Прикоснуться к вечному городу

Прикоснуться к Вечному городу

Едва рассвет над Софией, как крылья самолета парит высоко над облаками.
Сон борется с нашими перевозбужденными чувствами, где то час ему даже получается их одолеть. До того времени, как мы освободились от сна, мы уже совершили посадку в аэропорту Фьюмичино.

Мы бросаем багаж в экспресс Леонардо и через 30 минут буквально выливаемся на Рим Термини. Просыпаемся полностью. Центральный вокзал, городским символом и в то же время ст. метро Рима, в несколько раз превышает наше воображение — более захватывающий, более быстрый, более красочный.

Даже тут нас встречает многообразие человеческого рода, которое можно заметить только в нескольких космополитических городах мира. Эта масса людей сопровождать будет нас всюду три дня.

Перетаскивая чемодан по площадке, я вспоминаю великую мысль Октавиана Августа: «Все дороги ведут в Рим». Интересно, какие пути привели их сюда?

Любопытство, необходимость, работа, удовольствие? Я действительно хочу, чтобы это было из любопытства. Как я и мои друзья.

Я обещаю найти в Риме камень, от которого отходят все дороги.
Отель маленький, но чистый и аккуратный, с выбором мы не совершили ошибку. В пяти минутах от римского вокзала Термини — прекрасное место для прогулок пешком по всем направлениям. Мы решили применять метро только в исключительном случае, чтобы почувствовать дух города..
Мы оставляем только багаж, время только 9 утра, и мы ориентируемся в нашем первом туре. Мы подъезжаем к площади Piazza de la Repubblica, откуда выходим на одну из основных улиц — Via de la Repubblica.

В самом центре площади — очень большой величественный фонтан, преследующий водяных нимф. Вскоре я обнаружу, что красота Рима не была бы аналогичный без них, без фонтанов, более необычных, более красивых, каждого произведения художественного искусства.

Современная светская улица республики — это неестественная гармоничность между домами, отягощенными прошлым, и скупыми магазинами. Это никого не восхищает, кроме подобных отдыхающих, как мы, которые первый раз ступили сюда. Весь город — это просто история, и настоящее должно в нее вписаться.
Неприметно попадаем на другой рынок. Мы до этих пор не знаем, что это Piazza Venezia. Очень большой монумент — узнаю, это монумент Виктору Эммануилу II, объединителю жителей Италии, которого они из-за чего то не особо любят.

Слева высится колонна императора Траяна с утонченными барельефами, изображающими победы Рима над даками. Позади него находится форум Траяна — самый большой из римских имперских форумов, а еще рынок Траяна.

Садимся возле монумента, чтобы любоваться видом, но быстро сдаемся. Солнце уже светит, и вдобавок май — мы забыли, что теперь на юге — и мы поворачуем по первой защищенной прямой линии, чтобы окунуться в исключительную обстановку небольших улиц. Это еще одно лицо Рима, которое нам еще предстоит открыть — балконы с цветами, улыбающиеся, спокойные люди, которые, кажется, проживают в тихой красивой деревенской местности, а не в городе с миллионами людей..
Короткий дневной сон в отеле, и мы опять на ногах. Мы уезжаем в Колизей. Две остановки метро, ??и то, что меня поражает, кажется, не передать словами.

Я видел Колизей на открытке, я представлял его великолепным, потрясающим, но никогда не таким зрелищным. Я замираю на минуту, пока не найду в себе силы щелкнуть камеру.

У меня такое ощущение, что это самое прекрасное зрелище, которое я когда-нибудь видел в собственной жизни, что это плод моего воображения и теперь пропадет как видение. Мое удивление растет по мере того, как мы приближаемся к входу и большой очереди отдыхающих перед ним — неимоверно, что римляне в древние времена — патриции и плебеи, императоры и сенаторы — ходили по одним и тем же камням два тысячелетия назад, волоча собственные цепи до смерти. раздираемый зверем. Я беру небольшой камешек, но сдаюсь — а вдруг все сделают?
Заходим в середину — вид впечатляющий, только зверей и гладиаторов не хватает. Все сбереглось или настолько хорошо отреставрировано, что Проявив чуть больше воображения, вы можете себе представить домики, арену, подземелья, ограды, еще одну кровавую битву.

