Базилика Сакре-Кёр в Париже - история и практическая информацияМагазин путешествий 

Базилика Сакре-Кёр в Париже — история и практическая информация

Базилика Сакре-Кёр, которую парижане называют «безе» (из-за ее цвета и формы), вызывает споры с момента собственного создания. Но все таки, этот плод горячей веры французских промышленников стал постоянным украшением пейзажа столицы Франции, привлекая отдыхающих, странников и… кинематографистов.

Базилика Сакре-Кёр в Париже - история и практическая информация

Вид на базилику Сакре-Керр в Париже

История парижской базилики

Хотя сегодняшний храм построили на холме Монмартр только во второй половине Девятнадцатого века, это место было объектом поклонения с древности. Легенды гласят, что здесь располагалась священная роща друидов, а уже потом того, как она вошла в состав Римской империи, ее посвятили Марсу или Меркурию. Имена божеств должны были дать название этому месту. Однако, вероятнее всего, он был назван от Святого Дионисия и его спутников, которые были обезглавлены здесь римлянами за собственную веру. Легенда говорит, что этот святой и первый епископ Парижа через мгновение после казни встал, поднял голову и, смыв с себя кровь, направился к месту современного Сен-Дени, где и упал замертво. Популярность этой истории стала причиной тому, что место гибели епископа стали называть Монт де Мартирс, или Холм мучеников. В память об таких событиях здесь была возведена часовня, а позднее — бенедиктинский монастырь. Хотя легенда звучит довольно гротескно, нужно сказать, что в семнадцатом веке в ходе работ в аббатстве был обнаружен древний склеп, посвященный Святому Дионисию. Аббатство просуществовало до Революции Франции. В 1890-х годах аббатство было разрушено, а последняя настоятельница, Мари-Луиза де Лаваль-Монморанси, погибла на гильотине. Сбереглась монастырская церковь Святого Петра, которая сегодня находится рядом с базиликой.

Холм Монмартр оставался пустым до 1870-х годов. 1870 год стал шоком для Франции того времени — армия потерпела неприятное поражение в войне против Пруссии, а Париж был осажден немцами. Перед лицом таких событий два французских промышленника Александр Легентиль и Юбер Рохо де Флери поклялись, что если только враг пощадит город, они построят церковь, посвященную Сердцу Иисуса. Еще, это должно было стать актом покаяния перед Богом за грехи, улучшенные против Церкви и Папы Пия IX (речь шла об аннексии Ватикана пьемонтскими войсками). Очень распространено мнение, что решение о строительстве храма было направлено против Парижской коммуны — однако это миф. Александр Легентиль написал об идее строительства церкви за год до начала борьбы между Версалем и Коммуной. Однако следует согласится, что лозунги об искуплении вины коммунаров посредством строительства храма все таки появились позднее в ходе сбора средств.

Такая идея была с энтузиазмом воспринята архиепископом Парижа. Едва смолкли выстрелы войны, как эта не простая идея начала исполняться в жизнь. Строительство началось в 1876 году и полностью финансировалось частными лицами и церковными сборами. Весь проект обошелся в 7 миллионов франков, а работы продолжались постоянно в течение 39 лет. Идея Поля Абади, архитектора из Франции, увлеченного средневековым искусством, была подобрана из 77 представленных проектов. Абади ушёл из жизни при строительстве, но его работа продолжалась. Не обращая внимания на нежелание сменявших друг друга французских кабинетов министров (не в силах причинить вред строителям, перед базиликой была установлена скульптура шевалье де ла Барра — дворянина, казненного за святотатство и нечестивость в восемнадцатом веке), строительство церкви было окончено в 1914 году. Из-за начала Первой Мировой он был освящен лишь через 5 лет.

Сегодня церковь стала центром французской Новой Евангелизации. Стремление здешних священников проповедовать истины веры иногда приводило к проблемам. В 1971 году группа французских коммунистов ворвалась в церковь и на какое то время заняла святилище.

Хотя базилика Сакре-Кёр до сих пор вызывает споры (большинство изданий критически оценивают её художественные достоинства), необходимо сказать, что её отличительный силуэт уже настолько прочно ассоциируется с городом, что никто не может представить себе посещение Парижа без прогулки под этими белыми поверхностями стен.

План и тело базилики

Храм в себе совмещает линии романского и византийского стилей, довольно заметно отходя от архитектуры традиционных римских базилик. Вся она построена по плану греческого креста и увенчана четырьмя куполами (очень большой из куполов высотой 54 метра расположен на высоте 83 метра от земли). Вдохновением для всей этой затеи должен был послужить собор Святого Фронта в Перигё. Абади «вытянул» собственную церковь вверх, таким образом изменив пропорции куполов к нижним частям здания. Базилика также отличается собственным разворотом — вопреки преобладающим направлениям, она не была спроектирована ad orientem (т.е. с алтарем, обращенным на восток). Его алтарь обращен на север, поэтому он относится к называющимся неориентированным церквям. Башня в задней части служит колокольней.

