Комплекс музеев Ватикана (итал. Musei Vaticani) — одно из крупных культурных учреждений в мире, которое состоит из предметов, собранных на протяжении веков сменявшими друг друга римскими папами. Коллекции представлены в нескольких смежных зданиях, относящиеся к самым разнообразным периодам, и разделены на отдельные музеи и выставки.
Данная статья считается частью нашего путеводителя по Ватикану, который вы можете найти здесь: Ватикан: экскурсии, достопримечательности и важные моменты.
Музеи Ватикана — осмотр достопримечательностей
Кроме музеев Ватикана, в комплекс также входит Апостольский дворец (или Ватиканский дворец ), где вы сможете увидеть Сикстинскую капеллу и свои квартиры и представительские комнаты пап. Музеи Ватикана и Ватиканский дворец соединены длинными галереями, которые также применяются в качестве выставочных площадей.
Бюст Адриана — Музеи Ватикана
Планируя посещение музеев Ватикана, нужно брать во внимание, что количество комнат и предметов может быть умопомрачительным, и если даже вы проведете в них весь день, вы не сможете хорошо ознакомиться со всей коллекцией. Здесь выставлено до 20 000 предметов, а в музейной коллекции втрое больше предметов!
Кроме того, внутри всегда много отдыхающих, особенно летом (включая многочисленные групповые туристические поездки) — поэтому посещение не удобно всегда.
Музей Египта — Музеи Ватикана
Музеи и коллекции
Музеи Ватикана разделены на несколько отдельных музеев и выставок, которые создают один очень большой комплекс. В нашей статье мы подготовили неполный путеводитель по коллекциям Ватикана, который должен упростить подготовку к вашему визиту. Мы сосредоточились на наиболее важных коллекциях и произведениях искусства и отлично представляем, что описали лишь малую часть целого.
Музеи Ватикана — осмотр достопримечательностей
Музей Пио-Клементино (итал.: Museo Pio-Clementino)
Созданный в бывшем дворце Бельведер, музей Пио-Клементино специализируется на древних находках (скульптурах, бюстах или мозаиках) и может похвастаться одной из очень потрясающих коллекций во всем комплексе.
Творцом музея считать можно папу Юлия II, который в амбициозной реконструкции внутреннего двора и садов, порученной архитектору Браманте в начале XVI века, хотел сослаться на самые значительные виллы римских императоров (тем более на виллу Адриана в Тиволи).
Группа Лаокоона — Музеи Ватикана Музей Пио-Клементино, восьмиугольный двор
Очень важные скульптуры из его коллекции были выставлены во внутреннем дворе, известном как Двор статуй (итал. Cortile delle Statue). Среди работ были такие шедевры, как Аполлон Бельведерский или Бельведерский торс (который обязан собственным названием Бельведерскому дворцу) и группа Лаокоона, найденная в руинах Золотого дома Нерона. Коллекция росла на протяжении веков, и сейчас Ватикан может похвастаться многими древними произведениями.
Собственным нынешним названием учреждение отдает дань уважения папам Клименту XIV и Пию VI, которые во второй половине XVIII века заложили фундамент сегодняшнего музея. Благодаря их решению дворец Бельведер был перестроен и расширен, что дало возможность приготовить обширные выставочные залы.
Дворец Бельведер — Музеи Ватикана Музей Пио-Клементино, восьмиугольный внутренний двор
Что необходимо посмотреть?
- Восьмиугольный двор (итал. Cortile Ottagono), пространство, где с начала XVI века выставлялась коллекция папы Юлия II. Нынешняя восьмиугольная форма и внешний вид двора — результат реконструкции в конце 18 века, проведенной во время понтификата Пия VI. Конкретно здесь находится греческая скульптура «Группа Лаокоона», изображающая историю про то, как жрец Лаокоон и два его сына были убиты морскими змеями. Лаокоон предупредил троянцев, чтобы они не вводили в город деревянного коня, но во время подношения Посейдону он был убит двумя змеями, выползшими из воды. Троянцы восприняли это как законный гнев богов, вызванный их протестами перед принятием дара, направленного на них, но Лаокоон совершил совсем другое кощунство против Аполлона, которому он ранее обещал чистоту и безбрачие. Группа Лаокоона нашлась в шестанадцатом веке в незакрытой части Золотого дома (лат. Domus Aurera) Нерона. Скульптура сбереглась в поразительно достойном состоянии, и можно скорее всего высказать предположение, что она занимала представительное место в императорской резиденции. Еще один примечательный предмет — мраморная скульптура Аполлона Бельведерского высотой более 2-х метров.