Вот император в ложе в первом ряду, рядом сенаторы, потом богатые, вверху плебеи. Пол из дерева неожиданно открывается, и звери вторгаются на арену.

Немногим храбрым мужчинам выпало счастье спасти собственную жизнь и свободу. Символ описывает диких зверей арены — львов, тигров, гиен, слонов, медведей, леопардов, кабанов, даже уток, последнее, возможно, просто для смеха и небольшой разминки.

Они даже выбросили людей из зала. Народ желает хлеба и зрелищ.
Я смотрю на десятки подземных коридоров, где держали животных и гладиаторов, и вздрагиваю. Теперь это очень большие зияющие рвы. На эту арену хлынула кровь полумиллиона человеческих существ.

Какая стоимость сегодняшнего величия этого архитектурного и историчного чуда с названием Колизей — свидетеля восхитительной жестокости? Преобразился ли мир с той поры? Неужели человеческая жестокость сегодня не прячется в иных, более изощренных и коварных формах??
Я покидаю Колизей в шоке. У меня нет сил на следующее чудо Рима. У меня нет сил даже на римские форумы, а время посещений уже прошло.

Я плавно иду по проспекту и созерцаю их издали. Мягким, тёплым, южным вечером, радушным римлянином, что бы это ни значило.
На следующий день бежим в Ватикан. На планах сначала музеи, потом базилика Святого Петра и площадь. Очередь за билетами — полкилометра, а стенка, окружающая музеи, похожа на бастион, но организация металлическая и через 20 минут мы оказываемся внутри.

Нас ждут 11 музеев, 5 галерей и 1400 залов — это не по карману даже марафонцу. Наша сокровенная цель — Сикстинская капелла, но, наконец, она достигнута после продолжительного и изнурительного путешествия по музеям.

Начинаем с галерей, в которых находятся скульптуры богов и людей. Мы фотографируемся рядом с бюстами римских императоров, в сложной компании груд греческих богов.

Их линии лица предоставляют деспотичных, суровых людей, которые создали великолепие, взлет и падение Империи Рима. С первого взгляда мы влюбляемся в Афину Палада, Перикла, Геракла.

Я даже нахожу, что мой супруг удивительно похож на Юлия Цезаря. Немного веселья и нескрываемой гордости. Ave, Цезарь!
Полотна, фрески, мозаики и гравюры, с которыми мы встречаемся по пути, до такой степени многочисленны, настолько роскошны и одновременно изысканы, что в определенный момент я перестаю воспринимать их как отдельные работы, а как одно целое. Масса людей ведет вас, у вас нет права на собственную скорость, а на ту, которую она навязывает.

И она спешит все увидеть. На каждом углу висит вывеска «В Сикстинскую капеллу», а ее до этих пор нет. Цветов так много, что у меня голова кругом — до того момента, как мы входим в залы Рафаэля.

Вы не совершите ошибку с его выдающимся полотном «Афинская школа», которое занимает целую огромную стенку. Мы замираем перед древнегреческими мыслителями. И опять бескрайние лестницы и коридоры.
Неожиданно мы оказываемся там, куда стремились последние пару часов. Это изумительно, не могу верить, что глядя в потолок, я вижу настоящего Микеланджело, сделанного его рукой.

Не фото, не открытку, не копию, а оригинал. Вот «Сотворение мира», «Потоп», «Изгнание Евы и Адама». Против нас Страшный суд, в иных оттенках — резче, мрачнее.

