Базилика Святого Марка в Венеции — экскурсия, история, билеты

Одна из очень известных церквей христианского мира считается результатом работы многих поколений художников и щедрости венецианских дожей. Выделяющиеся купола площади Святого Марка в Венеции привлекают посетителей со всего мира. Для посетителей Венеции — обязательное место для посещения!

Практичную информацию про посещение базилики Святого Марка вы сможете найти в конце нашей статьи.

Базилика Святого Марка — история и легенды

Похищенный святой

Легенда об основании базилики широко известна в Венеции. Здесь святому Марку, который сбился с пути и заблудился, путешествуя по венецианской лагуне, явился ангел и указал верное направление. Крылатый вестник также добавил предсказание — тело евангелиста должно было обрести вечный покой на таких маленьких островах. А в это время святой Марк ушёл из жизни во время проповеди Евангелия в Египте. Его похоронили в Александрии (епископом которой он был), и не было никаких указаний на то, что его бренные останки будут в Венеции. Предсказанию помог дож, который искал возможность вырваться из-под защитных крыльев Византии. Поскольку покровителем Венеции был святой Теодор, чьи останки хранились в Константинополе, дожи заключили , что у них должен быть собственный святой.

В начале 9 века два здешних купца приплыли в Александрию и выкрали тело евангелиста. Сборщики налогов были одурачены простым трюком — мощи покрыли свиным мясом, к которому мусульмане отказались прикоснуться. Таким образом, ангельское предсказание выполнилось практически через восемь веков после смерти святого Марка. С той поры городским символом стал предмет евангелиста — крылатый лев с книгой.

Базилика Святого Марка в Венеции - экскурсия, история, билеты

Вид на базилику Святого Марка в Венеции

Три базилики

Такой успех заставил дожа Джустиниано Партечипацио начать строительство церкви, в которой будут покоиться чудесные останки. Однако в десятом веке, во время восстания против Пьетро IV Кандиано, храм сгорел. Хуже того, реликвии не получилось найти среди обломков. Реконструкция не помогла — все указывало на то, что Марк скрылся от буржуазии. Только при строительстве 3-го храма тело было прекрасным образом найдено. Оказалось, что это все время он был замурован в одной из колонн.

Характер базилики был найден одним из правящих дожей 11 века, Доменико Сельво, который приказал кораблям, прибывающим в бухта, привезти дары для храма. Отсюда разнообразие стилей и течений, заметное, например, в архитектурных деталях.

Последующая история

Церковь разделила судьбу Венеции — и триумфы, и поражения республики оставили на ней собственный след. После захвата Константинополя крестоносцами (в который венецианцы внесли собственную долю), сюда попали многочисленные произведения художественного искусства, привезенные из византийской столицы. Однако после серии изнурительных войн республика потеряла собственное международное значение, и армия Наполеона пришла в город, многие неоценимые богатства были украдены из базилики. Хотя Габсбурги (принявшие власть после мира в Кампо-Формио) постарались вернуть наиболее ценные реликвии, многие золотые и серебряные украшения были просто переплавлены французами.

Базилика также была рабочим местом великих композиторов и органистов. Правители Республики побеспокоились о том, чтобы их город славился на всю Европу, в том числе и музыкой. Должность маэстро ди капелла этой церкви была чрезвычайно престижной, и ее как правило занимали самые выдающиеся люди. Клаудио Монтеверди (считающийся одним из основателей оперы) был одним из подобных людей. Венецианцам так понравилась его работа, что композитор говорил:

Когда я еду куда-то выполнять музыку — туда сбегается весь город.

План и тело базилики Святого Марка в Венеции

Если мы взглянем на план церкви, то все кажется ясным и очевидным. Сложность в том, что специфическую форму греческого креста с пятью куполами практически предугадать нельзя с площади Святого Марка. Это связано с нартексом (или большим притвором), который был добавлен в намного поздние годы. Однако в интерьере церкви можно узнать транспетто, который пересекает главный неф, где раньше располагалась гробница евангелиста.

Фасад базилики Святого Марка

Фасад и фасады базилики считаются результатом работы многих поколений и свидетельством утонченности монархов знаменитой морской республики, поскольку наиболее отличительные детали базилики попали в Венецию после разграбления Константинополя во время 4-го крестового похода (1204 год). В него были установлены колонны, привезенные сюда из Святой земли и Сирии (южный фасад), и знаменитая скульптура тетрархов, а на балконе были установлены одни из лучших оставшихся античных скульптур — говоря иначе «Стези Лисиппа».

Кони Лисиппа

В центре аркадного фасада находится балкон, на котором стоят четыре коня, отлитые из бронзы и покрытые золотом (копии сейчас выставлены снаружи, а оригиналы внутри) — один из величайших символов Венеции. Эти скульптуры, возможно, были созданы во времена Александра Македонского (IV век до н.э.), и очень распространено мнение, что они были выполнены самим Лисиппом (одним из очень талантливых греческих скульпторов древности) или, как минимум, его учениками. Сначала эти огненные кони были частью группы, представляющей квадригу (повозку с четырьмя лошадьми), и в первые века украшали остров Хиос (хотя есть также версия, что они могли быть отлиты для острова Родос). В пятом веке по специальной просьбе императора Феодосия II они попали в Константинополь, где в течение приблизительно восьми веков украшали императорскую ложу тамошнего Ипподрома.

Во время вторжения крестоносцев в Константинополь лошади сразу же понравились образованным венецианцам, которые отправили их в собственную столицу, и с той поры — с небольшим перерывом в эру Наполеона — они украшают базилику Святого Марка.

