Приблизительно в 120 километрах с северной стороны от Рима находится Орвието, восхитительный город, полный средневековых памятников. Прогулка по его улицам — это настоящее путешествие в прошлое. Збигнев Герберт и Габриэле Д’Аннунцио, среди других, были очарованы красотой Орвието.
Орвието размещён в регионе Умбрия и известен среди поклонников истории собственными связями с этрусками.
Орвието — стены крепости
Орвието — историческая справка
264 г. до н. э. — падение этрусков
Многие историки связывают Орвието с этрусским городом Вольсиния. Это был один из очень важных центров сопротивления против расширяющейся Римской республики. Здесь находился храм бога Волтумна, а Волсиний был известен собственным легендарным богатством. После ряда военных поражений здесь случился социальный переворот — восставший плебс отстранил аристократов от власти, лишены их привилегий и освободил рабов. Встревоженный правитель города отправил посланников к римлянам с просьбой вмешаться. Первая военная экспедиция окончилась поражением, но спустя год Марк Фульвий Флакк захватил город и взял в плен плебеев. Может так случится, что они приняли участие в первом документально зафиксированном гладиаторском бою (на форуме Боариум в 264 году до н.э.). Из завоеванной Вольсинии жители Рима вывезли многочисленную добычу (Метродор Скопийский обвинил завоевателей в краже 2-ух тысяч статуй, но данная цифра, возможно, преувеличена). Флакк также сделал evocatio этрусских божеств. Те аристократы, которые выжили, были переселены римлянами на озеро Больсена.
1264 — Corpus Domini
Средние века были временем ожесточенных богословских споров о природе Евхаристии. После 4-го Латеранского собора был утвержден догмат о транссубстанциации. Но все таки, еще какое то время существовали сторонники разных доктрин. Согласно традиции, в 1263 году в Больсене случилось так называемое «евхаристическое чудо» в руках сомневающегося священника, хозяин начал кровоточить. Год спустя, в торжественной процессии, его перенесли в Орвието, где он хранится в реликварии. Независимо от того, правдива эта история либо нет, Орвието стал одним из главных центров культа Тела Христова и известен торжественными процессиями, проводимыми в этот день.
1281 — Папская резиденция
Благодаря стратегическому союзу с Флоренцией, Орвието заметно увеличивался в могуществе. В 1281 году Мартин IV взошел на престол Петра. Он не пользовался поддержкой народа Рима, который закрыл перед ним ворота. Благодаря этому Отец переселился в Умбрию, проживая в Орвието и Перудже. Позднее городом правили богатые семьи, но в конце концов он стал частью папского государства. Конкретно здесь укрылся Климент VII после захвата Рима имперскими войсками.
1860 — Королевство Италия
Во время «Экспедиции тысячи» Луиджи Мази прибыл в Умбрию и спешно устроил подразделение добровольцев под названием «Каччиатори дель Тевере». Воспользовавшись слабостью папского гарнизона, Орвието был быстро оккупирован. Благодаря посредничеству французской армии в городе был проведен плебисцит — большинство жителей проголосовало за подсоединение города к Королевству Италия.
Орвието — крепость Альборноза
20 век — вдохновение для художников
Уже в девятнадцатом веке дни славы Орвието были давно позади, однако он вызывал интерес историков, художников и писателей. Один из очень известных итальянских писателей 20 века Габриэле Д’Аннунцио часто писал об этом. Орвието возникает в его романе «Триумф смерти». Автор также посвятил ей целых три лирических стихотворения в цикле «Города тишины». Польские читатели знакомы с эссе Збигнева Герберта «Il Duomo». Поэт посетил Орвието во время собственных итальянских путешествий.
Посещение Орвието — сколько времени потратить на посещение Орвието?
Вопреки тому, что вы можете подумать, посещение старого города Орвието занимает намного больше времени. Лучше всего выделить весь день для пребывания в этом городе. Впрочем, если мы хотим посетить все здания и музеи, даже одного дня может быть недостаточно.
Что необходимо посмотреть в Орвието? Достопримечательности, памятники, интересные места Орвието
Успенский собор Орвието (Il Duomo, Cattedrale dell’Assunta)
(Пьяцца дель Дуомо 26)
Это, безусловно, один из наиболее замечательных памятников региона, а может быть, и всей Италии. Он построили в связи с растущим паломническим движением после евхаристического чуда в Больцано. Он построили в период с 1290 по 1591 год. В общем сохраняется единство храмового стиля, но влияние Ренессанса понятно. Отличительные двухцветные полосы считаются результатом чередования рядов травертина и базальта. Вдохновение Сиенским собором абсолютно ясно.
