Базилика Сан-Клементе-аль-Латерано, более известная как базилика Святого Климента, считается одной из самых уникальных достопримечательностей Рима.
Этот храм расположен всего в 350 метрах от Колизея и прячет уникальные произведения художественного искусства в собственных интерьерах, а еще в подвале. Под теперешней базиликой есть еще два уровня (в действительности три, о чем мы побеседуем позднее). Под ним находится хорошо сохранившаяся раннехристианская базилика с самой древней сохранившейся надписью на итальянском языке, а немного ниже были обнаружены остатки древних зданий, среди них бывший митреум, или храм, посвященный божеству Митре.
При посещении церкви можно выбрать билет и посетить два подземных уровня, где можно собственными глазами посмотреть, как поменялся Рим за последние более чем две тысячилетия.
Базилика Святого Климента в Риме
История
Раннехристианская базилика
Нынешнее здание базилики Святого Климента было построено только в двенадцатом веке, но прямо под ним находится более ранний храм, являющийся одной из старейших христианских церквей в Риме. Возможно, о нем упоминал святой Иероним Стридонский в собственных записках, датированных 392 годом. Его покровителем считается святой Климент, четвертый отец римский, который ушёл из жизни мученической смертью в конце первого века во время ссылки в Крым, где ему на шею повесили якорь и бросили в Черное море.
До сегодняшнего дня существовало мнение, что базилика была построена на месте частной часовни (titulus) I века, находившейся в собственном доме. Это имущество ориентировочно принадлежало консулу Титу Флавию Клименту, казненному по обвинению в «атеизме» внуком брата императора Веспасиана. Некоторые трактуют его судьбу так, что он был одним из первых римских аристократов, принявших христианство и передавших собственные имения церкви (другие историки, напротив, уверяют, что он должен был исповедовать иудаизм). Но благодаря стараниям археологов мы теперь знаем, что неф раннехристианской базилики действительно построили на фундаменте старого сооружения, однако это был не собственный дом I века, а очень большой склад (ориентировочно даже императорский монетный двор), превращенный в жилую резиденцию приблизительно в третьем веке.
Нижняя базилика — Базилика Святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: CC BY-SA 4.0 / автор Palickap
Поэтому есть основания считать, что первый христианский храм не построили на этом месте до конца 4-го или начала следующего века. Однако очень быстро она получила статус одной из довольно значительных церквей в Риме. Уже в 417 году отец Зозим провел в его стенах синод, на котором осудил учение Пелагия. Еще один из синодов, проведенных в базилике, прошёл в 499 году. Она была созвана папой Симмахом, и было решено, что светские власти не должны вмешиваться в процесс избрания епископа.
В 637 году в базилике были похоронены останки Игнатия Антиохийского (епископа Антиохии). Более 2-ух веков спустя, в 867 году, к ним присоединились мощи самого святого Климента. Они были привезены в Рим двумя славянскими святыми Кириллом и Мефодием, которые вошли в город с торжественной процессией. Как гласит предание, тело 3-го преемника Святого Петра было вынято из моря практически сразу после его смерти, когда волны прекрасным образом расступились.
Строительство верхней базилики
Возведение нового храма, который должен был затмить предыдущий, началось в начале 12 века. Однако до конца не известно, что побудило людей того времени принять подобное решение. Есть 2 гипотезы. Согласно первой, первоначальный храм был разрушен во время вторжения Роберта Гвискара, который в 1084 году уничтожил большую долю зданий между Капитолием и Латераном. Однако более возможно, что раннехристианская базилика пережила норманнское проникновение, но была в очень плачевном состоянии. Однако безусловно то, что инициатором и финансистом реконструкции был отец Пасхалис II, для которого базилика Святого Климента имела необыкновенное значение. Собственно в ее стенах в 1099 году состоялся конклав, на котором он стал папой, а до этого она была его титулярной церковью.
При подготовке к строительным работам нового здания верхняя часть прошлой базилики была срезана приблизительно на высоте колонн, отделяющих неф от боковых крыльев. Потом все было плотно засыпано щебнем, который послужил основанием новой церкви. На протяжении определенного времени память о раннехристианской базилике померкла, и все посетители Рима стали считать здание XII века храмом, о котором упоминал святой Иероним. Понемногу значение самой церкви также уменьшалось, поскольку ее округи понемногу обезлюдели.
Открытие ирландского священника-археолога
В 1677 году церковь и находящийся по соседству монастырь перешли в руки ирландских доминиканцев. В 1857 году смотритель церкви, папа Джозеф Маллули, начал археологические работы под уровнем теперешней базилики и, к собственному удивлению, наткнулся на подземные помещения, которые оказались раннехристианской церковью.
После того, как были расчищены завалы и обнажилась бывшая базилика, были проведены последующие раскопки, в результате которых были обнаружены древние здания, лежащие под ней. К удивлению изыскателей, которые ожидали найти следы молитвенного места времен раннего христианства, они выявили храм, принадлежавший языческим последователям культа Митры.
