Современный вид Берлина считается результатом бурной городской истории в двадцатом веке и его расположения в сильно заболоченной и болотистой местности, что осложняет строительство предельно высоких зданий.

Сони Centre в Берлине — вид из кафе Немецкой киноакадемии

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

О негостеприимной земля Берлина, по мнению многих строителей, напоминают проходящие над уровнем улицы разноцветные трубы, с которыми сталкивается практически каждый посетитель центра немецкой столицы. Сначала они могут показаться художественными инсталляциями какого-либо амбициозного художника, однако у них более прозаическая функция — они отводят воду со площадок строительства и потом транспортируют ее в городскую канализацию.

В нашей статье мы собрали варианты зданий или целых районов, составляющих послевоенный горизонт Берлина. Мы сосредоточились на периоде с конца Второй мировой до начала XXI века, и собственно благодаря этому мы не включили в наш текст варианты архитектуры более поздних лет.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Короткое введение в историю Берлина 20-го века

Самое большое влияние на вид современного Берлина оказала бурная история города. Первые изменения историчного облика столицы Германии случились еще до начала Второй мировой, когда был запущен план Germania, целью которого было создание нового, идеального с точки зрения нацистов города. Ответственным за проект был Альберт Шпеер, создатель комплекса съезда партии в Нюрнберге. Нападение на Польшу и начало военных действий прервали строительство новой столицы, а после завершения войны все построенные сооружения были снесены.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Рейхстаг и стеклянный купол — Берлин

В апреле и мае 1945 года наступление Советской Армии и осада Берлина продолжались. По прошествии этого времени здания истории были практически полностью стерты с лица земли. Немецкая столица располагалась в таком плохом состоянии, что британские и американские посланники не смогли найти ни одного места, где можно было бы провести Третью конференцию антигитлеровской коалиции. В итоге союзники остановили собственный выбор на соседнем Потсдаме и дворце Цецилиенхоф.

После войны Берлин был поделен на четыре оккупационные зоны, хотя в действительности он был поделен на Западный Берлин (оккупационные зоны Франции, США и Англии) и Восточный Берлин (советская оккупационная зона). В одной городской части стали царить модернизм и тонкие формы, а в другой — социалистический реализм и величественные колоссы.

Смотря на архитектуру Берлина с сегодняшней точки зрения, тяжело не оценить события 1961 года, когда под покровом темноты началось строительство Берлинской стены, отрезавшей Западный Берлин от ГДР и в тоже время «изъявшей» из городской ткани широкую полосу земли длиной в пару десятков километров.

После объединения Германии в 1990 году и окончательного демонтажа укреплений, разделявших город, была отвоевана земля, на которой можно было построить сегодняшние строительные комплексы. В 1991 году Берлин вновь стал столицей всей страны, что потребовало строительства множества правительственных комплексов.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Мост, объединяющий здания Мари-Элизабет-Людерс-Хаус и Пауль-Лёбе-Хаус

Купол над Рейхстагом и правительственный комплекс на 2-ух берегах реки Шпрее

Стеклянный купол на верхушке здания немецкого парламента (по-немецки: Рейхстаг) считается одним из самых важных символов объединения Германии, а еще одной из самых известных достопримечательностей Берлина и панорамной точкой обзора.

Здание Рейхстага было построено в конце 19 века, но к концу Второй мировой оно находилось в состоянии, близком к разрушению. После войны Рейхстаг стал частью Западного Берлина, власти которого решили изменить здание в тематике Девятнадцатого века, хотя и без купола. Здание применялось в качестве конференц-центра до объединения страны.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Стеклянный купол — Рейхстаг, Берлин

Решение о реконструкции комплекса было принято после возвращения столицы в Берлин в начале 1990-х гг. Идея заключалась в новом открытии, символическом разрыве с мрачным прошлым, что означает современное окончание, абсолютно прекрасное от монументального фасада 19 века.