Я вспоминаю книгу Ирвинга Стоуна «Страдания и восторг», которая беспокоит его жизнь, и представляю, как Микеланджело на лесах борется за себя 4-ре года. Показать себя не только как скульптор, но и как дизайнер.

Сикстинская капелла многолюдна, за туристами внимательно следят охранники — вспыхивания фотоаппаратов и излишний шум от речи сотен людей искажают картины. День заканчивается, к большому сожалению, мы понимаем, что не можем увидеть Музей Египта, Этрусский музей, Музей карт, картины Тициана, Джотто и Караваджо в Пинакотеке. Время летит ужасно быстро!
Площадь перед базиликой Святого Петра действительно необъятна. Это не полностью выполнено, как мы видели на маленьком экране на Пасху, так как литургия с Папой будет на следующий день.

Мы переходим вход в храм и сначала «поднимаемся» на купол Микеланджело, чтобы увидеть город сверху. Лифт лишь отчасти, потом вы ползаете, высунув язык, 350 нешироких ступенек, вьющихся вокруг одной оси — самая узкая и длинная спираль, по которой мы поднимались.

Впрочем выше мы понимаем, что восхождение стоит того — вид восхитительный. Вниз легче. Входим в сам храм. Необычайно, насколько тут неразделимо связаны искусство и религия.

Масштаб превышает наши ожидания. Везде — большие фигуры и скульптуры популярных пап, ангелов, святых, гробницы. Тут находится скульптура Святого Петра с чудодейственной силой, кресло Святого Петра.

В воздухе витает дух другого скульптурного гения Рима, Бернини. Навес посреди базилики высотой 29 метров — его работа — очень большая и царственная.

А с боковой стороны, с правой стороны от входа, веками стоит непрочная и изысканная восхитительная Пьета Микеланджело. Мы с огромным трудом подходим к бронированному стеклу за статуей. Я практически плачу от восторга.
Темнеет, но все еще светло. Мы направляемся на Plaza de Espana. Сотни людей — настоящее вавилонское паломничество — сидели на 140 ступенях, объединяющих площадь с возвышающейся над ней красивой базиликой.

Мы пребываем в спокойном и задумчивом настроении. В тёплых сумерках говорят на различных языках. Где нибудь внизу разноцветные экипажи.

Никто не торопится, только темнокожие азиаты бегают в больших связках китайских сумок и ювелирных изделий, чтобы спрятаться от полиции, но через определенный промежуток времени укладывают собственные вещи обратно, и их глаза играют на четвереньках. Оранжевый римский закат плавно тускнеет где нибудь за куполом храма, возвышающегося над площадью.

Я пытаюсь себе представить стильные показы, которые тут проходят часто. Я пытаюсь себе представить Байрона, Стендаля, Гете, Бальзака, которые тут гуляли..
Вечером мы пьем доступное итальянское вино в маленьком аккуратном ресторане, едим лазанью и спагетти, а официант — обычный южанин, легкомысленно шутит. Я начинаю любить данный город.
Утренний капучино также душистый, однако в данное время у нас немного времени, чтобы наслаждаться им. Мы готовы обходить обмороки — это наш последний день в Вечном городе.

Мы рассчитываем то, чего не видели, а потом редактируем, так как это оказывается невозможным. Только если бы у нас был еще день или два.
Начало! Куда? Разумеется, в бани Каракаллы. Еще не полдень, а римское солнце неумолимо горит. Мы быстро забываем о нем.

Нас опять удивляют, на этот раз 40-метровые стены, которые поднимаются перед нами. Нет, мы не загорали, хотя настоящий шанс есть. В данных банях Рима может разместиться целый городок — около 3 тысяч людей! Нынешние курорты жалки в сравнении с условиями, создаваемыми термальными ваннами Каракаллы.

