Городской транспорт в столице Англии с первого взгляда может показаться сложным и неясным. Однако довольно знать основы, чтобы создать собственный визит в самый большой город Англии максимально простым.

Если даже вы встретитесь с трудностями или заблудитесь, не нужно паниковать. На станциях мы встретим дружелюбный штат сотрудников, который с радостью объяснит, что нам делать и куда идти.

В нашем путеводителе мы постарались удобно описать, как перемещаться по Лондону. Мы начали с изложения основ. Потом мы представили наиболее варианты класса эконом оплаты проезда и, в конце концов, написали детальнее о каждом из ключевых видов транспорта.

Вы собираетесь в Лондон?

Лондон — достопримечательности и практическая информация

Познакомьтесь с нашим путеводителем и узнайте, как исследовать английскую столицу. Основные и красивые знаменитые места, описанные районы и необходимые рекомендации помогут вам спланировать поездку.

Средства передвижения

Сеть общественного автотранспорта Лондона — одна из наиболее разветвленных в мире.

  • Подземное метро (называемое Tube или London Underground) — очень удобный тип транспорта для передвижения по Лондону (нужно обратить внимание! не все станции находятся под землёй, часть сети проходит по поверхности),
  • автобусы ( Bus ) — красные двухэтажные автобусы, которые могут быть прекрасной заменой метро,
  • DLR (Docklands Light Railway) автоматическая ЖД служба, обслуживающая восточную часть Лондона,
  • Пригородная Ж/Д (London Overground) — 6 линий, которые могут достигать дальних уголков и пригородов,
  • поезда, принадлежащие Национальной ЖД сети,
  • лодки по Темзе (называются River Bus ),
  • Трамваи,
  • канатная дорога Emirates Air Line,
  • городские велосипеды (Santander Cycles).

Подавляющая часть общественного автотранспорта Лондона находится в ведении компании TfL (Transport for London), которая предоставляет много полезных ресурсов на собственном официальном сайте.

Детальнее о каждом виде транспорта мы писали в последнем разделе данной статьи.

Зоны

Лондон поделен на девять зон. Принцип прост — чем дальше зона, тем выше цена проезда. Про это нужно всегда помнить в поисках жилья — иногда экономия на цене проживания может быть компенсирована увеличением транспортных тарифов, тем более если у вас большая группа.

Большинство отдыхающих при знакомстве с городом не пересекают первые две зоны.

Карту Лондона с наложенными зонами можно найти здесь.

Зоны работают для поездок в метро, DLR, надземном метро и поездах, обслуживаемых Национальной железной дорогой.

В автобусах действует единый тариф, и зоны не берутся во внимание — поэтому это самый доступный тип транспорта.

Карта общественного автотранспорта

Компания TfL предъявила посетителям несколько полезных карт. Сюда можно отнести:

  • карта сети метро, надземной железной дороги и железной дороги DLR,
  • карта автобусной сети,
  • карта так называемых речных автобусов.

На сайте TfL также имеется удобный планировщик поездок, который, кроме маршрута, показывает цена проезда. Вы можете найти его здесь.

Очутившись в столице Англии, будет лучше воспользоваться картами Google.

Пик и непик: поездки в пиковое время

Лондон — один из наиболее перегруженных Европейских городов. В часы пик городским транспортом пользуются людские толпы, а станции и туннели метро наполнены до отказа.

Также нужно помнить о более не низкой цене проезда в городском транспорте в период поездок на работу и обратно.

Для тех, кто впервые приехал в Англию, идея различных тарифов на проезд в зависимости от времени суток может показаться странной, но в Англии это дело пустяковое (в городском транспорте или поездах дальнего движения). В столице Англии правила распространяются на поездки в метро, DLR, пригородных поездах и поездах, обслуживаемых National Rail. Более высокий тариф в часы пик не используется к автобусам.

Принцип прост. В будние дни в часы поездок на работу и обратно (с 6.30 до 9.30 утра и с 16.00 до 19.00 вечера) действует пиковый тариф, а вне таких часов и в дни отдыха — внепиковый тариф.

Нужно обратить внимание, что пиковый тариф не используются при поездке в зону 1 (из другой зоны) с 16:00 до 19:00.

Типы билетов — как я плачу за использование городским транспортом?

