Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) в Риме — это музей с одной из довольно значительных коллекций художественных произведений в Италии, собранной на протяжении трех веков семьей Боргезе. В отлично оформленных помещениях вы сможете увидеть работы подобных художников, как Джованни Лоренцо Бернини, Караваджо, Тициан и Рафаэль Санти.

Наша статья состоит из 2-ух частей: описательной, в которой мы рассказываем об истории музея и наиболее важных произведениях коллекции, и практической, в которой мы объясняем, как посетить знаменитую галерею.

Детальнее про остальные римских музеях вы можете прочесть в нашей статье: Музеи Рима: культурный путеводитель по Вечному городу

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе в Риме

История коллекции

Истоки семейной коллекции Боргезе восходят к началу Семнадцатого века. Практически сразу после того, как Камилло Боргезе взошел на престол Петра как Павел V в 1605 году, его племянник Сципион Боргезе назначили кардиналом.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

‘Возложение во гроб’ Рафаэля Санти — Галерея Боргезе в Риме

Здесь необходимо напомнить, что должность кардинала была одной из очень желанных в церковном государстве и была связана со многими привилегиями и возможностями. Великие семьи делали все что можно, чтобы один из их потомков назначили на эту должность. Самым из довольно хороших примеров был Чезаре Борджиа, который носил пурпур на протяжении длительного времени, перед тем как стал командующим папскими войсками.

Но вернемся к личности Сципионе Боргезе, который стал основным советником собственного дяди и одной из довольно значительных фигур при папском дворе. Одним из его увлечений было искусство, и с новыми средствами он мог купить работы величайших специалистов и антиквариат.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Сады на вилле Боргезе

Однако Сципион Боргезе не ограничился покупкой готовых работ и стал покровителем нескольких художников эпохи барокко. Он считался очень главным покровителем молодого Бернини, который создал для кардинала несколько замечательных групп скульптур. Среди прочих художников, заказанных им, были скульптор Николя Кордье и живописцы Караваджо, Доменикино и Гвидо Рени.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

‘Любовь небесная и любовь земная’ Тициан — Галерея Боргезе в Риме

В последующие века члены семейства Боргезе расширяли семейную коллекцию, хотя она не сбереглась в полном объеме до сегодняшних дней. В 1807 году, согласно решению Наполеона Бонапарта, пару сотен художественных произведений были перевезены в Лувр в Париже. Тот момент, что коллекция принадлежала герцогу Камилло Боргезе, мужу Полины Бонапарт, любимой сестры французского императора, придаёт истории дополнительный колорит.

Сегодня все произведения из коллекции Боргезе принадлежат итальянскому государству.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Сады на вилле Боргезе

Вилла Боргезе

Сципионе Боргезе не только начал собирать произведения художественного искусства, но и выстроил дворец на холме Пинчио (Вилла Боргезе Пинчиана), где его коллекцией можно было восхищаться. С самого начала вилла применялась в качестве галереи исскуства и культурного центра, поэтому некоторые фрески или декорации относятся конкретно к очень главным экспонатам. Папский двор также использовал виллу как место для приема зарубежных послов — поэтому убранство внутри должно было показывать могущество государства.

Придворный архитектор Павла V, Фламинио Понцио, отвечал за проект виллы, его основали на эскизах, подготовленных кардиналом. Здание было вдохновлено загородными виллами, построенными древними аристократами.

Понцио также разработал планировку обширных садов (Villa Borghese), которые были обязательной частью дворца. Весь комплекс построили вне стен, сразу за городскими воротами Пинчиана (Porta Pinciana). Сегодня сады являются общественным парком в городе. Вилла принадлежала семье Боргезе в течение трех веков, пока не перешла в государсвенную собственность и не была превращена в музей.

В помещениях дворца сбереглись необычные украшения (включая фрески или росписи стен). Во время посещения галереи необходимо обратить внимание на красивые двери из дерева между комнатами.

