Исландия — одна из тех стран, которые достаточно непросто посетить без автомобиля. Разумеется, мы можем остаться в Рейкьявике и воспользоваться достаточно дорогим городским транспортом или турами на автобусе, но в данном варианте нам будет не легко увидеть очень много достопримечательностей и продвинуться дальше Золотого круга и южной части Маршрута 1.

Еще один аргумент в пользу поездки на автомобиле — это то, что в Исландии фактически не остаётся места, откуда не отпирались бы великолепные виды. Проезжая по стране, мы практически всегда видим за передним стеклом захватывающий дух пейзаж — от холмов и скал до вулканической местности и водопадов.

Но перед тем как вы решите взять в аренду машину и отправиться в путь, необходимо познакомиться с особенностями острова и выяснить, как перемещаться по исландским дорогам. В нашей статье мы постарались собрать побольше практической информации, которая обязана Вам помочь приготовиться к поездке в Исландию.

Нужно обратить внимание, что статья основывается на нашей восьмидневной поездке в последних числах Июня 2019 года, во время которой мы проехали около 3 000 километров. Мы обогнули всю Исландию по трассе 1 и посетили несколько других мест, включая полуостров Рейкьянес, восточные фьорды или северо-восточную оконечность страны. Вместо этого мы не посещали западные фьорды и не заезжали на дороги центральной Исландии, именуемые внутренними.

Наша информация будет полезна тем путешественникам, которые планируют обогнуть Исландию или только ее часть в месяцы лета и на автомобиле без полного привода. Иным читателям также необходимо познакомиться с остальными материалами, доступными в Интернете.

Вождение в Исландии

Непредсказуемая погода, узкие дорожки, постоянные подъемы, щебеночные дороги, камешки, попадающие в кузов и ветровое стекло, — все это практически повседневное явление при путешествии по острову на автомобиле. К счастью, чем дальше вы удаляетесь от Рейкьявика, тем меньше движение (иногда вы можете не встретить другую машину в течение 60 минут!), а виды и проезжающие мимо достопримечательности восполняют тяготы поездки.

Водя машину в Исландии, тяжело потеряться. Здесь так мало дорог, и они так хорошо обозначены, что вам не повезет, если вы заблудитесь. Для комфортабельного передвижения достаточно карты в телефоне, и вам Не нужно арендовать GPS-набор.

Типы дорог в Исландии

С точки зрения туриста, дороги в Исландии можно разделить на три основных типа:

  • асфальтированные дороги,
  • грунтовые щебеночные дороги,
  • внутренние дороги.

По асфальтированным и щебеночным дорогам может проехать каждый автомобиль, однако по горным дорогам с маркировкой F можно проехать исключительно на полноприводных автомобилях летом.

Есть также официальное разграничение дорог на шесть категорий. Сюда можно отнести:

  • основные дороги (коротко S),
  • второсортные дороги (коротко Т),
  • основные высокогорные дороги (коротко L),
  • местные пути подъезда (аббревиатура H),
  • высокогорные дороги (аббревиатура F).

На сайте road.is опубликована полезная карта всех дорог в 2017 году. Он в себя включает официальную разбивку исландских дорог, но, что намного важнее, также карту (на стр. 9) с разбивкой асфальтированных и щебеночных дорог. Такая карта может быть крайне полезна для тех отдыхающих, которые взяли в аренду небольшой автомобиль и хотели бы избежать длинных грунтовых участков.

Карту можно скачать отсюда.

