Находящаяся в западной части Пелопоннеса, Олимпия была самым важным центром культа Зевса, высшего из всех греческих богов. Посвященное ему святилище было основано на ровном, покрытом лесом участке у основания холма Кронос.
Хотя Олимпия была изолирована от больших держав древнегреческого мира, она была религиозным, политическим и спортивным центром Эллады.
Олимпия — посещение археологического памятника (Пелопоннес, Греция)
Благодаря стараниям археологов были обнаружены развалины священного участка, стадиона, на котором проходили Олимпийские игры, и соседних зданий. Кроме раскопок археологии, посетителей ждут два великолепных музея.
С 1989 года раскопки археологов в Олимпии входят в список Всемирного достояния ЮНЕСКО.
Часть крытого туннеля, ведущего к стадиону — Археологическое место Олимпии (Пелопоннес, Греция)
История
Святилище Зевса Олимпийского
Святилище Зевса в Олимпии было основано около 10 века до н.э. на месте закинутого микенского поселения. В первые века она имела форму оливковой рощи (называлась Altis ). Хотя поклонение Зевсу было очень главным, там поклонялись и иным божествам: Гера, Гея или Пелопс (мифологический родоначальник Игр).
Первые величественные здания (храмы) стали появляться в архаический период (с 7 по 6 век до н.э.). На протяжении определенного времени их возводилось все больше и больше, и весь священный участок (Altis) был окружен кольцом стен. Вход по центру осуществлялся через одни из трех монументальных ворот. За границами стен были построены подсобные сооружения, не связанные с самим культом, например бани, жилые помещения и гимнасий (комплекс зданий, применяемых для тренировок).
Каждые четыре года в Олимпии проходили Олимпийские игры, проводимые в честь Зевса. Сначала они проводились на стадионе, расположенном внутри священного участка (место проведения стояло возле холма Кроноса). Только в пятом веке до н.э. игры были перенесены за пределы священного участка.
В традиционный период (5-4 век до н.э.) святилище достигло собственного пика формы, а к концу 4 века до н.э. получило собственный конечный архитектурный вид.
Музей древней олимпийской истории — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
В эллинистическую эру новые здания были расширены и возведены уже за границами Альтиса. Правители ближневосточных королевств, происходивших из Греции, не жалели средств, чтобы поддерживать доброжелательные отношения со страной собственных прадедов. Примером послужит палестра, которая была создана благодаря пожертвованию короля Египта Птолемея II. В этот период также были построены бани, гимназия или величественный отельный комплекс.
Палаэстра — археологическое место в Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Римские времена (с 1 века до н.э. до конца 4 века) также оставили положительный след в комплексе. В это время построили акведук, а храм Кибелы был превращен в место поклонения римским императорам.
Медленный кризис Олимпии начался во время правления римского императора Феодосия Великого, который управлял западной и восточной частями империи. В 393 году он запретил проведение Олимпийских игр в древних святилищах, аргументируя это их языческими корнями.
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Однако его внук Феодосий II уже не ограничивался одними сухими запретами. В 426 году он приказал сжечь древнее святилище. Разрушение было окончено землетрясениями в шестом веке, а в последующие десятилетия и столетия древняя Олимпия была понемногу занесена речным илом и забыта.
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Первые первичные попытки найти забытый культовый центр предпринимали в начале 18 века, но прорыв случился только в следующем веке. В 1875 году немецкая археологическая задача всесторонне обследовала всю территорию, обнаружив много руин в священном круге и очень близко от него. Собственно немецким исследователям мы обязаны современным видом раскопок, о котором напоминают информационные стенды на 3 языках: греческом, английском и просто немецком.
Древние Олимпийские игры
Древнейшие и очень важные из общеэллинских спортивных игр (известных как агоны) проводились в Олимпии. Первая из них была организована в 776 году до н.э. и последний в 393 году нашей эры. Они созывались систематически каждые четыре года и составляли основу греческого календаря в течение 1168 лет. В общей сложности они были проведены 293 раза!
