Не все путешественники знают, что громкий древний город Сплит когда-то был величественным императорским дворцом, где уставший правитель искал спокойствия от своих забот. Сегодня на этом месте появилось очень много других зданий, но То там, то здесь можно найти остатки потрясающей резиденции.
Дворец Диоклетиана в Сплите
Дворец Диоклетиана в Сплите — история
Диоклетиан появился на свет в близлежащей Салоне и правил империей 21 год. Он установил особенную форму правления, названную доминатом. Чтобы облегчить процесс принятия решений, он разрешил верховодить трем иным лицам: Максимиан, Галерий и Констанций Хлор . Но все таки, ухудшающееся здоровье и растущие проблемы его большой империи заставили императора отказаться от престола. Правитель переселился домой — в только что построенный дворец. Здесь он провел остаток собственной жизни, правда, по некоторым данным, ему предлагали вернуться на трон. Говорят, что Диоклетиан ответил тогда, что его больше интересует посадка капусты. Аврелий Виктор в собственном труде «De Caesaribus» говорит, что император покончил с собой. Его отказ находиться на празднествах, на которые его пригласили Константин и Лициний, был воспринят враждебно. Стали высказываться предположения, что Диоклетиан перешел на сторону побеждённого Максенция. Испуганный возможными результатами и наблюдая за медленным разрушением собственного творения, правитель, как говорят, выпил яд. Однако тяжело сказать, насколько эта история отвечает реальности.
Строительство дворца началось еще до отречения Диоклетиана от престола. Может так случится, что к моменту въезда императора все строительство еще не было окончено. Хотя дворец состоял из элементов, обычных для римских вилл, он был сконструирован как каструм, или римский военный лагерь (возможно, связывают это с тем, что Диоклетиан всю собственную жизнь был связан с военными). После смерти правителя в здании, вероятнее всего, продолжали жить и обслуживать его последующие императоры. Возможно, императрица Галлии Плацидия с собственным сыном Валентинианом останавливалась здесь на короткое время, перед тем как вернуться в Равенну. Некоторые историки предполагают, что собственно тут, вполне мог быть убит один из последних монархов Рима, Юлий Непос.
Все поменялось после вторжения славян и аваров в близлежащую Салону (7 век). История строительства дворца известна нам из средневековой хроники «Historia Salonitana» Томаса Архидиакона. Согласно этой хронике, беженцы из Салоны добрались до находящихся рядом островов и решили переждать проникновение (некоторые из них на небольших лодках преследовали войска агрессора). К большому сожалению, время шло, а ситуация не улучшалась. Поэтому избранный беженцами лидер, Северус Великий, предложил занять закинутый дворец. Здание было довольно большим, чтобы поместить оказавшихся живым, а его тяжелые стены гарантировали защиту от варваров. Но, как оказалось, некоторые из захватчиков разместились в окрестности и не собирались ни с кем делиться собственной не так давно завоеванной землёй. Император Константин II Бородатый вмешался и разрешил организовать во дворце город. Поэтому жители стали приспосабливать бывшую резиденцию к новым функциям. Прежде всего, языческие храмы были преобразованы в церкви.
Подземная часть дворца Диоклетиана в Сплите
Быстрый рост города в последующие века оставил сильнейший отпечаток на дворцовых зданиях. Бывшие палаты были превращены в таунхаусы и замки, коридоры — в улицы. Императорский мавзолей стал католическим собором. Такие изменения означали, что дворец не был очень известен, хотя нужно сказать, что некоторые туристы интересовались им. Кирьяк из Анконы скопировал сохранившиеся римские надписи, Марко Маркулич описал некоторые из имеющихся зданий, а Якоб Спон и Джордж Уилер опубликовали рисунки руин. Только в восемнадцатом веке, когда в Сплит прибыл шотландский архитектор Роберт Адам, Европа смогла полностью ознакомиться с древним зданием (хотя Адам допустил несколько ошибок при составлении планов). Работа Адама, размещённая в 1764 году, сильно повлияла на формирование неоклассической архитектуры в странах Европы. Остальные значительные исследования появились в начале 20-го века. Это помогало началу исследовательской работы и попыткам реконструировать части стен. В 1979 году дворец (одновременно со старым городом Сплита) был включен в список Всемирного достояния ЮНЕСКО. Не обращая внимания на это, в 2006 году горсовет подготовил строительный проект на территории дворца большого торгового комплекса с подземными гаражами. К счастью, перед лицом протестов общественности проект был отозван. Изображение дворца было помещено на банкноту номиналом 500 кун.