Собираясь в Лондон, нужно знать, что город двигается к полной цифровизации общественного автотранспорта. Картонные билеты на одну экскурсию в метро дорого стоят (почти наполовину дороже, чем альтернативные варианты), и мы не рекомендуем приобретать их самостоятельно.

Гораздо намного комфортнее способом пользования английским транспортом считается модель pay as you go, при которой вы платите каждую поездку бесконтактным способом. Для бесконтактной оплаты есть два вида: применение подарочной крединой карты Oyster или применение обыкновенной кредитной карточки или мобильного устройства (телефон, часы). Мы описали плюсы и минусы двух вариантов дальше в данной статье.

Путешественники, которые планируют активно пользоваться городским транспортом, могут рассмотреть возможность приобретения абонементов Travelcard.

Картонный билет

Как мы писали ранее — картонные билеты должны быть для нас последней мерой. Мы можем приобрести их в торговых автоматах, размещенных на станциях метро и вокзалах, а также в точках торговли.

Мы можем выбрать билет на одну поездку, обратный билет (стоимость поездки умножается на 2) и дневные билеты.

Цены на разовые билеты по состоянию на февраль 2020 года

Единый билет на 1 зону4,90?прибл. 24,50 злотых
Единый билет для зон 1-34,90?прибл. 24,50 злотых
Единый билет для зон 1-4 / 1-55,90?прибл. 29,50 злотых
Единый билет для зон 1-66,00?около 30,00 злотых

Текущие цены на разовые билеты для каждой конфигурации зон можно найти здесь

Бесконтактная оплата по модели pay as you go

Гораздо намного комфортнее вариантом, чем приобретение билета по карте, считается оплата поездок по модели pay as you go. Кратко, когда вы входите (и потом выходите) на станцию метро, вы проводите по собственной карте или мобильному устройству, и подходящая сумма списывается с вашего счета.

Модель оплаты по мере продвижения подлежит кэппингу, который гарантирует, что вы никогда не заплатите больше установленной самой большой суммы за зону (или, точнее, за диапазон зон, к примеру, 1-4, 1-6).

Есть два типа укупорки:

  • дневные ограничения (сборы суммируются до 4:30 утра следующего дня),
  • недельные ограничения (плата начисляется с понедельника по воскресенье, а если быть точным до 4:30 понедельника, следующего за воскресеньем).

Недельные ограничения не распространяются на подарочные крединые карты Oyster. Недельные пробки также могут не подойти тем читателям, которые приходят в Лондон в середине недели — к примеру, со среды по среду — в данном варианте билет с таймером может быть прекрасным вариантом.

Вы можете проверить верхний предел (кэппинг) для каждой конфигурации зон здесь, в разделе Оплата по кэппингу.

Бесконтактная оплата при помощи своей карты или мобильного устройства

Очень удобным способом оплаты отдельных поездок считается применение своей кредитной карточки: зарплатной (с возможностью оплаты за границей) или займовой. Принцип прост: при посадке в ТС или при входе на станцию (а потом при выходе со станции) вы проводите картой по считывающему устройству, система запоминает ее и взимает соответствующую плату за проезд в конце поездки.

Мы не ограничены кредитными карточками — мы также можем применять наш телефон или часы. Список поддерживаемых устройств и приложений можно найти здесь.

Но перед тем как применять такой вариант, необходимо убедиться, как наш банк рассчитывает курс обмена, чтобы не оказаться в убытке из-за высокого курса конвертации. Альтернативой классической карте может стать мультивалютная карта, к примеру, карта Revolut. У нас самих не было никаких сложностей с применением Revolut в 2019 году, хотя платежи пропадали со счета даже через 2-3 дня.

Во время оплаты своей картой работают ежедневные и еженедельные ограничения. Однако вы не сможете приобрести абонемент таким образом.

Карта Oyster для посетителей — подарочная крединая карта Лондона

Иной способ применения модели pay as you go, хотя и менее удобный для отдыхающих, заключается в покупке подарочной крединой карты Visitor Oyster. Карту можно выбрать в автоматах, размещенных на станциях метро, или в одном из пунктов продаж. Во время получения карты Oyster нужно внести залог в размере 5 фунтов.

Если вы хотите применять карту, вам нужно сначала внести средства (пополнить счёт), которые будут списываться с вашего счета после очередной поездки. Карту Oyster можно пополнить несколькими вариантами: на заправочных станциях, online или в приложении. Список всех возможностей можно найти здесь.

