Мало того, что как правило прийдется часами стоять в очередях под палящим солнцем, плюс ко всему еще и популярно мошенничество, не существует указателей, и никто никогда не знает, что происходит. И да, когда я пишу это, я подразумеваю по большей части Юго-Восточную Азию.
В начале собственных путешествий я делал все что можно, во избежание пересекания сухопутных границ. Я летел из Будапешта в Киев, во избежание пересекания границы поездом, а через пять дней точно также ехал из Киева в Москву.
Граница между Таиландом и Камбоджей, где я как то провел пять часов в очереди на улице на жаре. Фотокредит: Alexey Stiop/Shutterstock
Сегодня я уже не такой слабак и спокойно отношусь к пересечению границы.
Я заранее изучаю информацию о допустимых мошенничествах, запоминаю правильную цену визы и готовлюсь к многочасовому ожиданию в надежде быть приятно удивленным.
Не обращая внимания на это, пересекание сухопутных границ никогда не было основным событием моих приключений.
Чего же тогда я обнаружил, что сижу в собственном гостевом доме в Брунее и пытаюсь убедить Дейва, что нам необходимо ехать автобусом в Кота-Кинабалу? Автобус, он везет вас к восьми индивидуальным иммиграционным госслужащим, не меньше.
Четыре пересекания границы.
Восемь новых штампов в паспорте.
Для истории, в сущности.
Я хотел сделать это для истории.
Так как в мире не очень много мест, где можно получить восемь новых штампов в паспорте за шесть часов путешествия.
Итак, четыре границы? Как это вообще возможно?
Ну, география Борнео немного необычна, поскольку Бруней поделен на 2 куска земли. Вот фото:
Чтобы попасть из BSB в KK, нам необходимо было пересечь Бруней, попасть в Саравак, из Саравака, в Бруней, из Брунея, в Саравак, из Саравака и в Сабах. Фух!
Изо дня в день из Бандар-Сери-Бегавана в Кота-Кинабалу ходит только один автобус, который называется Sipitang Express и отправляется в 8 утра. Мы купили билеты за пару дней до отправления, поскольку их чуть дешевле приобретать через Интернет, чем на борту, и уплатили за поездку по 100 MYR (24 доллара США).
Наш гостевой дом находился немного в стороне от столицы, таким образом мы встали в 7 утра, чтобы успеть на местный автобус до города. Такси в Брунее редкое и не дешевое удовольствие, поэтому доступный и наименее комфортабельный вариант опять стал моим утомительным джемом.
Неясный восход солнца в наше последнее утро в Брунее
Есть три способа добраться из Бандар-Сери-Бегавана в Кота-Кинабалу, находящийся в 250 милях.
Первый — это перелет, которого я стараюсь избегать на небольшие расстояния, если это вообще возможно. В то время стоимость 100 долларов за один час полета казалась мне особенно плохим соотношением качества и стоимости.
Вы также можете переправиться на пароме из Брунея на малайзийский остров Лабуан, провести 3 часа, осматриваясь, а потом продолжить путь на пароме до Кота-Кинабалу. Потенциально это более удобное путешествие, но оно все равно занимает значительную часть дня. Однако одной мысли о возможной морской болезни было вполне хватит, чтобы я побежал на автобус.
Sipitang Express отправляется с Jalan MacArthur, прямо напротив Joy Guesthouse, и там была очередь из дюжины людей, ожидающих его, что дало нам понять, что мы попали в необходимое место.
Я зашел в находящийся рядом гипермаркет и неохотно купил тюбик Pringles — официальную закуску для долгих и скучных дней путешествия. Я подумал, не будет ли это путешествие разочаровывающим.
Мы отдали наши паспорта водителю, когда зашли на борт, и стали ждать указаний.
Это не было шоком, если учесть, что мы все же находились в Юго-Восточной Азии.
Спустя час мы прибыли в Куала-Лурах для первого за день пересекания границы. К счастью, было еще рано, таким образом мы появились в самом начале несуществующей очереди. Мы с Дэйвом забрали наши паспорта у водителя, получили штампы в течение приблизительно 10 минут, а потом запрыгнули обратно на борт.
Правда, возвращаться в автобус было немного бессмысленно, если учесть, что через 50 метров мы остановились у следующего иммиграционного пункта, чтобы получить штамп о въезде в малайзийский штат Саравак.