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Термин «панэллинский» относится к тому факту, что они объединяли всех эллинов, и любой свободный грек мог принять в них участие. Давайте вспомним, что Древняя Греция состояла из множества независимых городов (сегодня мы бы назвали их нациями) с различными статусами, политическими системами и не всегда совпадающими интересами. Однако всех их объединяли общие игры, во время которых послы (их называли theoroi) провозглашали «священный мир» (ekechejria).
Хотя Игры длились всего пять дней (а сначала лишь один), перемирие продолжалось два месяца, что дало возможность всем участникам спокойно прибыть в Олимпию и вернуться на собственные малые родины после соревнований.
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Олимпийские соревнования были индивидуальными. Спортсмены соперничали, например, в беге, борьбе, прыжках по длине, метании диска и копья. Но самым опасным соревнованием были гонки на квадригах (упряжках из четырех лошадей), которые часто заканчивались падением спортсмена с трассы. Интересно, что победа в этом соревновании приписывалась не кучеру, а хозяину упряжи.
Победители самых разных соревнований (называемых олимпиониками) награждались венком из священного оливкового дерева (калистефанос), которое, согласно традиции, должно было быть выращено самим Гераклом (сыном Зевса). Это был единственный приз — участники не получили ни денег, ни медалей, ни других благ.
Здесь необходимо напомнить, что древние греки верили в идеальное развитие тела и духа. Во время Игр в святилище проходили ожесточенные споры между философами и чтения ключевых произведений.
Интересные факты о древних Олимпийских играх
- Игры, проходившие в Олимпии, были не единственными Панэллинскими играми в Греции — другие проводились в Дельфах, Немее, Коринфе и Афинах.
- Четырехлетний период, который длился между Олимпийскими играми, назывался «олимпиадой». Это слово часто неправильно применяется как синоним Олимпийских игр.
- К участию в Играх допускались только свободные и коренные эллины, как из самой Греции, так и из заморских колоний. Впрочем это не распространялось на женщин, которым даже не разрешалось заходить на трибуны.
- пять кругов, символ современных Олимпийских игр, относится к рисунку, найденному на одном из алтарей в Олимпии,
- до 50 000 греков (зрителей и участников) находились в Олимпии во время Игр.
Школа скульптуры и одно из семи чудес древнего мира
Во время Игр в Олимпию приезжали атлеты с лучшим телосложением и охотно отдавали собственные тела греческим мастерам скульптуры. Фидий, Мирон или Поликлет имели здесь собственные мастерские.
Мирон, считающийся одним из величайших античных скульпторов, сделал статую метателя диска в середине пятого века. Хотя данная работа не сбереглась до сегодняшних дней, мы все еще можем налюбоваться римской мраморной копией. Римский оригинал сейчас хранится в музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме, а копия выставлена в Музее древней олимпийской истории, расположенном рядом с местом раскопок археологии.
Очень главным произведением искусства, созданным в Олимпии, была большая скульптура трона Зевса (высотой 13 м) работы Фидия, стоящая в главном храме, известном как Олимпион. Он был создан в технике хриселефантина (с применением золота и слоновой кости) и стоял на постаменте внутри камеры, разместившейся между двухэтажных колоннад. Произведение вошло в список семи чудес древнего мира.
ФОТО: Музей древней олимпийской истории — Олимпия.
У Фидия была собственная мастерская в Олимпии. Во время раскопок были найдены инструменты и формы, приписываемые его мастерской.
Посещение Олимпии
На посещение Олимпии рекомендуется выделить от 3 до 5 часов. Кроме самого археологического объекта, здесь существует два музея, которые можно посетить: Музей древней олимпийской истории и Музей архиологии.
Первый находится рядом с местом раскопок, а второй размещён немного севернее, за холмом Кронос.
Судя по комментариям в Интернете, не каждый знает о существовании обоих учреждений, и поэтому некоторые люди не посещают Музей архиологии, в коллекции которого есть неоценимые скульптурные произведения, в том числе наиболее красивые из оставшихся античных тимпанов. Согласно нашей точке зрения, данный объект считается одной из жемчужин всего Пелопоннеса.