Фасад виллы был реконструирован в 1984 году, восстановив его внешний вид по картинам 17 века.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Бернини «Коза Амалтеи с Зевсом и сатиром» (мраморная скульптура) — Галерея Боргезе, Рим

Коллекция: произведения художественного искусства и основные художники

Пожалуйста, нужно обратить внимание, что в связи с ремонтом, займами или временными выставками некоторые из описанных нами художественных произведений могут быть недоступны во время нашего визита.

Коллекция галереи Боргезе состоит из 2-ух частей: галерея скульптур и галерея картин. Музей может похвастаться одной из довольно значительных коллекций (и, может быть, самой важной) работ Бернини, которые представлены в фокусах нескольких залов.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Терракотовая модель конной скульптуры короля Людовика XIV, Бернини — Галерея Боргезе в Риме

Экскурсия по галерее Боргезе — путеводитель по залам и коллекции

Цокольный этаж

На нижнем этаже находится величественный вестибюль, богато оформленный портик, часовня и восемь комнат, которые можно осмотреть. Ниже мы описали каждую из комнат одновременно с наиболее важными произведениями, которые в них находятся.

Экскурсия по первому этажу начинается с зала Аполлона и Дафны или зала императоров, а не с вестибюля.

Входной зал: античные скульптуры, фрески и барельеф Марка Курция

Одним из очень монументальных помещений во дворце считается так называемый Входной зал. Потолок и стенки покрыты феноменальными фресками и украшениями. Данная комната обязана была вызывать восхищение у гостей папского двора.

Находясь внутри, не забудьте поднять голову и ближе рассмотреть цикл фресок, покрывающих свод. Фрески намекают на могущество римского мира, а в самом центре фрески мы видим легендарного основателя города Ромула, которого Юпитер принимает как бога.

По двум сторонам продолговатой комнаты установлены античные скульптуры: одна изображает бога вина Бахуса, держащего над головой виноградную гроздь, а остальная — сражающегося сатира. Оба датируются II столетием.

Особенный интерес представляет рельеф на главной стене. На ней изображен склонившийся всадник, сидящий на спине скачущей лошади. Автором фигуры юноши был Бернини, а скульптура изображает Марка Курция, который прыгнул в расщелину на Римском форуме, пожертвовав тем, что считается очень важным для римлянина: молодостью и мужеством.

Детальнее об этой популярной преданию мы писали в статье, которая посвящена описанию Римского форума. Скульптура лошади появилась еще в древности.

Пол вестибюля украшен римской мозаикой IV века с изображением гладиаторов, но его можно закрыть платформой для временных выставок.

Зал Полин (зал I)

Одна из последних работ в коллекции — скульптура из белого мрамора, изображающая полуобнаженную Полину Бонапарт, сестру Наполеона, лежащую на кушетке и изображающую богиню Венеру. Скульптура была заказана мужем француженки, принцем Камилло Боргезе. Работа была создана Антонио Канова, одним из очень значительных художников неоклассицизма конца 18-го и начала 19-го веков в Италии.

Канова работал над статуей с 1804 по 1808 год. В начале работ модели было 25 лет.

В этом зале вы также заметите рельеф, изображающий Аякса, похищающего Кассандру, дочь царя Трои, из храма Афины. Это произведение датируется 370 годом до н.э.

Центральная фреска на своде изображает Суд Париса, сцену выбора одной из трех богинь царем из Трои.

Зал Давида (зал II)

В этом зале находится знаменитая скульптура, изображающая Давида работы Бернини. Скульптура была заказана тогда 25-летнему художнику кардиналом Сципионе Боргезе. Фигура Давида наклонилась и одновременно застыла в движении. На ней изображен момент, когда рогатка натягивается, за мгновение до выстрела, которым будущий повелитель Израиля сбивает с ног великана Голиафа.

Если сравнивать с другими скульптурами Бернини в галерее Боргезе, эта относительно небольшая — около 170 см. У ног Давида лежат его доспехи и арфа.

Также в этом зале необходимо выделить саркофаг II века, на котором вырезаны сцены из жизни Геракла.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Скульптура Давида, Бернини — Галерея Боргезе в Риме

Зал Аполлона и Дафны (зал III)

Комнатным украшением № III считается шедевр Бернини — скульптура высотой практически два с половиной метра, изображающая сцену превращения Дафны в лавровое дерево (более известное как лавровое дерево).

