и в самой церкви, и мы можем с решительностью высказать предположение, что они принадлежали значимым для города фигурам.

Кроме католикона, от бывшего монастыря сбереглись здание в два этажа трапезной и остатки других сооружений (включая цистерну).

Замок на акрополе

Старейшим памятником Мистры считается возвышающийся над местностью замок, построенный в западноевропейском стиле Вильгельмом II Виллегардуэном. Не обращая внимания на изменения в византийские и османские времена, когда были добавлены здания казарм, башни и возведен небольшой храм, комплекс по большей части сберег собственный первоначальный вид.

Единственный вход в замок находится со стороны севера. С юга и запада крепость окружена вертикальными скалами. Комплекс был защищен двойной линией стен с башнями и флангами. Стратегическим объектом на акрополе была цистерна для сбора атмосферных осадков, что позволяло держать продолжительную осаду. Отдельная цистерна имелась и в штабе начальника гарнизона.

Подавляющая часть армии находилась на акрополе, правда некоторые войска должны были быть расположены и в остальных точках города. Во времена деспотата большинство солдат были наемниками, включая латинских или албанских воинов. Давно ушли те времена, когда Византия имела многочисленные войска, состоявшие из ее своих граждан.

К замку ведет дорожка, начинающаяся у церкви Святой Софии или у входа в Верхний город. Хотя подъем в гору требует некоторых усилий, вид на округи должен возместить сложность подхода.

Сейчас замок находится в виде постоянных руин, но многое в нем сбереглось.

Мистра: цены на билеты и рабочие часы

Цены на билеты и рабочие часы можно узнать на официальном сайте Министерства греческие культуры по этому адресу. Публикуемые там данные обычно актуальны, хотя иногда изменения могут возникать с маленькой задержкой.

Close
fe62dd5d3b70a680