Фасад собора Орвието
Вход в собор платный. Билеты покупаются в здании музея собора (Museo dell’Opera del Duomo di Orvieto, Piazza del Duomo 26). Стоимость простого билета составляет 5 евро. Также можно выбрать комбинированный билет: собор + музей + церковь Святого Августина. Более детальная информация о времени работы и ценах на билеты здесь.
Внимание!
Часовня Капрала доступна лишь для молитв. Вход в него выполняется через дверь с левой стороны собора (из нефа войти невозможно). Однако расписные украшения хорошо заметны внутри церкви.
На что необходимо обратить внимание во время посещения собора?
Фасад
Захватывающий фасад церкви — это работа нескольких различных архитекторов. Согласно последним изысканиям, работа над фасадом возникла еще в тринадцатом веке, но неизвестно, кто руководил ею. Первым знаменитым строителем по имени был Лоренцо Майтани, который провел двадцать лет собственной жизни в Орвието. Собственно из-под его руки вышло большинство барельефов и скульптур, изображающих символы евангелистов. Последующие архитекторы добавили шпили, розетки, ниши и скульптуры апостолов. Необходимо присмотреться к монументальным барельефам: на тех, что размещены вокруг дерева Иессея (родословная Христа), изображены сцены из жизни Иисуса и Марии и Страшный суд, на тех, что переплетены виноградными лозами, — события из Ветхого Завета. Может так случится, что все это было выполнено в 2-ух различных мастерских.
Красочные мозаики также привлекают взгляды. К большому сожалению, ни один из них не датируется 13-м столетием. Необычные украшения были сняты в случае ремонта в 18 и 19 веках. Некоторые из необычных мозаик можно заметить в местном музее Museo dell ‘Opera del Duomo и в. Музей Виктории и Альберта в столице Англии .
Интерьер
Он был переделан в шестанадцатом веке. Собственно тогда было выполнено большинство скульптурных украшений и фресок. Гениальным скульптором был Ипполито Скальца, который создал некоторые скульптуры апостолов (Святого Фомы и Святого Иоанна Евангелиста). Однако самой важной его работой считается знаменитая Пьета (Никодим, стоящий за Марией с лестницей), которая была высечена из одного блока мрамора (не считая левой руки Никодима и верхней части лестницы).
Фрески в алтаре были созданы в четырнадцтом веке под управлением Уголино ди Прете Иларио, но приблизительно столетие спустя их поручили восстановить Пинториккьо. Однако художник был востребован римскими папами и часто покидал Орвието (он создал, например, декорации в собственных помещениях Александра VI), причем принципалы даже угрожали ему денежными штрафами за невыполнение условий договора. До нашего времени дошли только две его работы: святого Марка и святого Амвросия.
Собор Орвието, фреска в пресбитерии
На поверхности стен боковых нефов до сих пор сбереглись части росписей, датируемые 15 столетием. Выделяются две особенности: в левом нефе сбереглось великолепное изображение Мадонны с младенцем (выполненное Джентиле да Фабриано, оно, возможно, считали чудотворным и поэтому не было удалено — но была добавлена фигура Святой Екатерины Сиенской, удалённая во время реставрации 20-го века); в правом нефе — фигуры святых, на которых сбереглись надписи с датами создания.
Новая часовня
Нельзя отрицать, что посетителей собора привлекают прежде всего фрески работы Луки Синьорелли. Картины красочны и полны жизни, и, как говорят, сильно повлияли на творчество Микеланджело. Проект по украшению часовни картинами появился в 1447 году. Первые фрески были выполнены самим Фра Анджелико (на поверхности потолка: «Суд Христа» и «Пророки»). К большому сожалению, столь знаменитому художнику понадобилось выполнять другие заказы, поэтому он покинул Орвието, не завершив собственную работу. С 1447 по 1499 год не получилось найти желающих продолжить работу. Только спустя пяти десятилетий Синьорелли прибыл в Орвието и начал заканчивать фрески на поверхности потолка по эскизам Фра Анджелико. Потом художник приступил к работе над оформлением стен. Тогда была создана его самая известная работа — серия полихромных картин, изображающих последние времена. Это (после входа слева): «Обман антихриста», «Конгрегация спасенных», «Спасение и проклятие» (за алтарем), «Гибель проклятых» (с правой стороны ближе к алтарю), «Воскресение мертвых» и «Конец света» (над входом). Обратите свое внимание на «Конец света» — фигуры убегающих людей (которых дьяволы поражают лазерными стрелами) входят между орнаментами часовни, давая сцене пространственный эффект. На «Лжи Антихриста», с другой стороны, мы видим силуэт художника и Фра Анджелико (фигуры в черном, слева).