Асфальтовые дороги не всегда будут в превосходном состоянии и часто имеют много выбоин и повреждений. Большинство дорог (кроме дорог очень близко от Рейкьявика) однополосные, где полосы движения относительно узкие, а обочины фактически отсутствуют. Также может напрягать то, что в Исландии абсолютно не принято пользоваться ограждениями — на востоке страны есть участки маршрута, где вы едете вдоль высокого обрыва, и только отдельно стоящие столбы отделяют вас от пропасти.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Начало щебеночной дороги / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Нечищеные дороги (также известны как щебеночные дороги) — это просто дороги с поверхностью из камней и песка. Единого стандарта для этих дорог не существует, и любая из них может быть в абсолютно разном состоянии. Для кого-то это крошечные камешки, а кто-то едет по камням размером с кулак. Во время движения по щебеночной дороге лучше уменьшить скорость и держаться подальше от машин, едущих впереди или позади вас, так как камни могут вылетать из-под их колес. Если вы отправитесь в поездку по Исландии, вы обязательно встретите дороги данного типа — даже самая важная дорога (дорога № 1 вокруг острова) имеет пару щебеночных участков. Чтобы добраться до нескольких достопримечательностей, следует также проехать по дороге, усыпанной камнями.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Сбавьте скорость, так как шины могут потерять сцепление с дорогой / ИСЛАНДИЯ — знаки на дорогах (источник: https://en.wikipedia.org/)

Некоторые дороги через центр страны (известны как внутренние районы) открыты лишь летом и доступны лишь для полноприводных автомобилей. Номера подобных дорог начинаются с буквы F (к примеру, F578). Все прокатные компании запрещают въезд на дороги с обозначением F автомобилям, кроме полноприводных. Кроме того, ни одна из компаний страховщиков не покрывает затраты на вытаскивание автомобилей, застрявших при переправе через реку.

Основной список дорог, доступных лишь для полноприводных автомобилей, можно найти на карте на данной странице. Эти дороги обозначены жёлтым значком, изображающим джип.

Нужно обратить внимание, что на вышеуказанной странице отмечены только очень важные из дорог, которые имеют свой личный номер. Есть также разные пути подъезда, которые перед въездом обозначены специальным знаком, запрещающим въезд автомобилей без полного привода. Мы наткнулись на одну такую дорогу на дороге, которая ведет к полуострову Дырхолай, но, слава богу, быстро заметили знак и не свернули направо. Нужно помнить, что страховка на неполноприводный автомобиль не распространяется на маршруты, которые подходят лишь для автомобилей данного типа.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Въезд для не полноприводных автомобилей запрещен / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Дорога № 1

Самой важной исландской дорогой считается дорога № 1, или популярная дорога, которая опоясывает остров. Его вся длина составляет 1 323 километра. Дорога № 1 подходит для самых разных типов автомобилей, но не нужно рассчитывать, что на ней можно просто расслабиться и наслаждаться видами. На востоке часть маршрута проходит вдоль высоких скал, а на северо-востоке вас ждет поездка по горам и высокогорью. Вы также найдете практически 40 мостов на дороге номер один с одной полосой движения, на которую въезжает первый из встречных автомобилей.

Некоторые дорожные участки 1 имеют грунтовое покрытие. Самой шокирующей частью Маршрута 1 для нас стал переход через фьорд Беруфьёрдур, где в одной точке возникает щебеночная трасса и два высоких холма — сначала вы спускаетесь по камням, а потом сразу же приходится идти в гору. Участок щебеночного маршрута также возникает у озера Мыватн, но здесь проводятся работы связанные со строительством, и вскоре здесь может возникнуть покрытый асфальтом маршрут.

Не обращая внимания на определенные неудобства, поездка по популярному синглтреку позволяет посетить очень много самых разных достопримечательностей и гарантирует приключение которое не забывается.

Пути подъезда к знаменитым местам

Некоторые дороги, ведущие к знаменитым местам, не наиболее удобны для езды. Часто это узкие щебеночные дороги, на которых помещается лишь одна машина. Если это так, посмотрите назад вокруг в поиске небольших обочин, на которые можно съехать, когда приближается автомобиль с противоположного направления, не имея возможности выехать.