Норман Фостер, прославившийся рядом смелых проектов в Англии, был приглашен для подготовки техзадания. Его первая идея была отвергнута, но в итоге было обнаружено решение, которое устроило клиента.

Рейхстаг был увенчан современным и полностью застекленным куполом. Благодаря пандусам мы можем подняться практически на самый верх. Вход в купол бесплатный — но нужно заранее зарезервировать время для посещения на официальном сайте немецкого парламента. Вы можете лично подняться на купол или взять одну из 2-ух (бесплатных) поездок с гидом, чтобы осмотреть пленарную камеру.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Мост, объединяющий здания Мари-Элизабет-Людерс-Хаус и Пауль-Лёбе-Хаус

Рядом с Рейхстагом, по двум сторонам Шпрее, были построены два правительственных здания: Дом Марии-Элизабет-Людерс и Дом Пауля-Лёбе. Здания соединены двухэтажным мостом — нижний уровень доступен для всех, а верхний — лишь для сотрудников. Это еще один из проектов, символизирующих воссоединение страны — до 1990 года Шпрее была границей между Восточным и Западным Берлином.

Но можно испытывать смешанные чувства по поводу архитектуры таких 2-ух зданий. Они были созданы в современном стиле, хотя строгость их формы может вызвать ассоциации с соцреалистическими зданиями.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Дом мировых культур (Haus der Kulturen der Welt)

Холодная война между Востоком и Западом проявилась не только в гонке вооружений, но также и в архитектуре. Ответом на величественные колоссы, построенные властями Восточной Германии, должен был стать современный конгресс-комплекс, который построили в 1957 году по случаю Международной строительной выставки (Interbau). За проектирование здания отвечал американец Хью Стаббинс. Выбор этого архитектора не был случайным, так как в 1940 году Стаббинс был ассистентом Вальтера Гропиуса, основателя немецкой школы искусств и специальностей Баухаус, о которой мы напишем чуть позже в данной статье.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Дом мировых культур — Берлин

Здание было построено в Тиргартене, недалеко от речного берега Шпрее, в нескольких минутах пешком от здания Рейхстага. Хотя здание было запроектировано более 60 лет тому назад, его раковинообразная форма (в виде верхней половины открытой устрицы) также выглядит стильно и, должно быть, приводила в восторг (или шокировала) здешних обитателей при строительстве. К большому сожалению, нынешнее здание не считается оригинальным — крыша обрушилась в 1980 году, но через семь лет здание было восстановлено в первоначальном виде.

Сейчас в бывшем конгресс-комплексе находится центр искусств под названием Дом мировых культур (Haus der Kulturen der Welt), где проводятся разные выставки и мероприятия.

Напротив входа, в небольшом бассейне, стоит монументальная бронзовая скульптура Генри Мура.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Здание Госсовета ГДР

Выстроенное в 1962-1964 годах здание Госсовета ГДР (нем.: Staatsratsgebaude) считается примером того, что величественные здания Восточного Берлина не всегда должны быть подавляющими. В силу использования многочисленных окон (они занимают большую фасадную часть), вытянутое здание кажется очень радушным.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Здание Госсовета ГДР

У этого здания есть один элемент, который не подходит в общую картину — необычный барочный портал из историчного Берлинского замка (Berliner Schloss). Почему такой оригинальный предмет? После войны власти Восточной Германии демонтировали замок как символ прусского империализма, однако они не имели возможности просто устранить один из порталов — ведь собственно с балкона над воротами Карл Либкнехт 9 ноября 1918 года объявил о создании свободной социалистической республики. Либкнехт был убит всего 3 месяца спустя, впрочем после создания ГДР он стал одним из символов нового режима.

Замок в Берлине располагался на реконструкции в течение многих лет и, в конце концов, будет открыт в качестве культурного центра в 2020 году. Один из порталов замка будет точной копией спасенного оригинала.

