Замена, арт-коммуна, республика художников — так в путеводителях описывается Ужупис в Вильнюсе. В таких словах много правды, но нужно помнить, что у района за плечами длительная и очень часто непростая история. Чтобы понять индивидуальность Ужуписа, полезно познакомиться с ним ближе.
Ангел Ужупис в Вильнюсе
История
Ужупис первый раз упоминается в шестанадцатом веке. Тяжело правильно определить характер этого района, хотя он, возможно, не выделялся от обычных пригородов того времени. Некоторые источники указывают, что благодаря собственному расположению (речка и подходящая окрестность) здесь раньше было много мельниц и ветряных мельниц. Поскольку Вильнюс был обнесен городскими поверхностями стен, отрезанный район (длительное время не имевший нормального моста) должен был несколько преобразиться. Сюда привлекались злоумышленники, люди, ищущие быстрой наживы, а еще евреи. Многие исследования выделяют тот момент, что бордели появились на Ужуписе как грибы. Возможно, это было связано с законами того времени, согласно которым гораздо попроще было организовать такое учреждение за границами городских стен.
Пригороды с намного большей вероятностью могли оказаться жертвой вражеских армий, и власти не решали строить там представительные здания. В результате в Заржече сбереглось не очень много памятников, как в находящемся по соседству Старом городе.
В 1794 году, после вторжения русской армии, случился погром против еврейского населения — было убито около 150 евреев. У района была плохая репутация — он обычно вызывал ассоциации с преступностью и невыгодными условиями жизни. С другой стороны, в путеводителе по Вильнюсу 1937 года мы можем найти такую информацию: Заржеч, Поплавы и несколько удаленный Бельмон были затруднены в собственном развитии холмистым и лесным характером местности, что, со своей стороны, оказало влияние на их развитие как летних здравниц. Поэтому можно высказать предположение, что вместе с доходными домами здесь были и виллы, принадлежавшие более состоятельным общественным слоям.
Вторая мировая война и послевоенный период изменили вид района раз и навсегда. Фактически все жившие здесь евреи были убиты, а большинство поляков были перемещены, чтобы их место заняли люди из маргинальных слоев общества. Во второй половине 20-го века Заржече вызывал ассоциации с преступностью, а главная улица называлась улицей Смерти.
Актерская республика
Характер района начал меняться в 1990-х годах: некоторые жители оставили старые доходные дома, а доступные цены привлекли новых арендаторов. В районе появлялось все больше художников — Вильнюсская академия изящных искусств находится в данном районе, поэтому многие студенты и сотрудники снимали или приобретали квартиры рядом с собственной альма-матер. В результате такого смешивания 1 апреля 1997 года была создана Республика Ужупис (Uzupio Res Publica). Новое «государство» получило свою конституцию, а его президентом стал поэт, артист и режиссер Ромас Лилейкис.
Почетного гражданства были удостоены художник Зенонасас Штейнис, писатель Угне Карвелис, режиссёр Йонас Мекас и Далай-лама.
Республика выполняет ряд художественных инициатив и мероприятий. К примеру, Ужупис вступил в Европейский Союз на год раньше, чем Литва, и в рамках укрепления энергобезопасности. Вильнюсская теплоэлектростанция была отключена, заявив, что очень важное — это благоприятная энергия живущих здесь людей. Республика имеет собственный флаг и эмблему, цвета которых меняются в зависимости от времени года.
Осмотр достопримечательностей
Те, кто хочет почувствовать художественную атмосферу Вильнюса, обязательно должны посетить это место. Побродите по пабам и кафе Ужуписа и примите участие в художественном мероприятии.
Ужуписский мост — Республика Ужупис в Вильнюсе
Ужуписский мост
Ужуписский мост — соединяет Древний город с Ужуписом. В течение многих лет жители этого окраинного района были вынуждены пользоваться только пешеходными мостами (что, к примеру, препятствовало деятельности сестер Бернардин, которым приходилось ходить на мессу в противоположный район). Протекающая здесь речка Вилейка летом может показаться не особенно глубокой, но весной она иногда была опасной. Сегодня на мосту можно заметить много закрытых висячих замков — их оставили здесь влюбленные в память о собственной привязанности. Он обязан быть таким же прочным, как навесной замок.