Последующие археологические работы были проведены в двадцатом веке. Это дало возможность намного точнее определить древние здания, которые служили основанием базилики с 4 века. Также получилось раскопать оригинальные росписи стен, которые были восстановлены в последние несколько десятков лет.
Посещение базилики Святого Климента
В базилику обычно входят через боковую дверь, выходящую на улицу Сан-Джованни-ин-Латерано. Главный и предыдущий ему замечательный вход во внутренний двор обычно недоступен.
Внутренний двор базилики Святого Климента в Риме
Археологическую часть можно посетить, купив входной билет. Хотя билеты для входа не очень доступные, безусловно, подземная часть уникальна. Кроме того, цены остаются неизменными уже длительное время — когда мы впервые посетили базилику пару лет назад, цены были такими же, как и в 2020 году. Текущие цены и рабочие часы можно узнать на официальном сайте.
На неспешную поездку по части находящейся под землей вам необходимо отметить от 30 до 45 минут. Во время нашего посещения был запрет на фотографирование в археологической секции, однако это может преобразиться.
Ниже мы кратко описали некоторые памятники и произведения художественного искусства, которые можно заметить на каждом уровне.
Нынешняя базилика XII века
Построенный в двенадцатом веке, храм собой представляет трехнефное здание. Интересно, что правый неф, который раньше был предназначается лишь для женщин, более узкий, чем левый неф, ранее доступный лишь для мужчин. В интерьерах теперешней базилики хранятся произведения художественного искусства различных веков. Наиболее примечательной среди них считается мозаика в апсиде XII века, которую большинство считают самой красивой в Риме. Действительно возможно, что его создатели взяли за образец не сохранившуюся мозаику, украшающую нижнюю часть базилики.
Интерьер базилики Святого Климента в Риме /// источник: commmons.wikimedia.org’ лицензия: CC BY-SA 3.0; автор Dnalor 01
В его центральной части мы видим висящего на кресте Христа, представленного в виде райского дерева жизни. Спасителя сопровождают двенадцать голубей, олицетворяющих душу, численность которых означает двенадцать апостолов. Из основания креста вытекают четыре реки Рая, из которых пьют воду два оленя (верующие). Рядом с крестом стоят Мария и святой Иоанн Евангелист. Многочисленные фигуры людей и животных вплетены в фон мозаики. Над крестом — рука Бога Отца. Внизу изображены овцы, с древности являющиеся символом послушания. Арка также богато детализирована, на ней кроме Христа есть место для символов четырех евангелистов, Святого Лаврентия и Святого Климента. В действительности, количество самых разных метафор и отсылок, расположенных на этом произведении, тяжело оценить.
Мозаика из апсиды в базилике Святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: социальное достояние; автор: Jastrow
Кроме мозаик, необходимо также подчеркнуть:
- Хор (schola cantorum), окруженный оградой с балюстрадой, который в собственном сегодняшнем виде построили не ранее XII века, но был возведен из мрамора, взятого из более ранней базилики, и, возможно, сберег первоначальную планировку. В хоре находится маленькая кафедра. Среди украшений балюстрады сбереглась монограмма папы Иоанна VIII (872-882) — действительно возможно, что она была построена во время его понтификата.
- главный алтарь с мощами Святого Климента и Святого Игнатия, над которым высится киворий, поддерживаемый четырьмя серо-фиолетовыми колоннами,
- геометрический пол нефа, сделанный в характерном римском стиле Косматеск/Косматеск (или Космати), на котором специализировалась группа здешних каменщиков. Название стиля происходит от имени Косма (Cosma), какое было широко распространено среди них.
- часовня Святой Екатерины с фресками, изображающими сцены из жизни святой, сделанными художником ренесанса Мазолино,
- древние колонны из самого разного мрамора и различных форм, разделяющие нефы.
Декоративный потолок, датируемый XVIII столетием, несколько менее отвечает этим средневековым или ренессансным компонентам декора, но ответственных за его исполнение нельзя обвинить в отсутствии мастерства.
Во время посещения Базилики Святого Климента попытайтесь также осмотреть внешний двор, окруженный ионическими колоннами. В прошлом он предназначался для общественных кающихся, которые не имели возможности посещать некоторые службы. В центре стоит колодец, символ духовного очищения.
Раннехристианская базилика 4-го века
Спустившись по лестнице, разместившейся возле ризницы, мы оказываемся внутри раннехристианской базилики. Это здание было чуть больше верхней церкви, а два боковых нефа имеют одинаковую ширину. Находки археологов показывают, что это здание было построено в 2 этапа. Во-первых, прямоугольная базилика была построена на фундаменте одного массивного здания. Только позже была пристроена апсида, в качестве фундамента применялся находящийся по соседству дом жилого фонда.
