Небольшой и тихий городок, находящийся в живописном Понидзском крае, имеет богатую историю, очень главным остатком которой считается красивая готическая коллегиальная церковь (с 2005 года она носит титул небольшой базилики).

Любопытный факт — Вопреки популярному мнению, город не назван в честь реки Висла. Королева польских рек протекает приблизительно в пятнадцати километрах от границ города. По одной из версий, слово «wislech», от которого случилось сегодняшнее название, раньше означало речной остров.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — история

Тяжело точно сказать, когда в Вислице была построена первая церковь. Длительное время строительство храма связывали с рассказом о языческом князе, который можно найти в «Житии святого Мефодия»: «Языческий князь, сильнейший, сидя на реке Висле, сильно обижал христиан и причинял им вред. И, послав к нему [он приказал ему] сказать [Мефодию]: Хорошо тебе, сын, креститься по собственной воле в собственной земля, чтобы не быть силой крещенным в чужой земля, и ты будешь помнить меня. И так было выполнено».

Сегодня тяжело судить, связана ли эта история с Вислицей. Сомнения могут быть развеяны только в результате проведения больших археологических работ. Реликвии первых известных храмов можно найти под сегодняшней базиликой и рядом с ней в павильоне, где представлена так именуемая «крестильная чаша».

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Очень старая церковь (Святого Николая), однако, была построена не ранее 11 века. Возведение нового храма началось в двенадцатом веке, во время правления герцога Генриха Сандомирского. Трагическая смерть правителя не остановила работы — строительство было окончено во время правления его брата Казимира Справедливого. Это был однонефный храм с апсидой и криптой. В тринадцатом веке она была расширена — новое строение получило два дополнительных нефа и башни (со стороны сегодняшней улицы Длугоша). Еще одна важная реконструкция случилась во время правления Казимира Великого. Возведенная В то время коллегиальная церковь принадлежала к называющимся «барычским костелам», другими словами костелам, основанным королем в качестве наказания после убийства отца Мартина Барычки. Владиславу Ягелло были переданы картины, частично сохранившиеся до сегодняшних дней.

В пятнадцатом веке здесь останавливался Ян Длугош, и, может быть, собственно в Вислице он воспитывал собственных королевских сыновей. В последующие века было проведено несколько нужных строительных работ, но храм не потерял собственного первоначального характера. В девятнадцатом веке коллегиальная церковь потеряла собственное название, вероятнее всего, в том же веке церковь Святого Николая (и лечебница Святого Духа 15 века) была снесена. Сильно потерпевший во время Первой Мировой, храм восстановили под управлением Адольфа Шишко-Бохуша. К большому сожалению, в ходе работ рухнули две романские башни. Согласно неподтвержденным данным, катастрофа могла быть не случайной — Шишко-Бохуш хотел добиться того, чтобы церковь была чистой по стилевому решению. Вскоре приходская церковь в Вислице вновь получила ранг коллегиальной церкви. В послевоенное время здесь был проведен ряд археологических работ, законьчившихся популярными находками (в том числе табличкой с изображением оратории).

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Современная Вислица — это тихий и немного забытый городок с оригинальной историей, который стоит посетить во время поездки по Понидзью.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — осмотр достопримечательностей

Церковь расположена недалеко от рынка (Церковная улица) рядом с автобусной остановкой. Пропустить его будет не просто и сложно. Все другие здания размещены очень близко от церкви.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллежская базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице — рельеф с Казимиром Великим и архиепископом Боджентой

Базилика

Готический корпус церкви был выстроен из камня, но повреждённый в результате Первой Мировой, был восполнен кирпичным щипцом. Церковь состоит из одного нефа с индивидуальным, гораздо более низким, алтарем. Над основным входом находится небольшой рельеф, относящийся к фундаменту Казимира Великого, раскаивающегося после убийства Мартина Барычки. Монарх изображен на коленях, когда он вручает Марии модель коллегиальной церкви в Вислице. За спиной правителя стоит архиепископ Боджента, который подталкивает Казимира к Деве Марии. Рельеф финансировал Ян Длугош, напоминая о трагических событиях столетней давности. Другие барельефы (гербы) размещены над северным порталом.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

В пресбитерии сбереглись части средневековых росписей. Они представляют византийско-рутенскую школу, чрезвычайно редкую в польских церквях. Такие же произведения художественного искусства сбереглись только в Люблине, Сандомире и Вавеле. Фрески были выполнены на средства Владислава Ягелло, который поддерживал развитие данного вида искусства в нашей стране. По здешним преданиям, король часто останавливался в Вислице. Однако легенды гласят, что собственно тут состоялся суд над рыцарем Гневошем из Далевиц, который утверждал, что королева Ядвига заканчила собственные предыдущие отношения с Вильгельмом Габсбургом. Суд, прошедший в Вислице, стал стороником обвиняемого — рыцарю понадобилось публично «взять назад» собственные слова (с той поры место суда стало называться Пешка Гурка).

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Реликвия таинственного предмета, ранее называвшегося «крестильной чашей». — Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Необходимо выделить барельеф говоря иначе «Локтековской мадонны». Легенды связывают появление здесь памятника с личностью отшельника Святого Андрея Сверада. Согласно традиции, Владислав Локетек часто молился перед статуей. Говорят, что Мария пришла к нему во время сна, обещая ему победу. Мадонну можно заметить в апсиде — неизвестный скульптор показал Мать и Сына улыбающимися, отсюда и еще одно название почитаемой скульптуры.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Кроме нескольких священных памятников, необходимо выделить современный портрет Святого Иоанна Павла II (с мощами внизу). На фоне многих китчевых изображений Папы Римского, картина из Вислицы выглядит довольно хорошо.