Туннели

Если вы захотите объехать Исландию, вы повстречаете как минимум несколько туннелей, которые уменьшают дорогу или помогают избежать проезда через высокие холмы. Всего в Исландии было построено более 10 туннелей, несколько из которых находятся на трассе 1. Езда по туннелям — не очень приятное занятие. Очень длинные из них тянутся приблизительно на восемь километров, и езда в темноте и при неярком освещении может быть утомительной.

Один из тоннелей — платный участок — тоннель Вадлахейдаргонг к востоку от города Акюрейри. Мы платим пошлину на сайте по этому адресу. Мы вносим регистрационный номер автомобиля в специализированную форму, а потом оплачиваем пошлину в размере 1 500 исландских крон (около 45 злотых) для легковых автомобилей. Оплата может быть выполнена в течение трех часов после въезда в туннель, однако для удобства сделать это лучше до пересекания. Если вы не заплатите, система отправит счёт компании-прокатчику на сумму, увеличенную на 1000 ISK (около 30 злотых). [по состоянию на февраль 2020 года].

Еще один знаковый тоннель — Хвалфьёрдур, который соединяет Рейкьявик с севером и проходит под водой. Во время использования этого туннеля вы либо поднимаетесь вверх, либо спускаетесь вниз. Максимальная глубина прохода составляет 165 метров ниже морского уровня. Приблизительно в середине туннеля установлена камера контроля скорости.

Не забывайте, что в туннелях существует ограничение скорости — перед въездом посмотрите очень внимательно на соответствующие знаки.

Круговые развязки с двумя полосками движения

При въезде в Рейкьявик (но не только) вы проедете через несколько кольцевых развязок с двумя полосками движения. Нужно помнить, что в Исландии приоритет при выезде с кругового перекрестка отдается автомобилю, двигающемуся по внутренней полосе. Во время движения по внешней полосе (правая полоса) необходимо тщательно следить за тем, включен ли у водителя на внутренней полосе (левая полоса) указатель поворота и не хочет ли он покинуть перекресток с движением по кругу. В подобной ситуации мы должны остановиться и уступить ему дорогу.

Единое правило применения перекрестков с движением по кругу в Исландии таково:

  • если мы рассчитываем выехать на первый выезд, мы должны разместиться на внешней полосе,
  • если Вы запланировали выехать на второй съезд, вы можете разместиться на внутренней или внешней полосе,
  • если Вы запланировали выехать на третьем или четвертом съезде, вам следует разместиться на внутренней полосе,
  • при выезде с кругового перекрестка нужно применять правый указатель,
  • при выезде с кольцевой развязки нужно применять левый указатель, при объезде выезда нужно применять левый указатель ,
  • запрещено менять полосу движения на круговом перекрестке.

Скоростного ограничения и остальные правила дорожного движения

Основные скоростного ограничения в Исландии:

  • асфальтовые дороги — 90 километров в час,
  • щебеночные дороги — 80 километров в час,
  • застроенные территории — 50 километров в час.

Нужно обратить внимание, что застроенные зоны иногда представляют собой участки в пару сотен метров с несколькими зданиями.

На острове не очень много камер контроля скорости, но на дороге мы видели водителей, которых полиция останавливала за превышение скорости в среднем раз в день. Нужно обязательно знать, что штрафы в Исландии могут быть астрономическими и достигать нескольких тысяч злотых.

Многие жители этих мест превышают установленный законом лимит, но, согласно нашей точке зрения, если вы путешественник, лучше этого не делать. Дело не только в размере штрафов, но также и в допустимых опасностях на дороге. Путешественники из-за границ Исландии не знают обо всех опасностях, тогда как жители этих мест проезжали по этим маршрутам сотни и тысячи раз.

Остальные значительные исландские правила дорожного движения:

  • В Исландии правостороннее движение считается обязательным,
  • польское удостоверение водителя признается в Исландии,
  • у нас должны быть включены ближние фары целый год,
  • все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности,
  • запрещено пользоваться сотовыми телефонами во время вождения,
  • не позволяется управлять автомобилем после употребления алкоголя,
  • езда по бездорожью в Исландии воспрещена.

