Вильнюс очень тесно связан с Польшей. Его насиляют 87 000 поляков, и его история прочно связана со страной Вислы.
От Средних веков до сегодняшних дней
В 1385 году в Креве была заключена уния между Анжевинами и Владиславом Ягелло, которая де-факто включила литовские земли в состав короны. И хотя в Литве быстро появились силы, стремящиеся к независимости, с этого периода Вильнюс стал частью сильного польского влияния. До 19 века и изменения в понимании слова «нация» Большинство дворянства и духовенства, действовавших в таких районах, естественно, полонизировались. Польским правителям не необходимо было использовать здесь силу или репрессии — принадлежность к польской культуре давала лучшие возможности для развития, поэтому было естественно, что литовские привилегированные классы тяготели к ней.
Еще в девятнадцатом веке Адам Мицкевич писал в собственной работе «Ksiegi narodu i pielgrzymstwa polskiego»:
«Литовец и мазур — братья; неужели братья ссорятся в виду того, что одного зовут Владислав, а другого Витовт? Фамилия у них таже самая: фамилия поляков».
Однако наступало время, когда пробуждалось народное самосознание литовцев. Это соответствовало интересам властей, проводивших раздел, которые считали польский элемент гораздо более опасным, чем литовский.
Изображение ворот Богоматери Рассвета в Вильнюсе
Во время Первой Мировой было провозглашено первое правительство независимой Литвы, так именуемая Тариба. Молодое государство быстро вступило в инцидент с возрождающейся Польской Республикой, в пользу которой оно потеряло Вильнюс. К этому привело так называемое «восстание генерала Желиговского» — операция, которая связана с притворным неподчинением польского командира, вошедшего в Виленский край.
Современные как говорят историки, что погром новообразованного литовского государства не стал бы проблемой для польских войск. Настроения Пилсудского и неверная идея создания буферных государств на востоке, возможно, стали основными факторами. Но включение Вильнюсского края в границы Республики Польша остановило литовскую адаптацию проживающих там поляков.
После поражения Польши в сентябрьской кампании Вильнюс стал частью Литвы, однако это продолжалось непродолжительное время, так как Сталин быстро решил аннексировать все прибалтийские республики. В 1941 году немецкая армия пришла в Вильнюс. В городе появилось слишком сильное движение сопротивления, в котором доминировала Армия тыла. В июле 1944 года возникла операция «Врата рассвета», благодаря которой польские партизаны при поддержке Красной Армии освободили город. Однако братство по оружию кончилось одновременно с военным успехом. Польских солдат массово арестовывали и отправляли в лагеря для военнопленных или трудовые лагеря в глубине СССР. Опасаясь репрессий, жители Польши также оставили Вильнюсский край. По оценкам, между 1945 и 1946 годами Литву оставили более 100 000 поляков. Трагическая история Вильнюсского края в двадцатом веке превратила поляков из доминирующей этнической группы в меньшее число. После восстановления независимости Литвы в ней проживало около 250 000 поляков. К 2016 году это число уменьшилось приблизительно на 50 000. Однако следует согласится, что это все еще одно из наиболее преуспевающих польских меньшинств за границей. В Вильнюсе размещены, например, Польский театр, Польский университет и Ассоциация польских скаутов. Многие памятники Вильнюса также имеют польские следы. Вот пару примеров:
«И у врат рассвета ты сияешь».
Раньше эти самые знаменитые ворота Вильнюса назывались Мидницкими. Еще в семнадцатом веке в окне часовни была помещена картина малоизвестного художника с изображением Девы Марии. Вскоре ее признали чудодейственной, и в часовню стали стекаться паломники из Литвы, Короны и со всей Европы. Приблизительно в то же время рядом с воротами канцлер Михал Пац (при финансовой поддержке короля Польщи Владислава IV Вазы) начал постройку костела. Для украшения треугольного фасада в барокко стиле из Скандинавии были привезены ювелирные камни. В результате была построена трехнефная церковь в барокко стиле, посвященная Святой Терезе.
Ворота рассвета в Вильнюсе
Церковь и Врата Рассвета связаны. Слава картины была так велика, что ни одна из разделительных властей ? не осмелилась устранить или убрать ее. Только польская надпись — «Мать Милосердия, мы укрываемся в твоей защите» — была удалена, заменена латинской версией. Во время немецкой оккупации золотые короны были похищены (Богоматерь Рассветных ворот «получила» их в 1927 году от папы Пия XII), но литовские верующие заменили их серебристыми. После восстановления независимости Литвы в 1991 году польские паломники из Сувалок добрались до картины. Мессы на польском языке совершаются в церкви Святой Терезы.
