Ахенский собор (Аахен) или собор Святой Марии, а если быть точным его дворцовая капелла — жемчужина каролингской архитектуры. Стиль, который не оставил после себя подобного количества памятников, как, к примеру, храмовый стиль. Это делает сохранившийся собор Ахена еще более ценным.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Истоки

Распад Римской империи был не только крахом политического организма. Это был также очень большой культурный кризис, который задел всю западную цивилизацию. Поэтому перед новой эпохой и ее людьми стояла очень непосильная задача — восстановить великие достижения собственных предшественников. Первым светом в конце тоннеля и признаком того, что «новое» может даже превзойти «старое», стало так называемое Каролингское Возрождение. Бурный период развития культуры в Европейских странах был связан по большей части с правлением Карла Великого. Этот блестящий правитель, король франков и император Священной Римской империи подобрал Аахен (Аахен) собственным любимым городом. Собственно там он решил построить храм, который по собственным размерам превзошел бы все предыдущие постройки.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Интерьер Ахенского собора

Строительство

Строителем здания (которое приобрело статус собора в 1930 году) был Одо из Меца, армянский строитель (первый популярный архитектор, родившийся с северной стороны от Альп). На основе базилики Святого Виталиса из Равенны (Отец Римский разрешил вывоз колонн и мозаик Равенны из Италии) он сконструировал королевскую капеллу. Здание восхваляли в собственных трудах летописцы того времени, Эйнхард или Ноткер Балбулус (Штаммер). Последний зашел настолько далеко, что сказал, что, хотя храм построили руками человека, он, несомненно, был воодушевлен Богом. В этом нет ничего удивительного, ведь здание наполнено христианской атрибутикой. Круг, на котором построена часовня, означает небо, а четырехугольник, на котором покоится хор, — земную жизнь. Восьмиугольник, на котором покоится хор, означает земную жизнь.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Ахенский собор и Волчьи ворота

От данного периода сбереглись говоря иначе Волчьи ворота, возведенные по приказу правителя, и скульптура волчицы, привезенная им из Италии. Это было задумано как отсылка к искусству и культуре павшей империи. Позднее жители Ахена связали эти скульптуры с легендой о дьяволе и основателях, которые, чтобы собрать деньги на столь пышный храм, отдали князю тьмы душу первого существа, вошедшего через ворота. Потом, чтобы не отправить в ад никого невинного, они впустили в середину пойманную волчицу. Разъяренный дьявол вырвал ее сердце. Потом он ударил стоявшую рядом статую волка и проделал в ней дыру. Легенда, разумеется, выдумана, но дыра реальна настолько, насколько это реально.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Владыка и правитель

Часовня также обязана была выделить роль самого правителя как посредника между его подданными на земля и Богом на небе. Это было выражением желания Карла Великого сделать христианскую религию основой собственной империи. Эта политика нашла согласие у Папы, который возложил императорскую диадему на голову правителя в Рождество 800 г. (В последствии распространился слух, что Карл Великий был удивлен коронацией и абсолютно не хотел ее. Все это для того, чтобы умиротворить византийского императора).

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Аахен стал местом захоронения короля, хотя его труп покоился непродолжительное время. Менее чем через двести лет после его смерти Оттон III приказал раскопать его могилу, чтобы посмотреть на труп высокого правителя (его рост составлял 184 сантиметра). Считается, что при открывании гробницы присутствовал польский правитель Болеслав Хробрый. В двенадцатом веке этот поступок повторил Фридрих Барбаросса, заставив, кстати, антипапу Пасхалиса III канонизировать Карла. Этот акт, однако, не приобрел поддержки законного преемника святого Петра, Александра III. Этот акт, однако, не приобрел поддержки законного преемника святого Петра, Александра III. Последующие папы никогда не подтверждали и не опровергали канонизацию, смотря на культ правителя (который развился лишь после этого спорного акта) несколько сквозь пальцы. По сей день статус Карла остается под вопросом среди теологов. Но тем не менее, необходимо сказать, что для средневековых людей король франков был идеальным правителем.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Последующие годы и реликвии

Во многих путеводителях говорится, что королевская часовня сбереглась в превосходном состоянии. Однако это не правильно — хор был перестроен в позднеготическом стиле раньше. Однако так называемый «вестерверк», или западная часть церкви, уже был расширен. Сменявшие друг друга правители также меняли интерьер. Император Генрих II выстроил богато украшенную кафедру (оттоновский стиль), а Фридрих Барбаросса подарил богато оформленный подвесной подсвечник. И кафедра, и подсвечник применяются и сейчас, но исключительно на больших церковных праздниках.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Реликварий Карла Великого — Ахенский собор