Парковка

У ключевых достопримечательностей Исландии вы сможете найти автомобильные стоянки, которые как правило имеют гравийное покрытие. Большинство парковок бесплатные, однако есть и платные — соответствующие указатели вы сможете найти при въезде на парковку.

Мы можем легко заплатить парковку картой. Иногда во время оплаты достаточно указать номер автомобиля.

Нужно обратить внимание, что на многих исландских парковок запрещено оставаться на ночь.

Планирование поездки — выделите много времени

Мы считаем, при планировании кругового поездки по Исландии лучше не задумывать маршрут по часам и дать себе больше времени. На некоторых участках (тем более при удалении от дороги № 1) карты могут показывать даже вдвое больше фактического времени в пути. По большей части благодаря тому, что для исландцев их условия являются нормой, и для большинства водителей езда по не широкой щебеночной дороге на протяжении многих километров или подъем на крутой холм требует серьёзных усилий и концентрации. Тем более это касается востока и северо-востока. По нашему опыту, поездки по югу и юго-западу относительно легче планировать.

Автозаправки

В Исландии вы не найдете много заправок с персоналом . К счастью, есть большое количество автоматизированных станций, которые работают 24 часа в день. Но есть участки, где на дороге не видно ни зданий, ни станций — тем более на северо-востоке. Мы шли принципу всегда заправляться, когда оставалось практически полбака. В результате нам ни разу не понадобилось волноваться про то, что у нас окончится топливо. Тем более что, взяв машину напрокат, мы, в основном, возвращаем ее с полным баком.

Автоматизированные станции очень просты в применении и имеют английский интерфейс.

  • Вставьте собственную кредитную карточку и введите PIN-код (у нас всегда работала карта Revolut),
  • выберите сумму для пополнения (система блокирует сумму на карте),
  • выберите номер автомата,
  • начинают наполняться.

Если мы применяем полную сумму, через определенный промежуток времени блокчейн превратится в платеж. Если вы не применяете весь объем, блокировка пропадет максимум через пару часов, и с вас будет снята плата только за заправленный объем (т.е. неиспользованный объем будет вам возвращен).

Внимание: если у вас не достаточно большой лимит на карте, не стоит выбирать опцию «Полный бак». В подобном случае нам заблокируют сумму даже в пару сотен злотых до момента урегулирования.

Чего следует остерегаться на исландских дорогах?

Вождение в Исландии отличается от других стран мира. Это будет попроще для тех водителей, у которых есть опыт вождения в регионах с высоким количеством красивых гор, однако даже опытные водители могут быть удивлены некоторыми вещами.

В данном разделе статьи мы немного коснулись того, о чем вам нужно обязательно знать перед выездом. Разумеется, это не весь перечень, однако он в себя включает все то, с чем сами мы много раз сталкивались во время наших путешествий.

Погода и дорожные условия

Погода и дорожные условия в Исландии изменчивы, и даже в месяцы лета погодные условия могут нарушить наши планы. Шквальный ветер, дождь и даже песчаная буря — все это может стеречь нас практически сразу после того, как мы отправимся в путь в солнечный день.

Перед тем как отправиться в поездку, не помешает ознакомиться с такими веб-адресами:

карта опасностей на сайте road.is, где вы сможете найти информацию о доступности дорог и самых важных опасностях,

сайт Safetravel, на котором расположены предупреждения о погоде и метеоусловиях,

сайт Vedur, где погоду проверяют сами исландцы. На сайте Vedur есть удобное мобильное приложение, которое мы всегда можем держать под рукой.

Мы должны обязательно проверять информацию о состоянии дорог в месяцы с возможными снегопадами. Вождение по заснеженным или обледенелым дорогам может быть сложным. На Road.is вы сможете найти специализированные знаки, указывающие, кроме прочего, на уровень скользкости дорожного покрытия. Детальнее о типах сообщений о состоянии дорог можно узнать здесь.