Костел Святой Терезы в Вильнюсе — соединен с Воротами Рассвета
Королевские любовники
Собор Вильнюса
В Вильнюсском кафедральном соборе, построенном в классическом стиле, находится великолепная ренессансная часовня Святого Казимира. Кроме останков святой покровительницы Литвы, здесь также похоронена Барбара Радзивилловна — любимая супруга Сигизмунда Августа. Может быть, конкретно здесь состоялась свадебная церемония короля и будущей королевы. Свадебная церемония состоялась без ведома знати, но, не обращая внимания на требования отменить ее, король принял позитивное решение, и Барбара была коронована. Она ушла из жизни спустя год, и ее расстроенный супруг сопровождал похоронную процессию в Вильнюс, преодолев часть пути пешком.
Гробница Барбары Радзивилл в сводах Вильнюсского собора
В часовне также хранится сердце Владислава IV Вазы. Длительное время король состоял в непризнанных отношениях с мещанкой Ядвигой Лушковской. Ее роман с правителем продолжался с 1634 года до смерти Владислава, хотя в 1637 году женщина стала женой старосту Яна Выпского. Влюбленные встретились в Мерече, недалеко от Вильнюса. Может быть, конкретно во время визита к собственной любовнице король ушёл из жизни, приняв передозировку слабительного.
Памятник над сердцем Владислава IV, установленный в часовне Святого Казимира в Вильнюсском кафедральном соборе
Жемчужина барокко
Костел святых Петра и Павла построили литовским магнатом Михалом Пацем. Здание поражает собственным очень белым интерьером, полным лепки и скульптур в барокко стиле.
Церковь святых Петра и Павла в Антоколе в Вильнюсе
Церковь была спроектирована краковским архитектором Яном Захором (который также выстроил монастырь Пажайслис). В ослепительной церкви нет алтаря, вместо него — картина с изображением святых покровителей храма работы другого польского художника, Францишека Смуглевича, жившего на рубеже XVIII и XIX веков.
Интерьер костела святых Петра и Павла в Вильнюсе
Бард Адам
Необходимо упомянуть о вильнюсских достопримечательностях, которые связаны с Адамом Мицкевичем. Наш государственный бард окончил местный университет и оставался в городе до 1819 года, когда он получил работу в Каунасе. Сейчас в Вильнюсе есть небольшой музей, посвященный поэту (на улице Бернардину, 11), а возле костела Святой Анны можно заметить памятник Мицкевичу. Возможно, самым атмосферным местом, которые связаны с автором, считается бывший базилианский монастырь и церковь. Конкретно здесь происходит часть действия третьей части «Кануна праотцев» (кроме прочего, собственно в монастырь, превращенном в тюрьму, Конрад произносит собственную знаменитую Великую импровизацию). Сегодня рядом с церковью создан небольшой мемориальный зал, посвященный Мицкевичу и Дзяды.
Некрополи Вильнюса
Самые ощутимые и одновременно самые трогательные следы польскости Вильнюса можно найти на его кладбищах. Ни один уважающий себя польский путешественник не должен пропустить кладбище Росса, где похоронена мать Юзефа Пилсудского и сердце маршала.
Посещение кладбища Росс в Вильнюсе
Однако стоит также посетить менее известное Бернардинское кладбище, военное кладбище в Антоколе или приходское кладбище церкви Святых Петра и Павла.
Посетите кладбище бернардинцев в Вильнюсе
Церковь Святой Анны
Считающийся жемчужиной поздней готики, его основали польским королем Александром Ягеллоном. С его созданием связана легенда о преступлении, случившемся при строительстве храма. Легенда существует в разных вариантах, но они все имеют несколько единых черт. Убийцей должен был быть мастер-каменщик, который убил собственного ученика (или младшего мастера) из ревности. Причиной этому стала зависть к фасаду церкви, вышедшему из-под руки талантливого подмастерья. Основой этой ревности была зависть к фасаду церкви Святой Анны, который был расписан талантливым подмастерьем.
Костел Святой Анны в Вильнюсе
Так восхищался им в начале прошлого столетия Владислав Захорский, доктор и историк Вильнюса:
«Создатель церкви Святой Анны проявил выдающийся талант, чувство прекрасного и эстетический вкус, ведь, не обращая внимания на накопленные орнаменты, здесь все идеально, светло, смело и просто одновременно. Вы не найдете здесь ни одной ложной линии».
Фрагмент свода в костеле Святой Анны в Вильнюсе
Может так случится, что Барбара Радзивилловна молилась в данной церкви. Вышеупомянутый врач Захорски упоминает письма, в которых Сигизмунд Август рекомендовал собственной возлюбленной посещать мессу в церкви Святой Анны вместо собора Святой Анны. Церковь Анны вместо собора. Собственную просьбу он аргументировал тем, что вильнюсский собор как раз перестраивался, что могло подвергнуть Барбару какому-нибудь несчастному случаю.