Концерт в вестибюле дворца Диоклетиана в Сплите
Дворец Диоклетиана в Сплите — посещение
Некоторые из оставшихся зданий можно осмотреть бесплатно, однако для входа в другие требуется билет. Дворец на данный момент считается старым городом Сплита — гуляя по историческому центру, мы проходим по бывшим палатам.
К самым интересным сохранившимся частям памятника относятся:
Дворец Диоклетиана в Сплите
Собор (мавзолей)
Его официальное название: Собор Успения Пресвятой Девы Марии (Uznesenju Blazene Djevice Marije) . Его также можно назвать собором Святого Дюжама или Святого Домниона. Христианские легенды рассказывают о 2-ух мучениках из этой местности. Говорят, что некий Дуджам был учеником Святого Петра, казненным во время обучения в Далмации. Второй святой с этим именем (иногда для многообразия называют его Домнион) был епископом Салоны, убитым по приказу императора Диоклетиана.
Интересная история связана с переносом мощей святого покровителя в церковь. Согласно средневековой хронике, по приказу епископа Иоанна жители этих мест пробрались в разрушенную Салону и вырыли из храма гроб с трупом. К большому сожалению, по возвращении стало известно, что они в спешке перепутали захоронения и вместо Дуджама привезли останки святого Анастасия. В результате всю операцию понадобилось повторить — сегодня два этих мученика являются святыми покровителями города.
Хотя многих отдыхающих несколько разочаровывает интерьер храма (он намного меньше готических соборов Европы), обязательно нужно упомянуть, что здесь сосуществуют многие стили в архитектуре, создавая необычную смесь. Здание было построено как императорский мавзолей. Портик с колоннадой располагался там, где на данный момент стоят скульптуры сфинксов. Лестница вела наверх к восьмиугольному зданию (на сегодня это церковь). Возможно, конкретно здесь покоятся бренные останки Диоклетиана. Неизвестно, до каких пор мавзолей исполнял собственную функцию; древний историк Аммиан Марцеллин упоминает некоего Руфина, который подговорил собственную любовницу выдвинуть ложные обвинения против ее мужа по поводу кражи императорских одежд из гробницы. Однако мы не знаем, выдумал ли Руфинус всю данную историю, либо же обман была просто клеветой на определенного человека. В средневековый период собор приобрел новое убранство. Также была добавлена колокольня в византийском стиле. Ренесанса и Барокко принесли последующие изменения. В 1908 году колокольня подверглась масштабной реконструкции — во имя чистоты стиля все нероманские детали были удалены. Работы по ремонту практически сводились к демонтажу башни и ее повторной сборке.
Интерьер церкви, хотя и маленький, полон памятников. В дизайн можно попасть через апсиду, добавленную в семнадцатом веке (которая также служила хором). В нем можно заметить древнее распятие и одну или две картины в барокко стиле, написанных местными художниками. Между апсидой и бывшим мавзолеем находится богато оформленный алтарь в барокко стиле. С правой стороны от входа находится средневековая часовня Святого Анастасия. Особенно ценным считается барельеф со сценой бичевания Христа снизу. Сцена показана очень реально: Иисус отрывается от своих гонителей. Сверху находится скульптура святого Анастасия, а под спиной мученика — предмет его казни — мельничное колесо, какое было привязано к его шее прежде чем его бросили в воду. Слева находится барочный реликварий с останками святого Домниона (Дуджама). Под куполом (ранее покрытым мозаикой) церкви сохранился древний рельеф. На ней показана процессия крылатых мальчиков (эротов), несущих изображения 2-ух мужчин и женщины. Мужские изображения были идентифицированы как: император Диоклетиан и бог Гермес (который вел человеческие души в Аид). Неизвестно, кто изображен на женском портрете — в течение многих лет считали, что это не может быть Присцилла (супруга Диоклетиана), потому что она не носила титул Августы и не была прорицательницей. Однако не столь давно в руинах Салоны была обнаружена надпись, из которой следует, что в храме располагалась скульптура Прыска. Поэтому можно высказать предположение, что Диоклетиан таким образом почтил собственную жену. Согласно иным интерпретациям, женское изображение на фризе — это дочь правителя Валерия или богиня Тихе (покровительница городов). Сегодня мы можем налюбоваться дверью 13-го века из орехового дерева в бывшем входе. Они вышли из-под резца Андрия Бувины по заказу архиепископа Бернарда. Основой их создания стало стремительное развитие некоторых ересей (богомилов, катаров). Поэтому на дверях изображались сцены из жизни Иисуса (катары отрицали его божественность).