Крипта

Возможно, он был создан при строительстве первой коллегиальной церкви, когда Вислица была центром княжеской власти. С изменением такого положения дел существование склепа потеряло смысл, поэтому в последующие века своды были замурованы.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Вислица — тарелка с орантами в Базилике

Сюда стоит спуститься хотя бы ради возможности увидеть так называемую Орантскую плиту (или Вислицкую плиту), другими словами фрагмент пола XII века с сохранившимися рисунками. Произведение романского искусства было найдено во время послевоенных археологических работ. Часто говорят, что это памятник мирового масштаба, и в данной фразе нет особенного преувеличения. Исследователи насчитали всего десяток аналогичных памятников во всей Европе. На 2-ух оформленных плитках показана группа молящихся фигур. Искусствоведы сходятся во мнении, что это изображение дарителей из княжеской семьи. Однако тяжело сказать, кто конкретно здесь изображен. Самая востребованная доктрина говорит, что на нижнем поле мы видим князя Казимира Справедливого со второй половинкой Еленой и сыном Болеславом. Верхняя панель будет необходима для: Генрик Сандомирский, умерший сын Казимира, и незнакомый священослужитель (по некоторым представлениям, это мог быть даже блаженный Винцентий Кадлубек). Часть надписи сбереглась: «Hi conculcari querunt ut in astra levari possint et pariter ve. » означает «Те хотят быть растоптанными, чтобы их вознесли к звездам и так дальше. » . Правда некоторые знающие люди видят здесь отсылку к платоновской философии, нужно помнить, что табличка, поставленная в таком месте, относится к евангельской истине, выраженной в словах Иисуса: «Если кто хочет быть первым, да будет последним из всех и слугою всех». Стоит также обратить собственное внимание на фантастических существ, нарисованных в кадре. Среди них лев, кентавр (грудь подчеркнута), василиск и дракон. Они интерпретируются как символы грехов. В ином месте бордюра мы видим Древо Жизни, охраняемое двумя львами.

Пол более поздней коллегиальной церкви не так поражает — он состоял из плитки из керамики с узорами в виде розочек. На выходе из склепа можно заметить небольшой лапидарий.

«Крестильная чаша»

Археологические исследования, которые выполнены в конце 1950-х — начале 1960-х годов (под управлением Влодзимежа Антоневича и Зофьи Вартоловской), стали причиной обнаружению (вблизи мощей церкви Святого Николая) гипсового углубления, признанного крестильной чашей. Ссылаясь на историю «Жития святого Мефодия», был выполнен вывод, что собственно в этом месте было совершено первое крещение на польской земля. Стало быть, церковь Святого Николая была датирована 10 столетием. Однако исследование, проведенное в 1980-х годах, показало, что так именуемая «чаша» была построена гораздо позднее. Это усугубилось показаниями профессора Анджея Томашевского (свидетеля работ), который указал на многочисленные ошибки, допущенные во время раскопок в 1950-х/1960-х гг. До сих пор остается неясным, что же в действительности представляла собой таинственная «чаша». Некоторые исследователи склоняются к тезису, что здесь мы имеем дело с ремонтной системой для смешивания раствора. Некоторые предполагают археологическую мистификацию. Интересно, что власти того времени были очень благосклонны к такому открытию — тезис о более раннем крещении в наших краях (к тому же по славянскому обряду) подрывал смысл церковного празднования «тысячелетия крещения Польши». Остатки церкви Святого Николая и таинственный предмет можно заметить в павильоне за коллегиальной церковью.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Вислица — Дом Длугоша

Дом Длугоша

Готический дом, который построен на фундаменте, заложенном самим Яном Длугошем, возможно, предназначался для здешних каноников. Согласно местной традиции, конкретно здесь всем известный летописец должен был воспитывать царских сыновей. Более поздние рассказы (к примеру, Оржеховского) показывают, что Длугош часто использовал розги против королевских особ. Гиды Вислицы шутят, что, возможно, собственно из-за скверных воспоминаний польские короли перестали посещать Вислицу. Сейчас в готическом доме находится пресвитерий базилики и Музей архиологии. Может быть, самым интересным объектом являются средневековые картины, обнаруженные под сводом. Считается, что фигура коленопреклоненного мужчины, помещенного между Марией и Христом, может быть самим Яном Длугошем. Возможно, под штукатуркой сбереглось больше фресок, но пока нет необходимых средств для финансирования работ связанных с исследованием.

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в Вислице

Картины в доме Длугоша (возможно, портрет Яна Длугоша)

Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — практическая информация [по состоянию на апрель 2019 г.].

Добраться до Вислицы путешественникам без личного автомобиля сложно. Попроще всего добраться сюда из Кракова (десяток автобусов в будни и несколько в субботу) или из Буско-Здруй.

Базилику можно посетить бесплатно во все дни недели.

Вход в Музей архиологии платный: обыкновенный билет — 10 злотых, льготный — 6 злотых (день свободного посещения — воскресенье). В рамках посещения музея путешественники могут зайти в Дом Длугоша, осмотреть склеп и павильон как иначе говорят «крестильной чашей».

Внимание: непременно стоит (кроме покупки билета) приобрести также услуги гида (дополнительно 25 злотых) — экскурсии по Вислице позволят детально ознакомиться с историей данного места. Более того, местные гиды очень красиво рассказывают нам об истории коллегиальной церкви. Детальную информацию о часах работы и ценах на билеты можно найти на сайте ниже: LINK.