Сейчас в здании Госсовета ГДР размещается университет. Находясь в данном районе, стоит заглянуть в середину. На задней стене сбереглась роспись в тематике соцреализма.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Александерплац и телебашня

Александерплац (площадь Александра) и телебашня высотой практически 370 метров (Berliner Fernsehturm) стали современным символом Берлина, а раньше были демонстрацией власти восточногерманского режима. Данный район был основным центром культуры восточной городской части. Телебашня крутится на 360 градусов, внутри есть ресторан и площадка для осмотра.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Вид на телевизионную башню (Berliner Fernsehturm) с площадки для осмотра высотного дома Stadt Berlin

Во время застройки района вокруг площади были построены первые в ГДР небоскребы. Первым построили Дом учителя (Haus des Lehrers), который отличается фреской на третьем этаже, изображающей сцены из жизни рабочего люда в городах и деревенской местности. Работа называется «Наша жизнь» (нем.: Unser Leben).

В ином из высоких зданий, 41-этажном Stadt Berlin (в котором сейчас находится отельный комплекс Park Inn Berlin), есть площадка для осмотра — дешевле и, мы считаем, лучше, чем на телебашне, так как нас не разделяет стекло и мы видим городской горизонт с известной башней.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Баухаус-архив и модернистские жилые комплексы

Баухаус — это художественно-ремесленный колледж, основанный в 1919 году, который, не обращая внимания на свое недолгое существование, произвел революцию во взглядах на архитектуру. Родоначальник Баухауса, Вальтер Гропиус, мечтал создавать стильные и элегантные вещи, которые были бы обычными и недорогими в производстве, чтобы они были доступны типичным людям, а не только богатой аристократии. Баухаус стал ответом людей искусства на тяготы обычной жизни в разрушенной Веймарской республике.

В 1932-1933 годах университет переселился в Берлин и под управлением Людвига Миса ван дер Роэ сосредоточился на архитектуре. Ван дер Роэ, вместе с французом Ле Корбюзье, считается одним из пионеров очень востребованных во всем мире жилых кварталов, в которых любой имеет достойные жизненные условия. Под достойными условиями мы предполагаем такие явные для нас с сегодняшней точки зрения удобства, как доступ к дневному свету или туалеты, которые в доходных домах были роскошью для богатых.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Баухаус-архив — Берлин

В послевоенном Берлине также построили Баухауз-Архив по паре измененному проекту его основателя Вальтера Гропиуса, где мы узнаем больше об основании и достижениях движения. К большому сожалению, до 2022 года комплекс Bauhaus-Archiv закроется до окончания ремонта. Часть коллекции была перемещена во временный музей, находящийся в районе Шарлоттенбург.

Напротив здания Баухаус-Архив стоит современное здание Konrad-Adenauer-Haus со стеклянными поверхностями стен, где находится главный офис партии ХДС.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Конрад-Аденауэр-Хаус — главный офис партии ХДС, Берлин

Если вы хотите увидеть архитектуру Баухауса в действительности, можете отправиться в жилой район Сименсштадт (район Шарлоттенбург). Перед некоторыми зданиями бывают даже информационные щиты. Прогулку по жилому комплексу Сименсштадт лучше всего соединить с посещением дворца Шарлоттенбург, так как они размещены относительно недалеко между собой.

Некоторые из самых основных архитекторов школы Баухаус, включая Вальтера Гропиуса, участвовали в создании комплекса Сименсштадт. Поместье было построено для обеспечения жильем рабочих завода Siemens. В 2008 году Сименсштадт, вместе с пятью другими комплексами, был включен в список Всемирного достояния ЮНЕСКО.

В Берлине также находится один из вышеупомянутых проектов Ле Корбюзье — Жилищный блок (Unite d’Habitation, адрес: Flatowallee 16), который можно посетить с экскурсией.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Берлин — молл Galeries Lafayette (квартал 207)

Три торговых комплекса на Фридрихштрассе

После объединения Берлина Фридрихштрассе стала одной из крупных городских достопримечательностей. В 1990-х годах вдоль нее были построены три торговых комплекса, названные Quartier 205, Quartier 206 и Quartier 207, которые стоят один за другим по всей длине исторической площади Жандарменмаркт.