- Зал муз (итал. Sala delle Muse) со статуей, изображающей Аполлона с музами (II век), и прочими скульптурами, найденными на вилле Кассиуса близ Тиволи. К большому сожалению, не все части сбереглись в оригинале — к примеру, к вышеупомянутой группе, изображающей Аполлона с Музами, были добавлены головы. В самом центре зала стоит торс Бельведера (итал. Belvedere Torso), высеченный Аполлонием Афинским в первом веке до нашей эры. Данная работа вдохновила самого Микеланджело, который мог изучать ее часами.
Зал муз — Музеи Ватикана, Пио-Клементино
- Зал Греческого Креста (итал. Sala a Croce Greca) с саркофагами Святой Елены (матери императора Константина Великого) и Констанции (его дочери). Сначала саркофаг Констанции стоял в круглом мавзолее (итал. Mausoleo Santa Costanza ), построенном рядом с раннехристианской базиликой в куске за Аврелиановой стеной. Этот мавзолей сохранился в очень достойном состоянии, и его необходимо посетить ради хорошо оставшихся потолочных мозаик, найденных в пространстве коридора, окружающем центральную часть здания. Теперь на месте саркофага стоит его копия, выставленная в музеях Ватикана.
- Зал животных (итал. Sala degli Animali) — здесь в 2-ух залах выставлены мозаики и скульптуры, конкретно связанные с темой животных. Заслуживают внимания две скульптуры так называемых молосских собак, породы гончих, найденных в древние времена на Западе Северной Греции.
Галерея масок (итал. Gabinetto delle Maschere) — отличается напольными мозаиками, привезенными с виллы Адриана в Тиволи.
Сала Биги (итал. Sala della Biga) с богатой колесницей, запряженной двумя лошадьми, которая в древние времена называлась biga.
Античные скульптуры и мозаики также можно найти в так называемом Новом крыле (итал. Braccio Nuovo), где выставлены памятники, захваченные наполеоновскими войсками и возвращенные благодаря стараниям, например, скульптора Антонио Кановы, а еще в Музее Кьярамонти (итал. Museo Chiaramonti).
Двор конуса (итал. Cortile della Pigna)
Одной из наиболее популярных частей комплекса считается Двор шишек (итал. Cortile della Pigna). Собственным названием он обязан основательной бронзовой скульптуре соснового ореха, украшающей фонтан, находящийся в нише. Эта монументальная скульптура нашлась в окрестности Пантеона и, согласно некоторым гипотезам, могла даже быть на вершине этого древнего здания.
В самом центре площади была установлена очень большая инсталляция под названием «Сфера в области» (итал. Sfera con sfera), хотя более популярное название — просто Большая сфера или Золотая сфера. Работа была создана итальянским скульптором Арнальдо Помодоро, который сделал ее в 1990 году.
Музей Египта (Museo Gregoriano Egiziano)
Музей Египта основали в 1839 году папой Григорием XVI. В девяти залах выставлены находки из Древнего Египта и римские работы, имитирующие египетский стиль. Жители Рима, завоевав или захватив этот регион, полностью применяли его культурное наследие. Это касалось как Греции, так и Египта.
Одним из очень хороших примеров подобного подхода считается пирамида Цестия в южной части историчного Рима. Интересно подчеркнуть, что еще более крупная пирамида также стояла рядом с базиликой Святого Петра. К большому сожалению, сооружение было демонтировано Папой Александром VI в конце 15 века во время реконструкции улиц, ведущих к Ватикану.
В коллекцию Ватикана входят египетские саркофаги, мумии, находки из гробниц, скульптуры и артефакты из Александрии, находившейся под греческим управлением.
Музей Этрусков (итал.: Museo Gregoriano Etrusco)
Еще одним учреждением, основанным папой Григорием XVI, был Этрусский музей, который создали на 2 года раньше Египетского музея. Коллекция включает бронзовые и терракотовые изделия, скульптуры и богатую коллекцию ювелирных украшений, найденных в этрусских и римских гробницах.
Музей Этрусков — Музеи Ватикана
Галерея гобеленов (итал.: Galleria degli Arazzi)
Галерея гобеленов состоит из групп работ, сделанных в 2 периода: в 16 и 17 веках, а еще отдельных произведений 15 и 16 веков, включая «Убийство Юлия Цезаря», сшитое на мануфактуре во Фландрии.
Гобелены XVI века были сделаны в Брюсселе по эскизам Рафаэля и его учеников. На них изображены сцены из Евангелий, в том числе убийство невинных из Евангелия от Матфея или Воскресение Иисуса Христа. Сначала они висели в Сикстинской капелле, но в 1838 году были перенесены на собственное нынешнее место.