Археологический объект
Площадь раскопок не достаточно обширна, и сбереглись только фундаменты памятников древности. В действительности, гуляя среди остатков святилища, тяжело поверить, что во время Игр здесь находились десятки тысяч людей. Часа должно быть достаточно для неторопливой экскурсии по всему городу, хотя те, кто очарован древностью, могут провести на территории больше времени.
Самые важные объекты находились в границах священного участка под названием Алтис, который в период собственного расцвета был полностью окружен поверхностями стен.
Знаете ли вы? Священный участок был владением богов и служил лишь для целей поклонения. В греческом мире подобные места назывались теменос.
В пределах священного участка находились храмы: Зевс (Олимпион), Гера (Герон) и Рея/Кибела (или Мать богов, Метроон). Рядом с ними также находились Пелопион, символический курган Пелопса, мифологического основателя первых Олимпийских игр, и Филеон, круглый храм, основанный македонцами.
Другие здания, применяемые для проведения игр, находились за поверхностями стен священного участка. Между ними располагалась мастерская Фидия, где всем известный скульптор работал над собственной самой ответственной работой.
При осмотре руин поражает отсутствие обычных жилых домов или агоры (древнего рынка). Это не просто так — Олимпия применялась только во время Игр, а в олимпийский период в ней жили исключительно жрецы, их сопровождающие и художники, работавшие на месте.
Ниже мы приводим короткое описание некоторых достопримечательностей.
Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Храм Зевса Олимпийского
Очень главным из зданий святилища был величественный храм Зевса Олимпийского, известен как Олимпион, который построили на пожертвования всей Эллады между 470 и 457 гг. до н.э. по плану Либона из Элиды.
Это был дорический храм в форме периптероса размером 27,68 х 64,12 м и высотой 20,25 м. Колоннада состояла из 6 колонн на коротких сторонах и 13 колонн на длинных сторонах.
Храм Зевса — археологический памятник в Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Во внутренней камере стояла вышеупомянутая большая скульптура, высеченная Фидием, от которой ничего не сбереглось. К счастью, скульптурные украшения 2-ух фронтонов, западного (битва между лапитами и кентаврами) и восточного (бой между Пелопсом и Эномаосом), сбереглись в достойном состоянии, и их можно заметить в Археологическом музее. Другими украшениями скульптур были метопы, изображающие историю о двенадцати трудах Геракла.
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
К большому сожалению, от самого храма мало что сбереглось. Сначала он был разрушен пожаром, устроенным по приказу Феодосия II, а закончили разрушения землетрясения в 522 и 551 годах. Единственные остатки прежнего величия — это раскиданные всюду очень большие барабаны колонн, напоминающие тяжелые стволы деревьев.
Храм Геры
Храм Геры (известен как Герайкон) — самое древнее священное здание на территории святилища, история которого восходит к концу VII века до н.э. Он имел форму дорического храма с шестью колоннами на коротких сторонах и целых шестнадцатью на боковых. Его габариты составляли 18,75 x 50 м при высоте 7,80 м.
Храм Геры — посещение археологического памятника Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Согласно традиции, в храме должен был храниться диск с письменными правилами священного мира, который должен был действовать во время Игр и на котором расписались цари Спарты и Элиды.
В Археологическом музее хранится голова Геры, возможно, принадлежавшая статуе, стоявшей в камере храма.
Рядом стоит алтарь Геры, у которого проходит церемония зажжения олимпийского огня. Эта традиция восходит к 1936 году и Берлинским играм.
Филиппион
Во второй половине IV века до н.э. рядом с Герайоном стоял круглый храм, посвященный Зевсу (называемый Филиппионом). Его основали Филиппом II Македонским в честь его победы в сражении при Херонее, однако он не дожил до ее окончания. Строительство закончил его сын Александр Великий.
Филиппион — посещение археологического памятника в Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Проект также имел важное агитационное значение, так как при его помощи представители правящей династии Македонии хотели оказать влияние на мнение остальной Греции. На протяжении строительных работ храма священный круг был расширен за счёт перемещения его границы на часть запада.
Здание представляло собой толос (ротонду) диаметром 15,25 м, поддерживаемый колоннадой из 18 ионических колонн. Стены внутри храма были разделены 9 коринфскими полуколоннами.