Церковь Святого Франциска и Святого Бернарда
Сразу за костелом Святой Анны и рядом с памятником Адаму Мицкевичу находится еще один храм в готическом стиле, который как правило называют Бернардинским костелом. Сначала это была из дерева церковь, но в начале 16 века ей придали кирпичную форму. Его основали Казимиром Ягеллоном, но нужно сказать, что семья Радзивиллов также внесла свою лепту в его строительство. Может так случится, что его расположение стало причиной решению включить его в оборонительную систему Вильнюса, оборудовав костел четырьмя башнями. Храм много раз подвергался разрушениям во время польско-русских войн. В рамках репрессий после январского восстания монахи были удалены из монастыря, а само здание передано армии. Подобное положение дел продолжалось до 1940-х годов, когда СССР решил закрыть здание. Его восстановление может начаться только в независимой стране.
Мемориальная доска на польском языке в костеле Святого Франциска Ассизского в Вильнюсе
Древний город
Древний город Вильнюса считается одним из очень ценных в мире — про это говорит его включение в список ЮНЕСКО. Международные специалисты признают разнообразие архитектуры данной части Вильнюса, подчеркивая очень замечательное комбинирование стилей в архитектуре, которые можно заметить здесь (от готики до классицизма). На уникальный характер Пожилого города также подействовало народное смешение проживающих здесь людей: литовцев, поляков, русинов и евреев.
Прогулка по Старому городу Вильнюса — вид на Ратушу
Святая Фаустина
Немногие знают, что Вильнюс связан с одним из очень знаменитых польских святых. Сестра Фаустина Ковальская останавливалась в Вильнюсе два раза — в 1929 г. и в 1933-36 г. Дом из дерева, в котором жила будущая святая, сохранился (сегодня в нем находится маленькая мемориальная комната) — его можно заметить по адресу: ул. Грибо г. 29а. Но намного более важной памятью о святой считается картина «Милосердный Иисус», выставленная в костеле Святой Троицы, которую написал Эугениуш Казимировский, следуя ее указаниям. Хотя святая Фаустина не была довольна результатом, толпы верующих и сейчас собираются перед картиной. Вильнюсская церковь Святой Троицы теперь известна как храм Божественного милосердия и находится на улице Доминикону, 12.
Рядом с барочной церковью Святого Сердца (не открыта для посещения — разрушена во времена СССР) находится дом, где долгое время жил папа Михаил Сопочко — блаженный церкви, духовник святой Фаустины и родоначальник Конгрегации сестер милосердного Иисуса. В этом здании также работал художник Эугениуш Казимировский, создавший первый вариант картины «Иисус, я уповаю на Тебя». Сегодня на этом месте находится хоспис (Rasu g. 4a), которым управляют, например, польские монахини. По подготовительной записи вы можете увидеть часовню с копией картины и услышать историю ее создания.
Величие барокко
Церковь Святого Духа (Dominikonu g. 8) — это здание в тематике позднего барокко, которое иногда называют «польским костелом» (службы здесь ведутся исключительно на польском языке). Его красочный, немного мрачный интерьер очаровывает посетителей. Длительное время церковь принадлежала Доминиканскому ордену. Он много раз подвергался опустошениям и разрушениям и построили в собственном сегодняшнем виде во второй половине XVIII века. Не обращая внимания на то, что царские власти выдворили доминиканцев из Вильнюса, он продолжал выполнять собственную функцию (такое случилось даже во времена СССР). Церковь также была связана с повстанцем Январского восстания и монахом Блаженным Рафаэлем Калиновским.
Университет с традициями
Вильнюсский университет, основанный в 1579 году Стефаном Баторием, ранее был иезуитским колледжем. Здесь преподавали многие выдающиеся поляки, например папа Петр Скарга, папа Якуб Вуек, Адам Нарушевич и Марцин Почобут-Одланицкий. Купив билет, мы сможем посетить несколько оставшихся дворов университета и церковь Святого Иоанна (служившую университетским храмом). Внутри костела можно заметить много памятников, посвященных польским писателям (Адаму Мицкевичу, Антонию Одынке, Владиславу Сырокомле). Под историческим органом находится бюст Станислава Монюшко (он играл на этом инструменте). Польские следы можно найти и в отдельных дворах — мемориальные доски, посвященные Адаму Мицкевичу и Чеславу Милошу.
Понаровские ямы
Печальным напоминанием о польском присутствии в Вильнюсе считается мавзолей в Понарах. В период между войнами район был популярным летним курортом для жителей Вильнюса. После 1939 года СССР создал здесь пункт хранения топлива. Во время немецкой оккупации в Понарах начались казни вильнюсских евреев, цыган, антигитлеровских партизан и польской интеллигенции (среди других был убит дядя президента Польши Бронислава Коморовского). Акцией руководили немцы, но с нужного момента казни проводились Шаулисом (литовская организация, сотрудничавшая с нацистами). Сегодня на месте преступления установлено несколько мемориалов, посвященных этим событиям, а еще небольшой музей.