Устремский монастырь и туннель под фракией — выходные

Устремский монастырь и туннель под Фракией — выходные

Что необычные легенды рассказывают о Свято-Троицком монастырь в Устреме и почему люди считали, что туннель идет через всю Фракию?

  • Тетевенский монастырь Святого Илии: незаконченная история
  • В Сакаре по следам фракийцев
  • Культурные маршруты в горах Сакар

Монастырь Святой Троицы, также именуемый Вакфским из-за старого названия близлежащей деревни Устрем — Вакф, считается существующим монастырём и считается одним из крупных духовных центров Сакара и всей Юго-Восточной Болгарии..
Монастырь на этом месте восходит к 14 веку с названием «Святых Первых Апостолов Петра и Павла». Он был опустошен в первой половине 70-ых годов четырнадцатого века наступающими османскими полчищами во главе с Тимурташ-беем. Практически сразу после этого он был реконструирован и в пятнадцатом веке упоминается в определенных османских документах..
Бывший бандит, ставший настоятелем монастыря
Свято-Троицкий монастырь также известный как Монастырь Хайдуш. Тут прятались легендарные воеводы Расправа Колю, Инджеский воевод, Вылчанский воевода, Расправа Добри, Дагли Стоян, Гарабчи Георгий..
В 1812 году Христо Воевода после ухода из гайдукской жизни принял монашество и стал настоятелем монастыря под именем Хрисант.. Он восстановил монастырь при помощи Расправа Колю и Инже Войвода.

В 1818 году из-за чумы в регионе люди из окрестных деревень пожертвовали дополнительные средства надеясь, что они будут спасены от инфекции. На данные средства позднее были выстроены новые здания. Надгробие воеводы даже в наше время хранится в притворе храма..
После 1836 года монахи преуспевающего монастыря захотели выстроить храм больших размеров. На собранные ими пожертвования на месте старой однонефной церкви была выстроена сегодняшняя трехнефная каменная базилика «Святая Троица».

Понемногу достроили монастырский амбар с мясной лавкой и цокольный этаж, и еще помещения над парадными дверями монастырского двора. По образцу старого иконостаса сделан новый.

Королевские двери ведут в алтарную комнату. Под алтарем новой церкви сбереглось «наследие» старой церкви — «гайдукское пристанище», связанное с Расправа Колё.. Вход в него спрятан в навесном шкафу..
Напротив входа в храм находится белокаменный фонтан с тремя изливами, выстроенный Христо Войводой и Инье. Как говорят легенды, для Иньского воеводы была особенная келья на верхнем этаже в одном из корпусов монастыря..
Старая церковь (Караколская яма)
Потому как конкретные сведения об истории монастыря Вакф в древнее время отсутствуют, говорят легенды. И они всегда связывают начало этого монастыря Сакар с небольшой каменной пещерой в лесной глуши над нынешним монастырём, называемой Старой церковью, Старым монастырём, Каракольской ямой и прочими.

Каракольская дыра — это маленькая пещера сложной формы с большим количеством ниш на поверхности стен и арках, которая в десятом веке применялась как скальный храм. Из пещеры в скалу начинается неширокая галерея длиной около 100 м, из которой когда-то била вода.

На поверхности стен выделяются изображения святых, а кое-где греческие надписи. К большому сожалению, из-за проникающей воды, эрозии и вандализма изображения и надписи почти не заметны. Согласно одной из версий, фрески можно отнести к XI-XII векам..
Я так думаю, пещера почиталась старыми фракийцами как святилище из-за воды, которая когда-то из нее текла. Я выношу эту гипотезу из того факта, что в Старой церкви нашлась каменная плита с рисунком фракийского героя, принесённая в монастырь..
При строительстве монастыря вода из пещеры Караколская дыра, возможно, была «поймана», захвачена и «вмонтирована» во двор монастыря строителями фонтанов. Сегодня источник в пещере высох, оставив на собственном месте сухую галерею..
Легенды старой церкви
Некоторые легенды рассказывают, как во время иконоборчества в Византии (725-843) Местные христиане тайно собрались в пещере для молитвы и спрятали в ней две иконы: Равноапостольных Петра и Павла и Пресвятой Троицы .
О происхождении монастыря и его связи с пещерой упоминается в преданию, записанной в Истории Свято-Троицкого монастыря здешним священником Михаилом Николовым Поповым. Она рассказывает о козопасе Петре, который днем ??пас собственное стадо у пещеры и ночевал в ней.