Каждое из трех зданий было построено в собственном стиле и отличается разнообразными особенностями. Они все соединены между собой подземной дорожкой.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Первое из зданий (если взглянуть с северной стороны) — Quartier 207, в котором находится Galeries Lafayette, филиал знаменитого парижского торгового комплекса. Жан Нувель, который стал знаменит в 1980-х годах как дизайнер Института арабского мира в Париже, отвечал за дизайн здания.

Galeria Lafayette отличается несколькими архитектурными особенностями, включая: величественные стеклянные конусы, установленные в самом центре здания, полностью застекленный фасад и вертикальный сад над основным входом с названием галереи.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Берлинский молл Quartier 206

Смотря на следующее здание, оно называется Quartier 206, можно заметить ностальгию по межвоенному Берлину. Издали фасад дома притягивает взгляд собственными симметричными формами и горизонтальными полосками.

К особенностям интерьера здания относятся: узоры геометрической формы на полу, самонесущая лестница винтового типа и разные отсылки к декоративному стилю ар-деко. Внутри работают дорогие бренды и кафе. За проектирование здания отвечал американец Генри Н. Кобб.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Этот архитектор стал знаменит как создатель многих американских небоскребов, однако у него был и эпизод, связанный с Польшей. В 1947 году, в возрасте 21 года, он приехал в Варшаву в рамках научного проекта, где сделал приличное количество фотографий разрушенной польской столицы. Его цветные фото дают представление про то, как выглядела послевоенная Варшава.

Последнее из зданий, Quartier 205, может показаться на первый взгляд наименее интересным. Но не забудьте заглянуть в середину, где в центре возведена колонна, которая создана из металлолома.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Берлин — молл Quartier 205

Вертикальный сад в книжном магазине Dussmann das KulturKaufhaus

Еще одно примечательное здание на Фридрихштрассе — книжный магазин Dussmann das KulturKaufhaus. Здесь спрятано настоящее сокровище — всю внутреннюю тыльную стенку здания занимает красивый вертикальный сад с несколькими тысячами видов растений.

Площадь сада будет примерно 270 метров квадратных. Французский ботаник Патрик Блан был ответственен за дизайн этого оригинального произведения. Лучший вид на сад открывается из кафе (в самом центре которого установлен открытый аквариум) или с лестничной клетки, ведущей вниз.

Перед тем как мы дойдем до конца здания, мы пройдём мимо еще одного оригинального артефакта — скульптуры древнего сфинкса, которая датируется периодом правления женщины-фараона Хатшепсут, жившей в пятнадцатом веке до нашей эры. Сфинкс находится в регулярном использовании одного из берлинских музеев.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Парижская площадь и проспект Унтер-ден-Линден

Протянувшаяся перед Бранденбургскими воротами площадь Паризер Платц (Парижская площадь) является одним из прекрасных примеров успешной послевоенной регенерации. Большинство зданий здесь пострадало от бомбардировок, а практически сразу после окончания войны за знаменитыми воротами прошла Берлинская стенка, поэтому никто не думал о восстановлении или перепроектировке исторической презентабельной площади.

Исключительно после объединения Германии начались разговоры про то, как оживить Парижскую площадь. Идеи варьировались от полной реконструкции зданий истории до полной перепланирования площади. В конце концов, был достигнут компромисс: были возведены современные здания, но историческая планировка, стиль и высота были сохранены.

Сама площадь была восстановлена до состояния, близкого к первоначальному, включая фонтаны и мощение. Финальный результат удостаивается восхищения. Более того, современные фасады никак не портят барочную атмосферу площади.