Также стоит заглянуть на сайт drive.is, где даны основные рекомендации для водителей, отправляющихся в Исландию.

Овцы и остальные животные

Сначала это может показаться шуткой, но вряд ли на исландских дорогах есть серьезная опасность, чем свободно гуляющие овцы. Эти животные пасутся естественным образом и по большей части без загонов, поэтому они свободно гуляют в каждом населенном пункте — в том числе и по дорогам. Если вы увидели овцу на дорожной обочине: сбавьте скорость. Эти животные непредсказуемы. Иногда, услышав машину, они убегают в поле, а порой наоборот — прямо на улицу.

Давайте также будем осторожны, применяя звуковой сигнал, когда животные уже на дороге. Иногда они разбегаются по сторонам, а порой бегут дальше по дороге или направляются к нам. Лучше всего применять рог в исключительном случае, когда овцы не могут сами покинуть проезжую часть перед нами.

Иногда на дороге можно заметить лошадь, корову или лося, но с нами такого не случалось. Вместо этого овцы выходили перед нашим капотом в среднем 2-3 раза в день.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Предупреждающий знак овец / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Знак, предупреждающий про остальные животных / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Ветер и открытие дверей когда дует ветер

Во время поездки по Исландии мы можем соприкоснуться с очень порывистым ветром. Иногда он дует так сильно, что тяжело удержать небольшой автомобиль на прямой. При сильном ветре рекомендуется соблюдать очень высокую осторожность при прохождении поворотов и проезде остальных автомобилей.

Стоит также помнить прочно держать двери, когда открываете их при порывистом ветре. Ветер может сорвать их с петель с большой силой!

Путешественники останавливаются на дороге

Огромную опасность в Исландии представляют другие путешественники. Дороги в Исландии довольно узкие, а обочины фактически отсутствуют. Впрочем это не мешает путешественникам останавливаться (иногда даже на крутом спуске) посреди дороги, чтобы сделать фото. Не забудьте всегда остерегаться автомобилей, которые неожиданно начинают подтормаживать перед живописными пейзажами. Давайте также уменьшать скорость в ситуациях, когда мы не можем хорошо видеть, что находится за поворотом или за холмом.

Мосты и однополосные переезды

Особенностью исландских дорог являются узкие мосты и однополосные переезды, которые пропускают лишь автомобили, двигающиеся в одном направлении. Перед каждым таким мостом устанавливаются знаки, указывающие на приближение к узкому переходу. Правило говорит, что въезжает тот автомобиль, который находится ближе к мосту, а водители с другой стороны должны ждать, пока переезд не будет отпущен. К большому сожалению, не все этого придерживаются, поэтому рекомендуется следить за противоположной стороной дороги и въезжать только в случае если автомобиль на противоположной стороне точно остановился или замедлил ход.

К большому сожалению, случилось так, что водитель исландского автобуса заставил нас отдать приоритет (он въехал, когда мы уже были на перекрестке), благодаря чему нам понадобилось ехать задним ходом на холм.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Знаки перед мостами или однополосными переездами / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Езда по грунтовым/щебеночным дорогам

Путешествуя по Исландии, вы, вероятнее всего, хоть один раз проедете по грунтовым (щебеночным) дорогам. Во время движения по таким дорогам рекомендуется уменьшать скорость и пытаться избегать наиболее крупных камней и выбоин. Не забывайте, что страховка нечасто покрывает проколотые или треснувшие шины.

Удивительно, однако во время применения дороги с каменным покрытием минимальный риск для кузова и стекол автомобиля хотим представить сами мы, поскольку камни из-под колес разлетаются по сторонам, а не летят вверх и не наклоняются к нашему автомобилю (хотя когда дует ветер такое бывает). Однако это значит, что мы должны следить за машинами, едущими в противоположном направлении или проезжающими мимо нас. Собственно из-под их колес в нашу сторону может полететь дождь камней.