Наибольшим сокровищем нижней базилики являются хорошо сохранившиеся раннехристианские фрески 9-го и конца 11-го веков. На них изображены сцены из жизни святого Климента, покровителя храма и одного из первых пап, а еще святого Алексия и прочих святых.
Особенно примечательна одна картина 11 века. Сцена изображает язычника Сисинния, который следит за собственными слугами, свято убежденными, что они несут тело святого Климента, в то время как в действительности они тащили колонну. На данной фреске мы находим самую древнюю из известных надписей на итальянском языке. Несколько поразительно, что Сисинний прогоняет собственных подданных со словами «Fili de le pute, traite», что можно перевести как… «тяните, сукины дети» (вряд ли такую фразу можно встретить в стенках церкви!). Сам святой, со своей стороны, обращается к ним на латыни («из-за черствости ваших сердец вы получили тащить камень»).
Фреска, изображающая сцену перенесения Кириллом и Мефодием тела святого Климента в Рим — Базилика святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: социальное достояние;
На других фресках изображены, например, сцена перенесения тела святого Климента в Рим Кириллом и Мефодием, чудо на Азовском море, жизнь и смерть святого Алексия, а еще Мария с младенцем.
Проходя по нижней части базилики, мы также натыкаемся на древние колонны и части древних скульптур и надписей. Их изюминкой считается саркофаг, оформленный барельефом, отсылающим к трагедии «Ипполитос коронованный».
В церкви IV века также находится гробница святого Кирилла, являющийся местом путешествия из Балкан и прочих стран, обращенных им в христианство.
Гробница Святого Кирилла — базилика Святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: CC BY-SA 3.0; автор: Harke
Римские здания
Лестница, относящаяся к концу первого века, ко времени правления императора Домициана, ведет нас на еще невысокий уровень, который находится в конце левого нефа. Их точная датировка возможна благодаря клеймам, поставленным мастерами на изготовленных ими кирпичах. Сначала эта лестница была частью римского жилого дома insulae и соединяла цокольный этаж с разместившейся внизу группой помещений, похожих на гроты, которые, возможно, сначала применялись в качестве летней столовой или укрытия в жаркий день.
Митреум в подвальном помещении базилики Святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: CC BY-SA 3.0; автор Ice Boy Tell
В конце второго века хранилища были превращены в митреум, или храм, посвященный божеству по имени Митра. Его культ пришёл в Рим из Малой Азии в первом веке до нашей эры одновременно с солдатами, сражавшимися одновременно с Помпеем. На протяжении определенного времени митраизм приобрел много последователей, и его отличительные храмы, имевшие форму подземной пещеры или каверны, начали возникать по всему римскому миру (только в Риме их было не менее дюжины).
Митраизм был элитарным культом, приготовленным только для мужчин, которому особенно отдавали предпочтение воины. Митра считался воплощением света и истины. Его последователи называли его повелителем обширных пастбищ, а его очень главным мифическим достижением была поимка дикого быка, которого он затащил в пещеру и убил. Сцена обвинения быка ( Mithras Tauroctonos ) показана на алтаре.
Комната в романском здании первого века под названием «амбар». — Базилика Святого Климента в Риме /// источник: commons.wikimedia.org; лицензия: социальное достояние; автор Valerio b. cosentino
Подземный Митреум имеет форму квадратной комнаты со скамьями по двум сторонам, где последователи Митры вместе ели ритуальную пищу. Рядом с ним располагалась комната, которая, возможно, применялась как место для учебы. Митреум потерял собственную функцию с запретом на языческие религии, введенным в 392 году. В последующие века данные помещения, возможно, применялись в качестве подвальных помещений базилики.
Бывший дом жилого фонда отделяется узким коридором от другого таинственного строения. Под нефом раннехристианской базилики раскинулась обширное сооружение складского типа (horreum) с наружными стенами, построенными из массивных блоков. Некоторые историки склоняются к мнению, что это здание, построенное во время правления Веспасиана, возможно, было императорским монетным двором (Moneta Caesaris), который был перенесен в данный район с Капитолийского холма. Однако против этой гипотезы говорит тот момент, что в третьем веке это здание было перестроено в дом жилого фонда, а монетный двор продолжал работать постоянно и, возможно, на том же месте до IV века. Однако очень вероятно, что дом, который построен в третьем веке, мог принадлежать христианину по имени Климент, который создал в нем место для молитв и передал его католической церкви. Это означало бы, что христианская традиция, которая связана с происхождением храма, близка к истине, кроме того, что молитвенный дом (titulus) датируется не ранее III века, а никак не I столетием.
Пока мы ходим по второму уровню, когда нибудь шум воды достигнет наших ушей. В одной из комнат мы увидим текущий внизу ручей — это именно тот третий подземный уровень, о котором мы говорили в начале текста. Этот канал относится к древней сети канализации и соединяется с Cloaca Maxima (главная канализация древнего Рима).