Сикстинская капелла — билеты, экскурсии, история и фрески

Всемирно известная Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) считается одним из самых важных примеров мастерства сакрального искусства. Стены сбоку личной капеллы Папы были приукрашены величайшими мастерами ренесанса 15 века, которую в Италии называли кватроченто. Это слово означает просто 400 и применяется для определения произведений, созданных в пятнадцатом веке (1400-1499). Среди художников, работавших над фресками, были такие имена, как Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино, очень популярным учеником которого был Рафаэль Санти.

Однако настоящим сокровищем часовни считается громадная фреска, покрывающая весь свод, выполненная Микеланджело, и настенная фреска под названием «Страшный суд» того же автора.

Данная статья считается частью нашего путеводителя по Ватикану, который вы можете найти здесь: Ватикан: достопримечательности, памятники и важные моменты.

Сикстинская капелла считается частью Апостольского дворца, и мы можем посетить ее при посещении комплекса музеев Ватикана.

История

История Сикстинской капеллы восходит ко второй половине 15 века. До этого на том же месте располагалась средневековая Капелла Маджоре (лат. Cappella Magna, польск. Chapel Major), которая уже к середине 16 века была в очень плохом состоянии. Решение о сносе старой и строительстве часовни было принято Папой Сиктусом IV в 1475 году.

С самого начала новое здание должно было служить личной капеллой Папы для проведения месс, приготовленных лишь для главы церкви и наиболее важных церковных сановников. Благодаря этому вход планировался только внутри Апостольского дворца, а само здание должно было иметь строгую форму, больше похожую на крепость, чтобы напугать потенциальных врагов. Будем помнить, что церковное государство 15 века отличалось от сегодняшнего государства-города Ватикан — оно вело войны, а еще занималось торговлей и дипломатией.

Архитектор Баччо Понтелли был ответственен за проектирование часовни. Работами связанными со строительством руководил Джованнино де Дольчи, приехавший из Флоренции. Строительство было окончено около 1481 года, а часовня была освящена двумя годами позднее.

В часовне проходит конклав — собрание кардиналов для избрания нового Папы. Голосование считается тайным и повторяется до той поры, пока один из кандидатов не наберет большинство не менее 2/3 голосов. Первый конклав в часовне прошёл в 1492 году, в результате которого папой стал Александр VI. Во время конклава в часовне ставится специальная печь, которая возвещает о результатах собрания (белый дым возвещает об успехе в избрании наместника Христа, а черный — о разногласиях между кардиналами).

Этимология имени

Название Сикстинской капеллы происходит конкретно от имени папы Сикста. Нужно помнить об этом, чтобы не осуществить ляп. Мы нечаянно услышали, как одна женщина-журналист в прошлом настаивала на том, чтобы называть знаменитую часовню Сикстинской капеллой.

Архитектура

Сикстинская капелла имеет кубовидную форму: длина около 41 метра, ширина около 13,5 метра и высота около 21 метра. Как мы уже рассказывали, внешний фасад отличается строгостью и отсутствием декора. Часовня разделена балюстрадой на две неравные части.

Сверху помещение закрыто характерным бочкообразным сводом (или сводом-бочкой) с люнетами. Это самая потрясающая часть здания с точки зрения архитектуры.

Фрески

Самыми главными атрибутами часовни являются фрески, покрывающие стены и свод. В пятнадцатом веке настенные фрески были созданы разными мастерами ренесанса. В то же время свод был покрыт мотивом звездного неба. Очень большие картины Микеланджело появились в следующем веке.

Настенные фрески 15 века

Для украшения стен часовни были приглашены знаменитые художники эпохи кватроченто (Возрождения 15 века) из Тосканы и Умбрии. Среди приглашенных специалистов были: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Иль Перуджано, Иль Пинтуриккио или Козимо Росселли.

На 2-ух боковых стенах изображены по шесть сцен. На одной стороне мы видим сцены из Нового Завета, изображающие жизнь Иисуса Христа, а на другой — сцены из Ветхого Завета времен Моисея.