В наосе (целле) стояли пять статуй, заказанных Александром Македонским и сделанных в технике хриселефантина скульптором по имени Леохарес. На них был изображен сам Александр, его родители (повелитель Филипп II и царица Олимпия), дедушка и бабушка (повелитель Аминтас III и царица Эвридика I).
В последние годы получилось реконструировать часть храма — три колонны, включая балку.
Стадион
Стадион с беговой дорожкой был обязательным спутником городов, принимавших Игры, ведь собственно бег на небольшие дистанции (называемый дромос) стал первой из олимпийских дисциплин.
Сначала это место находилось в границах священного участка, но приблизительно в середине пятого века до н.э. С ростом секуляризации Игр он был перенесен за пределы священного комплекса.
Алтис был соединен с новым стадионом монументальным криптопортиком (крытым проходом) длиной 31,10 м, от которого сбереглись стены и одиночная арка.
На стадионе была установлена дорожка для занятий бегом длиной 192,27 м, что отвечает 600 футам (обычная длина бега на небольшие дистанции). Ширина беговой дорожки составляла 28,50 м, что позволяло одновременно бежать до 20 бегунов. Трибуны были построены из насыпей и вмещали до 40 000 зрителей.
Объект был успешно раскопан и реконструирован в 1958-65 годах. Сначала, как мы знаем из записок Збигнева Герберта, он напоминал большой луг.
Казначейские долговой ценной бумаге
В течение VI и V веков до н.э. на пристройке перед холмом Кронос богатые греческие полисы и их колонии (включая Гелу, Византий, Мегару и Сиракузы) основали дюжину дорических сокровищниц, по форме напоминающих небольшой храм. Точно никто не знает, сколько их было построено. Путешественник Павсаний упоминал 10, а археологам получилось установить, как минимум, 12.
Одним из очень знаменитых сооружений была мегарийская сокровищница (6 век до н.э.), построенная в тематике допотопного храма. Части щипца сбереглись до сегодняшних дней и сейчас выставлены в археологическом музее. Интересно, что в отличие от святилища в Дельфах, самые большие из полисов, например Афины, Коринф и Спарта, не возводили собственные сокровищницы в Олимпии.
Нимфайон (экседра Ирода Аттика)
Одним из очень молодых сооружений в священном круге был Нимфейон, возведенный около 160 года н.э. по плану Ирода Аттикуса. Сооружение имело форму экседры (полукруглой ниши длиной 21,90 м) и служило фонтаном в конце акведука. Он был украшен бесчисленными скульптурами, некоторые из которых были найдены во время археологических работ.
Создание акведука решило постоянную проблему нехватки воды, которая систематически возникала во время Олимпийских игр.
Нимфейон — посещение археологического памятника Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Пьедестал скульптуры богини победы Нике
К югу от храма Зевса располагалась территория, заполненная вотивными памятниками и статуями победителей.
Скульптуры были установлены на высоких постаментах. На одном из них, который и сейчас стоит на старом месте, располагалась мраморная скульптура богини победы Нике работы Пайониоса из Менде. Художник сделал его около 420 года до н.э. по заказу мессенцев, которые хотели при помощи этого подарка увековечить весть о собственной победе над войсками Спарты (421 год до н.э.).
Остатки постамента скульптуры богини победы Нике в Олимпии — посещение археологического памятника (Пелопоннес, Греция)
Эта скульптура, известная как Нике из Олимпии, частично сбереглась и нашлась в конце 19 века немецкой археологической миссией. Сегодня он выставлен в Археологическом музее одновременно с надписью, сообщающей о победе мессенцев.
Мастерская Фидия
Маленькое прямоугольное здание конца 5 века до н.э. служило мастерской Фидия. Конкретно здесь, как говорят, художник работал над скульптурой (из золота и слоновой кости), изображающей Зевса на троне, одно из семи чудес древнего мира. В ходе раскопок были обнаружены инструменты и предметы, применявшиеся во время работы над этим большим произведением.
В пятом веке здание было преобразовано в раннехристианскую базилику.