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Аполлон и Дафна Бернини

Нимфу держит влюбленный в нее бог красоты Аполлон, на любовь которого она не ответила взаимностью. Спасаясь от надоедливого поклонника, Дафна попросила собственного отца Пенехоса превратить ее в дерево, чтобы она могла сдержать обет целомудрия и навсегда избавиться от надоедливого поклонника. Когда трансформация возникла, женщине все же получилось поймать собственного потенциального любовника, но процесс уже начался, и обратного пути не было.

Чтобы лучше ощутить эту сцену, нужно обратиться к поэме римского поэта Овидия, который изобразил момент метаморфозы так:

Едва завершив, речка прислушалась к просьбе, Мягкая кора покрывает ласкаемую грудь Дафны. Вы видите волосы в листьях, руку, исчезающую в ветке, Ногу, прежде такую легкую, земля связывает в себе, Макушка закрывает ее лоб; и в форме дерева великолепная Дафна еще не утратила собственной красоты. Но к ней Аполлон горит сильным огнём, Он ощущает, как бьется его сердце в деревянной груди; Он прижимается к ласковому дереву для поцелуя, Однако дерево также запрещает объятия.

Поэма «Метаморфозы» если перевести Бруно Кичински

Войдя в комнату, мы сначала видим Аполлона, а пройдя дальше, наши глаза видят метаморфозу Дафны — ее руки превращаются в кусты, а ноги — в ствол.

Бернини начал работу над сценой в возрасте 25 лет и изваял ее между 1622 и 1625 годами. Обе фигуры выполнены в настоящую величину.

Фигуры Аполлона и Дафны также считаются темой центральной части росписи, покрывающей свод.

Зал императоров (зал IV)

В вытянутом Зале императоров хранится много художественных произведений, но жемчужиной считается скульптура Бернини высотой два с половиной метра, изображающая сцену похищения Прозерпины Плутоном. Скульптура изображает испуганную и бьющуюся в вопле молодую женщину, которую держит в железной хватке бородатый бог плодородия. Вся сцена сопровождается лаем цербера — трехголового пса и стража Аида.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Скульптура «Плутон и Прозерпина» («Похищение Прозерпины Плутоном») — Галерея Боргезе в Риме

В Зале императоров также можно заметить статую Артемиды 4 века до н.э. и бронзовую группу, которая считается копией знаменитого Фарнезского быка. Необычная скульптура нашлась в районе терм Каракаллы и сейчас ее можно заметить в Национальном археологическом музее Неаполя.

Сводчатый комнатный потолок украшен росписью на тему любви между нимфой Галатеей и смертным Акисом.

Зал гермафродитов (зал V)

Название комнаты связано со скульптурой, изображающей гемафродита (человека 2-ух полов). Необычная скульптура, к которой Бернини добавил матрас, сегодня находится в Лувре, и была заменена найденной в восемнадцатом веке работой, которая датируется I столетием.

Лежащий гермафродит размещён лицом к поверхности стены, так что физиономия фигуры не видна.

В данной комнате вы также заметите римскую мозаику и восстановленную античную ванную.

Зал Энея и Анхиза (или Зал Гладиатора, зал VI)

В самом центре зала стоит отличительная группа скульптур работы Бернини, изображающая мифологических беглецов из горящей Трои. Центральной фигурой считается Эней, несущий на плече собственного родного отца Анхиза. За ним, чуть позади, неприметно, следует его сын Асканий с вечным огнём в левой руке.

Бернини изваял эту сцену, когда ему было всего двадцать с небольшим лет. Действительно возможно, что ему помогал его папа Пьетро Бернини.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Скульптура, изображающая мифологических беглецов из горящей Трои, Бернини — Галерея Боргезе в Риме

Здесь необходимо напомнить, что фигура Энея имеет символическую связь с Римом. Согласно народной преданию, его дальнейшим потомком был Ромул, всем известный родоначальник города. Детальнее об этом мифе вы можете прочесть в нашей статье, которая посвящена описанию Палатина.

Еще одна работа Бернини находится в данной комнате. На нем показана голая женщина (воплощение истины), держащая маску, символизирующую солнце.