Дороги с плохой видимостью — говоря иначе слепые холмы

Слепые холмы — дороги, на которых вы не замечаете, что едет с противоположного направления, пока не доберетесь до вершины, — довольно постоянно встречаются на исландских дорогах. Некоторые пути подъезда данного типа обозначены специальным знаком, но не все. Нам даже кажется, что иногда знак ставится с преувеличением, тогда как на гораздо менее безопасных холмах совсем нет никаких предупреждений.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Осторожно, подъем в гору с плохой видимостью / ИСЛАНДИЯ — знаки на дорогах (источник: https://en.wikipedia.org/)

Во время движения в гору с недостаточной видимостью с другой стороны лучше всего соблюдать очень высокую осторожность, уменьшить скорость и держаться достаточно близко к правому краю. Иногда эти холмы находятся в конце поворота, и встречный автомобиль может быть частично на нашей полосе. К счастью, движение в Исландии настолько легкое, что аналогичные ситуации являются исключительными.

Поездка через фьорды, горы и над обрывами

Путешественники, которые не имеют опыта вождения по горам и холмам или испытывающие страх высоты, во время поездки по Исландии могут испытать легкий стресс. В Исландии преобладают столбы, а не барьеры, поэтому движение по правой полосе над высоким обрывом может вызвать легкий пот на ладонях и лбу.

Кроме того, иногда появляются крутые подъемы и спуски. Даже часть трассы 1 проходит на восток и северо-восток над обрывами и высокими холмами. Особенно необходимо быть осторожным на скорости, когда наезжаешь на один из 2-ух знаков внизу, предупреждающих о крутом холме.

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Крутой спуск / ICELAND — ROAD SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Путешествие по Исландии на автомобиле - аренда, дороги, опасности

Крутой въезд / ICELAND — TRAFFIC SIGNS (источник: https://en.wikipedia.org/)

Особенно сложным может быть доступ к городам, размещенным во фьордах, куда добраться можно лишь через гору. Сейрисфьёрдур — особенно красивый город, но добираться туда на маленьком автомобиле без опыта вождения на довольно большой высоте может быть напряженно. Однако сам город и находящийся перед ним водопад Гуфу (исл. Gufufoss) восполняют все неудобства.

Сами мы объехали Исландию против часовой стрелки (т.е. с юга на север), но еще раз выбрали бы ехать с северной стороны на юг, чтобы юго-восточную часть трассы 1 можно было проехать внутри.

Аренда автомобиля в Исландии

Мы можем прочесть десятки постов и статей в интернете об аренде автомобиля в Исландии. Это, разумеется, достаточно дорого. Кроме того, страховки сложны с первого взгляда и могут вскружить голову.

На территории отеля существует несколько прокатных компаний — как глобальные корпорации, так и маленькие местные компании. Некоторые из них имеют собственные базы в аэропорту, другие работают таким образом, что забирают клиентов из воздушной гавани и везут их в приемный пункт автомобилей.

Если нам повезет, мы найдем штат сотрудников, говорящий по-польски, который развеет наши сомнения.

На каком автомобиле лучше всего ездить по Исландии?

На данный вопрос нет единственно однозначного ответа. Все может зависеть от нашего маршрута, желаний и ожидаемого комфорта. Мы проехали по трассе 1 и десяткам мелких дорог и объездных путей на маленьком Volkswagen Polo. Однако мы бы сами не рекомендовали его и во второй раз подобрали бы другой автомобиль с большей мощностью. Главной сложностью были подъемы в гору (к примеру, к фьордам), с которыми у машины были серьезные проблемы. Еще одним неудобством была езда по щебеночным дорогам — машина так сильно прыгала, что после часа езды болели икры и спина.

Но если мы хотим объехать Рейкьявик (так называемый «Золотой круг») и добраться до наиболее важных достопримечательностей на юге по дороге № 1, небольшого автомобиля вполне достаточно.

