Польские праздники — местные ритуалы и обычаи

Туризм, связанный с деревенской местностью, обычно сводится к посещению музеев под открытым небом или ночевкам за границами городов. И все же в большинстве районов Польши сбереглись местные ритуалы и праздники, которые уже на протяжении многих лет интересны для этнологов и людей, интересующихся фольклором нашей страны. Так почему бы не увидеть одно из живых свидетельств польской народной культуры?

На протяжении многих веков обряды и ритуалы народа находились вне области исследования ученых людей. В Польше только в девятнадцатом веке можно говорить об интересе к данной теме в намного широком масштабе. Хуго Коллонтай, Иоахим Лелевель, а позже Оскар Кольберг, Винцентий Поль и Зигмунт Глогер сделали местные обряды и ритуалы более популярными. Кроме работ этнологов, были написаны и популярные произведения, которые распространяли знания о местной культуре среди широких масс читателей (к примеру, книжка Зофии Коссак-Щуцкой «Рок польский», размещённая в 1955 году). Послевоенный период принёс с собой серьезные социальные изменения — население мигрировало в города, и многие местные традиции были забыты. Сегодня, с появлением туризма, многие обряды получили шанс на выживание — они привлекают посетителей, поэтому их культивирование становится формой продвижения региона. В этом явлении можно заметить коммерциализацию фольклора, однако это не всегда должно приводить к потере его первоначального духа.

Следующий список собой представляет субъективную подборку самых интересных, мы считаем, ритуалов и обычаев, связанных с самыми разными праздниками. Некоторые из них до сих пор имеют языческое происхождение, другие связаны с христианством либо другой религией. Тем более в случае тех праздников, в которых принимают участие люди, искренне верящие в их смысл, давайте помнить, что необходимо вести себя с уважением к традиции, свидетелями которой мы являемся!

Крещенская процессия

Хотя Богоявление считается одним из очень важных христианских праздников, обычай организовывать Крещенскую процессию довольно молод. Первый начался в 2009 году и был связан с рождественским спектаклем. С той поры как 6 января было объявлено государственным праздником, такие же мероприятия были организованы во многих польских городах. Постановки связаны с библейской историей о дани, которую принесли Иисусу три волхва (по правилам, также правители).

Праздник Иордана

Иордан — один из православных и греко-католических праздников Богоявления (связанный с откровением Иисуса), отмечаемый в память о Крещении в реке Иордан. В этот день в православных церквях освящают воду. Потом организуется процессия к берегу близлежащего пруда, где священник совершает погружение креста. Иногда очень смелые верующие омываются в ледяной воде. Такой обряд происходит, например, в Дрогичине.

Обезглавливание смерти или Кусаки в Едлине

Польский карнавал никогда не развивал такие богатые формы развлекательных мероприятий, как его венецианские или бразильские аналоги. Праздники были более скромными, а самыми пышными были последние дни перед Пепельной средой, т.е. Кусаки или Запусты. В нескольких населенных пунктах сбереглись традиции, которые связаны с последним днем карнавала (напр., «размахивание берой» в Самборовицах), а самая интересная из них, мы считаем, культивируется в Едлиньско. Возможно, начав с 16 века, ежегодно жители деревни (бывшего города) устраивают оригинальное театрализованное представление. Его тема — поимка Костюхи и привлечение ее к ответственности. Все завершается смертным приговором, исполнением приговора и дальнейшим спектаклем. Интересно, что все роли (даже невесты и цыганки) играют мужчины.

Марзаниок и Гоик

Прощание с зимой и встреча весны с давних пор ассоциируется с традицией топить Марцанну. Этот языческий обычай сохранился во многих местах Польши. Гораздо менее популярна традиция ходить с гойком или носить по деревне зеленые ветви, украшенные цветными лентами. В бывшей силезской деревне Брыница (ныне городская часть Мястечко-Слёнске) первый день весны отмечается особенно помпезно — поют обычные песни, несут гойку, топят в реке снеговика, а в конце устраивают пир.

Вербное воскресенье

С последним воскресеньем перед Пасхой связано несколько интересных традиций (к примеру, Вербное воскресенье в Шидловце или краковские Пушероки), но одна из наиболее популярных — заготовка верб, которые потом освящают в церквях. Этот обычай напоминает про то, как жители города встречали Христа, входящего в Иерусалим. Некоторые приходы в течение многих лет организовывали соревнования на очень большую или самую красивую пальму (к примеру, Лович).

Польские праздники - местные ритуалы и обычаи

Лович — Вербное воскресенье

Игра страстей

Слово мистерия относится к набожной драме родом из Средних веков, темой которой были события, описанные в Новом или Ветхом Завете. Особенную роль играли страстные пьесы, которые ставились в конце Великого поста, начиная приблизительно с XII века. Несколько мест в странах Европы прославились этим видом представления. В Польше также есть традиция театральных представлений, связанных со Страстями Христовыми. Их можно заметить, к примеру, в Червинске-на-Висле, Калкуве-Годуве или Кальварии Зебжидовской. Познаньский мистериум считается крупным зрелищем подобного рода в странах Европы. По словам авторов (людей, которые связаны с орденом салезианцев), в спектакле использовано более 1000 человек!

Иуды

Обычай топить Марцанну, так как он был связан с языческими культами, не очень приветствовался католической церковью. Священники заменили его, сбросив куклу, изображающую Иуду, с церковной башни. Хотя эта традиция не получила массового распространения в Польше, она сбереглась в несколько измененном виде в селе Пручник Подкарпатского края. Пугало вешают на древесину, а потом несут к храму, где «Иуда» получает тридцать ударов дубинками (в качестве платы за продажу Иисуса за тридцать сребреников).