Пока все хорошо. Это были два наиболее результативных и наименее сочных мошенничеством пограничных перехода за все время моего путешествия.
Долгие путешествия приводят к изнеженности, если вы делаете это довольно долго.
Я знаю, что когда я путешествовал на постоянной основе на протяжении 5 лет, меня многое не впечатляло. После того, как вы сможете увидеть сотню пляжей, некоторые из которых находятся в подобных местах, как Мальдивы и Бора-Бора, те участки песка, от которых вы когда-то падали в обморок, теперь сравниваются с более красивыми, которые вы видели в прошлом. Это одна из причин, почему я сделала вывод, что иметь базу, куда можно возвращаться между поездками, — прекрасная идея для меня: перерывы помогают мне оценить красоту каждого места, куда я отправляюсь.
Однако одна вещь, которая никогда не оставляла меня безразличным, — это новый штамп в паспорте. Есть что-нибудь такое в свежем рисунке чернил на таких потрепанных страницах, что наполняет меня радостью. С самого начала моих путешествий у меня появился неестественный ритуал: как только я въезжаю в новую страну, я сажусь и просматриваю собственный паспорт с первой страницы до конца.
Мой сегодняшний паспорт у меня уже 5 лет, и 36 страниц наполнены штампами, так что это всегда занимает пару минут. Однако по мере того, как я изучаю каждое воспоминание, мозг наполняется эйфорией, и я думаю про то, что та версия себя, которая была до путешествия, упала бы в обморок от перспективы как то побывать в стольких странах.
Листая страницы сейчас, я чувствовал, что когда-нибудь в дальнейшем я остановлюсь на данной странице с марками на тему Борнео и улыбнусь, вспоминая этот абсурдный день путешествия.
Спустя час мы были на следующей границе.
Мы проехали от Пандаруана в Малайзии до Уджунг Джалан в Брунее за 20 минут, и я хихикнул от осознания того, что я опять в Брунее. Спустя час я опять окажусь в Малайзии.
Дэйв был озадачен тем, какое счастье он наблюдал, пока я повторяла ему, как это весело.
Мы провели 60 минут, проезжая через этот небольшой кусочек Брунея, и я любовался пейзажами, зная, что, вероятнее всего, никогда больше не вернусь и не увижу эти города. У меня было мало причин возвращаться в Бруней в дальнейшем, поэтому я старался запомнить чем побольше.
Когда мы въехали назад в Малайзию, наш водитель сказал, что мы остановимся на обед.
Малайзийский Борнео поделен на 2 штата: Саравак и Сабах. За следующий месяц мы с Дейвом планировали проехать по последнему. Сабах показался нам намного интереснее, однако это не означает, что я не расстроилась благодаря тому, что не проведу время в Сараваке. Просто остановившись в случайном городке в штате, чтобы отобедать, я ощутила себя важной.
Мы зашли в маленькое кафе, наполненное здешними жителями, с меню полностью на малайском языке. Я заказал наси лемак у улыбчивой женщины, так как это было единственное блюдо, которое я смог узнать и запомнить.
После поразительно вкусной еды нам предстоял последний переход границы. Вы можете удивиться, почему, ведь мы уже были в Малайзии.
И Сабах, и Саравак хранят контроль над собственными границами из-за опасений, что жители этих мест из полуостровной Малайзии прибывают на Борнео на работу. Эти граждане из Западной Малайзии не могут легально работать на малайзийском Борнео, а суровые иммиграционные правила острова означают, что туристам приходится проходить через границу, чтобы попасть в Саравак или Сабах.
Как только последний переход был пройден, нам оставалось простоять несколько часов в пробках в час пик, и вот мы уже делаем первые шаги в Кота-Кинабалу.
Дальше: скушать все, что попадется под руку. Вы можете ознакомиться с моим путеводителем по Кота-Кинабалу, где я советую лучшие места в городе.
В общем, я был удивлен тем, насколько легким было это путешествие, принимая к сведению, сколько границ нам понадобилось преодолеть.
Когда мы совершали эту экскурсию в марте 2018 года, дороги были достаточно спокойными, на границах было мало транспорта, а сами переходы были максимально эффективными. Мы никогда не проводили более 20 минут в каждом иммиграционном пункте, а автобус был кондиционированным и комфортным.
Если вы собираетесь осуществить это путешествие, я бы рекомендовал осуществить его по суше.