Скульптура Русалки (Ужуписская дева или Русалка)
(Адрес: Uzupio g. 2)
Рядом с мостом, внизу, ближе к речному руслу, в каменной нише, стоит скульптура русалки-росалки. По словам его создателей, русалка должна накладывать чары на прохожих — любой, кто посмотрит на нее, должен влюбиться в данный район и захотеть вернуться туда как то.
Конституция Республики Ужупис (Uzupio Respublikos konstitucija)
(Адрес: Paupio g. 3)
Как уже говорилось выше, у мятежной художественной республики есть собственная конституция. Его 38 пунктов начертаны на нескольких языках (включая польский) на специальном стеклянном памятнике. Они наилучшим образом отражают характер всего проекта — некоторые из них юмористические («Человек имеет право жить у реки Вильня, а речка Вильня течет мимо человека». , «Кошка не обязана любить собственного хозяина, но должна помочь ему в тяжелую минуту». ), а некоторые максимально серьезные («Человек имеет право хныкать» «Человек не имеет права оговаривать других». ). Все это венчает лозунг необыкновенного государства:
«НЕ ПОБЕЖДАЙ, НЕ ЗАЩИЩАЙСЯ, НЕ СДАВАЙСЯ».
Конституция Республики Ужупис в Вильнюсе
Дворец Честич
(Адрес: Uzupio g. 7)
Белое здание в классическом стиле, стоящее на главной улице, — это бывший дворец Хонештич. Его история была все более сложной, поскольку до того, как его купили аристократы, в нем располагался трактир. Сейчас в угловом здании работает гипермаркет. Необходимо обратить внимание на треугольный щипец.
Ангел Ужуписа (Ужупио Ангелас)
На основной площади «художественной республики» находится скульптура ангела, дующего в трубу. Он был возведен в 2002 году в честь одного из почетных граждан города, Зенонаса Штейниса. Ранее здесь находилось огромное каменное яйцо, из которого «появился» ангел. Проданное яйцо теперь служит памятником пасхальному яйцу в Старом городе Вильнюса.
Церковь святого апостола Варфоломея (Vilniaus Sv. apastalo Baltramiejaus baznycia)
(Адрес: Ужупио 17)
Единственная приходская церковь в данном районе стоит на месте храма 17 века. С самого начала здание из дерева, по одним источникам оно было сожжено во время восстания Костюшко, по иным — входе боевых действий здесь уже стояла кирпичная церковь, которая в последствии была разрушена. Церковь была перестроена в ее сегодняшнем виде в 1824 году.
Еврейское кладбище в Ужуписе (Senosios zydu kapines)
(Адрес: Kriviu g. 123)
После того, как еврейское кладбище на Пиоромонте было закрыто царскими властями, была выделена территория для нового некрополя. Кладбище было открыто около 1831 года. В туристическом путеводителе 1937 года говорится: Кладбище практически не покрыто деревьями, оно производит непонятное монотонное впечатление собственным бесконечным количеством похожих надгробий и пока не имеет могил, выделяющихся более необычной художественной формой.
Тяжело сказать, какие разрушения были вызваны Второй мировой войны войной, но подавляющая часть надгробий пережила нацистскую оккупацию. К большому сожалению, разрушение было окончено войсками СССР, которые полностью опустошили некрополь. В 2000 году, благодаря стараниям мэрии, часть разрушенных надгробий была восстановлена, и здесь был создан небольшой лапидарий.
Кладбище Бернардин (Bernardinu kapines)
(Адрес: Zvirgzdyno g. 3)
Менее известное, чем кладбище Росс, оно тоже стало местом последнего упокоения для большинства поляков. Не обращая внимания на усиливающиеся разрушения, он сумел стать памятником и был внесен в реестр памятников истории. Кладбище отличается собственным оригинальным расположением — оно находится на крутом утесе, внизу которого протекает речка.
Кладбище Бернардин в Вильнюсе
Памятник Мечиславу Дордзику
(Адрес: Isganytojo g. 4)
В районе Ужуписского моста со стороны Старого города на пересечении улиц Ишганитойо и Майронио под одним из деревьев спрятан памятник. Он посвящен жертве поляка Мечислава Дордзика, который спас еврейского ребенка, тонувшего в реке Вилейка, но сам был унесен встречным течением.