Гобелены Семнадцатого века посвящены сценам из жизни папы Урбана VIII (Маффео Барберини) и были сделаны в Риме, на мануфактуре Барберини, принадлежавшей племяннику главы церкви. Сцены изображают как события до того, как он стал Папой (к примеру, его завершение школы или избрание кардиналом), так и более поздние события (к примеру, освящение базилики Святого Петра, которое состоялось 18 ноября 1626 года).
Галерея географических карт (итал.: Galleria delle Carte Geografiche)
Галерея географических карт — это коридор длиной более 100 метров, заполненный коллекцией из 40 карт, представляющих территории, принадлежащие Папскому государству. Их автором считается монах Игнацио Данти, который написал их между 1580 и 1583 годами по заказу папы Григория 12. Но все таки, коридор довольно узкий, поэтому в случае проходящей экскурсии тяжело хорошо рассмотреть карты, висящие на поверхности стен — поэтому стоит обождать, пока группа пройдёт дальше.
Карты размещены в географическом порядке — на одной стороне находятся земли со стороны Лигурийского и Тирренского морей, а на другой — регионы, размещенные ближе к Адриатике.
Sala Sobieski (итальянский: Зал Собески)
Sala Sobieskiego — это реальный праздник для всех отдыхающих из Польши. Основное место в комнате занимает картина Яна Матейко, изображающая Яна III Собеского в Вене.
Еще один польский след в музеях Ватикана — фреска на своде Галереи канделябров (Galleria dei Candelabri), о которой вы узнаете больше в этом тексте.
Ян Собеский в Вене — Ян Матейко, Музеи Ватикана
Апартаменты Borgia (итал.: Appartamento Borgia)
Апартаменты Борджиа — это частные квартиры в Апостольском дворце, оформленные во время понтификата папы Александра VI (Родриго де Борджиа) в конце 15 века. После смерти Александра, однако, комнаты были закинуты до конца 19 века, когда Отец Лев 12 восстановил фрески и остальные работы и открыл комнаты для широкой публики. Чтобы найти ответ на вопрос, почему такие шикарные комнаты были закинуты, необходимо посмотреть на не очень нравственную жизнь Александра, который славился собственными пышными банкетами в компании куртизанок и дам из светского общества.
Основным автором фресок был Бернардино ди Бетто, известен как Пинтуриккьо, который использовал в собственных работах стиль так называемого гротеска. Слово «гротеск» относилось к фрескам, найденным в Золотом доме Нерона, который был обнаружен какое то время назад. Исследователи попали в середину сверху, выдолбив отверстие в потолке. Длительное время считали, что они вырыли невидимый грот, и только более поздние археологические исследования дали возможность определить первое назначение комплекса. Настенные фрески, найденные в этом древнем дворце, сильно повлияли на художников ренесанса.
Музеи Ватикана, апартаменты Борджиа — Sala dei Pontefici
Галерея современного сакрального искусства (итал.: Collezione d’Arte Contemporanea)
Сразу за апартаментами Борджиа (а частично и в них) Отец Павел VI в 1973 году создал Галерею современного сакрального искусства. Среди работ известных художников можно заметить «Пьету» Винсента Ван Гога (в его обычном стиле) и скульптуру «Пенсионер» Огюста Родена.
Пьета» Винсента Ван Гога — Галерея современного сакрального искусства, Музеи Ватикана
Комнаты Раффаэлло (итальянский: Stanze di Raffaello)
Популярные комнаты Рафаэля (итал. stanze) — это четыре представительные комнаты Апостольского дворца, которые по заказу вышеупомянутого Папы Юлия II были приукрашены росписями стен Рафаэля Санти и его учеников. Юлий не хотел жить в квартирах, которые занимал его деморализованный предшественник Александр VI, поэтому он решил создать новую шикарную часть.
Впрочем это был не один претенциозный проект этого Папы. Собственно при его понтификате была снесена раннехристианская базилика Святого Петра и началось строительство новой, спроектированной Донато Браманте. Более того, собственно Юлий II поручил Микеланджело красиво оформить своды Сикстинской капеллы.
Любая комната имеет собственный ведущий мотив и была оформлена в различные годы. Проект был настолько амбициозным, что мастеру даже помогали несколько учеников на протяжении всей работы над фресками.
И отец Юлий, и всем известный художник не дожили до конца проекта. После смерти Рафаэля его работу продолжили его ученики, прежде всего Джулио Романо.