Под церковью находятся склепы. Тяжело сказать, какую функцию выполняло это помещение в древности, но оно точно не было императорской усыпальницей. Сегодня склепы посвящены Святой Люсии (внутри стоит ее новая скульптура). По оставленным людьми открыткам с намерениями делаем вывод, что культ этого святого здесь довольно распространен.
Из здания ризницы можно попасть в Сокровищницу, где собраны многие образцы сакрального искусства, в том числе очень интересные реликварии. От бывшего входа в собор (возле перистиля) можно подняться на колокольню (обычно там образуется самая большая очередь).
Время экскурсии в церкви: около 30 минут, склеп: 10 минут, сокровищница: 20 минут.
Перистиль
В римских и греческих домах это был внутренний двор, часто окруженный колоннами. Так было и в Сплите — сегодня мы можем восхищаться этим самым из довольно оставшихся элементов древнего фундамента. Десятки отдыхающих и здешних обитателей сидят здесь летом, пьют кофе и сидят под колоннами, которым уже сотни лет.
Перистиль, вероятнее всего, был местом проведения официальных церемоний, на которых присутствовал Диоклетиан. Во многих путеводителях говорится, что здесь был балкон, с которого правитель обращался к собравшемуся народу (однако тяжело определить, где собственно он находился). Кроме прочего, во время строительства перистиля были употреблены материалы из Египта. Кроме гранита, из древней страны фараонов были привезены сфинксы (вероятнее всего, времен Теотома III). Две такие скульптуры сбереглись до сегодняшних дней: одна в перистиле, другая обезглавленная напротив входа в баптистерий (есть информация, что реальные скульптуры были заменены копиями пару лет назад — однако это тяжело проверить). Перистиль был существенно изменен раньше и сейчас. Две капеллы появились у перехода в вестибюль, а западная колоннада была включена в фасады буржуазных дворцовых комплексов. В углу двора сегодня стоит бывшая церковь Святого Роха (Crkva sv. Roka u Splitu na Peristilu). Храм построили в 1516 году (для этого был переоборудован средневековый дом), и сейчас в нем находится пункт туристической информации. [по состоянию на 2018 год].
11 января 1968 года удивленные жители Сплита увидели, что пол перистиля покрашен красной краской. Это был результат говоря иначе «городской художественной интервенции» (своего рода хеппенинг), проведенной группой бунтарей-хорватских зрительных художников, которые называли себя «Crveni peristil». Коммунистические власти расценили это как акт вандализма. Хуже того, выбор в красном цвете был истолкован как нападение на социалистические идеи. Часто сообщается, что в результате расправы двое членов группы покончили с жизнью. Однако тяжело установить прямую связь между остракизмом, которому подвергались художники, и их печальным концом (у Павао Дульчича были проблемы с наркотиками, а Томо Чалета превратил собственное самоубийство в очередной креативный подвиг).
Баптистерий (храм Юпитера)
Это единственный из древних языческих храмов, сохранившийся на территории дворца. Наверное, здесь поклонялись Юпитеру — хотя в этом нельзя быть уверенным (сбереглись части украшений с молниями, имперскими орлами и символами победы). Здание имело подземную часть, назначение которой до сих пор неизвестно (раньше она могла служить часовней). В христианский период храм служил в качестве баптистерия. В тринадцатом веке сюда перенесли часть облицовки камнем собора Одиннадцатого столетия — собственно на ней мы находим рельеф с изображением правителя (Петра Кржезимира IV или Дмитрия Звонимира) и пентаграммы (символ пяти ран Христа или Святой Троицы и Иисуса со сдвоенной природой). Необходимо выделить красивый лакунарный потолок, который, по мнению искусствоведов, оказал сильное влияние на художников ренесанса из Далмации (возможно, он послужил образцом для создателей часовни Святого Иоанна в Трогире. В интерьере мы также видим современную статую Иоанна Крестителя работы Ивана Мештровича.
Время экскурсии: 10 минут
Вестибул
За перистилем (на уровне улицы) находится цилиндрический, покрытый куполом вестибюль. В прошлом его интерьер был покрыт мозаикой, а дорожки вели по четырем сторонам света. Сегодня местные артисты выступают часто здесь благодаря акустике.