Данная работа называется «Истина» и обязана была стать частью более крупной группы под названием «Истина, открытая временем». Согласно первоначальному замыслу художника, над обнаженной женщиной должно было возвышаться воплощение времени, но в итоге данная фигура так и не была создана.

Художник изваял фигуру женщины в 1750-х годах, практически сразу после смерти собственного покровителя, папы Урбана VIII, когда на него обрушилась большая волна критики. Истина никогда не была частью коллекции Боргезе. До начала 20 века он находился в доме семьи Бернини. В 1924 году она была приобретена итальянским правительством и передана в дар галерее Боргезе.

Потолочная роспись изображает заседание богов в связи с Троянской войной. Слева от Юпитера группируются приверженцы, а с правой стороны — противники конфликта. Сюжет фрески был навеян гладиатором Боргезе, который раньше стоял в данной комнате, а сейчас находится в Лувре в Париже.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

La Verita — скульптура, изображающая Истину, раскрытую временем — Галерея Боргезе, Рим

Египетский зал (зал VII)

В этом зале выставлена коллекция скульптур из Древнего Египта. В центральной части жилого помещения стоит скульптура сатира на дельфине I века. Голова сатира была добавлена только во время реставрации в шестанадцатом веке.

Среди скульптур здесь примечательна скульптура из черного мрамора II века, изображающая египетскую богиню плодородия Исиду.

Оформление зала также отсылает к Древнему Египту. Центральная фреска на поверхности потолка изображает богиню Кибелу (которая также была известна в Риме как Magna Mater) и воплощение Нила. Картины на стенке под поверхностью потолка представляют сцены из жизни Марка Антония и Клеопатры.

Зал Фавна (зал VIII)

Раньше в зале VIII стояла скульптура Силена, держащего на руках Вакха (Диониса), впрочем после того, как в девятнадцатом веке она была перевезена в Лувр, на ее месте появилась фигура танцующего сатира II века (возможно, это копия работы греческого скульптора Лисиппа IV века до н.э.). ).

Но в случае с этим залом основной туристической достопримечательностью считаются не скульптуры, а картины Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо).

Определенные работы мастера барокко:

Мальчик с корзиной фруктов — одна из первых работ Караваджо, в которой он изобразил женоподобного юношу, держащего правдивую корзину, полную фруктов,

Святой Иероним пишет — на картине изображен Иероним Стридонский (лысый, с нимбом, в красной мантии), переводящий Священное Писание; в левом конце композиции художник поместил череп

Мадонна с младенцем и святой Анной (Мадонна деи Палафреньери) — эта высокая и широкая картина была заказана кардиналом Сципионе Боргезе и сначала обязана была висеть в одной из довольно значительных капелл базилики Святого Петра; по завершению другие кардиналы наложили вето, и картина была помещена в личную коллекцию Боргезе.

Давид с головой Голиафа» — одна из последних картин художника. Он увековечил себя на данной картине в роли Голиафа (точнее, его обезглавленной головы), за которым наблюдает заметно опечаленный Давид. Караваджо написал ее менее чем за год до собственной смерти и отправил в качестве подарка кардиналу Сципионе Боргезе с просьбой о помиловании. Последний утолил его просьбу, но художник необъяснимо ушёл из жизни во время обратного поездки в Рим.

Больной Вакх (Bacchino malato) — еще одна из первых работ художника; по одной из версий, это автопортрет художника после пребывания в больнице, отсюда и отличительный цвет кожи.

Вид на определенные работы Бернини — Галерея Боргезе, Рим

Цокольный этаж — избранные картины и произведения художественного искусства

На нижнем этаже в хронологическом порядке представлены картины различных веков — с XVI по XVIII век. Всего здесь 12 комнат, которые можно исследовать, правда некоторые из них маленькие.