Станца ди Константино
Станца ди Константино, или Зал Константина, в котором находятся картины, сделанные после смерти Рафаэля и, возможно, являющиеся работой его ученика Джулио Романо. Этот зал применялся для официальных церемоний.
Музеи Ватикана — Комнаты Рафаэля — Станца ди Константино
На поверхности стен здесь изображены сцены из жизни Константина Великого, первого христианского императора Рима, во время правления которого был введен Миланский эдикт. Сам Константин, однако, был неоднозначной фигурой, и, учтя его политику после обращения в христианство, тяжело поверить, что его изменение было полностью искренним. Действительно возможно, что он подходил к этому прагматично, как и к остальным римским божествам: раз новый бог помог мне выиграть войну, я обязан выполнить собственный долг перед ним — иначе он может меня наказать.
В номере изображены сцены:
Явление Креста, которое Константин пережил перед битвой на Мульвийском мосту (Ponte Molle, есть и поныне). Как гласит предание, Константин увидел в небе знак креста и услышал голос, сказавший, что под этим знаком его ждет победа. Император поместил крест на щиты собственных воинов, чему он приписал собственную дальнейшую победу над Максенцием. Ситуация полностью изменила жизнь христиан в Римской империи — Константин обратился в новую веру, и, после Миланского эдикта, христиане могли законно строить собственные базилики.
Битва между Константином и Максенцием — сцена изображает битва на Мульвийском мосту в 312 году.
Крещение Константина в баптистерии в Латеране ,
Пожертвование Рима — сцена показывает коленопреклоненного Константина, передающего документ под названием «Пожертвование Константина» (лат.: Constitutum Constantini) папе Сильвестру I . Согласно письму, которое состояло из 2-ух частей, церковь получала особенные полномочия, а католическое духовенство должно было иметь права, равные правам сенаторов. Более того, сам отец должен был быть равён императору. Впрочем это символическая сцена, а сам документ, как полагают, был подделан. Но все таки, тяжело поверить, что император, который обладает столь большой властью, мог преклонить колени перед любым живым человеком и передать столько власти какой-нибудь организации.
Станца ди Элиодоро
Stanza di Eliodoro, или Зал Гелиодора, собственным названием отсылает к одной из картин, изображающих сцену выдворения Гелиодора из храма из библейской Второй книги Маккавеев. Гелиодор, получивший от царя Сирии указ разграбить богатства Иерусалимского храма, был изгнан всадником одновременно с двумя помощниками, которые, как гласит предание, были посланы Богом.
Интересно, что в левом углу Рафаэль поместил три фигуры: себя, папу Юлия II и собственного приятеля Маркантонио Раймонди.
Данная комната применялась для собственных аудиенций Папы Римского.
Другие картины в этом зале:
Освобождение Святого Петра, изображающее первого Папу, освобожденного ангелом в присутствии спящих стражников. В данной работе применен интересный эффект — вся сцена происходит за решёткой. Согласно Евангелиям, этот эпизод случился в Иерусалиме, как только апостол был посажен в темницу согласно решению Ирода Великого.
Месса в Больсене, изображающая сцену мессы 1265 года в городе Больсена, во время которой кровь начала капать с носителя (облатки).
Встреча Льва Великого и Аттилы, во время которой, как гласит предание, святые Петр и Павел явились двум правителям с мечами, за счёт чего вождь гуннов, популярный также как Бич Божий, отказался от завоевания Рима. Если приглядеться, то на заднем плане можно заметить всем известный Колизей.
Станца делла Сегнатура
Станца делла Сегнатура, или Зал подписей, — это комната, которая служила Юлию в качестве библиотеки. Название связано с тем, что в данной комнате Отец Римский подписывал Официальные документы и письма (говоря иначе папские буллы). Это была первая из декорированных квартир. Любая из фресок обязана была стать аллегорией одной из тем: Философия, литература, теология и право.
«Афинская школа» — Музеи Ватикана
Этот зал украшен знаменитой картиной «Афинская школа», на которой изображены древние философы (тема «Философия»), некоторые из которых уподоблены мастерам ренесанса. На переднем плане мы видим Гераклита с подобием Микеланджело, который сидит на лестнице, прислонившись к мраморной глыбе. Прямо за ним, на верхушке лестницы, с поднятым вверх пальцем, стоит Платон с лицом Леонардо да Винчи.
Станца делла Сегнатура — комнаты Рафаэля, музеи Ватикана
Вся сцена происходит в здании, напоминающем по планировке не так давно построенный собор Святого Петра, который на момент создания произведения, однако, еще располагался на стадии проектирования и подготовки.
