Площадь Святого Петра (итал. Piazza San Pietro) в Ватикане, безусловно, считается одним из очень узнаваемых мест в мире. В то же время это один из наиболее великих образцов римского барокко и один из хороших примеров мастерства и фантазии знаменитого Джан Лоренцо Бернини.
Данная статья считается частью нашего путеводителя по Ватикану, который вы можете найти здесь: Ватикан: достопримечательности, памятники и основные развлечения.
Окруженная колоннадой, площадь Святого Петра состоит из 2-ух частей:
- основная эллиптическая площадь в форме римского амфитеатра и длиной около 200 метров (практически 240 метров, включая колоннаду),
- небольшая площадь трапециевидной формы, которая расположилась конкретно рядом с фасадом базилики.
Вид с купола базилики на площадь Святого Петра в Ватикане
Площадь может поместить до нескольких сотен тысяч верующих, но с первого взгляда она не кажется такой уж просторной. Слушая гуляющих отдыхающих, иногда можно услышать легкий стон разочарования. Удивительно, но эти плохие комментарии являются высокой оценкой мастерства архитектора эпохи барокко, который достиг такого результата благодаря перспективе и соответствующей высоте колоннады, находящейся вокруг площадь. Чтобы легче осознать размеры площади, необходимо сравнить ее с известным Колизеем, длина которого составляет «всего» 188 метров!
Площадь Святого Петра практически ежедневно осаждают верующие и путешественники. К счастью, достаточно прийти сюда с самого утра или ближе к вечеру, чтобы постоять на практически пустой площади.
Площадь Святого Петра до переделок Джан Лоренцо Бернини
Во времена Средних веков площадь Святого Петра считается местом встречи странников, направляющихся к базилике, выстроенной на могиле первого Папы. Можно даже рискнуть сказать, что эта бесформенная площадь была последним форумом Рима.
Но необходимо не забывать, что до большой реконструкции Бернини площадь не имела конкретной формы. Это было просто место встречи верующих, окруженное фасадами зданий соседнего района Борджио.
Основной из проблем было отсутствие укрытия от солнечных лучей и дождя, от которых защищали временные палатки и коридоры, строящиеся во время фестивалей и самых разных торжеств.
Утренний вид на площадь Святого Петра перед Базиликой
Ватиканский обелиск — египетский обелиск на главной площади Ватикана
В самом центре площади Святого Петра возвышается египетский обелиск высотой практически 26 метров. На верхушке древней колонны находится крест с фрагментом мощей Святого Креста внутри, о чем напоминает одна из латинских последовательностей, выгравированных на основании памятника. Высота сооружения, включая крест, составляет практически 40 метров.
Ватиканский обелиск был одним из более чем дюжины египетских обелисков, украшавших древний город, и, возможно, единственным, который не лежал опрокинутым во времена падения древней империи.
История обелиска хорошо связана с историей Ватиканского холма. В первой половине I века император Калигула начал постройку цирка в данном районе, какое было окончено практически два десятилетия спустя уже при Нероне. Калигуле все же получилось добиться того, чтобы в Рим привезли очень большой гранитный обелиск, который до этого украшал форум в Александрии и египетский храм в городе Гелиополис.
Позолоченная сфера была помещена на верхушке высокой колонны, которая сейчас выставлена во дворце консерваторов в Капитолийских музеях. Как говорит легенда, внутри сферы находился прах самого Юлия Цезаря.
В четвертом веке император Константин Великий поручил построить базилику, которая была возведена на месте древнего цирка. Однако во время проектирования нового храма не было решено разрушать обелиск, который до 16 века стоял рядом с одним из очень важных христианских храмов.
Решение про перенос колонны на ее нынешнее место было принято Папой Сикстом V в 1586 году. Глава церкви обратился за помощью к архитектору Доменико Фонтана, который в то же время отвечал за строительство базилики Святого Петра. Вся операция потребовала очень большого количества денег и работы сотен людей.
На верхушке обелиска был установлен крест, а на основании памятника было выгравировано несколько латинских последовательностей. Среди надписей мы можем найти следующую очередность:
ХРИСТОС ВИНТИТ ХРИСТОС РЕГНАТ ХРИСТОС ИМПЕРАТОР ХРИСТОС AB OMNI MALO PLEBEM SVAM DEFENDAT
что мы можем перевести как:
ХРИСТОС ПОБЕЖДАЕТ ХРИСТОС ЦАРСТВУЕТ ХРИСТОС ЦАРСТВУЕТ ХРИСТОС ДА Убережет ХРИСТОС Собственный НАРОД ОТ ВСЯКОГО ЗЛА
Две из четырех других надписей напоминают, что Сикст V был ответственен за строительство и освящение памятника.