Рукава

Этот интересный и таинственный обычай связан с курганом Кракус в Кракове. Как говорит легенда, он был поднят жителями замка, которые принесли землю в рукавах собственных рубашек (отсюда и название). Согласно сохранившимся источникам, во время празднований здесь зажигали костры или бросали с вершины разные предметы (буханки хлеба, яйца или деньги). Празднование проходит в первый вторник после Пасхи.

Корпус Кристи в Шпицимеже

Католический праздник Пресвятого Тела и Крови Христовых имеет средневековое происхождение, и его важным компонентом являются процессии, которые в огромном количестве появляются на польских дорогах. На этом фоне выделяется тот, который каждый год организуется в Спицимеже. Жители этой деревни в Лодзинском воеводстве украшают дорогу, по которой проходят верующие, ковром из цветов. Разноцветные лепесточки размещаются в узорах, которые связаны с сутью церемонии.

Купалье в Подляшье

Славянский Купалье, связанный с летним солнцестоянием, был одним из очень важных языческих праздников, отмечавшихся в нашей стране. В литургическом календаре католической церкви в этот день вспоминается рождение Иоанна Крестителя, поэтому во многих местах Купальская ночь сменилась на Летнюю ночь. Старое название сбереглось, например, в Подляшье. Купалле начинается с процессии, во время которой поется классическая песня «Купалинка». Спустя пару часов веселья девушки бросают гирлянды, которые вылавливают из воды мужчины. Примечание: В основном, Купальская ночь отмечалась с 21 на 22 июня, однако из-за коммерциализации этого праздника подляшские муниципалитеты установили другие даты. Поэтому нужно заблаговременно узнать, где и когда будет проходить Купалле.

Стрижка кани

Сегодня тяжело сказать, каким был первоначальный характер этого языческого ритуала. Возможно, это было связано с попыткой отогнать зло путем обезглавливания птицы, которая связана с враждебными человеку силами. Сегодня воздушный змей заменяется специальной куклой. Спектакль играется летом (как правило в июне), его можно заметить в Кашубии (к примеру, в Лончинской Гуте или Шимбарке).

Морское паломничество

У многих поляков 29 июня не ассоциируется ни с каким религиозным праздником. В этот день церковь вспоминает святых Петра и Павла. Интересной традицией считается организованное в этот день паломничество на лодке к Паку. Его происхождение связано с тем, что Пак получил право проводить ярмарки. Такое случилось в тринадцатом веке, когда Хель не был связан материком с другой частью страны. Поэтому жители окрестных деревень переплывали Гданьский залив на лодках. Эта традиция сбереглась и по сей день — лодки приходят к храму Пака из Кузницы, Ястарни, Сваржево или Владиславово и прочих мест.

Похороны Марии

15 августа в католической церкви отмечается праздник Успения Пресвятой Девы Марии, известной в народе как Богоматерь Травница. Оно берет собственное начало из Предания и связано с историей об исчезновении тела Марии после того, как его положили в усыпальницу. Это было истолковано как то, что она была вознесена на небо. В этот день ко многим святыням отправляются пешие паломники. Не во всех местах в торжественной процессии несут статую Матери Иисуса (иногда также гроб). Это происходит, к примеру, в Кальварии Зебжидовской, Кальварии Пацлавской или Болеславце в Силезии.

Сабантуй

Этот татарский праздник плуга отмечался после окончания весенних работ на полях. Сейчас в Крушинянах можно заметить связанные с этим игры и обряды. Фестиваль с подобным названием проходит в августе.

Хмеляки в Красноставе

Дожинки (праздник урожая) — древний языческий праздник, связанный с днем осеннего равноденствия. Сейчас они отмечаются в сентябре и приобрели коммерческий характер. Немного выделяются от остальных праздники урожая в Красноставе, которые называются Хмеляки. Это мероприятие организуется с 1970-х годов и уже приобрело ряд постоянных особенностей (месса для хмелеводов, красочное шествие или выборы лучшего пива).

День святого Мартина

11 ноября отмечается День независимости Польши, но в Познани этот день имеет дополнительное измерение. В католической церкви в этот день отмечается память Святого Мартина, одного из святых покровителей города. В соответствии со средневековыми традициями городские жители и путешественники проходят в красочной процессии к замку, где артист, играющий святого, получает от главы горадминистрации ключи от городских ворот.

Адвентные лигавы

Лигавы — это духовые инструменты, применяемые для подачи знака о начале Адвента. Считается, что она относится к ангельской трубе, голос которой прозвучал после рождения Иисуса. Лигавы звучали на четырех концах света. Этот обычай вспоминают, например, в Седльце, где проводятся соревнования по игре на этом инструменте.

Колядовщики, рождественские представления и герольды

Одним из наиболее популярных польских обычаев, которые связаны с Рождеством, считается так называемое пение колядок. Группы костюмированных людей (к примеру, в образе дьявола, смерти, трех королей, козла, турона или аиста) посещали фермы в деревне, пели колядки и хотели удачи в Новом году. Этот обычай практикуется во многих частях страны (к примеру, в Подляшье). Еще одна традиция, которая связана с этим периодом, — Новогодний спектакль, средневековая пьеса, изображающая события, которые связаны с рождением Иисуса. Их неординарной формой были герольды — они говорили, как видно из названия, историю библейского царя Ирода.

Adblock
detector