Другая фреска в этом зале изображает поэтов и художников (тема Литературы) на холме Парнас. Аполлон сидит в самом центре сцены, окруженный девятью музами, а среди художников — Данте (вторая фигура слева вверху, изображен в профиль) и Гомер (смотрит вверх, прямо рядом с Данте).
На картине под названием «Спор о Пресвятом Таинстве» художник ренесанса отделил мирскую жизнь от небесной. На небесном троне восседает Христос с Марией и Иоанном Крестителем по двум сторонам, которые, со своей стороны, окружены знакомыми по Библии фигурами, а сам Бог высится над всем. На земной сцене происходит рассмотрение чуда Евхаристии среди христианских богословов и пап.
Станца дельи Инсендио ди Борго
Stanza dell’Incendio di Borgo, или Зал пожара в Борджио, — это помещение, где проходили Официальные встречи папского государства. Очень возможно, что картины в данной комнате были написаны учеником Рафаэля Джулио Романо, который точно следовал замыслу собственного мастера.
Внутри можно заметить четыре потрясающие росписи стен:
- Коронация Карла Великого, которая прошла в старой базилике Святого Петра 25 декабря 800 года,
- Битва при Остии, изображающая победоносное морское битва папских войск с сарацинами в 849 году. Выбор собственно этой битвы, возможно, связан с крестовым походом против турок, объявленным Львом X,
- Пожар Борджио, на котором показана сцена пожара 847 года, угрожавшего базилике Святого Петра; как говорит легенда, возгорание было ликвидировано сразу же после того, как отец Лев IV совершил крестное знамение. Святой папа едва виден сверху картины, а на переднем плане — бегущие или умоляющие граждане,
- Присяга Льва III — сцена, изображающая папу Льва III, дающего клятву на Евангелии, доказывающую его невиновность, за день или два до коронации Карла Великого.
Сикстинская капелла
Многие путешественники посещают музеи Ватикана по одной причине — чтобы увидеть знаменитую Сикстинскую капеллу, украшенную картинами Микеланджело и прочих специалистов, где после смерти или отставки Папы Римского проходит конклав (собрание для избрания нового главы церкви). Это всемирно известное здание было построено между 1475 и 1483 годами во время понтификата Сикста IV. Конкретно от имени Папы Римского часовня была названа, и про это нужно всегда помнить. Мы нечаянно услышали, как в прошлом женщина-репортер телевизионных новостей настаивала на том, чтобы называть знаменитую часовню Сикстинской капеллой.
Сначала прямоугольная часовня не имела богатого декора на своде, который был покрыт мотивом звездного неба, знаменитым по некоторым римским церквям (его можно заметить, к примеру, в базилике Санта Мария Сопра Минерва в Пантеоне, где также находится скульптура Иисуса с крестом работы Микеланджело). Знаменитые художники, в том числе Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо, отвечали за оформление 2-ух боковых стен.
Первый заказ на украшение капеллы Микеланджело получил от Юлия II, с которым из-за этого вступил в открытый инцидент. Несколькими минутами ранее староста церкви заказал художнику собственный величественный надгробный памятник. Микеланджело чувствовал, что это будет кульминационным моментом его карьеры и очень главным проектом в его жизни. Художник успел все спланировать и даже выбрать мрамор, но в итоге проект не был реализован, так как Отец хотел немедленно начать работы в дворцовой капелле. Необходимо отметить, что после смерти Юлия его гробница была построена, но в гораздо менее монументальном виде. Микеланджело принял участие в проекте и изваял известного сидящего Моисея (его можно заметить в соборе Святого Петра в Оковах возле Колизея). Однако в первоначальном варианте скульптур должно было быть намного больше.
В итоге Микеланджело согласился создать фреску на своде часовни, которая сегодня является одним из очень знаменитых произведений во всей истории искусства. Мастер написал много сцен из Ветхого Завета, в том числе Сотворение Адама, возможно, ассоциирующееся у всех. Художник работал над собственным шедевром четыре года — с 1508 по 1512 год. В общем то, в то время это не было необоснованно продолжительным периодом времени, однако нельзя забывать, что художник регулярно работал на высоких подмостках, с кривой шеей и недалеко к краске, капли которой стекали прямо на его лицо.
Вторая работа Микеланджело, фреска Страшного суда на стенке алтаря, была создана практически три десятилетия спустя по заказу папы Климента VII. Художник создавал собственное произведение практически 5 лет — с 1536 по 1541 год. Однако финальный результат вызвал много недовольства, основой которого стала полная нагота фигур. Отец Павел IV решил закрасить любовные места, за что взялся воспитанник мастера Даниэле да Вольтерра. К счастью, добавочный слой был удалён не столь давно, и знаменитую фреску можно заметить в ее первоначальном варианте.