Колоннада и новый вид площади, спроектированные Джан Лоренцо Бернини
Отец Александр VII, занимавший собственный пост с 1655 года, сделал делом чести восстановление самой важной католической площади, которая после окончания строительства новой базилики Святого Петра в первой половине Семнадцатого века не соответствовала новому зданию по классу. Целью реконструкции также было позволить как можно большему числу верующих увидеть Папу Римского во время обрядов.
Новый проект был заказан в 1656 году одному из величайших специалистов того времени, Джан Лоренцо Бернини. Перед началом работ связанных со строительством Бернини подготовил две модели новой площади. Первый камень в основу перестройки был заложен 28 августа 1657 года, а всего через два-три дня архитектор вернулся с третьим, окончательным проектом, который Александр VII утвердил сам, без консультаций. Работы по строительству заняли десятилетие, и площадь была открыта в 1667 году.
Новая площадь была разделена на 2 половины: трапециевидный участок, размещенный конкретно перед передним фасадом базилики, и основной участок в форме эллипса. Форма квадрата, согласно церковным источникам, призвана олицетворять «материнские руки церкви, протянутые к верующим (и не только)». Также можно встретить теории про то, что эллиптическая форма обязана была посылать к древним зданиям (амфитеатрам или циркам), которые были свидетелями преследований первых христиан.
Фрагмент колоннады на главной площади Ватикана
Площадь окружена четырехрядной колоннадой, которая состоит из 284 тосканских колонн дорического ордера и минимального количества пилястр. Между колоннами есть три прохода — два более нешироких справа и слева и центральный проход шириной в две машины. Колоннада увенчана статуями 140 святых работы учеников Бернини, в том числе статуей Яцека Одровонжа польского происхождения работы Лаццаро Морелли. Фигура польского святого по имени Гиацинт видна на левой (южной) колоннаде на высоте фонтана, и ее очень легко заметить. Нужно только найти фрагмент, где балюстрада немного выступает вперед. Первая скульптура еще до увеличения балюстрады (на восточной стороне) изображает польского доминиканца, держащего в правой руке монстранцию (отличительный литургический сосуд).
Кроме святых, на колоннаде в 6-ти местах изображен герб Александра VII.
Фонтаны на главной площади Ватикана
На северной и южной сторонах обелиска размещены два фонтана-близнеца. Первый, расположенный с северной стороны, сделан архитектором Карло Мадерно и построили между 1612 и 1614 годами, другими словами до того, как Бернини перепланировал площадь, впрочем после того, как в конце XVI века был возведен египетский обелиск.
В 1667 году отец Климент X поручил Бернини спроектировать второй фонтан для украшения южной части площади. Бернини сберег сходство с работой Мадерно, и в 1677 году был заказан новый пруд.
Один из фонтанов на главной площади Ватикана (скульптура Джека Одровенса на заднем плане)
Дорога примирения — Виа делла Консилиационе
От замка Святого Анджело до площади Святого Петра проходит Виа делла Кончилиационе (Дорога примирения), шириной и длиной около 500 метров. Стоя на его восточном конце, вы сможете увидеть фасад базилики Святого Петра и всемирно популярный купол.
Однако не любой путешественник знает, что улица эта была построена только в первой половине прошлого столетия. До этого широкая магистраль была заменена плотной застройкой римского района (риона) Борджио. Увидеть фасад базилики можно было, только выбравшись из чащи улиц, что напоминало ситуацию с площадью Святого Марка в Венеции.
Перепланировочная работа территории последовала после подписания Латеранских договоров в 1929 году, которые установили границы государства Ватикан. За создание проекта новой трассы отвечал итальянский архитектор Марчелло Пьячентини, а работы продолжались с середины 1930-х до 1950 года.
Посещение площади Святого Петра
Мы можем войти на площадь бесплатно как ночью так и днем. Ночью район не опасен, но может быть неприятен из-за больших групп бездомных, которые могут вести себя громко и вызывающе. Но у самого входа на площадь практически всегда есть армия или полиция.
Площадь окружена барьерами, и попасть на нее можно через один из специализированных входов. Главный вход находится в конце улицы Via della Conciliazione (на улице Largo degli Alicorni). Второй вход можно найти с западной стороны улицы Виа Паоло VI (между колоннами).
Дорога, которая ведет к площади Святого Петра
В середине дня на пьяцце практически всегда много людей, впрочем после 18:00-19:00 здесь часто начинается затишье. К 9 вечера площадь может быть практически полностью пустой.
Точно также утром — придя в 6:30-7:00, на площади кроме нас будет около десятка человек. Это лучшие часы, если вы хотите сделать прекрасные фотографии или спокойно налюбоваться фасадом базилики, фонтанами и скульптурами на верхушке колоннады.