Иным памятником считается императорский трон. Легенда говорит, что золотой трон Карла Великого был погребен одновременно с телом правителя. Когда Оттон III приказал раскопать могилу короля, он передал трон Болеславу Хробри. Хотя, кроме хроники Адемара из Шабанна, никто не упоминает об этом событии, необходимо напомнить, что императорский трон, который можно заметить в Ахене, датируется временем Оттона I. Впрочем это чрезвычайно важное «место». — На нем были коронованы 30 немецких монархов.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Посещение Ахенского собора

Согласно традиции, Карлу Великому во время коронации были подарены четыре реликвии: облачение Марии, ткань, в которую была завернута голова Иоанна Крестителя, пеленки младенца Иисуса и набедренная повязка Христа (другие источники уверяют, что данные предметы были привезены только в одинадцатом веке). Они были названы Великими реликвиями Ахена. Они выставлялись для странников каждые семь лет. Говоря иначе Малые реликвии Аахена — полоска Марии, полоска Христа и фрагмент плети, которой били Иисуса во время страстей, — были выставлены для удовлетворения набожности тех, кто ездил в Аахен в очень разный период времени. Кроме того, в святилище хранятся реликвии средневековых святых и самого основателя. Они спрятаны в изысканном золотом ковчеге, изготовленном в 1215 году по приказу Фридриха Барбароссы. Значение таких реликвий для христианского мира было до такой степени велико, что святилище не имело возможности поместить всех странников. Поэтому было решено о его продлении. Была построена готическая пресвитерия по образцу парижской Сент-Шапель. Следующие эпохи также оказали влияние на вид церкви. Архитекторы эпохи барокко немного улучшили ситуацию. Были добавлены другие часовни. Вторая мировая война доставила разрушения, так как город стал мишенью для бомбардировщиков союзников. На восстановление комплекса ушли десятилетия, однако некоторые детали, к примеру, витражи 19 века, спасти не получилось.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Посещение Ахенского собора

Поэтому несколько эклектичное здание может огорочить отдыхающих, которые ждут увидеть чистый каролингский стиль, также, как оно разочаровало польского туриста Девятнадцатого века Виктора Копфа, который написал об этом в собственном дневнике:

«Здание считается одним из очень важных в Германии и в себя включает памятные вещи его основателя, Чарльза В[иельки]. Церковь два раза сгорала; только круглая часть и фасад сбереглись в том виде, в котором они существовали во времена Карла IV. Осмотрев снаружи костел, вид которого не столько величественный, сколько вызывающий уважение собственной древностью, я отправился в ризницу, попросив показать мне сокровищницу (. ), за которую платят семь польских злотых».

[цит. по: Гродзиска, Каролина (ред.): Описание Виктора Копфа в Брюсселе, Аахене (. ). В: Ежегодник Научной библиотеки ПАУ и ПАН в Кракове Р. 45 (2000)].

Нужно сказать, что это была не небольшая сумма, так как тот же путешественник в Ахене заплатил всего 4 польских злотых за шикарный обед из «практически девяти тарелок, собранных вместе, с половиной бутылки рейнского вина».

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Собор Акивзгран — вид с боковой стороны

Посещение Акивзграничного собора

Вход в собор бесплатный, и мы самостоятельно посещаем главную часть храма.

Если вы хотите снимать, вам стоит купить разрешение на фотосъемку на стойке информации за 1,00 евро.

Дни и время работы

Собор открыт каждодневно (январь — март: с 7:00 до 18:00, апрель — декабрь: с 7:00 до 19:00), однако для посетителей: с понедельника по пятницу с 11:00, а по выходным с 12:30. Собор закрыт для посещения во время специализированных месс и мероприятий. Рекомендуется заранее узнать, предполагается ли закрытие во время вашего пребывания.

Если вы хотите посетить также верхний этаж, где находится трон Карла Великого, вам нужно участвовать в организованной экскурсии — с гидом и заранее записаться на стойке информации (напротив входа в сокровищницу). Входная плата за поездку с гидом составляет € 4,00 . Продолжительность — около 45 минут.

Экскурсии с гидом: с понедельника по пятницу в: 11:00, 12:00, 13:00, 14:30, 15:30 и 16:30 (летом дополнительно в 17:30), по выходным в: 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 i 17:00.

Экскурсии на английском проводятся каждодневно в 14:00.

Кафедральный собор Ахена - история и практическая информация

Капелла Святого Николая — Ахенский собор

Необходимо напомнить, что собор включен в список Всемирного достояния ЮНЕСКО.