Кроме того, художник включил изображения четырех легендарных поэтов: Данте, Овидий, Гораций и Вергилий (в окружении сцен из их произведений). С правой стороны, в небольшой капелле, Синьорелли создал фреску, изображающую возложение Христа в усыпальницу (рядом с ней, в медальонах, сцены смерти Святой Фаустины и Святого Петра из Паренцо). На другой стороне часовни находится более поздний (барочный) алтарь с картиной, изображающей Святого Иоанна Евангелиста в окружении святых.
Посмотрите очень внимательно на картину в главном алтаре — она старше фресок (датируется 13 столетием) и изображает Мадонну с младенцем. Интересно, что реликвия крови Святого Петра из Паренцо была помещена на место сердца маленького Иисуса.
Часовня капрала
Построенный в четырнадцтом веке, он считается левым продолжением трансепта. Он построили для хранения чудесного капрала, перенесенного сюда из Больцано. Слева от входа находится реликварий XIV века, сделанный сиенскими мастерами. Интересно, что его форма повторяет фасад собора. Сам удивительный телец выставлен в алтаре часовни. На правой стене мы видим таблички с латинским описанием чудесного события. Однако самый большой интерес представляют средневековые фрески, сделанные группой здешних художников. Состояние сохранности картин различно, некоторые из них повреждены попытками консервации в девятнадцатом веке. Художники изобразили сцены из Нового Завета (задняя стенка) и историю Чуда в Больцано (правая стенка). На поверхности потолка мы увидим, среди прочего, сцены из Апокалипсиса Святого Иоанна.
Орвието — Собор — Капелла коронации
Если вы посмотрите на основу алтаря, то увидите маленькое отверстие. Это место захоронения Святого Петра из Паренцо, покровителя города. Этот святой жил в двенадцатом веке и был папским главой горадминистрации, посланным в Орвието. Попытки установить порядок завершились конфликтом со здешними катарами, которые убили папского посланника.
Памятники Орвието — Колодец Святого Патрика
Строительство этого великолепного здания было связано с называющимся sacco di Roma . В 1527 году Рим был оккупирован имперскими войсками, отец Климент VII остановился в Орвието. Дожидаясь скорой осады города, он рекомендовал приготовиться к обороне. Для снабжения города водой был нужен колодец. За проект взялся Антонио да Сангалло (архитектор, который также руководил работами над базиликой Святого Петра). Работы продолжались до 1537 года, и в результате построили колодец глубиной более 50 метров с семьюдесятью окнами.
Стол с водой находится в самом низу, и к нему ведет лестница, которая предназначена для ослов с бочками на спине. Колодец исполнял разные функции, а его название, возможно, происходит от имени кающихся, которые запирались здесь, чтобы отбыть наказание за собственные грехи (по аналогичности с ирландской пещерой Святого Патрика). Это здание также есть во многих итальянских поговорках. Термин «Pozzo di San Patrizio» иногда применяется для определения того, на что тратятся очень большие средства. Считается, что у расточительных людей карманы также глубоки, как колодец Святого Патрика.
Вход платный — билет стоит 5 евро. Билеты для входа можно выбрать в киоске с правой стороны от верхней станции подъемного механизма. Чтобы войти в колодец, пройдите еще пару десятков метров, повернув направо после киоска.
Достопримечательности Орвието — метро
Истоки Орвието восходят к этрусским временам. Возведенный на высокой скале, город страдал от труднодоступности воды. Возможно, уже в этрусские времена была построена система туннелей для обеспечения поселения питьевой водой. Для работы города было вырыто несколько колодцев и цистерн, а вынутая земля и камень применялись для возведения домов. В средневековый период подземелье приобрело новую функцию — его стали применять в качестве резервуара для утилизации отходов. Падение большой части колодцев было вызвано всплесками породы. Туннели были по новому открыты сегодня.
На сегодняшний день для публики открыты два подземных тура: Подземный Орвието (Piazza Duomo 23, экскурсии — официальный сайт) и так называемый Лабиринт Адриана (Via della Pace 26, приватная инициатива, вход можно заказать на сайте: www).
Орвието — собор, фрески Синьорелли и Фра Анджелико
Торре-дель-Моро — бывшая «папская» башня и великолепная площадка для осмотра
(Корсо Кавур 87)
Башня была возведена в тринадцатом веке и сначала называлась «папской». Он изменил собственное название, когда Раффаэле ди Санте, известен как «il Moro», выстроил рядом собственный дворец. В девятнадцатом веке на верхушке башни были установлены колокола, которые сбереглись здесь до сих пор, а сама башня была включена в систему водообеспечения города. Теперь это великолепная площадка для осмотра, а в размещенном рядом Палаццо деи Сетте проводятся временные выставки. Высота самой башни составляет 47 метров.