Кроме очень больших бассейнов, в которых вода подогревалась под землёй углем, тут была также большая публичная библиотека, спортивные залы, залы борьбы и бокса. Тут богатые жители Рима баловали собственное тело и душу, тут они восстанавливались после тяжёлых сражений, тут они принимали важные политические и военные решения..
Совершаем прогулку в следующем направлении. Перед нами высится царственная арка Константина Великого в честь битвы, в которой он завоевал Рим и стал правителем всей Западной Империи Рима, прежде, как выстроил Византию и превратил ее в «новый Рим».

Он император, положивший конец преследованиям христиан. Прощай, смотрим на Колизей. Дальше известен маршрут — к монументу Королю Виктору Эммануилу II.

У меня есть уже собственная доктрина, почему итальянцам не понравится грандиозный мраморный монумент высотой более 80 метров — так как он пытается затмить Колизей. Он создан с манией величия и большой расточительностью.

Отсюда город виден как будто на ладони. Мы преодолеваем все ступеньки, чтобы наслаждаться Пьяцца Венеция и форумами. Спускаемся и опять поднимаемся, на этот раз на находящийся по соседству Палатинский холм.

Холм, на котором, как говорит легенда, был построен Рим близнецами Ромулом и Ремом, считается архитектурным творением гения Микеланджело. С большим сожалением, чтобы не уменьшить ритм, мы скучаем по музею, а одновременно с ним и статуе Капитолийского волка, кормилицы близнецов..
Мы опять пересекаем Венецианскую площадь. Сегодня воскресенье, и улицы многолюдны. Встречаются небольшие, оживлённые, артистичные улочки, продавцы мороженого.

Идем к фонтану, о котором ходят легенды. Он возникает перед нашими глазами в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем — в конце маленькой улочки.

Единственное слово, которое приходит мне в голову, — это гармоничность. Великолепная, восхитительная гармоничность — это шедевр архитектуры барокко, чудо Бернини, фонтан Ди Треви, бог Нептун с собственной колесницей в форме ракушки, а под ним вода, которая будто чистит все, исходит из гармоничности и вливается в нее.

Говорят, если вы бросите монетку в фонтан, вы вернетесь в данный город. Я хочу кинуть все собственные монеты. Через два-три дня я нашла во всемирной сети «Сладкую жизнь» Феллини с Анитой Экберг в фонтане..
Продолжим идти по небольшим художественным улицам. Из ресторанов всюду многочисленные столики с белесыми скатертями романтически устроились практически на дороге.

Днем кое-где пахнет кофе, а где нибудь на двух выпивают вино. Продолжим в жару к Пантеону. Потом опять на улицах, в которые мы влюбились на всю жизнь.

Мы находимся в самом центре этого богемного духа — на площади Пьяцца Навона. Итальянские артисты, танцующие азиатские, уроки йоги под чистым небом, восточные и итальянские ароматы, взрослый исполнитель Челентано за маленькие бесценок, спикеры из которых текут Андреа Бочелли. На этот раз выбираем столик и наслаждаемся неподражаемым коктейлем для чувств..
Несколькими кварталами выше мы попадем к реке Тибр — днем, ясно и спокойно. Переходим один из больших мостов — мост ангелов. Перед нами замок «Сант Анджело», а слева вдалеке мы видим купол «Святого Петра». Мы проходим километры вдоль берега, одержимые мечтаниями.

Закат впечатляющий.
В последний раз мы опять вторгаемся в громкий город. В настоящий момент уже восемь, и мы жалко пытаемся уйти куда-нибудь, но снимаем обувь в символ полной капитуляции. Все, все кончено.

А остального мы не видели? Он будет ждать нас тут опять, чтобы найти его. Успокаивающий ответ.

А пока только где нибудь в вечернее время нас ждет удивительное красное вино с ароматом ежевики. Из неизвестной итальянской перефирии.
Ночью мне приснилась монета, которую я бросил в фонтан. И второй, и 3-ий. Утром мои карманы были пусты.

Close
fe62dd5d3b70a680