Мастерская Фидия — посещение раскопок археологии в Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Гимназия
Гимнасий (II век до н.э.) собой представлял большое прямоугольное здание размером 120 x 220 м, применявшееся для физ. упражнений. Он имел форму открытого двора, окруженного колоннадой.
Гимназия — экскурсия по археологическим раскопкам Олимпии (Пелопоннес, Греция)
Леонидаджон
В юго-западной части раскопок можно заметить фундамент замечательного (наибольшего во всем святилище) здания, служившего постоялым двором, где самые знаменитые посетители могли провести ночь в подходящих условиях. Он построили во второй половине IV века до н.э. по плану Леонида Наксосского, в честь которого и был назван.
Леонидаджон — посещение археологического памятника Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Здание было построено по квадратному плану со сторонами длиной около 80 м. Он имел внешнюю колоннаду, которая состоит из 138 ионических колонн. Внутренний двор со своей стороны был окружен дорической колоннадой из 44 колонн, а в его центральной части был разбит замечательный сад.
Леонидаджон — посещение археологического памятника Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Музей архиологии
Музей архиологии (гр. ???????????? ??????? ????????) в Олимпии может похвастаться одной из лучших коллекций античного скульптурного декора во всей Греции. В коллекцию заведения входят педименты, скульптуры и многочисленные предметы, которые найдены на месте раскопок.
Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Важнейшими предметами являются два неоценимых тимпана из храма Зевса. На западной показана сцена битвы между лапитами и кентаврами, а на восточной — бой между Пелопсом и Эномаосом.
Другие избранные предметы:
- щипец из мегарианской сокровищницы (с мотивом гигантомахии),
- части скульптуры богини победы Нике работы Пайониса (Нике из Олимпии),
- терракотовые архитектурные части, принадлежащие самым разным зданиям,
- мраморная скульптура, изображающая Гермеса с Дионисом на плече,
- макет, изображающий святилище,
- Скульптуры римской эпохи из храма Геры,
- благодарственные шлемы, пещеры и щиты, оставленные представителями самых разных полисов,
- многочисленные вотивные фигурки,
- вазы,
- бронзовые предметы.
На медленное знакомство с коллекцией рекомендуется выделить от 60 до 75 минут.
Музей истории древних Олимпийских игр
Рядом с раскопками находится Музей истории древних Олимпийских игр (Gr. ??????? ???????? ??? ?????????? ?????? ??? ???????????), посвященный теме Пангелленских игр. Из информационных стендов мы узнаем больше об их традициях, поклонении или соревнованиях, проводимых в остальных городах.
Музей древней олимпийской истории — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
В музее посетителей также ждет ряд интересных предметов. Один из них — копия римской скульптуры, изображающей атлета с дискоболом. Бронзовый оригинал был сделан Мироном в пятом веке до нашей эры. Но до сегодняшних дней дошла только римская мраморная копия.
ФОТО: 1. Копия скульптуры диска — Музей истории древних Олимпийских игр — Олимпия; 2. Копия скульптуры диска — один из музеев Рима.
Одним из величайших сокровищ музея считается прекрасная и просторная напольная мозаика, изображающая образ Игр. Но он происходит не из Олимпии, а из дома, выстроенного в римские времена (между II и III веками) в городе Патры.
Музей древней олимпийской истории — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Как и в Археологическом музее, посетителей ждут вотивные фигурки, вазы, части доспехов или бронзовые изделия.
Рекомендуется планировать 45-60 минут на посещение объекта.
Доступ, парковка, расположение
Бесплатная стоянка машин расположена конкретно рядом с Музеем Олимпийской истории, в нескольких шагах от археологического памятника. Его координаты: 7.641730, 21.624942
От парковки до Археологического музея 15 минут ходьбы.
ФОТО: Музей архиологии — Олимпия (Пелопоннес, Греция)
Раскопки находятся рядом с небольшим городком Архея Олимпия. Это несколько сонное поселение, живущее только в курортный сезон. Если вы хотите остаться на ночь, стоит посетить ресторан taverne the garden, размещенный рядом с отелем Europa Olympia. Цены, возможно, и не недорогие, однако качество еды, вид и обстановка стоят того.