Сикстинская капелла расположена фактически в самом конце комплекса музеев Ватикана, и чтобы попасть в нее, необходимо пройти через длинный ряд галерей и коридоров.
Если вы хотите увидеть Сикстинскую капеллу без толп отдыхающих, можно попробовать дождаться подходящего момента на протяжении всего дня (иногда ждать приходится долго, но достаточно того, что приходит краткосрочное затишье в экскурсиях и капелла может быть безлюдной) или прийти туда ближе к концу рабочих часов. Вечером толпы обычно заметно меньше.
Внутренний двор Пинакотеки — Музеи Ватикана
Пинакотека (итал.)
Пинакотека Ватикана (или галерея исскуства) может похвастаться коллекцией из практически 500 работ крупных специалистов — от Средних веков (приблизительно с 12 века) до 19 века, выставленных в 18 залах. Среди художников встречаются такие имена или псевдонимы, как Караваджо, Джотто, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Но необходимо не забывать, что это работы с религиозными мотивами, включая триптихи или произведения, ранее украшавшие алтари.
«Изменение Господне» — картина Рафаэля, музеи Ватикана
Некоторые из работ заслуживают внимания:
- триптих Стефанески работы Джотто начала XIV века (зал II),
- четыре работы Рафаэля в зале VIII, включая знаменитое «Изменение», какое было окончено учеником мастера Джулио Романо,
- картина Леонардо да Винчи, изображающая Святого Иеронима Стридонского в пустыне (зал IX); рядом со святым лежит лев, который выглядит не очень реально из-за состояния работы,
- Распятие Святого Петра работы Гудио Рени, реалистичное «Погружение Христа во гроб» Караваджо и «Последнее причастие Святого Иеронима» мастера барокко Доменикино (зал XII),
- картина маслом «Адам и Ева в райском саду» Петера Венцеля, выделяющаяся правдивостью флоры и фауны (зал XVI).
Святой Иероним в пустыне — Леонардо да Винчи, музеи Ватикана
Полностью другой тип предметов можно найти в зале XVII. На выставке представлены работы по подготовке из гипса и глины Джан Лоренцо Бернини, которые скульптор готовил для 2-ух проектов в базилике Святого Петра: алтарного образа в капелле Пресвятого Таинства (итал. Altare del Santissimo Sacramento) и говоря иначе кафедры Святого Петра, разместившейся в апсиде.
В 18-м зале, со своей стороны, мы увидим разные иконы с 15 по 19 век.
Одна из первых глиняных скульптур Бернини — Пинакотека, Музеи Ватикана
Музей Пия Кристиана (итал.: Museo Pio Cristiano)
В данной коллекции представлены саркофаги и остальные находки из раннехристианских катакомб и христианских захоронений.
Выставка карет и вагонов (Падильоне делле Карроцце, Италия)
Часто упускаемая из виду часть музея — это выставка карет и вагонов. Как минимум, мы так думаем, если учесть, что кроме нас там никогда не было больше нескольких человек (даже когда во внутреннем дворе и прочих музеях были толпы). Вход в середину также немного спрятан, а сама коллекция представлена в удлиненной комнате, разместившейся под Квадратным садом (итал.: Giardino Quadrato).
Внутри вы сможете увидеть конные экипажи, автомобили и остальные ТС, которыми пользовались папы. Коллекция включает такие разнообразные предметы, как автомобиль Fiat Campagnola, в котором был убит Отец Римский Иоанн Павел II, и карета Девятнадцатого века, известная как Gran Gala Berlin. В зале также показывается фильм, рассказывающий о предыстории покушения на польского Папу.
Лестница винтового типа
Мы оканчиваем нашу поездку по музеям Ватикана спуском по двойной спиральной лестнице, которую, я уверен, большинство читателей хоть один раз видели на одной из многочисленных фотографий. Но, все таки не каждый знает, что это практически новое сооружение 1932 года, спроектированное итальянским архитектором Джузеппе Момо.
Эту лестницу иногда называют лестницей Браманте в честь Донато Браманте, который в начале XVI века сконструировал лестницу, объединяющую дворец Бельведер с внутренним двором. Этой лестницы нигде не видно, и Момо лишь использовал ее в собственном проекте — отсюда и ее нынешнее популярное название.
Другие коллекции
В музеях Ватикана выставлены и остальные коллекции, в том числе лапидарии с раннехристианскими надписями или Миссионерский и этнологический музей (итал. Musei Missionairo Etnologico), где представлены разные предметы, собранные католическими миссионерами.
