Унеюв — один из некоторых примеров головокружительной карьеры маленького городка на польском туристическом рынке. Такое случилось благодаря строительству современных термальных бассейнов, которые привлекают многих отдыхающих и пациентов. Но, все таки не каждый знает, что Унеюв может похвастаться длинной историей и несколькими интересными памятниками.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Унеюв — вид на город

Истоки

Городское название, как говорит легенда, повторяемой жителями, будто бы происходит от свадьбы, которую заключил живший здесь язычник с христианкой (другими словами от «союза»). Однако мы не находим в источниках никаких свидетельств в пользу такой теории. Поэтому нужно считать, что это слово образовано от личного имени Uniej (имя основателя деревни или какого-то важного человека).

Историческое происхождение поселения связано с близлежащим замком в Спицимеже — резиденцией кастеляна. Вокруг этого замка появилось очень много маленьких поселений, среди них Унеюв должен был занять главенствующее и ведущее положение в регионе. Первое упоминание об Унеюве содержится в Гнезненской булле 1136 года. Уже тогда она упоминается как собственность архиепископов Гнезненских. Изменение русла реки Варта и эффективная экономическая политика церковных иерархов стали причиной быстрому развитию города.

Civitas et castrum (город и замок)

Особенной заслугой для города считается архиепископ Якуб Свинка (который, что интересно, ушёл из жизни в Унеюве в 1314 году), собственно во время правления этого выдающегося архиепископа Унеюв получил городские права. К большому сожалению, никаких документов о местонахождении не сбереглось, поэтому историки помещают дату данного события между 1283 и 1285 годами. Менее чем через пятьдесят лет после получения привилегий город пал жертвой тевтонских рыцарей. 19 сентября 1331 года он был оккупирован неожиданно войсками Ордена. В протоколах будущего варшавского суда сбереглись показания тех, кто выжил в сражении (включая командира и олдермена). Они указали число жертв (около 25 мещан) и описали разрушения, причиненные захватчиками. Интересно, что некоторые из показаний были даны свидетелями в Унеюве, в присутствии многих богатых и зарубежных гостей. Это может означать, что город очень быстро оправился от разрушений.

Кто знает, не из-за тевтонского ли вторжения было решено о строительстве кирпичного замка на месте бывших деревянных укреплений. Такое случилось во время правления архиепископа Ярослава Богория Скотницкого.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Церковь Святого Флориана в Унеюве

Взлеты и падения

Практически сразу после строительства замка Унеюв заняли люди Бернарда Гарбувского, дворянина, который хотел отомстить за убийство собственного брата (управляющего замком). Все это дело описал в собственной хронике Янко из Чарнкува. Униёв оставался в руках Бернарда примерно половину месяца, после этого согласно договору ему не запрещалось уйти и оставить награбленное добро.

Не обращая внимания на эти и остальные беспорядки, город быстро развивался. Были созданы новые ремесленные гильдии и построены новые здания. Развитие города не остановили даже серьезные пожары 1459, 1492 и 1525 годов (последний был результатом набега на город вавжинецкого Косьмидра Грущинского). Унеюв получил от Ягеллонов право организовывать три ярмарки в течении года.

Последующие столетия не были счастливыми для Унеюва — сожженный шведами, разграбленный во время Третьей Северной войны, охваченный пожарами, он разделил судьбу многих польских городов. Из гордой резиденции епископов он превратился в небольшое небольшое поселение. После второго раздела Польши он перешел к пруссакам, которые изъяли церковное имущество. С 1815 года он входил в состав Царства Польского при разделе России. После Ноябрьского восстания город и замок были переданы генералу Карлу Вильгельму Толлю за его заслуги в подавлении польского восстания (интересно, что отважный план так называемого «маневра Паскевича» будто бы был задуман генералом Толлем. Не обращая внимания на успех, она и по сей день критикуется военными историками — если бы не пассивная позиция поляков, предприятие могло бы завершиться серьезными потерями русских). Попытки экономического возрождения оказались безуспешными (возможно, из-за сильной конкуренции со стороны Лодзи), и в 1870 году город потерял собственные городские права. Она вновь обрела их только в 1919 году, уже в свободной Польше.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Замок в Унеюве

20 век и актуальность

Во время Второй мировой в городском районе проходили оборонительные бои между Познаньской армией и наступающей немецкой армией. В результате была обеспечена переправа для войск Великопольской кавалерийской бригады — однако подавляющая часть зданий была разрушена. Во время оккупации немцы убили большинство евреев Унеюва и большую часть польской интеллигенции. Из-за политики, проводимой в стране Варта, сопротивление поляков было ограниченным. Главное внимание уделялось сбору информации или оружия и организации тайных наборов для польского населения. Город был захвачен Красной Армией 18 января 1945 года. В районе действовало подразделение выклентичских солдат «Абажур 101», которым руководил Бронислав Купис. 3 декабря 1945 года ему даже получилось занять город и реквизировать оружие.

В 1978 году в Унеюве были обнаружены геотермальные воды. Однако в течение всего коммунистического периода ничего не выполнялось для их эксплуатации. Даже еще одно бурение в 1990-х годах, подтвердившее предыдущее открытие, не изменило такого положения дел. Только в 2000 году началось строительство системы централизованного теплоснабжения. В 2008 году были построены термальные ванны, а вследствие того, что грунтовые воды оказались высокоминерализованными, Унеюв приобрел статус курорта.