Там стоит заглянуть в здание Академии искусств с крышей из стекла. Внутри вы сможете увидеть мосты, дорожки и красочный потолок.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Парижская площадь замыкает исторический проспект Унтер-ден-Линден двумя рядами зданий в различных стилях — от несочетаемого и монументального до преувеличения российского посольства до Немецкого музея Истории в здании бывшего арсенала.

Последнее здание отличается современным застекленным павильоном в задней части, а еще застекленной крышей, ограждающей внутренний двор.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Немецкий музей Истории (Deutsches Historisches Museum) — Берлин

Потсдамская площадь

Заполненная современными небоскребами и зданиями, Потсдамская площадь считается символом изменения Берлина после объединения. До войны Потсдамская площадь была одним из очень оживлённых мест в столице, на ней расположились один из главных ЖД вокзалов, пересадочные узлы и гостиницы. Впрочем в результате воздушных налетов союзников Потсдамская площадь преобразовалась в груду развалин, а в 1960-х годах на ней была выровнена Берлинская стенка, что полностью решило ее судьбу.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

После объединения страны был предпринят отважный проект по созданию на обломках центра современного Берлина, заполненного небоскребами и стеклянными зданиями. В ходе ревитализации Потсдамской площади было построено около 20 зданий и проложено 10 новых улиц. Одним из архитекторов, ответственных за проектировку, был житель Италии Ренцо Пиано, чье бюро по заказу компании Daimler спроектировало комплекс из нескольких зданий в южной части обновившейся площади.

Но самым большим символом большой перепланирования считаются не проекты жителей Италии, а величественный Сони Center, имеющий форму амфитеатра с внутренним двором, закрытым куполом, напоминающим раскрытый зонт. Строительство этого потрясающего здания финансировалось властями японского конгломерата. Внутри, кроме штаб-квартиры Сони, находятся кинотеатры, кафе и культурные заведения.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Если вы хотите посмотреть на внутренний двор сверху, у нас есть для вас подсказка. Немецкая киноакадемия (dffb, German Film and Television Academy Berlin) располагает собственной офисом в южном крыле здания. Их кафе на девятом этаже открыто для посетителей и имеет террасу, выходящую прямо во внутренний двор. Просто поднимитесь на лифте на этаж выше и можете отправиться в кафе.

Еще одно здание, заслуживающее внимания, — башня Колльхофф высотой 101 метр со специфическим коричневатым фасадом. На верхнем этаже здания открыта площадка для осмотра PANORAMAPUNKT, к которой ведет один из наиболее быстрых лифтов в странах Европы.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Среди прочих интересных зданий — молл Potsdamer Platz Arkaden, в самом центре которого высажены деревья, и главный офис компании Daimler с характерными толпами.

С востока Потсдамская площадь находится рядом с реконструированной 8-ми Лейпцигерплац (Лейпцигерской площадью), вокруг которой также построены современные здания, в том числе молл Mall of Berlin.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Лейпцигер Плац в Берлине

Культурфорум — «Музейный остров» Западного Берлина

Одним из последствий послевоенного разделения Берлина стало отделение художественных произведений и оставление самых важных культурных учреждений на восточной стороне. Чтобы создать противовес знаменитому Музейному острову, власти Западного Берлина начали строительные работы культурного центра «Культурфорум».

Проект предусматривал строительство нескольких зданий в современном стиле. Работы по строительству по большей части велись в 1950-х и 1960-х годах, однако некоторые здания были возведены в намного современное время.

Культурфорум — Берлин

Культурфорум» прилегает к перестроенной Потсдамской площади, что, как ни удивительно, как минимум, мы считаем, немного работает против комплекса. Современные здания офисного типа со стеклянными поверхностями стен означают, что Культурфорум, не обращая внимания на свой стильный вид, несколько затенен соседними зданиями.

Наиболее знаковым из зданий, возведенных в рамках Культурфорума, считается Берлинская филармония (нем.: Berliner Philharmonie). Хотя здание было построено между 1960 и 1963 годами, его обтекаемые формы до сих пор не состарились. Второе по известности здание — Новая национальная галерея (нем. Neue Nationalgalerie), спроектированная Людвигом Мис ван дер Роэ.