Орвието — башня Торре дель Моро
Средневековый квартал и крепостные валы
Как в древние времена, так и раньше Орвието находился в точке пересекания самых разных сфер влияния. Из-за частых конфликтных ситуаций город должен был иметь свою систему обороны. Поэтому были возведены высокие стены и многочисленные ворота, чтобы затруднить доступ к высокой скале. Тяжело сказать, когда были построены первые укрепления. Прокопий Кесарийский, описывая взятие города Белисарием, упоминает, что Орвието с римских времен имел только маленькое укрепление, поскольку его жители доверяли собственному удобному расположению.
Средневековый квартал — Орвието
Рядом с верхней станцией железной дороги (слева от выхода) находятся хорошо сохранившиеся ворота бывшей крепости Альборноз. На другой стороне города можно пройтись вдоль короны стен. Эту городская часть иногда называют «средневековым кварталом» (quartiere medievale) — из-за хорошо сохранившейся городской планировки времен расцвета Орвието. Интересным напоминанием о прошлых временах считается еще один колодец, относящийся к древности — Поццо делла Кава (вход платный, более детальная информация здесь).
Здесь также есть не так давно проложенная дорожка пешеходная вокруг скалы, на которой построили город. Более детальную информацию можно найти на данном сайте.
Что необходимо посмотреть в Орвието? Церкви!
В районе Орвието сбереглось более десятка исторических церквей. И хотя ни один из них не может соперничать с здешним собором, некоторые из них заслуживают внимания:
Collegiata dei Santi Andrea e Bartolomeo (Коллегиальная церковь Святого Андрея и Святого Варфоломея) — датируется XII столетием, несколько раз перестраивалась и утратила большую половину собственного историчного убранства. Однако сбереглись части фресок, некоторые из которых были созданы еще раньше. Нужно обратить внимание, что под церковью находится склеп, который открыт для посещения, однако чтобы это сделать нужно заранее зарезервировать посещение. Рядом с церковью сбереглась десятигранная башня.
Santuario Madonna della Cava (Via della Cava 51) — одно из очень маленьких марианских святилищ во всей стране и исключительный случай барочной архитектуры в средневековом Орвието.
Церковь Святого Доминика (Chiesa dei San Domenico, Piazza Ventinove Marzo 13A) — одна из первых церквей доминиканского ордена, построенная после смерти основателя конгрегации. Жители гордо отмечают, что собственно на местном пюпитре святой Фома Аквинский объяснял прихожанам тонкости теологии. До сегодняшних дней сбереглись гробница кардинала де Брейе 13-го века и ренессансная часовня семьи Петруччи.
Церковь Святого Ювеналия (Chiesa di San Giovenale) — расположена у самой стены города, в интерьере сбереглись части средневековых фресок.
Орвието — Церковь Святого Ювеналия
По следам этрусков в Орвието
До сегодняшних дней мало что сбереглось от лет правления этого таинственного народа. В Орвието мы сможем посетить остатки древнего некрополя под названием Крокифиссо дель Туфо. Более детальная информация о кладбище здесь.
Если вы не хотите приобретать билеты, но интересуетесь этрусской культурой, вы можете пойти в так называемый Бельведер. Это остатки храма бога бури по имени Тиния (аналог римского Юпитера). Остатки древнего фундамента находятся рядом с колодцем Святого Патрика.
Бельведер в Орвието
Музеи Орвието
На соборной площади (напротив храма) находится Музей Клаудио Фаина (Piazza del Duomo 29) с одной из довольно значительных коллекций этрусского искусства в Италии (предметы из раскопок, включая Бельведер Орвието). Рядом с собором, в бывшем папском дворце (характерное здание с крепостными поверхностями стен на верхушке) находится Музей собора, где можно узнать об истории памятника и увидеть некоторые из необычных предметов обстановки. В этом же здании находится еще один музей архиологии — Museo Archeologico Nazionale Di Orvieto.
Находясь в Орвието, нужно попробовать одно из здешних вин (обозначение — DOC Orvieto). По большей части это белые, полусладкие, десертные вина. Габриэле Д’Аннунцио называл их «солнцем Италии, заключенным в бутылку». Есть также менее известное красное вино — Rosso Orvietano.
Как добраться до Орвието?
Орвието хорошо связан с Римом ЖД сообщением. До него добраться можно на региональных поездах (есть также скоростные поезда Intercity). Многие из них добираются до города напрямую, но иногда необходимо делать выбор вариант с пересадкой в Орте. Поездка занимает менее 1,5 часов.
Древний город расположен на высокой скале. Дорога в город довольно крутая (около 2 километров в гору), поэтому лучше воспользоваться небольшим фуникулером. Его станция расположена прямо рядом с ЖД вокзалом. Проезд наверх стоит 1,50 евро.
Городской автовокзал расположен на площади рядом с ЖД вокзалом. Здесь останавливаются все пригородные автобусы. Не путайте со станцией на площади Каэн, откуда отправляются городские линии!