Там же были спрятаны иконы апостолов Петра и Павла и Святой Троицы. Как то ночью ему приснился сон. Он увидел церковь, построенную в ровной части, где в настоящий момент находится монастырь.

Перед церковью стоял седобородый старик с брелком..
Козопас заговорил с ним и задал вопрос:
— Для чего тебе данные ключи, дедушка?
— Строить церкви и хранить их! старик ответил.
— Так для чего вам эти церкви? козопас опять задал вопрос.
— Собрать в них христиан, обучить их жить в нашем мире, который аналогичен морю для душ. И как написано, люди плыли на лодке. Точно также душа выйдет из данного мира, чтобы подняться в небесный..
— Тогда дай и мне ключ! козопас умолял.
— Я дам вам, если вы выстроите тут церковь, разместите в середину иконы и начнете наставлять людей в христианстве, чтобы души могли приготовиться к тому миру — небесному..
Козопас испугался и проснулся.
По истечению определенного времени он продал коз и выстроил часовню, в которую перенес иконы из пещеры..
D Иная легенда говорит, что первым жителем пещеры был болгарский воин, офицер армии царя Ивана Шишмана по имени Герой Петр.. Он также стал первым защитником порабощенных здешних болгар.

По преданию, герой Петр принёс в Старую церковь две самые старые иконы святых Петра и Павла. Позднее он выстроил часовню имени святых, к которой турки, опасаясь воина Шишмана, не решались приближаться.

Поэтому в конце 18 века, в период Кырджали, эта часовня стала хайдукским собранием тех болгар, которые осмелились выступить против османского господства. Одним из подобных отважных болгар был Христо Войвода из села Градец в Котлене. Конкретно он в 1810 году превратил часовню «Св. и Петр и Павел »в церкви, вокруг которой он выстроил монастырь« Св. Троица ».
Рассказывает 81-летняя Динка Замова из Тополовграда Районная легенда связана с не широкой галереей, начинающейся от пещеры Старой церкви:
Пастух отправился в Эдирне (ныне Эдирне) на рынок. И когда он шел среди прилавков, он увидел козу и сказал продавцу: «Эта коза моя, как она тут оказалась?» Купец ответил: «И с этой козой я отыскал его пьющим воду у источника рядом с городом, а вы из Каваклия (тогда называемого Тополовградом), как козел будет вам?» Он не приходит сюда один, так как волки разорвут его на части ».
Тогда пастырь сказал ему, что во время прогулки собственной паствой у пещеры монастыря св. Коза Тринити, отделившаяся от других, пришла в пещеру и прыгнула в яму на дне каменной впадины.

Чтобы довести ему, что это его коза, пастырь сказал: «Взгляните на внутреннюю часть колокола (колокольчик — bel m. G. S.), который привязан к шее козла, и вы сможете увидеть мою цель (собственный символ — Бел. М. Г. С.) ». Хозяин гостиницы повернул колокол, и в действительности там была показана мишень, которой пастух метил собственных животных. И вот двое поняли:
— Пещера проходит под Фракией.
Легенды отражают стабильный мотив, распространенный через фольклорные факты, отражая идею про то, что все части Западной и Эгейской Фракии каким-нибудь образом связаны. Подобным образом болгары условно обозначили собственное народное пространство.

Даже после того, как по самым разнообразным политическим причинам был прерван один из самых древних культурных коридоров — Via Diagonalis, проходящий очень близко от монастыря «Св. Троица », даже в наше время хранится память о масштабном переходе народов, цивилизации и культуры по этой артерии..
Полезная информация: Свято-Троицкий монастырь размещен в 12 км от Тополовграда, приблизительно в 100 км от Хасково. Из Тополовграда сверните на деревни Орешник и Устрем и следуйте указателям.

Двор монастыря ухоженный, с большим количеством цветов, альтанкой и фонтанами. В 2005 году была проведена выборочная реконструкция туристического флигеля монастыря.

Монастырь предлагает ночлег (30 мест). Сейчас в нем живут 4-ре монахини..
Текст считается частью серии о культурных маршрутах в Сакаре и регионе, которую ведет мастер по культурному туризму Горан Стефанов. Читайте интервью с Гораном Стефановым.
Тебе понравилась данная публикация? Подпишитесь на нас в Facebook и Instagram, чтобы узнать о наиболее оригинальных поездках!

Похожие посты