Преимущество карты Oyster в том, что на нее можно выбрать абонементы. Минусом считается отсутствие недельных лимитов (с понедельника по воскресенье).

Если на нашей карте остались свободные средства в размере до 10 фунтов, мы можем получить их прямо из автомата. Чтобы получить очень высокую сумму, следует обратиться в одну из информационных стоек английского центра для посетителей (кроме той, что находится в аэропорту Гатвик) — их список можно найти здесь. Более детальную информацию о возврате средств можно найти здесь.

Также можно отказаться от карты и получить собственный банковский вклад обратно. Если мы приобрели его до 23 февраля 2020 года, мы получим собственный банковский вклад назад в любое время. Впрочем, если мы приобрели карту Oyster после 23 февраля 2020 года, мы сможем вернуть наш банковский вклад только спустя год после приобретения.

Внимание: никогда не прикладывайте к считывателю весь кошелек, в котором находится несколько кредитных карточек и/или карта Oyster — в данном варианте система может не принять оплату ни с одной из карт (появится ошибка) или принять средства с более чем одной карты!

Оплата по факту — тарифы

по состоянию на февраль 2020 года

Тарифы на проезд одинаковы независимо от способа оплаты. Нет никакой разницы между применением подарочной крединой карты Oyster и применением своей кредитной карточки.

ПутешествиеПиковая цена в фунтах стерлинговПик — цена в злотыхЦена в непиковый период в фунтах стерлинговЦена вне пика в злотых
Одиночная поездка в 1 зоне2,40?около 12.00 злотых2,40?около 12.00 злотых
Одиночная поездка в зонах 1-22,90?около 14,50 фунтов2,40?около 12.00 злотых
Одиночная поездка в зонах 1-33,30?прибл. 16,50 злотых2,80?около ?14.00
Одиночная поездка в зонах 1-43,90?прибл. 19,50 злотых2,80?около ?14.00
Одиночная поездка в зонах 1-54,70?прибл. 23,50 злотых3,10?прибл. 15,50 злотых
Одиночная поездка в зонах 1-65,10?прибл. 25,50 злотых3,10?прибл. 15,50 злотых

Точную цена проезда между двумя конкретными станциями можно узнать здесь.

Оплата по факту — кэппинг

по состоянию на февраль 2020 года

Ниже мы привели верхние границы самых важных для отдыхающих зон. С другими вы можете ознакомиться здесь.

ЗоныЛимит — полный день (пик)Ограничение — вне пикаЛимит — понедельник — воскресенье (только бесконтактные)
1 i 1-27,20?7,20?36,10?
1-38,50?8,50?42,40?
1-410,40?10,40?51,90?

Сезонный билет — Проездной билет

Путешественникам, планирующим часто пользоваться городским транспортом, разумно приобрести абонемент Travelcard, который даёт право неограниченного проезда (в границах подобраной вами зоны) на любом виде транспорта в течение какого-то периода времени. В виде исключения могут быть речные автобусы (на большинство из них скидка составит всего около 30%) и канатная дорога (Emirates Air Line).

Есть несколько типов абонементов.

  • Дневной билет (Day) — картонный билет, приобретаемый в автомате,
  • 7-дневный билет (7 Day) — картонный билет или билет, приобретенный по карте Oyster,
  • Месячные или годовые билеты, которые можно выбрать по карте Oyster, скорее не подойдут для отдыхающих.

Нужно помнить, что дневной билет — это не билет на 24 часа. Этот билет действителен до 4:30 следующего дня, поэтому нет смысла приобретать его вечером.

Есть два типа дневных билетов:

  • Дневные проездные в любое время — действительны с 4:30 утра в определенный день,
  • Проездные карты на день вне пикового периода — действительны с понедельника по пятницу с 9:30 или с 4:30 в выходные дни и праздничные дни.

В случае более длинных билетов нет отличия между «Off-peak» и «Peak». Однако 4:30 утра (на следующий день) также считается временем прекращения продажи билетов.

Цены на абонементы по состоянию на февраль 2020 года

БилетЦена
День В любое время (зоны 1-4)13,50?
День В любое время (зоны 1-5)19,10?
День В любое время (зоны 1-6)19,10?
День вне пика (зоны 1-6)13,50?
7 день (зоны 1-2)36,10?
7 дней (зоны 1-3)42,40?
7 дней (зоны 1-4)51,90?

