История жизни внучки Яна III Собеского Марии Клементины могла бы стать темой многих дидактических романов. Предложение сердца и руки королю из одной из очень знаменитых семей, путешествие к жениху, полное драматических событий, и, в конце концов, жизнь, полная забот и забот, на стороне «великолепного принца» ее мечты. Несчастной королеве оставили красивое надгробие, которое можно заметить во время посещения Ватиканской базилики.

Стюарты и Собески

Внучка победителя из Вены получила основательное образование и большое экономическое обеспечение. Ее папа не унаследовал от Иоанна III Собеского никаких военных талантов, однако он умел заботиться о собственном состоянии. На момент собственной смерти он владел 140 деревнями и 11 мегаполисами! Поэтому в этом нет ничего удивительного, что молодая и великолепная Клементина привлекла интерес агента Стюартов, который был послан в Силезию, чтобы найти жену для претендента на английский престол. Проворный агент соблазнил семью Собеских миражом отношений с будущими правителями Англии, а саму Марию Клементину — умом и красотой. Кстати, он, пожалуй, не сказал, что Джеймс Стюарт не великолепен и не умен.

Путь к любви

Мария Клементина отправилась с матерью и небольшой свитой на встречу с собственным женихом. Путешествие было непростым — английский король сделал все что можно, чтобы помешать свадьбе, ему помогал немецкий император. В 1719 году в Инсбруке английские и императорские войска напали на свиту полячки. Девушка была арестована и заключена в замок Амбрас (по иным источникам в монастырь). К счастью, агенты Стюарта проникли в службу. Благодаря им Марии Клементине получилось бежать из замка под прикрытием бури. Свадебная церемония состоялась 9 мая в Болонье, но уже без мужа. Джеймс в это время находился в Испании. Пара встретилась только в сентябре в Монтефиасконе, с северной стороны от Рима, где была повторена свадебная церемония. Стюарт был в восторге от молодой польки.

Anguish

К большому сожалению, супружеская жизнь не задалась. Мария Клементина (уже титулованная королева Англии) не отвечала взаимностью на восхищение мужа и не интересовалась большой политикой, сосредоточившись скорее на собственной духовной жизни. Еще одним предметом спора стал вопрос о воспитании старшего сына (известного по роману Дианы Габалдон «В янтарной ловушке» и его экранизации — Чарльз Стюарт «Великолепный принц»). Папа назначил ему учителей-протестантов, что не одобряла его мать. Доведенная до крайности, королева (ее супруг пытался уменьшить ее встречи с сыновьями) заперлась в монастырь. Интересно, что Отец Бенедикт 12 стал стороником Марии Клементины, которая ограничила жалованье, выплачиваемое Якову, и отказала ему в аудиенции. После 1725 года Мария решила вернуться к мужу, однако их отношения не улучшились. Кроме того, аскетический жизненный образ королевы сильно ослабил ее здоровье. Истощенная и ослабленная цингой, внучка Яна III Собеского ушла из жизни в 1735 году в бенедиктинском монастырь при базилике Святой Цецилии в Риме (в монастырской часовне есть мемориальная доска).

Надгробие Марии Клементины Собеской в Ватиканской базилике

Надгробие Марии Клементины Собеской в базилике Святого Петра в Ватикане

Надгробие

На ее похороны собралось приличное количество римских граждан (о чем говорят сохранившиеся гравюры). Королева, понятно, были очень популярны в Вечном городе. Ее похоронили в доминиканской одежде, и сразу же после церемонии ее тело было перенесено в собор Святого Петра. Вскоре сменявшие друг друга папы римские решили построить на территории церкви богато украшенную усыпальницу для королевы. Место было подобрано в левом нефе, ближе к лестнице, которая ведет к куполу. Проект финансировался Климентом XII и Бенедиктом XIV. Его творцом был Филиппо Бариджиони, скульптуры были сделаны Пьетро Браччи, а портрет покойного написал Фаббио Кристофани.

Надгробие Марии Клементины Собеской в Ватиканской базилике

Надгробие Марии Клементины Собеской в базилике Святого Петра в Ватикане

В самом центре надгробия показана женская фигура, которая с помощью одной руки держит портрет, а другой поднимает золотое пламя. Это символ любви, и тот момент, что женщина смотрит вверх, показывает, что эта любовь направлена к Богу. Ниже изображены два путти (ангела), держащие знаки королевской власти — скипетр и корону. Фоном для этого служит загадочный обелиск. Вероятнее всего, это символ славы умершего. Великолепный портрет Марии Клементины не навевает мысли о ее печальной доле.

Надгробие Марии Клементины Собеской в Ватиканской базилике

Фрагмент надгробия Марии Клементины Собеской в базилике Святого Петра в Ватикане

Работа ?Rock, написанная яркими красками, изображает живую и улыбающуюся королеву. Более семидесяти лет спустя в базилике Святого Петра было установлено надгробие мужа и сыновей Марии Клементины. Он размещён напротив скульптуры Марии Клементины. Она была сделана Антонио Канова в абсолютно другом — классицистическом — стиле. В другой римской базилике (церкви Святых Апостолов) есть эпитафия сердцу королевы.

Надгробие Марии Клементины Собеской в Ватиканской базилике

Надгробие Марии Клементины Собеской в базилике Святого Петра в Ватикане