Самым новым из зданий, построенных в рамках Культурфорума, считается Галерея живописи (Gemaldegalerie) конца 1990-х гг. Поразительно, однако данный музей не считается одним из очень востребованных в Берлине — можно даже сказать, что он пустует если сравнивать с заведениями Музейного острова. Это тем более странно, что учреждение может похвастаться одной из очень больших коллекций старых специалистов в странах Европы.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Галерея может похвастаться, к примеру, несколькими работами Рембрандта, знаменитой работой «Голландские пословицы» Питера Брейгеля, картинами Рафаэля, Тициана, Караваджо или Вермеера. Любители искусства могут провести в галерее до пары часов, и, из-за многообразия тем, здесь тяжело заскучать.

Николаивиртель — восстановление старейшего района Берлина

Одним из очень смелых проектов властей Восточного Берлина была реконструкция историчного района Николаивиртель, который был практически уничтожен во время воздушных налетов Второй мировой.

Гюнтер Штан руководил проектом реконструкции, и претенциозное начинание было реализовано в 1980-1987 годах по случаю 750-летия основания Берлина.

В ходе реконструкции была сохранена историческая планировка улиц и воспроизведены некоторые исторические фасады и здания — в частности, церковь Святого Николая (нем. Nikolaikirche), некоторые фонтаны и скульптуры или дворец Ефрема. Последний, однако, находится на другом месте, чем его исторический образец.

Ряду других зданий были приданы современные фасады, которые, возможно, имели современный характер во время их строительства, однако в данное время напоминают обыкновенные многоквартирные дома. Жаль, что не была проведена полная реставрация в историческом стиле, хотя, учтя отношение властей ГДР к довоенным, империалистическим временам, это тоже вряд ли поразительно.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма и молл KaDeWe

Еще одним символом послевоенного восстановления Берлина считается Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedachtniskirche), построенная в 1961 году, которая в себе совмещает модернистское видение и воспоминания об ушедших временах.

Первая Мемориальная церковь была построена в конце 19 века в неороманском стиле по просьбе кайзера Вильгельма II, который хотел построить величественное сооружение, чтобы уважить память собственного деда Вильгельма I.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Вид на старую и новую мемориальную церковь кайзера Вильгельма в Берлине

Здание впечатляло собственным величием, а его центральная башня (одна из пяти) была одной из наивысших точек в городе. Конец церкви наступил в ноябре 1943 года. Как и остальные здания, Мемориальная церковь была разрушена во время воздушных налетов. От замечательного здания остались лишь развалины.

После завершения войны начались споры о возрождении/восстановлении церкви. Идеи были очень и очень разные: от полного разрушения старой церкви и строительства новой до создания мемориала внутри руин. В итоге было подобрано переходное решение — оставить центральную башню историчного здания в руинах и окружить ее модернистским ансамблем зданий: новой Мемориальной церковью в восьмиугольном плане и колокольней в шестиугольном плане.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Стены новых зданий покрыты панелями в форме сот. Уникальный вид интерьера храма создают голубые витражи, которые состоят из более чем 21 000 элементов из стекла.

А как модернистский дизайн выдержал испытание временем? Что ж, это дело вкуса, но, согласно нашей точке зрения, Берлинская филармония и Дом мировых культур сегодня выглядят намного лучше, потому что они также выглядят стильно.

От Мемориальной церкви кайзера Вильгельма на юге расходятся две знаменитые торговые улицы Берлина.