Музеи Ватикана — при посещении
Посещение музеев Ватикана
Перед тем как отправиться в музеи Ватикана, мы должны знать две вещи:
- это один из самых крупных музеев в мире, который состоит из десятков залов,
- Это один из некоторых самых посещаемых музеев в мире, каждый год принимающий миллионы отдыхающих.
Поэтому нам необходимо считаться с тем, что, особенно летом, кроме нас, на площадке будут находиться толпы отдыхающих. Мы считаем, не стоит отправиться в быстрый визит — коридоры и залы тянутся на километры, и мы не сможем наслаждаться коллекцией в спешке. Если вы хотите соединить посещение музеев Ватикана с посещением базилики Святого Петра, рекомендуется посетить церковь в начале утра. ( Внимание: утром, т.е. после 7:00 утра, нас могут не пустить в гроты Ватикана), после этого мы можем отправиться в музей.
Попав в музеи, мы можем сразу же загрузить карту с двумя отмеченными маршрутами к Сикстинской капелле: более короткий конкретно к капелле и намного длиннее, который проходит через многие важные музеи, комнаты и квартиры. Карту всего комплекса Музея Ватикана можно еще заранее скачать с официального сайта. Однако пока вы не погостите на месте, тяжело составить представление о топографии комплекса.
Музеи Ватикана — Двор конусов — «Зона в области» (или в просторечии Золотая сфера)
Ниже мы привели пару рекомендаций, которые могут упростить посещение музеев Ватикана:
- берите с собой ручку и, как только войдете в здание, берите карту и отметьте все места, которые вы посетили — это даст возможность вам убедиться, что вы посетили все, что хотели — тем более потому, что некоторые музеи не находятся конкретно на основном туристическом маршруте,
- в залах обычно толпы отдыхающих, однако это часто «искусственная» масса людей, подпитываемая экскурсиями — часто приходится ждать какое то время, перед тем как вы сможете посетить пустынный зал или галерею,
- Перед приездом рекомендуется ознакомиться с главной информацией о коллекции, чтобы не чувствовать себя потерянным на месте,
- если выставка вас не заинтересовала, лучше всего сразу пропустить ее и сосредоточиться на других — каждые лишние 30 минут, израсходованных на то, что вас не интересует, приведут к еще большей усталости и пустой трате времени.
Музеи Ватикана — Музей Пио-Клементино, восьмиугольный внутренний двор
Доступ и вход в музеи Ватикана
Вход в музеи Ватикана находится на севере стен Ватикана (расположение: 41.906750, 12.453576). В середину ведут величественные ворота 1930 года. Входные ворота находятся приблизительно в километре от площади Святого Петра.
Если мы хотим приехать на метро, мы можем выйти на одной из станций красной ветви: Ottaviano или Cipro, откуда до него необходимо пройти немножко побольше 500 метров.
Музеи Ватикана — Музей Пио-Клементино — восьмиугольный внутренний двор
Сколько времени мы должны выделить на посещение музеев Ватикана?
Если мы хотим пойти более коротким путем и просто направиться в Сикстинскую капеллу, разглядывая по пути выставки в коридорах, то на все посещение хватит до часа. С другой стороны, стоит ли приобретать дорогой билет и не увидеть большую половину столь потрясающей коллекции?
Некоторые путешественники проходят большую половину комплекса за два часа, что можно отнести, к примеру, к экскурсиям. Согласно нашей точке зрения, разумный минимум для более долговечной экскурсии составляет как минимум несколько часов. Однако помните, что музеи Ватикана считаются одним из крупных культурных учреждений в мире, и вы можете провести на территории музея весь день.
Фрагмент одной из напольных мозаик в музеях Ватикана
Когда лучше всего посещать музеи Ватикана?
Музеи Ватикана заполнены целый год, но зимой (с ноября по март, кроме предрождественских периодов) отдыхающих заметно меньше, и, если вам повезет, некоторые залы могут быть пустыми.
Мы и сами заметили одну необычную закономерность — наибольшие толпы у касс появляются равномерно к открытию; это и группы, и отдельные люди. По нашим наблюдениям, в зависимости от сезона, приблизительно через 1-2 — 3-4 часа после открытия очереди заметно становятся меньше (или исчезают), а внутри становится тише. Однако все может зависеть от определенного дня, и в теории, придя в 11:00, мы можем оказаться в очереди длиной в десятки метров.