В месяцы лета (если мы не планируем ездить по горным дорогам) будет достаточно двухколесного автомобиля. Но у нас нет опыта зимних месяцев, и здесь мы бы посоветовали быть более осмотрительными в подборе автомобиля и привода.

На что обратить собственное внимание при аренде автомобиля в Исландии?

  • Тип топлива — бензин или дизель,
  • правила возврата — должен ли автомобиль возвращаться с полным баком (если да, то заправляйтесь сами, так как прокатная компания может добавить административные затраты),
  • лимит пробега (лучше всего найти прокатную компанию без лимита),
  • условия для езды по щебеночным дорогам (не во всех прокатных компаниях это может быть запрещено),
  • плата за дополнительных водителей,
  • тщательно прочитайте условия страхования и исключения.

Страхование арендованного автомобиля

На каждый арендованный в Исландии автомобиль распространяется базовая страховка от несчастных случаев и столкновений, именуемая Collision Damage Waiver (CDW), которая включена в цену аренды. Эта страховка ограничивает вашу ответственность в случае столкновения или если ваш автомобиль поцарапан иным транспортным средством до 6 000 злотых. Что это значит в действительности? Если другой автомобиль поцарапает нашу дверь во время парковки, мы должны будем заплатить ремонт со своего кармана в границах суммы нашего взноса. Если при своем взносе в размере 6 000 злотых расчетная цена ремонта составляет 2 000 злотых, мы выплатим 2 000 злотых. Но если она составляет 10 000 злотых, мы заплатим максимальный вклад, т.е. 6 000 злотых. Цены в Исландии, в основном, высокие, и это также относится к расценкам на ремонт. В Интернете можно найти десятки записей от клиентов проката из самых разнообразных стран, с которых при возврате автомобиля взяли несколько тысяч злотых за ущерб.

Очень важным моментом, впрочем, считается то, что страховка CDW не покрывает многие потенциальные проблемы, которые связаны с условиями погоды, и часто ущерб, который причинен на щебеночных дорогах. Из страхования исключается ущерб, который причинен песком или вулканическим пеплом, и, в основном, также исключается ущерб от попадания камней в ветровое стекло или кузов.

Для читателей, прочитавших предыдущую часть данной статьи, не будет сюрпризом, что в Исландии сильные ветра и грунтовые дороги. Ветер может бросать камешки или песок на ветровое стекло и кузов. В лучшем случае после удара ничего не случится, в чуть худшем он может оставить царапины и маленькие вмятины, а в худшем — полностью разбить одно из окон. Не очень часто встречаются песчаные бури, которые в самой сложной ситуации могут разрушить весь автомобильный корпус. В случае с щебеночными дорогами ключевую опасность представляют другие автомобили, которые выбрасывают камни из-под колес.

В случае подобного варианта ущерба максимальный вклад может не использоваться. Это значит, что если нам очень не повезет и мы попадем в песчаную бурю, разрушающую весь автомобильный кузов, с нас могут взять даже несколько тысяч злотых или больше.

К счастью, в окошке прокатной компании (или не во всех компаниях прямо на сайте) мы можем приобрести дополнительную страховку, которая убережет нас от очень больших затрат в случае неблагоприятных погодных и дорожных условий.

В зависимости от прокатной компании есть три дополнительных вида страхования от вышеупомянутых событий. Сюда можно отнести:

  • Страхование защиты от песка и золы,
  • Защита от гравия, она защитит ваш автомобиль от повреждений, вызванных гравием или камнями с щебеночных дорог,
  • Защита от песка, золы и гравия.

Но не забывайте, что эти страховки также могут иметь франшизу, которая не всегда должна быть низкой. Разумеется, перед тем как приобретать какую-то определенную страховку, мы должны убедиться, от чего она нас защищает и насколько высока франшиза. Часто случается, что франшиза по страхованию защиты от песка и золы высока (до нескольких тысяч злотых), а франшиза по страхованию защиты от гравия равна нулю. Это удивлять не должно, учтя масштаб потенциального ущерба — камни максимум разобьют окно или оставят вмятину, а песчаная буря может полностью побрить кузов.