Говорят, что среди наполеоновских солдат, грабивших «Стиды Лисиппа», были польские легионеры. Лошади хранились в Париже до 1815 года, где они оформили Триумфальную арку.

Тетрархи

Еще одно сокровище из разграбленного Константинополя — группа скульптур, изображающая тетрархов, которая была встроена в угол храма. Она датируется римскими временами, но венецианцы уверяют, что это были сарацины, которые хотели забрать реликвии и в наказание были обращены в камень.

Тетрарх был найден как один из четырех монархов, которые правили Римской империей в период с 293 по 324 год. Два правителя имели высший ранг (авгур) и два — низший (цезарь). Эта система была введена императором Диоклетианом.

Тетрархи были вырезаны из порфира, возможно, в александрийской мастерской. Фигуры были лишены характерных линий, поскольку идея скульптора заключалась в том, чтобы показать монархов равными и взаимодействующими. Фигуры обнимают друг друга вдвоем, что указывает на особенные отношения авгура и кесаря (одна императорская чета царствовала на Западе, а остальная — на Востоке империи).

Колокольня Святого Марка

Прямо напротив фасада высится колокольня. Его применяли для наказания непослушных священников, которых вешали к окну, запирая в специальной клетке. Считается, что собственно тут Галилео Галилей продемонстрировал собственный телескоп. Башня обрушилась в начале 20-го века, повредив при этом несколько окружающих зданий. Но она была быстро восстановлена и сейчас служит смотровой площадкой.

Интерьер

Впечатляющий интерьер базилики Святого Марка наполнен внушительным количеством художественных произведений. Поэтому давайте сконцентрируемся на очень ценных из них:

Нартекс — Большой атриум построили после завоевания Константинополя крестоносцами. Собственно через него путешественники попадают в церковь.

Золотой алтарь — Пала д’Оро — Как видно из названия, он был выполнен из дорогой жёлтой руды. Первые его детали были созданы еще в десятом веке. Он размещён за основным алтарем (чтобы увидеть это художественное произведение, стоит купить дополнительный билет). Среди позолоты посетители видят сцены из Евангелий и изображения Христа, апостолов и пророков. Они окружены красивыми алебастровыми колоннами, на которых вырезаны сцены из Священного Писания и апокрифов.

Купола — их пять, и они считаются одним из элементов, придающих церкви ее уникальный характер. У большинства посетителей они вызывают ассоциации с куполами мечетей, хотя вдохновение они черпают скорее в искусстве христианского Востока.

Мозаики — собственно ими славится базилика Святого Марка. Те, что находятся в аркадах фасада, считаются результатом более поздних реконструкций. Лишь один из них (изображающий перенос мощей в Базилику) считается работой создателей Базилики. А в это время в нартексе мы можем увидеть историю Ноя и историю ветхозаветных героев. Здесь мы можем увидеть самые старые украшения во всей церкви. Они датируются 13-м столетием. Их расположение тщательно обдумано и считается кратким изложением всей истории спасения. В то же время притвор считается вступлением в последующую часть церкви, где безграмотные паломники знакомились с Новым Заветом. В центре базилики над апсидой можно заметить Христа, дающего благословение, а на другой стороне над нартексом и основным входом тот же Христос вершит Страшный суд. На других мозаиках изображены истории из Евангелий, Деяний апостолов и образы святых.

Кафедры — относятся к средним векам. Необходимо обратить внимание на ту, что с правой стороны — конкретно здесь новоизбранный правитель впервые предстал перед толпой.

Часовни — Их несколько, но самая интересная история связана с часовней Богоматери Никопейской (левый рукав трансепта, на уровне иконостаса). Образ Марии, хранящийся там, происходит из Константинополя. Прозвище Никопея означало «приносящий победу» и было помещено на знамена византийцами. Желая унизить побеждённых, венецианцы в тринадцатом веке забрали Мадонну из завоеванной столицы и поместили ее в собственной базилике.

Посещение базилики Святого Марка

Теперь вход в храм стал платным. Базовая плата за вход дает возможность посетить главную часть храма. За посещение следующих достопримечательностей берется добавочная плата:

  • Алтарь Pala d’Oro (Золотой алтарь) — этот алтарь тяжело описать словами, это великолепное произведение ювелирного искусства. Мало сказать, что здесь хранится более 1 000 жемчужин, а еще 300 изумрудов и так же сапфиров…,
  • Музей находится на втором этаже, с выходом на террасу (Loggia dei Cavalli) с видом на площадь Святого Марка. Нужно сказать, что коллекция музея очень богата — ее основу составляют оригиналы вышеупомянутых стед Лисиппа, но кроме них внутри мы увидим, кроме прочего, ковры, дорогие рукописи, остатки древних мозаик и очень много литургических предметов.
  • Сокровищница — внутри мы увидим золотые и изделия из серебра, сделанные венецианскими ювелирами. Очень важные предметы коллекции были привезены (в качестве добычи) из Константинополя, хотя здесь есть и предметы исламского искусства. [Казначейство оставалось закрытым на момент последнего обновления нашей статьи].

Базилика Святого Маркабилеты для входа

При желании посетить Венецианскую базилику у нас есть выбор: приобрести билеты в кассе на месте или online по очень большой цене. Преимущество интернет покупки состоит в том, что можно зарезервировать вход на конкретное время и не бояться об очередях на месте (а они могут появиться еще до открытия храма в разгар сезона).

Close
fe62dd5d3b70a680