Ниже мы приводим список избранных картин и прочих художественных произведений.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Дама с единорогом (Рафаэль Санти) — Галерея Боргезе в Риме

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Мужской портрет (Рафаэль Санти) — Галерея Боргезе в Риме

  • Дама с единорогом (Рафаэль Санти) — авторство этой картины сначала приписывалось Пьетро Перуджино, впрочем после реставрации в двадцатом веке и повторного открытия единорога, автором работы признали Рафаэль,
  • Снятие с гробницы (Рафаэль Санти) — одна из наиболее трогательных работ художника из Урбино [в настоящее время эта картина находится на реставрации, но ее можно заметить через стекло — по состоянию на январь 2020 года].
  • Портрет парня (Рафаэль),
  • Леда с лебедем (школа Леонардо да Винчи) — эта картина является самой точной копией утраченной работы Леонардо да Винчи. Работа отсылает к мифологической Леде, матери близнецов Диоскуров Кастора и Поллукса; как гласит предание, она отдалась Зевсу, который соблазнил ее, заранее приняв вид лебедя.
  • Небесная любовь и земная любовь (Тициан) ,
  • Погребение (Рубенс Питер),
  • Диана и ее нимфы (Доменикино) ,
  • Распятие со святым Иеронимом и святым Христофором (Пинтуриккьо)
  • Мадонна с младенцем (Перуджино),
  • Даная (Корреджо) — эта картина была приобретена в 1827 году принцем Камиллой Боргезе в Париже,
  • Автопортреты (Джан Лоренцо Бернини) — неприметные два автопортрета художника (один в молодости, другой в зрелом возрасте), которые висят рядом с его скульптурными работами в зале XIV.
  • Мужской портрет (Антонелло де Мессина) .

Мужской портрет» Антонелло де Мессина — Галерея Боргезе, Рим

  • Терракотовая модель конной скульптуры короля Людовика XIV (Бернини),
  • Коза Амалтея с Зевсом и сатиром в мраморе (Бернини),
  • мраморный бюст создателя коллекции кардинала Сципионе Боргезе (Бернини),
  • Аллегория сна из черного мрамора (Алессандро Альгарди),
  • Цыганка (La Zingarella) — комбинирование античного торса из серого мрамора с компонентами из белого мрамора и позолоченной бронзы, добавленными Николя Кордье.

Аллегория сна» (черный мрамор) Алессандро Альгарди — Галерея Боргезе, Рим

Галерея Боргезе — билеты, резервирование online

В галерее Боргезе нужно предварительное резервирование — это касается всех видов входных билетов: обыкновенных, льготных и бесплатных, и даже туристических карт Roma Pass

Цены на билеты в галерею Боргезе:

  • для взрослых — €13,00 ( 62,88 злотых) ,
  • для взрослых для последнего (более короткого) временного окна — € 8,00 ( 38,70 злотых) ,
  • для лиц в возрасте 18-25 лет — € 2,00 ( 9,67 злотых) ,
  • для детей и молодежи до 18 лет — вход свободный .

К цене каждого билета добавляется обязательный сбор за резервирование в размере 2,00 евро (9,67 злотых). В зимний сезон в галерее проводятся временные выставки — тогда билет обойдется намного дороже, а некоторые предметы могут быть недоступны.

Актуальные цены на билеты уточняйте на официальном сайте.

Дни и рабочие часы галереи Боргезе

Галерея Боргезе открыта со вторника по воскресенье с 9 утра до 7 вечера. Билеты приобретаются на определенный двухчасовой промежуток времени — если вы не придёте вовремя, вы не сможете войти в любое остальное время. Последнее окно короче (и дешевле) — время посещения составляет 75 минут.

Ежедневно поделен на десять временных окон:

  • 09:00-11:00
  • 10:00-12:00
  • 11:00-13:00
  • 12:00-14:00
  • 13:00-15:00
  • 14:00-16:00
  • 15:00-17:00
  • 16:00-18:00
  • 17:00-19:00
  • 17:45-19:00

В одну очередь принимается не больше 180 человек. Актуальные дни и время работы уточняйте на официальном сайте.

Где можно приобрести билеты в галерею Боргезе?

Билеты можно выбрать двумя вариантами. Самый аскетический способ — сделать это online на данном сайте — это официальный канал продаж. Кнопка для приобретения билетов находится с права.

Однако нужно обратить внимание, что в течение сезона количество билетов ограничено, и может произойти так, что они будут распроданы за два-три дня до начала. В прошлом билеты раскупались даже за две недели до начала высокого сезона.