Среди фресок необходимо выделить картину с изображением Вручения ключей Святому Петру работы Пьетро Перуджино и, например, огромную площадь со зданиями на заднем плане. Тяжело не поддаться впечатлению, что центральная структура отсылает к знаменитому куполу Флорентийского собора. По двум сторонам площади поднимаются триумфальные арки, популярные в Риме.

Фреска на сводчатом потолке работы Микеланджело

Сначала знаменитая капелла не имела богатого декора на своде, который был покрыт мотивом звездного неба, знаменитым по некоторым римским церквям (его можно заметить, к примеру, в базилике Санта-Мария Сопра Минерва в Пантеоне, где также находится скульптура, изображающая Иисуса с крестом работы Микеланджело). Однако в 1504 году часовня нуждалась в реставрации, в процессе которой был снесен потолок и в нем просверлены отверстия для продевания железных цепей. После нанесённого ущерба отец Юлий II решил создать абсолютно новое убранство свода.

Юлий II, избранный на данный пост в 1503 году, не был папой в сегодняшнем понимании данного термина — больше подошло бы слово король либо даже император. Во время его правления церковное государство завоевывало новые территории, приняло участие в битвах и осадах, в том числе в Болонье. Выходец из семьи делла Ровере, Отец был последним из пап, который сопровождал собственные войска верхом. Собственно во время его понтификата была сформирована Швейцарская гвардия, которая В то время была великолепным отрядом алебардистов и личной гвардией Папы.

Юлий II также стал известный как великий строитель. Он стремился оставить наследие, равное наследию древнеримских императоров. Собственно во время его правления была снесена раннехристианская базилика Святого Петра и началось строительство новой, а еще ускоренная перестройка дворцового комплекса.

Одним из очень амбициозных проектов главы церкви было покрыть повреждённый свод Сикстинской капеллы большой фреской. Исполнитель проекта в глазах Папы был очевиден — Микеланджело. Ведь Отец Римский был одним из главных клиентов и покровителей мастера ренесанса.

Сам художник видел это чуть-чуть иначе. Во-первых, Юлий уже заказал ему один проект — его трехъярусный надгробный памятник, который должен был быть установлен в базилике Святого Петра. Не обращая внимания на свой молодой возраст, Микеланджело до того времени уже был признанным скульптором и относился к этому заказу как к важнейшему проекту в собственной жизни. Художнику даже получилось подобрать оптимальный мрамор и создать детальный проект памятника, украшенного 47 скульптурами размером 7 на 11 метров. Вторая проблема заключалась в том, что Микеланджело не ощущал себя художником и так и не написал ни одной крупной фрески.

Однако Юлий потерял интерес к надгробному памятнику и в 1506 году поручил Микеланджело начать подготовку к росписи фреской свода размером 800 метров 2 . Последний, однако, не только отказался, но и вступил в открытый инцидент с главой церкви и покинул город. Не обращая внимания на собственную несомненную многогранность, художник не увлекался живописью и предпочитал заниматься другими проектами. Здесь необходимо упомянуть, что надгробный памятник в конце концов был создан, но в менее амбициозной форме. Многие читатели наверняка знакомы с ним — его центральная часть собой представляет скульптуру сидящего Моисея с рогами, а сам памятник можно найти в базилике Святого Петра в Фетрах рядом с Колизеем.

В конце концов, художника уговорили вернуться и приступать к работе над проектом. Работа продолжалась с середины 1508 года до октября 1512 года (с промежутком приблизительно в течении года между 1510 и 1511 годами). Считается, что художник создал фактически всю картину сам — в отличие от Рафаэля Санти, который полагался на собственных подмастерьев при росписи фресок в представительских помещениях (каютах) дворца.

Сегодня, стоя посреди часовни и глядя вверх, мы восхищаемся человеческими фигурами в различных позах, и не всегда спрашиваем себя, как художнику получилось сделать подобное изумительное произведение. И это было абсолютно не просто! В ходе работы были возведены специализированные подмостки, на которых Микеланджело проводил очень много времени лежа, реже стоя или сидя со скрюченной шеей.