Дни и время работы
Музеи Ватикана открыты с понедельника по субботу, а в последнее воскресенье месяца рабочие часы уменьшены. Последнее воскресенье месяца также считается свободным днем, но в это время на месте могут быть многочисленные толпы. Музеи закрытые два-три дня в году, включая первый и второй день Рождества или 1 ноября.
Актуальное время работы лучше всего узнать на официальном сайте.
Также может произойти так, что некоторые залы или апартаменты будут закрытые или недоступны для отдыхающих во время нашего визита.
Музеи Ватикана — при посещении
Билеты
Стоимость входного билета в музеи Ватикана составляет 17 евро. Льготный билет для студентов и школьников до двадцати пяти лет включительно (если есть наличие действительного удостоверения личности) стоит 8 евро. Дети до 6 лет проходят бесплатно.
Текущие цены на билеты можно узнать на официальном сайте.
Билеты можно выбрать на месте в кассе или на официальном сайте по этому адресу. Недостатком второго решения считается обязательная плата за резервирование в размере до 4 евро. Плюс в том, что нет необходимости стоять в очереди за билетами — если вы приобретаете билет online, вы можете обойти очередь.
К большому сожалению, билеты, доступные для продажи на официальном сайте музея, могут быстро завершиться (иногда даже за пару недель до даты нашего посещения!). В подобной ситуации, если вы желаете приобрести билеты заранее, вы можете прибегнуть к услугам любой из внешних компаний по продаже билетов. Они чуть дороже, но имеют прекрасную возможность очень легкой отмены. Два очень известных сайта — GetYourGuide и Tiqets.
Отрывок из «Афинской школы» — Музеи Ватикана
Примечание: Кассы закрываются за два часа до закрытия музея.
Внимание: в районе Ватикана (начиная от моста у замка Сан-Анджело) толпы мошенников, которые будут пытаться продать нам очень дорогой билет. Опрятно одетые господа или дамы побуждают нас приобрести поездку с гидом, пугая отдыхающих сложными переходами и возможностью выйти с территории Ватикана так, что мы не сможем вернуться в середину. Они очень убедительны, но давайте не будем их обманывать.
Единственный теоретический вариант раннего выхода из музеев Ватикана — воспользоваться групповым переходом, который ведет из Сикстинской капеллы прямо в базилику Святого Петра. Но этот вход хорошо отмечен (с заметным знаком «Проезд запрещен»), и воспользоваться им подсознательно невозможно.
Согласно нашей точке зрения, лучше всего просто избегать солиситоров и не вступать с ними в ненужные споры.
Музеи Ватикана — при посещении
Стоит ли приобретать билет online?
На данный вопрос нет подходящего ответа. Мы считаем, в зимний сезон (кроме Рождества) вы полностью можете постоять в очереди, хотя, возможно, лучше приходить не сразу же после открытия (а, к примеру, на час позднее), во избежание очень больших групп.
Летом очереди в кассы бывают очень длинными. Мы думаем, что после 12:00 масса людей точно уменьшается, но в каждый конкретный день она выглядит по-разному. Если вы не хотите стоять в большой очереди под палящим солнцем, покупка билета через Интернет может стать прекрасным выбором.
Бесплатный вход
Каждое последнее воскресенье месяца (если оно не выпадает на день закрытия музея), вход бесплатный. Однако мы должны считаться с тем, что очереди, тем более в самые оживлённые туристические месяцы, бывают очень длинными. Если мы прибыли в Рим на короткое время, мы можем потом жалеть об израсходованном в очереди драгоценном времени, которое мы могли бы провести, прогуливаясь по восхитительным уголкам Рима.
Фотографии
В музеях Ватикана мы можем снимать, однако без применения палок для селфи и штативов. Применение вспыхивания также запрещено. Категорический запрет на фотографирование действует только в Сикстинской капелле.
Музеи Ватикана — при посещении
Дресс-код
Во время посещения музеев Ватикана нужно одеваться опрятно, т.е. с закрытыми коленками и плечами.
Камера хранения багажа
Мы не будем входить в комплекс с большими рюкзаками, чемоданами, сетками или сумками. К счастью, мы можем оставить их в бесплатной камере хранения.
Питание
На территории Музеев Ватикана есть кафе, но цены для польских отдыхающих могут быть довольно высокими. Еще одна проблема — очереди, из-за которых мы можем потерять много времени. Лучше всего взять с собой закуски и воду (закрытую), которые мы сможем употребить во дворе.
При составлении данной статьи мы применяли материалы, расположенные на официальном сайте Музеев Ватикана www.museivaticani.va.
Внутренний двор Пинакотеки — Музеи Ватикана