Если на вышеуказанном сайте свободные даты завершились, мы можем проверить любого из популярных внешних менеджеров билетов, предлагающих вход и экскурсии по галереям. Два очень известных сайта — GetYourGuide и Tiqets. Их цены намного больше, однако они обычно обеспечивают легкий путь возврата купленных билетов.

Альтернативой считается резервирование по телефону. Но необходимо не забывать, что при звонке на горячую телефонную линию вам нужно будет сообщить сотруднику номер нашей кредитной карточки, включая код с обратной стороны карты. Перед звонком также полезно потренироваться в написании слов на английском. Телефонный номер: +39 06 32810 (работает с понедельника по пятницу с 9.30 до 18.00).

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Джованни Антонио Канал (Канналетто) в галерее Боргезе

Вход в галерею Боргезе по карте Roma Pass

Хозяева Roma Pass, желающие посетить галерею Боргезе, должны заранее зарезервировать билеты по телефону +39 06 32810 (с понедельника по пятницу с 9:30 утра до 6 вечера) или по email romapass@tosc.it.

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Портрет мальчика» Бернини — Галерея Боргезе в Риме

Галерея Боргезе в Риме

Посещение галереи Боргезе — необходимые рекомендации

Билетные кассы (для получения билетов, забронированных по телефону или email) и магазин сувениров размещены на этаже цоколя.

Лучше всего приходить в течении нескольких минут до начала входа. Вы не войдете с сумками или рюкзаками, которые можно оставить в гардеробе.

Коллекция разместилась на 2-ух этажах. На нижнем этаже выставлены наиболее значимые скульптуры, тогда как на втором этаже преобладают картины.

Официально мы можем провести на нижнем этаже не больше 30 минут. Во время нашего визита здесь никогда особенно не следили за порядком, однако у нас есть опыт только зимних месяцев, когда внутри находилось максимум пару десятков человек. В случае пика сезона и полного лимита посетителей охрана может применить более строгий подход. Но все таки, на втором этаже лучше не превышать лимит времени, так как самые ответственные работы коллекции находятся на нижнем этаже.

В теории, посещение галереи длится 2 часа. Однако мы можем потерять отдельные минуты уже у входа, так как экскурсия начинается из метро, откуда мы поднимаемся по лестнице на самый верх.

Объявления о выходе из галереи начинаются приблизительно за 5 минут до закрытия. Потом охрана начинает выгонять посетителей из залов, а некоторые комнаты закрываются. Поэтому наиболее безопасное предположение состоит в том, что у нас есть один час и 45 минут на посещение.

А немного поменьше 2-ух часов — это много или мало? Это зависит от нашей организации. Разумеется, необходимо регулярно смотреть на часы — с определенными работами Бернини очень легко потерять счёт времени.

Мы сделали по два круга на каждом этаже. Первая была быстрой, без остановок, чтобы увидеть самые ответственные работы и проверить, на какие из них мы хотели бы потратить больше времени. Второй круг был очень медленно, и мы смогли без напряжения останавливаться у отдельных предметов.

В залах вы сможете найти материалы на английском, но мы рекомендуем вам ознакомиться с наиболее важными произведениями коллекции до вашего визита, чтобы не терять дорогое время на чтение — для этого достаточно нашего путеводителя 😉

Галерея Боргезе: экскурсии, билеты, коллекция

Сады на вилле Боргезе в Риме

Как добраться до галереи Боргезе?

Пускай вас не вводит в заблуждение тот момент, что галерея Боргезе расположена на территории садов Боргезе (Villa Borghese), которые начинаются недалеко от площади Пьяцца Пополо. Сами сады настолько обширны, что если вы захотите дойти до музея пешком (и начнете прогулку с известной площади), вам нужно будет пройти почти два километра, что занимает до 30 минут.

Альтернативой длительной прогулке может стать автобус, к примеру, от вокзала Термини. Лучше всего заранее проверить варианты доступа и выделить себе очень мало времени, чтобы не опоздать ко времени входа.

Close
fe62dd5d3b70a680