Для начала небольшой сюрприз — собственно эта церковь (а не собор Святого Петра) признана самой важной католической церковью в мире. Она носит гордое название Sacrosancta lateranensis ecclesia omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput, другими словами Святейшая Латеранская церковь, мать и глава церквей всего города и мира.
В данной статье мы сконцентрируемся на Архбазилике Святого Иоанна Латеранского. Если вы хотите узнать про остальные папских базиликах, прочитайте нашу статью: Папские базилики в Риме.
История и казусы
Его история связана с признанием христианства в качестве полноценной религии. Собственно тогда император Константин передал Латеран Папе Римскому. Здесь также обязана была быть построена церковь, а сам холм стал резиденцией пап на следующую тысячу лет. Здесь останавливался Карл Великий, когда прибыл в Рим в 800 году (возможно, вас также заинтересует история Ахенского собора?), здесь проходили пять вселенских соборов, здесь жили более 150 пап (23 похоронены в базилике).
Легенда говорит, что отец Иннокентий III будто бы видел во время сна Латеранскую базилику разрушающейся. Вдруг во время сна появился человек и остановил катастрофу. Каково же было удивление Папы, когда через день тот же человек явился на аудиенцию с просьбой согласовать новый орден. Он был святым Франциском Ассизским. Период падения Латерана был авиньонским пленением папства. Когда правители Христа вернулись в Рим, они подобрали Ватикан в качестве собственной резиденции. Латеран опять стал печально знаменитым, когда в здешнем дворце Отец Римский подписал соглашение с Муссолини. Знаменитые Латеранские договора прояснили статус Ватикана и Церкви в Италии.
От базилики Константина мало что осталось. Землетрясения, пожары и перестройки уничтожили первоначальный вид церкви. Сохранился древний баптистерий, в котором, как гласит предание, Отец Римский крестил императора. Однако само здание было существенно перестроено в последующие века (5 и 17 века). В часовне Святого Иоанна Евангелиста можно заметить мозаики 5 века.
Легенда говорит, что в четвертом веке мать императора, Святая Елена, привезла в Рим лестницу, на которой бичевали Христа. Отец Сикст V принёс их в часовню Санкта Санкторум (через дорогу), где он собрал очень важные реликвии христианства. Вес этой реликвии до такой степени большой, что верующие вынуждены подниматься по 28 ступеням на коленях. Пройдя этот покаянный путь, паломники могут достигать часовни, упомянутой ранее. Здесь, кроме голов святых первых веков христианства (святых Агнессы и Пракседы), находится ахейропоэтос (слово, означающее сверхъестественное произведение) или образ Христа, который, так же как предполагается, был написан святым Лукой и ангелами. По особенным случаям это художественное произведение проносят в торжественной процессии по Римским улицам. Одна из последних подобных процессий прошла в 1863 году, когда были вознесены молитвы за «несчастную Польшу».
Посетите
- Сама базилика имеет пять нефов и была построена по латинскому крестовому плану. Фасад в классическом стиле (спроектированый Алессандро Галилеем) прячет нартекс (крытый вестибюль), отличительный для раннехристианских базилик. На втором этаже фасада находится галерея, с которой Отец Римский благословляет странников во время праздника Вознесения. Паломники проходят через нартекс мимо скульптуры Константина. Интерьер в большой мере считается работой Франческо Борромини. Говорят, что претенциозный архитектор намеревался снести старую базилику и построить на ее руинах новую, но отец Иннокентий X не позволил ему это сделать.
Архбазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме — скульптура Святого Павла
- В центре церкви находится алтарь, у которого только Отец (или назначенный им священник) может выполнять мессу. До Второго Ватиканского собора это был уникальный алтарь, не содержащий мощей мучеников и святых. Они ограничивались «только» фрагментами стола, за которым обязана была совершаться месса Святым Петром. Это должно было говорить о важности Латеранской базилики.
Посещение внутреннего двора — арки-базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме
Отец Мартин V похоронен рядом с алтарем. Еще один из похороненных здесь пап, Лев 12, покоится рядом с хором. Раз в году (13 декабря) в Латеранском соборе служится месса за Францию. Эта традиция начало берет в семнадцатом веке и считается знаком благодарности королю Генриху V, который подарил аббатство Клейрак Латерану.