Цены на абонементы для всех зон можно узнать на данной странице здесь.

Билеты для детей и молодежи

Дети в возрасте до 11 лет могут путешествовать бесплатно с опекуном, имеющим действительный билет. На одного взрослого может приходиться не больше четырех детей.

Для людей помоложе в возрасте от 11 до 16 лет работают льготные билеты на метро и электрички пригорода, а еще бесплатный проезд в автобусах и трамваях. Если вы хотите воспользоваться льготой, у вас должна быть должным образом настроенная карта Oyster. Более детальную информацию можно найти здесь.

Средства передвижения — практическая информация

Подземка (метро, подземка)

Английское метро старое и абсолютно не похоже на сегодняшние системы, которые есть в остальных городах Европы. Но все таки, это также очень удобный вариант передвижения по Лондону и необычная туристическая знаменитость. Английский метрополитен имеет 11 линий с 270 станциями.

В метро мы два раза проскакиваем по карточке или билету. 1 раз, пройдя через ворота, и второй раз, выйдя из них. Мы можем меняться в течение одного поездки, но мы не можем выйти через ворота в течение этого времени.

Метро работает 7 дней на протяжении недели — приблизительно с 5 утра до полночи. Время начала и завершения определенных линий можно узнать здесь. Время ожидания следующего поезда не должно быть больше 5 минут. В час пик мы должны ожидать толпы — сами мы, если нам Не нужно, никогда не пользуемся метро в самом центре в часы, когда лондонцы ездят на работу.

По пятницам и субботам, в ходе проекта «Ночное метро«, некоторые линии работают всю ночь. Более детальную информацию можно найти здесь.

Аналогичные с метро правила работают в пригородном ЖД транспорте DLR и Overground.

Нужно обратить внимание, что некоторые линии имеют общие платформы, а иные — ответвления. Перед тем как сесть в поезд, убедитесь, что он точно идет в необходимом вам направлении. Остаточная станция всегда отображается спереди поезда. Не стоит удивляться, если в вагоне вы сможете увидеть план другой линии — некоторые составы обслуживают более одного маршрута, и вы можете найти внутри несколько планов.

Примером наиболее проблемной линии считается Окружная линия, по которой проходит целых пять маршрутов, а разные конечные станции размещены достаточно далеко друг от друга.

Автобусы

Знаменитые двухэтажные автобусы являются символом Лондона и очень недорогим способом передвижения по городу, поскольку в них нет зон и часов пик. Автобусы также могут быть удобнее метро, тем более в часы пик, поскольку короткие маршруты не требуют спускаться в туннель и продираться сквозь людские толпы. Многие маршруты автобусов работают 7 дней на протяжении недели по 24 часа.

Автобусы применяются нескольно иначе, чем метро и наземная Ж/Д. Очень важное, вы вставляете собственную карту в считывающее устройство исключительно при посадке и не делаете этого при выходе. Автобусы в столице Англии работают по безналу, поэтому единственным способом оплаты считается оплата по ходу движения. Можно приобрести дневной билет на автобусы и трамваи всего за 5 фунтов, однако это выходит дороже, чем во время оплаты по модели pay as you go.

Автобусы останавливаются не на всех остановках. Дожидаясь автобус, лучше помахать водителю рукой, а чтобы выйти, необходимо нажать кнопку «стоп» прямо перед собственной остановкой. К большому сожалению, из-за частых остановок и неизвестной местности это может быть сложно, поэтому необходимо смотреть за маршрутом на телефоне.

Эксплуатационные правила английских автобусов:

  • цена проезда в автобусе составляет ?1.50,
  • вы можете пересесть на другой автобус или трамвай в течение 60 минут после того, как вы впервые «провели» по собственной карте, вам просто необходимо применять ту же карту, что и для предыдущей поездки,
  • садитесь в автобусы у основного входа,
  • карта действительна лишь единожды,
  • лимит на все автобусные поездки в определенный день составляет ?4,50, а еженедельный лимит на бесконтактные карты (понедельник-воскресенье) составляет ?21,20.
  • не забывайте, что при выходе не следует пользоваться картой — в данном варианте с вас может быть снята плата за второй проезд.

Аналогичные правила работают и для поездок на трамвае.

