Музей Плантина-Моретуса — одна из неизвестных, но самых интересных достопримечательностей Антверпена и, может быть, Бельгии. Стоит сказать, что в 2005 году музей был внесен в список ЮНЕСКО — в обосновании Плантен назван «самым гениальным печатником-редактором второй половины XVI века». Историческое здание по адресу Vrijdagmarkt 22-23 избегает поездок и организованных групп, поэтому очень часто вы сможете найти здесь спокойствие и тишину. А старые гравюры и обстановка дома ренесанса помогут перенести вас в прошлое, в бурный 16 век.
Музей Плантина-Моретуса в Антупри — Музей типографии
Родоначальник
Многие сайты уверяют, что музей Плантина-Моретуса считается старейшим издательством в мире. Это не правильно, нужно вспомнить типографию Питера Шеффера или венецианскую типографию Мануция. Однако необходимо сказать, что антверпенская типография считается одним из старейших предприятий подобного рода, оставшихся до сегодняшних дней.
Все началось в 1555 году с несчастного случая. До того времени Кристофер Платин уже был знаменитым и уважаемым переплетчиком и мастером. Он исполнял поручения сильных мира сего, включая даже двор короля. Собственно в ходе выполнения такого задания на него напали пьяные авантюристы . Завязалась драка, в процессе которой один из нападавших ранил руку будущего печатника. Хотя Плантин избежал драки, сохранив жизнь, осложнения оказались очень и очень серьезными, чтобы помешать ему продолжить карьеру. Ему помогал Генрих Николис, немецкий мистик и родоначальник протестантской секты Фамилиан (от названия Familia Caritatis, т.е. Семья любви). Благодаря его финпомощи Плантен смог организовать типографию, которую он назвал De Gulden Passer («Золотой компас» или «Золотой циркуляр»). Шашечный инструмент был также включен в его печатную печатку одновременно с максимой Labore et Constantia («Труд и упорство»).
Музей Плантина-Моретуса в Антупри — Музей типографии
Годы славы
Деятельность Плантена совпала с очень бурным периодом волнений и религиозных войн. Необходимо также добавить, что печатник работал в Нидерландах, где росло сопротивление против правления Габсбургов (и которые покровительствовали работам антверпенского мастера). Сначала Палнтину получилось избежать более больших проблем. И хотя он был вынужден на короткое время покинуть Антверпен, из-под его пера выходило все больше и больше книг. При участии фламандской знати он смог опубликовать, к примеру, новое издание низинной Вульгаты. Впрочем это было лишь введение к, возможно, важнейшему произведению, опубликованному типографией Плантина. Печатник понимал, что, прибегая к помощи здешних протестантов, он рискует потерять королевское заступничество. Во избежание обвинений в благосклонности к протестантам, он начал работату над научным исследованием оригинальных библейских текстов. В 1568 году он объединился с Бенито Ариасом Монтанусом, экзегетом, востоковедом, переводчиком и редактором. В течение четырех лет было выпущено восемь томов говоря иначе «Антверпенской полиглотты»!
Музей Плантина-Моретуса в Антупри — Музей типографии
Величественный труд, не обращая внимания на критику некоторых теологов, получил полное признание папства. О важности работы Монтануса и Плантина для католического мира можно судить по тому, что конкретно издание Библии Плантина послужило базой для первого католического перевода Священного Писания на польский язык, сделанной Якубом Вуеком. В собственном предисловии к читателю иезуит написал:
«Латинской оногомной копии я придерживаюсь, которая от Лоуанских богословов прилежно просмотрена, исправлена и с греческих, ассирийских оригиналов и с латинских старопечатных книг поднята, которую тот же Плантинус в Анторфе напечатал в течении года Господа нашего 1574».
Кроме религиозных текстов, в Антверпене печатались работы ведущих гуманистов, например как Андреас Везалиус (анатомический трактат «De humani corporis…»), Ремберт Додоенс (ботанический труд «Historia frumentorum…»), Симон Стевин (математический «Tafelen van Interest») или Юстус Липсиус.
Издательство Плантена также помогало распространению медных иллюстраций, богато украшавших его произведения. Наследник Плантина Ян Моретус заказывал такие же гравюры у подобных художников, как Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
Смутные времена
На пике собственного развития антверпенская типография насчитывала более 150 сотрудников и имела 22 печатных пресса. К большому сожалению, дни славы подошли к концу — Нидерланды были втянуты в войну, которая обязана была раз и навсегда изменить вид страны. В 1572 году многие прессы Плантена были конфискованы для испанской инквизиции. Однако типография продолжала работать без особенных помех до 1576 года, когда в Антверпене вспыхнуло восстание неоплаченных габсбургских войск. Жестокость солдат и разрушения, которые они совершали, стали причиной тому, что явление это назвали «Испанской яростью». Бизнес Плантина также пострадал, а сам печатник был вынужден заплатить высокий выкуп и покинуть Антверпен. Какое то время он активно работал в Лейдене, но в 1585 году вернулся в Антверпен и начал перестраивать флигель. Он ушёл из жизни в 1589 году. Печатная мастерская перешла к мужу его дочери Яну Моретусу. Он успешно продолжал заниматься печатным делом до собственной смерти в 1610 году. В девятнадцатом веке флигель был продан городу, который вскоре организовал здесь музей.
Музей Плантина-Моретуса в Антупри — Музей типографии
Музей
Музейной коллекции действительно замечательны. В намного чем десятке комнат мы можем увидеть старые прессы, сотни шрифтов и, в конце концов, сами старые отпечатки. Посетители могут увидеть меблированную комнату, в которой работал вышеупомянутый историк Юстус Липсиус. Возможно, конкретно здесь был написан спорный труд «De cruce libri tres» (Свидетели Иеговы рассматривают его как доказательство, подтверждающее тезис про то, что Христос был побит камнями — хотя в нем содержатся гравюры, изображающие традиционные версии распятия).
Здесь также есть книги, которые не были напечатаны Плантином, однако их показывают посетителям из-за их ценности. Достаточно упомянуть хотя бы две(!) копии Библии Гутенберга (самой старой печатной книги). Посетители также увидят, как выглядели комнаты антверпенского городского дома XVI века, и смогут налюбоваться картиной Рубенса.
Практическая информация
Дни и время работы
- Вторник — воскресенье: 10:00 — 17:00 (последний прием до 16:30)
- закрытый
- По понедельникам
- на: 1. января, 1. мая, Онзе-Ливе-Хеер-Хемельваарт (День Вознесения), 1. ноября, 25. декабря
Цены на вход
- 8.00€ для лиц в возрасте от 26 до 65 лет
- €6.00 — лица 12 — 25 лет и старше 65 лет
- бесплатно — лица до 12 лет
Бесплатный вход для всех в последнюю среду месяца.
Местонахождение
Адрес Музей Плантина-Моретуса, Врайдагмаркт 22, 2000 Антверпен
Музей Плантина-Моретуса в Антупри — Музей типографии