Подземный
До сегодняшних дней сбереглось очень мало собственных квартир императора. Однако мы можем точно реконструировать их внешний вид, проанализировав расположение подземных камер. Искусствоведы говорят, что любой комнате сверху соответствовала комната того же размера, расположившаяся пониже уровня улицы. Тяжело правильно определить их назначение. Возможно, здесь расположились склады. В трактате императора Константина VII «Об управлении государством» упоминается сохранившийся подвал дворца (работа была написана в десятом веке). Интересно, что автор неверно истолковал назначение подвальных помещений, предположив, что в них расположились казематы, где преследовались христиане.
Подземная часть дворца Диоклетиана в Сплите
Разумеется, после падения Рима и поселения здесь беженцев из Салоны, подземелья стали применяться как хранилища и … ямы для отходов. В определенных местах до сих пор можно заметить отверстия, через которые жители города выбрасывали в середину отходы. Первое помещение, доступное для посетителей, возможно, находилось под камерой для частных аудиенций. Последняя из открытых для публики палат достаточно интересна (ее можно узнать по бюсту Диоклетиана). Здесь довольно Интересная акустика — даже тихие звуки хорошо слышны. Возможно, императорская спальная комната располагалась сверху, и благодаря акустике стражники могли услышать любого потенциального убийцу. Во время археологических работ были обнаружены части мозаики, но исследователи думают, что она старше дворца Диоклетиана. Также нашли богато оформленный саркофаг, но исследователи подозревают, что он был применен здесь не по собственному первоначальному назначению.
Время экскурсии: примерно 40 минут.
Ворота
Когда-то в императорскую резиденцию вели четверо ворот: Золотой (Porta aurea — север), Серебряный (Porta argentea — восток), Бронзовый (Porta aenea — юг) и Железный (Porta ferrea). Три из них сбереглись до сегодняшних дней — Коричневые ворота, выходящие в бухта, были обустроены, однако их остатки можно заметить в стенках. Считается, что ворота были названы в честь металлов, использованных в их отделке.
Между собором и поверхностями стен раньше находился банный комплекс с фонтаном, так называемый нимфеум. Ближе к перистилю располагался триклиний, или большая социальная столовая. Сегодня данная часть плохо сбереглась и очень сильно перестроена. Улица была снята в нескольких местах — так можно заметить, на какой высоте расположились находящиеся снизу камеры. Сегодня в данной части старого города работает Музей Этнографии (ул. Иза Вестибула, 4).
Мало что осталось от старого акведука, который когда-то снабжал водой жителей дворца (остатки труб можно заметить в подвальном помещении). Длина всей установки составляла 9 километров — ее реконструированные части можно заметить с кольцевой дороги Сплита (Dioklecijanov akvedukt, Mostine ul. 45P).
Дворец Диоклетиана в Сплите — практическая информация [по состоянию на сентябрь 2018 г.].
Вход в собор выполняется по билетам. Полный билет (красный — 45 кун или 6 евро) в себя включает доступ в церковь, колокольню, склепы и сокровищницу. Усеченный вариант (синий — 25 кун или 3,50 евро) предоставляет шанс увидеть церковь, склепы и баптистерий. Также можно выбрать отдельный билет в баптистерий (10 кун), склепы (10 кун) и башню (25 кун). Лучше всего тщательно и очень взвешенно подумать про то, что вы хотите увидеть, хотя очень интересные объекты собраны в соборной церкви и сокровищнице. Склепы и баптистерий представляют собой маленькие помещения с отдельными памятниками внутри. Может произойти так, что бесчестный продавец не даст информацию о существующем пакете билетов и предложит отдельные билеты для входа на любой объект — это не законно!
Индивидуальным вопросом считается вопрос о входе на колокольню. Людям с клаустрофобией и боязнью высоты, а еще тем, кто испытывает сложности когда будете идти, лучше удержаться от посещения этого аттракциона. Первая часть колокольни состоит из нешироких коридоров и предельно высоких (и скользящих) ступенек. Летом здесь довольно многолюдно, но, слава богу, в начале существует два входа: отдельный путь для подъема и спуска. Настоящая примета лестницы начинается в наивысшей части памятника. Мы идем по конструкции из металла, которая выглядит не достаточно прочной (при каждом движении лестница начинает трястись, будто бы собирается отвалиться от поверхности стены). Что еще хуже, в 2018 году на колокольне не было защитных сеток. Кроме того, у нас существует возможность пройти на спуск исключительно по площадкам, размещенным между лестницами. Впрочем все эти неудобства возмещаются видом, открывающимся с вершины. Панорама Сплита и дворца Диоклетиана просто впечатляет.