Пригородные поезда

Одним из элементов транспортной сети Лондона считаются также пригородные поезда, обслуживаемые компаниями National Rail и TfL Rail, которые обслуживают районы пригорода и некоторые аэропорты. В пригородных поездах работают аналогичные правила оплаты и продажи билетов, что и в метро и пригородных поездах.

Если вы хотите пользоваться поездом и платить по мере продвижения, не забывайте, что вам понадобится забрать собственную карту не только при входе на станцию, но и при выходе. На наиболее крупных станциях существует несколько входов и билетных касс, поэтому тщательно проверяйте, отправляется ли ваш поезд с той платформы, на которую вы заходите.

Давайте будем внимательны при выходе с платформы/вокзала и будем применять правильный билетный автомат. Если вы допустите ошибку, вы можете по завершению заплатить за виртуальное путешествие, которое вы не совершали!

Нужно обратить внимание, что в поездах, обслуживаемых компанией National Rail, право на бесплатный проезд имеют лишь дети в возрасте до 5 лет.

Речной автобус

Оригинальным видом английского транспорта являются говоря иначе речные автобусы — лодки, которые ходят по Темзе, управляемые компанией Thames Clippers. Водный транспорт — самая дорогая замена, однако она может быть приятной — допустим, для тех отдыхающих, которые хотели бы попасть в Гринвич.

Флот Thames Clippers состоит из крытых судов с маленькой открытой палубой, поэтому они не считаются обычными туристическими судами. Впрочем, если нам повезет, мы займём места на улице с достойным внешним видом на оба речного берега.

Речные автобусы ходят ежедневно на протяжении дня каждые 20 минут или около того. Цены и расписание можно найти на официальном сайте.

Вы можете приобрести билет на речной автобус в кассе (более элитный вариант) или воспользоваться очень дешевой моделью «плати, когда едешь». Здесь важное замечание — устройства считывания находятся на пристани, но мы должны обождать, пока прибудет корабль и работник уйдет, чтобы забрать нашу карту. Работник не пропустит нас на борт самолета, пока мы не пронесем нашу карточку прямо перед ним.

Городские велосипеды Santander Cycles

по состоянию на февраль 2020 года

Приятным способом передвижения по Лондону считается городской велосипед Santander Cycles. Чтобы взять его в аренду, необходима только кредитная карточка, которую необходимо применять в терминале. В городе 750 станций и более 11 000 велосипедов, доступных для проката.

Принцип прост. Базовая плата составляет 2 фунта стерлингов и дает возможность пользоваться велосипедами в течение 24 часов. Вы также платите за само время аренды. Если вы забираете велосипед и возвращаете его в течение 30 минут, вы ничего не платите. Если вы применяете велосипед дольше 30 минут, вы доплачиваете ?2 за каждые начатые 30 минут.

Как вы можете легко видеть — вариант с арендой велосипеда является очень экономичным для быстрого перемещения между красивыми местами. Если бы мы хотели кататься весь день, мы бы уплатили много. Тем не менее, это в этом нет ничего удивительного — цель системы — обеспечить быстрое передвижение по городу, а не работу службы проката велосипедов.

Детальнее про то, как работает городская система общего применения велосипедов, вы можете узнать здесь.

Канатная дорога — Эмирейтс Эйр Лайн

по состоянию на февраль 2020 года

Одним из необычных видов транспорта в столице Англии считается канатная дорога Emirates Air Line, которая выполняет перевозку по Темзе между Гринвичем и Королевским доком Виктория.

Стоимость одной поездки по модели pay as you go составляет ?3,50 для взрослого и ?1,70 для ребенка в возрасте от 5 до пятнадцати лет. Если вы приобретаете билеты по карточкам, вы заплатите ?4.50 и ?2.30 исходя из этого. Дети до 5 лет путешествуют бесплатно.

Более детальную информацию можно найти на официальном сайте

Удобства для людей у которых ограничены возможности

Ежегодно власти Лондона пытаются сделать меньше барьеры и сделать городской транспорт весьма доступным для людей у которых ограничены возможности передвижения. Впрочем это не меняет того факта, что английское метро старое и было построено в остальное время, поэтому доступ ко многим станциям также затруднен.

Компания TFL выпустила руководство с описанием станций с доступом и без доступа к лифтам. С ним можно ознакомиться здесь.

Все городские автобусы приспособленые для инвалидов-колясочников.