Скульптура апостола Варфоломея — Архбазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме
Скульптуры апостолов — теперь это сложно представить, но в течение многих лет после строительства церкви тяжелые ниши основного нефа стояли пустыми. Только в 1702 году отец Климент XI объявил о собственном намерении создавать величественные скульптуры. Для участия в конкурсе были привлечены семь великих скульпторов, но, в соответствии с указаниями Папы, они должны были выполнить эскизы, подготовленные художником Карло Маратта. Художники приняли условия, и единственным, кто взбунтовался, был Пьер Легро. Его работы были созданы по его индивидуальным проектам. Интересно, что Иуда и Матфей (как все понимают) не были включены в число апостолов. Последний был заменен Святым Павлом. Скульптуры были выполнены Пьером-Этьеном Монно («Петр» и «Павел»), Франческо Моратти («Симон»), Лоренцо Оттони («Иуда Фаддей«), Джузеппе Маццуоли («Филипп»), Анджело Де Росси («Иаков меньший»), Камилло Рускони («Андрей», «Иоанн Евангелист», «Матфей» и «Иаков больший») и упомянутым выше Пьером Легросом.
Балдахин — может быть, самым ценным памятником церкви считается готический балдахин, выполненный в четырнадцтом веке. Как уже говорилось выше, под ним находится алтарь, который содержит остатки стола, за которым, как гласит предание, Святой Петр делал мессу. По преданию, такое случилось в доме римского сенатора Корнелия Пуденса (на фундаменте его виллы была построена базилика Святого Пуденциана). Купол был покрыт фресками Барна да Сиена (на картинах изображены Распятие, Благовещение, Коронация Марии и Христа Доброго Пастыря и многих святых). Здесь хранится одна из довольно значительных католических реликвий: головы святых Петра и Павла!
Апсида — недоступна для верующих, но видна из-под навеса. Мозаика, размещенная здесь, была создана в тринадцатом веке, но легенда говорит, что образ Иисуса еще древнее и появился прекрасным образом после постройки базилики. К 19 веку памятник пришёл в такое ветхое состояние, что его понадобилось обновлять. По мнению некоторых искусствоведов, многие оригинальные детали мозаики были стерты во время работы. Вся картина состоит из трех секций расположенных горизонтально: верхняя — это небо и Христос в окружении ангелов, ниже мы видим Марию и святых, собравшихся вокруг креста (небольшая коленопреклоненная фигурка в тиаре — отец Николай IV). Самый ряд снизу (разделенный окнами) — это фигуры апостолов. Если приглядеться, то между ними можно заметить 2-ух коленопреклоненных монахов. Это создатели средневековой мозаики Якопо Торрити и Якопо да Камерино .
Другие — необходимо выделить эти предметы обстановки, как:
- Пол — это, наверное, один из некоторых элементов бывшей базилики. Частично реконструированная в девятнадцатом веке (в апсиде), большая ее часть относится к периоду средневековой перестройки и была сделана художниками Космати. Интересной особенностью являются мраморные голуби с оливковой ветвью в клюве, которых можно заметить между нефом и боковыми нефами. Вопреки видимости, это не символы мира, а герб рода Памфилиев, из которого происходил отец Иннокентий X — инициатор реконструкции базилики.
- Скульптура императора Константина — размещена в притворе (нартексе), скульптура изображает императора в сенаторской одежде. Его наличие удивлять не должно, ведь собственно Константин уложил конец преследованиям христиан. По мнению искусствоведов, генезис установки скульптуры здесь немного другой. Раньше в Латеране был собран большой ряд римских памятников (например как знаменитая Капитолийская волчица или скульптура Марка Аврелия). Это было частью папской политики; епископы Рима отожествляли себя единственными наследниками Римской империи (в отличие от немецких императоров, к которым они относились как к подчиненным правителям). Согласно другой интерпретации, скульптура изображает не Константина Великого, а его сына Констанция II.
- Двери — центральные ворота в базилику — являются гениальным произведением древнего искусства. Сначала они расположились в здании под названием Курия Иулия (место совещаний Сената на Римском форуме), но были перенесены сюда Папой Александром VII. Рядом с ними можно заметить говоря иначе Porta Santa (ворота с изображением креста, Марии и герба Папы Иоанна Павла II), дверь, которая открывается только в Юбилейный год.
Практическая информация
Полное название базилики Святого Иоанна в Латеране — Папская архбазилика Пресвятого Спасителя, Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в Латеране, Матери и Главы всех церквей города и мира (итал. Arcibasilica Papale del SS.mo Salvatore e dei Santi Giovanni Battista ed Evangelista al Laterano, Madre e Capo di tutte le Chiese della Citta e del Mondo , ang. St. John Lateran Archbasilica, St. John Lateran Basilica, St. John Lateran ).
Адрес Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4, 00184 Рим, Италия.
Дни и рабочие часы
Базилика открыта каждодневно с 07:00 утра до 18:30 вечера. Внутренний двор открыт для посещения с 09:00 утра до 18:00 вечера, а музей — с 10:00 утра до 17:30 вечера.
Цены на вход
Посещение базилики бесплатно, а музея и внутреннего двора — за дополнительную плату.
Внутренний двор — Архбазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме