«Вы уже ездили на байке?» — задал вопрос парень с озабоченным выражением лица.
«О, да», — соврал я, неуклюже ступая на дрожащий мотоцикл.
«Хорошо», — сказал он, протягивая руку, чтобы коснуться моей правой руки. «Акселератор.
И тормоза», — он похлопал лопаткой по моим костяшкам, — «А это зарядка». Он указал на серию зеленых огоньков, мигающих на панели приборов.
«Понял», — кивнул я. Я подождал, пока он вернется в гостиной дом, перед тем как повернуться к Дэйву. «Я не могу этого сделать», — сказал я. «Это слишком тяжело».
«Это просто», — возразил он со знающей улыбкой. «И это электрические велосипеды, так что я считаю, что их максимальная скорость будет примерно двадцати километров в час. Хорошо и плавно».
Мои глаза расширились, когда я представил себя врезающимся в стенку на высокой скорости. «Хорошо», — сказал я в конце концов, ковыляя к дорожной обочине. «Значит, я просто кручу ручку, так?»
«Крути плавно», — поправил он меня. «И не забывай, что в Мьянме ездят с правой стороны».
С колотящимся в груди сердцем я осторожно повернул руку назад и переселился дорогу с некоторым подобием контроля. Я выровнялся по краешку дороги и начал прыгать по выбоинам со скоростью два километра в час. Меня обогнала лошадь с повозкой.
Я проехал сто метров, не погибнув, и остановился, чтобы перевести дух. Я обернулась, чтобы улыбнуться Дэйву, который жаждал услышать все о том, какая я одаренная.
«Детка», — позвал он. «Ты должна ехать быстрее».
«Что ты имеешь в виду? Я и так ехала быстро».
Он поднял бровь в ответ.
«Неужели нет?» задал вопрос я.
«Тебя обгоняли пешеходы».
Второй раунд. Мне необходимо было показать Дэйву, что я могу это поднять. Я стиснул зубы и опять дернул за ручку, мчась вперед на самой большой скорости.
Я была неуправляема, но не признавала это. Вместо этого я потянул назад сильнее, пока не смог больше крутить ручку. Я посмотрел вниз на собственное переднее колесо, которое сейчас зигзагообразно проносилось по камням и выбоинам. Мотоцикл с ревом обогнал меня, и я в панике бросился с дороги.
Используй тормоза! напомнил я себе, но я забыл, где есть мои тормоза. Грязь преобразовалась в траву, и вот я уже лечу в канаву. Мои пальцы нащупали прохладные металлические лопатки и сжали их в направлении ко мне. Громкий визг наполнил воздух, но я не замедлился. О, точно, мне необходимо удалить руку с педали газа. Я отпустила газ, затормозила, проскочила по траве и остановилась.
«Черт возьми, Лорен», — простонал Дейв. «Ты уверена, что не хочешь взять тур автобусом?».
Столько пагод, а времени мало!
Понадобилось где то час, чтобы научиться уравновешивать, поворачивать, тормозить и объезжать препятствия, а потом мы были готовы ехать.
На равнинах Багана расположено более 2 000 храмов, и у нас было четыре дня, чтобы потрудиться увидеть чем побольше. И это может быть все более сложной задачей, если вы, как и мы, не любите планировать. К счастью, кто-то оставил потрепанную карту в корзине одного из велосипедов, так что мы могли притвориться, что хорошо подготовились. На карте было отмечено, пожалуй, пара сотен храмов, и они были раскинуты фактически всюду. Что сделать? Что сделать?
Мы наугад подобрали направление и отправились исследовать.
Смертомобили
Я уже собирался сказать вам, чтобы вы приготовились к тому, что путеводитель по Багану будет абсолютно бесполезным, так как я не знаю, как называются мои любимые храмы. И даже не знаю, где они находятся на карте. К счастью, Дэйв уже писал о нашем пребывании в Багане, поэтому я беру названия из его статьи.
К моему удивлению, моими любимыми храмами оказались крошечные храмы, которые даже не были отмечены на карте. Для меня настоящее удовольствие от Багана заключалось в том, что у меня был свой личный набор колес и я мог останавливаться в любом интересном месте. Это не то место, куда стоит ехать с экскурсией.
Дэйв фотографирует закат.
До того времени, как мне стало понятно, как ездить на электровелосипеде, не умирая, в первый день мы были уже далеко за полдень и рисковали пропустить закат.
«Итак, где ты хочешь его посмотреть?» задал вопрос я Дэйва.
«Не знаю», — пожал он плечами.
«Хочешь просто покататься и посмотреть, где мы окажемся?».
И собственно так принимается большинство решений о наших путешествиях. Как сказал мне Дейв, он не уверен, что это связано с опытом путешествий, усталостью от путешествий или апатией. Что бы это ни было, в этом случае это оказалось рациональным решением. Мы поехали по дороге в сторону Старого Багана, подобрали случайную грунтовую дорожку, тянущуюся слева от нас, и поехали по ней.
Замечательный храм (или пагода?), с мерцающими отражениями на плитках, когда солнце опускалось ниже. Но он был недостаточно высок для хорошего вида на закат, таким образом мы опять сели на велосипеды и погнали солнце дальше по трассе.
Через определенный промежуток времени мы наткнулись на Дахмаян, вдоль которого стояли туристические автобусы и фыркали лошади. Увернувшись от скопления людей, мы бросились в середину и поднялись по поломанной лестнице, в которой сбереглось всего около пяти ступенек.
Мы добрались до самого верха, и нас повстречал узкий выступ окна. Я встала на него, свесив ноги через край, и ждала, пока Дейв присоединится ко мне. Даже великолепный закат не имел возможности отвлечь меня от мысли про то, что скоро нам придется спускаться по разбитой лестнице в темноте. А потом ехать назад в Баган по оживлённой, пыльной, покрытой выбоинами дороге без освещения улиц.
Было много хныканья.
Второй день, и мы собирались провести его приблизительно также, как и предыдущий: выбрать направление и посмотреть, что мы найдем. Я знаю, это заставляет меня звучать как самого ленивого и неподготовленного туриста, но собственно в этот день мне стало понятно, что это оптимальный способ исследовать Баган.
Идти к популярным храмам и иметь дело с дюжиной лоточников, пытающихся продать вам картины, безделушки, воду, одежду, фото рамки…
Или можете отправиться в храм, находящийся в сотне метров от этого, и побродите по так же потрясающему храму, но будьте там единственными людьми.
Или, если вам действительно повезет, вы попадете в очень распространенный храм, в этом случае Пья-тха-да, откуда открывается самый лучший из видов на Баган, и сумеете успеть посетить его между туристическими группами, предоставив место самому себе.
Через двадцать минут после прибытия группа из 50 человек поднялась к нам, сигнализируя, что нам пора уходить, но я уверен, что если бы мы подождали еще двадцать минут, все опять было бы тихо. Лучше не придерживаться никакого расписания.
Мы опять сели на велосипеды и плавно, нервно поехали по песчаной дорожке в поиске более уединенного места. Разумеется, мы остановились возле храма Ананда, одного из наиболее популярных и хорошо оставшихся мест в Багане. Но, что поразительно, мы подобрали прекрасное время для посещения и повстречали очень мало людей.
Изюминкой Ананды были четыре очень большие золотые скульптуры Будды.
Пора отправиться на охоту за Буддой! Я большой любитель всех храмов Юго-Восточной Азии, и одним из моих самых ярких впечатлений в Багане было наблюдение за Буддами очень разных форм, размеров, цветов и поз.
Время заката! На этот раз мы исследовали и нашли Shwe-Leik-Too, место недалеко от нашего гостевого дома, которое, как говорили, было относительно тихим. Это оказалось правдой. Всего двенадцать человек и заноза в заднице — дрон. Боже, какие же они громкие.
Чтобы подняться наверх, понадобилось без обуви пробираться по очень узким ступенькам, а потом еще раз сесть на карниз, свесив ноги в воздух. А потом — великолепный закат.
Остаток нашего пребывания в Багане прошёл в рутине: пару часов утром на велосипедах вокруг места, которое мы подобрали наугад на карте, несколько часов днем, расслабляясь в бассейне нашего гостевого дома, и прогулка вечером, чтобы налюбоваться закатом. Это был идеальный способ увидеть Баган, и я с удовольствием мог бы провести две недели, занимаясь только этим. И все равно не увидел бы всего.
Где я остановился:
Я остановился в отеле Bagan Wynn Hotel и заплатил 45 долларов за ночь за самый лучший из отелей в Багане. Уж поверьте мне: в этом городе чертовски много небрежного жилья! Что мне понравилось в Bagan Wynn, так это бассейн. Я уже упоминал выше, что он быстро стал основным в моих исследованиях; нет лучшего ощущения, чем погружение в воду после жаркого и потного утра, проведенного в посещении как можно большего количества храмов. Возможность арендовать электронные велосипеды на стойке регистрации существенно упрощала процесс.