Травертин был применен для строительства благодаря собственному цвету, твердости и легкости очистки. Такая была идея архитектора базилики.

На фасаде над тройным арочным порталом установлены три скульптуры. Основное место над входом занимает Христос, дающий собственное благословение, а немного ниже по двум сторонам от Иисуса находятся две конные скульптуры Святой Жанны д’Арк и Святого короля Людовика IX.

Памятники базилики

Интерьер храма удивляет собственной строгостью и маленьким количеством деталей. Но все таки, здесь существует несколько интересных памятников, заслуживающих внимания:

мозаика — Очень большая красочная мозаика бросается в глаза, как только вы переступаете порог храма. Он считается одним из очень больших в мире (около 400 метров квадратных). На ней изображен Христос в окружении святых и тех, кто имеет заслуги перед Церковью (есть также силуэты создателей Сакре-Кёр). Ниже надпись: «К Святому Сердцу Христа, ревностная, кающаяся и признательная Франция» . Слово «признательный» было добавлено после завершения Первой Мировой.

Алтарь — был выполнен из мрамора, привезенного из Сиены. В самом центре алтарной части находится скульптурная сцена распятия Христа с фигурами апостолов по двум сторонам. Здесь же выставлено Пресвятое Таинство для вечного поклонения. Это продолжается постоянно с 1885 года! Поэтому посетителей просят сохранять тишину и спокойствие во время посещения церкви. Адорация продолжается и после закрытия церкви (после 22:30) — вы можете принять в ней участие, зарегистрировавшись за 2 дня до посещения (более детальная информация по данной ссылке).

Крипты — большинство гидов предлагают не посещать крипты, однако если у вас есть очень мало времени и несколько евро в кармане, вы можете спуститься в находящиеся снизу часовни, где вы сможете увидеть, среди прочего, остатки фундамента бывшего аббатства и очень много интересных скульптур святых. (Нужно обратить внимание: сейчас склепы не открыты для посещения по соображениям безопасности, однако это может преобразиться).

Орган — Это была последняя работа Аристида Кавайе-Колле, одного из очень великих органостроителей всех времен. К большому сожалению, лишь часть его восстановлена — многие трубы все еще ждут ремонта либо замены.

колокол — в базилике находится очень большой колокол во Франции. Он финансировался верующими из Савойи (которая с 1860 года входила в состав Французской империи) и благодаря этому называется «Савояр».

Купол — вход на внешнюю галерею наибольшего из куполов возможен по билету. Отсюда открывается один из наиболее привлекательных видов на Париж.

Базилика в литературе и искусстве

Сакре-Кёр фигурирует во многих книгах и фильмах о Париже. Даже в конце 19 века Эмиль Золя описал базилику в собственном романе «Париж». Он возникает как символ религиозного угнетения и должен быть взорван одним из главных героев. Разрушения храма требовал французский футурист Феликс дель Марле, который, в соответствии с постулатами собственного движения, хотел видеть на этом месте современные небоскребы. Силуэт храма также возникает во многих фильмах как городским символом. Огромную строительную площадку с плавно поднимающимся вверх зданием можно заметить в фильме «Шерлок Холмс: игра теней». Белое «безе» также можно заметить на некоторых кадрах экранизации романа Ги де Мопассана «Соблазнитель» (он является экранизацией романа «Соблазнитель»). «Соблазнитель» (что откровенно считается ошибкой создателей фильма, поскольку действие фильма происходит приблизительно в 1881 году, когда строительство храма только начиналось).

Достопримечательности — практическая информация [обновлено в 2017 году].

Дни и время работы

Посещение базилики бесплатное, храм открыт каждодневно с 06:00 до 22:30.

Вход под купол базилики платный (цена может меняться, спрашивайте на месте), чтобы туда попасть, необходимо выйти из храма и пройти ко входу с левой стороны. На вершину ведет только лестница, по которой необходимо преодолеть около 300 ступенек. Вход в купол также изменен и может быть невозможен, к примеру, из-за скверных условий погоды. Летом (с мая по сентябрь) обыкновенное время входа следующее: 08:30 — 20:00, тогда как зимой (октябрь — апрель) рабочие часы такие: 09:00 — 17:00.

Сейчас склепы закрытые для посещения.

Доступ и расположение

В виду того, что церковь расположена на холме, вам нужно будет идти в гору, чтобы добраться до нее. К счастью, вы можете упростить себе задачу и применять городской транспорт, чтобы покрыть часть или фактически весь путь.

Похожие посты