В соборе можно снимать, но в сокровищнице действует безоговорочный запрет на фотографирование. Хорваты относятся к этому со всей серьёзностью — путешественникам делают замечания и угрожают вмешательством полиции, если они пытаются сделать фото. Актуальным вопросом также считается одежда, в которой мы захотим войти в церковь. Продавцы билетов имеют соответствующие покрытия и предоставляют специализированные шарфы, если им покажется, что наша одежда слишком узкая.
Вход в собор и билетная касса размещены за колокольней. Войдите со стороны перистиля и, пройдя колоннаду (рядом со сфинксом), поверните направо и сверните налево за стенкой башни. Там мы купим коллективный билет на посещение всех объектов, которые связаны с собором. Вход в сокровищницу и церковь находится за билетными кассами. Мы входим в крипту через проход, размещенный между сфинксом и билетными кассами. Крестильня находится в другой части старого города — стоя в перистиле и имея собор по левую руку и вход в метро перед собой, мы должны повернуть направо и идти прямо по не широкой улице (оставив лестницу на колокольню позади).
Подземная часть дворца Диоклетиана в Сплите
- Стоит посетить подземелье дворца Диоклетиана. Хотя мы сможем пройтись по дюжине или около того оставшихся комнат, здесь не было подготовлено никакой важной экспозиции, а информация про все это носит отрывочный характер. Об истории данного места узнать лучше заранее или рассчитывать на участие в экскурсии (в разгар сезона существует много польских «объездов») — акустика всего места означает, что, хотим мы того либо нет, мы услышим много интересных историй.
Дворец Диоклетиана в Сплите
Вход в подземный мир размещён прямо напротив перистиля. Вам необходимо спуститься по лестнице, мимо пройти нескольких магазинов и сувенирных ларьков и повернуть направо. Здесь же вы приобретете билеты. Цена билетов в 2018 году: 42 куны обыкновенный билет, 22 куны льготный билет.
Дворец Диоклетиана — одна из наиболее посещаемых достопримечательностей во всей Хорватии. Летом здесь довольно многолюдно. Самые большие очереди — у входа на колокольню (отдыхающих пускают группами, а потом очередь блокируется до той поры, пока не спустится определенное количество людей).
Интересные факты о дворце Диоклетиана
Император Диоклетиан широко известный как антихристианский правитель. Действительно, во время его правления начались кровавые преследования христиан, но число жертв оценивается историками всего в пару сотен человек. Тот момент, что на жестокую смерть были осуждены по большей части пресвитеры и епископы, люди, хорошо знаменитые в христианских общинах того времени, способствовал этому повествованию. И хотя во время преследований первых веков погибло намного больше христиан, следует согласится, что события времен Диоклетиана стали настоящим шоком для большинства христиан.
Император Диоклетиан переселился во дворец без собственной единственной жены, которая предпочла остаться с собственной дочкой (женой императора Галерия). После смерти зятя участь двух женщин усугубилась. Сменявшие друг друга правители и узурпаторы нацелились на их жизнь, и правителям понадобилось бежать в Африку, стараясь добраться до Сплита. К большому сожалению, они были схвачены в Греции и казнены.
Спорной считается информация, найденная в древней описи гражданских и военных должностей «Notitia Dignitatum». — Согласно ей, на территории дворца действовало несколько текстильных мастерских по изготовлению униформы и халатов для императорских должностных лиц. Некоторые исследователи считают это упоминание ложным, указывая на отсутствие археологических находок, которые связаны с работой подобных мануфактур. Кроме того, производство и окрашивание льна издавало очень малоприятный запах, что, разумеется, не соответствовало праздничности императорской резиденции. Напротив, приверженцы этой концепции указывают, что текстильные мастерские действовали во многих древних городах (к примеру, дворец в Константинополе). Кроме того, остается загадкой очень большая мощность местного акведука (во дворец поступало больше воды, чем применила вся Салона и… современный Сплит!) — это может говорить о существовании здесь организованного производства, для которого нужно было приличное количество воды. У нас также есть сведения о больших овцеводческих фермах в окрестности древнего Сплита, а растение Calicotome villosa, давшее название Сплиту, применялось для изготовления красителей.
Подавляющая часть стройматериала была привезена из окрестностей, к примеру, с острова Брач, но иногда применялись камни из Италии или Греции. Для строительства перистиля применялись камни, привезенные из Египта.
Подземная часть дворца Диоклетиана в Сплите