По данным сайта Rentalcars, не во всех прокатных компаниях страховка Gravel Protection покрывает только ущерб от камней, эмитированных из-под шин остальных автомобилей. Больше практичных советов от этого посредника можно найти здесь. Образцы расценок на страхование от нескольких прокатных компаний с апреля 2018 года также доступны в данной статье.

Еще одна опция, предлагаемая прокатными компаниями, — страховка под названием SCDW (Super Collision Damage Waiver), которая намного уменьшает франшизу (иногда даже до нуля) и иногда добавляет некоторые дополнительные опции. Перед тем как выбрать такой вариант, необходимо тщательно ознакомиться с условиями страхования. Разумеется, необходимо проверить, распространяется ли нулевая или сниженная франшиза на переднее ветровое стекло, повреждения на щебеночных дорогах и повреждения, вызванные песком или вулканическим пеплом. Но не забывайте, что страхование SCDW не заменяет страхование Sand Ash Protection и Gravel Protection, а может лишь уменьшить их франшизу.

Определенные компании по автопрокату предлагают дополнительную опцию — страхование Zero Excess к этому всему к страхованию SCDW, которое уменьшает франшизу до нуля, так что вам не нужно будет платить за любой ущерб автомобилю, который покрывается условиями страхования. В данном варианте вам не понадобится волноваться о лишних тратах при возврате автомобиля с повреждениями, так как все формальности на себя возьмет прокатная компания. Но за это удобство необходимо платить большую цену.

Более недорогой вариант уменьшить франшизу до нуля — прибегнуть к услугам внешних провайдеров и приобрести страховку с независимой франшизой до вашего приезда. Однако в этом случае порядок действий в случае ущерба иной. Когда мы вернем автомобиль, с нашей платежной карты сначала будет списана цена ремонта, и лишь после этого с соответствующим набором документов мы сможем обратиться за возмещением в компанию, в которой была оформлена страховка. Лучше всего заранее узнать, какие документы вам потребуются и каковы исключения, чтобы у вас не было проблем с возвратом денег. Некоторые компании страховщики не покрывают польских клиентов, тогда как другие покрывают аренду в Исландии или определенные виды ущерба.

Не забудьте тщательно прочесть условия и исключения, перед тем как выбрать страховку. Сами мы задали много вопросов сотруднику прокатной компании, что в итоге развеяло наши сомнения.

Также желательно знать, что большинство страховок не покрывают шины и ходовую часть.

Стоит ли приобретать дополнительную страховку?

Каждый должен ответить на данный вопрос для себя. А дело все в том, что дополнительные страховки дорого стоят и могут даже увеличить стоимость аренды, если вы подберете самый недорогой автомобиль.

Мы, однако, не жалеем про то, что понесли лишние траты. Уже в начале нашей поездки камень, несомый ветром, ударил в переднее стекло, оставив большую трещину. Без дополнительного страхования наш вклад намного превысил бы затраты на приобретение страховки. За восемь дней в нашу машину несколько раз попадали камни, а 1 раз грузовой автомобиль, ехавший с противоположного направления (по асфальтированной дороге!), бросил в нашу сторону целый дождь камней, но, слава богу, в данном варианте ничего страшного не случилось.

Сбор и возврат автомобиля

Забирая автомобиль (тем более если у вас нет страховки, которая сводит ущерб до нуля), необходимо тщательно осмотреть машину и сфотографировать ее с каждой стороны. Работник компании по автопрокату выдаст нам бумажный лист со всеми вмятинами и царапинами, а мы должны подойти к машине и проверить, что все повреждения точно отмечены. Если мы находим какие-нибудь недостатки, которые не были отмечены, мы возвращаемся к окну и заполняем документ одновременно с работником.

Если вы этого не сделаете, вам, возможно, нужно будет платить за ущерб, который причинен предыдущими пользователями автомобиля.