На востоке находится Курфюрстендамм, длина которой составляет более 3 километров. До объединения Германии это была главная торговая улица Западного Берлина, хотя в последние несколько десятков лет она несколько утратила собственное обозначение. На улице Кудамма, как ее коротко называют жители этих мест, вы также не найдете много примеров достойной внимания послевоенной архитектуры.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Молл KaDeWe в Берлине

Гораздо более интересной представляется приблизительно 500-метровая Тауэнциенштрассе, расходящаяся на юго-запад. Его жемчужиной считается один из наиболее больших и шикарных торговых комплексов в странах Европы — Kaufhaus des Westens (коротко KaDeWe). Хотя комплекс построили до войны, он был сильно повреждён воздушными налетами союзников. Практически сразу после войны KaDeWe восстановили, а потом перестроен и модернизирован. Внутри, кроме магазинов, есть также продуктовый деликатес. Ассортимент товаров со всего мира большой, хотя цены здесь также одни из наивысших в городе.

Гуляя по улице Тауэнциенштрассе, вы сможете увидеть еще несколько примечательных современных фасадов и пройдёте мимо массивной скульптуры из нержавейки, которая была сделана к 750-летию основания Берлина.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Скульптура из нержавейки к 750-летию Берлина (Тауэнциенштрассе)

Картина в тематике соцреализма на стенке здания Detlev-Rohwedder-Haus

При описании штаб-квартиры Госсовета ГДР мы говорили картину в тематике социалистического реализма, украшающую тыльную стенку этого здания. Еще один аналогичный памятник в данном стилевом решении сохранился в Берлине — фреска на внешней стенке здания Детлев-Роведдер-Хаус.

Фреска длиной 18 метров изображает характерно идиллический образ трудового населения городов и деревень: улыбающиеся фермеры, поющая процессия, инженеры, работающие над восстановлением страны.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Социалистическая реалистическая картина на стенке здания Detlev-Rohwedder-Haus — Берлин

Больше всего поражает тот момент, что картина была создана на изразцах знаменитой Мейсенской мануфактуры. Макс Лингнер отвечал за проект одновременно с группой приглашенных художников, работа продолжалась с 1950 по 1952 год.

Фреска украшает наружную стену с северной стороны здания, выходящую на Лейпцигерштрассе.

Сам комплекс Detlev-Rohwedder-Haus заслуживает упоминания в этот момент. Это здание офисного типа длиной практически 250 метров было построено в 1935-1936 годах, в нем размещался штаб ВВС Германии. На момент окончания строительства это был очень большой офисный комплекс в мире с практически 3 000 комнат. Здание пережило военные потрясения практически невредимым и с той поры применялось в качестве штаб-квартиры самых разных министерств.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Еврейский музей по плану Даниэля Либескинда

Еврейский музей Берлина доказывает, что для некоторых музеев символизм архитектуры может быть не менее важен, чем коллекция, выставленная в его стенах.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Еврейский музей Берлина

Музей состоит из 2-ух зданий: историчного дворца XVIII века в барокко стиле (Kollegienhaus) и прилегающего к нему современного крыла, выстроенного в 1990-х годах. Два крыла стоят независимо друг от друга и соединены незаметным метро.

Ответственным за увеличение объекта был уроженец Лодзи Даниэль Либескинд, который выиграл конкурс на проект увеличения музея в 1989 году у более чем сотни кандидатов. Либескинд сконструировал строительство узкого, «зигзагообразного» здания, фасад которого полностью покрыт жестяными листами. Внутри здания абсолютно свободные пространства были очерчены в постоянной манере, выражая трогательным образом пустоту тех, кто был убит в 1930-х и 1940-х годах.

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

Архитектура послевоенного Берлина - модернизм, социалистический реализм и современные здания

После окончания строительства нового крыла Либескинд взялся за реконструкцию бывшего дворца в барокко стиле и использовал решение, аналогичное Рейхстагу, закрыв открытый двор в задней части дворца крышей из стекла и стеклянной стеной, таким образом соединив архитектуру барокко с современной архитектурой.

Рядом с новым крылом был возведен символический памятник «Сад выдворения» (Garten des Exils), который состоит из 49 наклонных столбов из бетона, увенчанных оливковыми деревьями.