Также, он всегда находился так недалеко к краске, что ее капли стекали прямо на его лицо и попадали в глаза. В работе его сопровождали несколько помощников, в обязанности которых входило перемешивание и подача красок. Сам художник, возможно, нечасто спускался с лесов на протяжении всего дня.

На богатой фреске изображены девять сцен из Книги Бытия Ветхого Завета, в том числе самая известная сцена, изображающая Сотворение Адама, которая уже крепко вошла в поп-культуру.

Все сцены в хронологическом порядке:

  • Бог разделяет свет от тьмы,
  • Бог создаёт солнце и луну,
  • Разграничение моря и суши,
  • Сотворение Адама,
  • Сотворение Евы,
  • Первородный грех,
  • Жертвоприношение Ноя,
  • Потоп,
  • Алкоголизм Ноя.

Если взглянуть от основного входа, то порядок обратный, и, возможно, таким был и порядок росписи (художник начал с работы под названием «Алкоголизм Ноя»).

При взгляде вверх посмотрите очень внимательно на отсутствие более проработанного фона или пейзажа. Собственно человеческие фигуры находятся во главе, а все другое — обычное дополнение.

Страшный суд» Микеланджело

Вторая из легендарных работ художника ренесанса — фреска на алтарной стене под названием «Страшный суд», размером 13,70 на 13,20 метров. Эта картина была создана практически через 3 десятилетия после окончания работы над сводом, когда художнику уже выполнилось 60 лет.

Заказ на создание фрески был выполнен в 1533 году папой Климентом VII, а уже потом его смерти спустя год заказ подтвердил его наследник Павел III. Микеланджело готовился к созданию картины практически три года, он начал работу над капеллой в 1536 году и закончил ее приблизительно через 5 лет в 1541 году.

Страшный суд» отличается по экспрессии от картины, созданной на своде. В двух работах на переднем плане изображены обнаженные или полуобнаженные фигуры, но новая работа вызывает больше волнения и негативных мыслей. Впрочем это в этом нет ничего удивительного, если взять во внимание, что художник был свидетелем сцен, которые заставили его сомневаться в человеческом выборе и морали. Микеланджело был в Риме в 1527 году во время кровавой осады и разграбления Рима армией Карла V, которое сейчас известно как Sacco di Roma (итал.: разграбление Рима). Нападавшие были беспринципны, как в обращении с людьми, так и с произведениями искусства.

В самом центре картины художник поместил мускулистую фигуру Иисуса Христа, силуэт которого должен навести на мысль об античной скульптуре под названием «Торс Бельведера» (ее можно заметить в музее Пио-Клементино в комплексе музеев Ватикана). С правой стороны от ног Спасителя мы увидим фигуру святого Варфоломея, держащего собственную кожу, лицо которого считается автопортретом Микеланджело.

Сам дизайн, уже не говоря о финишном результате, вызвал много недовольства, основой которого была полная нагота фигуры.

Отец Пий IV после Тридентского собора решил закрасить любовные места, что и было предпринято в 1565 году учеником Микеланджело Даниэле да Вольтерра, который с той поры стал более известный как Майский полюс (Il Braghettone). К большому сожалению, эти изменения были внесены в последние месяцы жизни автора фрески. К счастью, не столь давно добавочный слой был удалён, и знаменитую фреску можно опять увидеть в ее первоначальном варианте.

Посещение Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла размещена в Апостольском дворце и считается частью комплекса музеев Ватикана. К большому сожалению, это одна из наиболее многолюдных частей комплекса, где на протяжении всего дня можно встретить многочисленные толпы.

Сикстинская капелла находится фактически в самом конце комплекса музеев Ватикана, и чтобы добраться до нее, необходимо пройти через длинный ряд галерей и коридоров.

В часовне запрещено снимать и пользоваться сотовыми телефонами. Мы тоже должны помнить, что это религиозное место — поэтому требуется подходящая одежда.

Билеты в Сикстинскую капеллу

Невозможно посетить только саму часовню — обязательно необходимо приобрести обыкновенный билет в музеи Ватикана. Детальнее о билетах мы писали в нашей статье о музеях Ватикана, которую вы можете найти здесь.

Close
fe62dd5d3b70a680