Термальные ванны Унеюв

Комплекс бассейнов размещён за городской чертой на левом берегу Варты, между мостом и епископским замком. Его тяжело не заметить, так как здание очень большое и оборудовано горками, которые хорошо заметны с дороги. Перед бассейнами есть бесплатная парковка.

Посетители могут наслаждаться горячей водой на 2-ух уровнях. На нижнем этаже находятся открытые бассейны (благодаря большой температуре воды ими можно пользоваться даже в зимнее время года! ), которые состоят из джакузи, массажного бассейна, рассольного бассейна с гротом, детского бассейна, искусственной реки, 2-ух горок и углубленного бассейна (глубина около 1,8 метра — другие бассейны, кроме детского, имеют глубину около 1,2 метра). На нижнем этаже находится ресторан (ваше пребывание в нем не засчитывается в оплаченное время) и зона сауны за дополнительную плату. Здесь путешественники могут воспользоваться паровой и ароматической баней, двумя видами саун, снежным гротом, бассейном с рассолом, ледяным бассейном, башней для выпуска рассола или санарием.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Термальные ванны Унеюв

Цены в термальных ваннах

Стоимость пребывания в термальных купальнях в сезоне 2017/2018 года следующая:

тип билета / когдавыходные и праздничные днибудние дни с 10 утра до 4 вечерабудние дни 16-22
1 час — обыкновенный билет15.00 ЗЛОТЫХ17.00 ЗЛОТЫХ20,00 zl
1 час — льготный билет13,00 zl15.00 ЗЛОТЫХ17.00 ЗЛОТЫХ
2 часа — обыкновенный билет26,00 zl30,00 zl36,00 zl
2 часа — льготный билет24,00 zl26,00 zl30,00 zl
3 часа — обыкновенный билет32,00 zl39,00 zl45,00 zl
3 часа — льготный билет30,00 zl32,00 zl39,00 zl
На протяжении всего дня — обыкновенный билет70,00 zl70,00 zl120,00 zl
На протяжении всего дня — льготный билет60,00 zl60,00 zl90,00 zl
Плата за задержку времени (берется ежеминутно)0.35 zl0.35 zl0.45 zl

При приобретении билетов в кассе время пролонгируется на 15 минут в час.

Доплата за посещение сауны

Доплата за посещение сауныБудниВыходные и праздничные дни
Билет на период до 1 часа8,00 zl9,00 ЗЛОТЫХ
Билет до 2 часов11,00 zl12,00 zl
Билет до 3 часов14,00 zl16,00 zl
На протяжении всего дня17.00 ЗЛОТЫХ22,00 zl
  • Солярий — 1 zl / минута
  • 10 посещений бассейна (1 час) — PLN 110
  • 10 посещений бассейна с сауной (1 час) — 160 zl

Памятники

Рыцарский кастеллум

Прямо на выходе с моста находится характерное здание с фахверковым этажом. Это термальные ванны кастеляна, где посетители могут принять пенную ванную (включая шоколадную или пивную), увидеть реконструкцию камеры пыток, попробовать мед либо посмотреть на смотровую башню. Рыцарский замок на время закрыт из-за строительных работ, хотя хозяева обещают открыть его в ближайшем будущем.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Вид на рыцарский замок в Унеюве

Мельничная усадьба

К югу от моста находится усадьба фрезеровщиков, которая собой представляет небольшой музей под открытым небом с усадебным домом, двумя ветряными мельницами, животноводческим корпусом, коттеджем и амбаром. Посетители могут отобедать в местном ресторане, а школьные группы могут отправиться на поездку.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Мельничная ферма в Унеюве

Епископский замок и парк

Замок построили в храмовом стиле, и хотя он неоднократно перестраивался, он сберег большую половину собственного первоначального характера. Уже в середине 15 века стены были укреплены и добавлены башни, а в шестанадцатом веке крепость обрела первые жилые детали. Собственно тогда была построена замковая часовня. В семнадцатом веке по приказу примаса Польши замок был превращен в резиденцию в барокко стиле. Во время правления епископов в замке располагалась тюрьма (в Унеюве содержались еретики, а еще скульптор Ганс Брандт, не выполнивший заказы главы) и казна (на определенный период времени Тринадцатилетней войны ее перевезли в Унеюв, возможно, опасаясь контратаки тевтонских рыцарей). Последняя значительная реконструкция была проведена представителями семьи Толль, которые создали в Унеюве летнюю резиденцию и основали большой ландшафтный парк.

С межвоенного периода замок применялся как гостиница (с небольшим перерывом для размещения зерновых складов при Сталине). Его осмотр возможен только организованными группами, индивидуальные путешественники могут подняться на башню, с которой открывается вид на Унеюв и округи. Билет на башню стоит 5 злотых.

У крепости есть собственный призрак — это белая дама. Неизвестно, кем она была при жизни: по одним источникам, она была баронессой Толлой, по иным — Унейкой (женщиной, которая обязана была спасти богатства епископов, вытаскивая разбойников из болот).

Коллегиальная церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Флориана

Эта красивая церковь, построенная еще раньше, безусловно, заслуживает большого внимания. Первое упоминание о храме относится к 12 веку — однако он был разрушен рыцарями Тевтонского ордена. Новый храм из камня построили здесь Ярославом Богорией Скотницким, и собственно его формой мы можем восхищаться сегодня (слегка измененной после нескольких реконструкций). Не обращая внимания на то, что храм был сожжен во время Второй мировой, его интерьер сберег некоторые интересные особенности. Характер данного места выделяют картины в модерн стиле, которые в течение многих лет были спрятаны под штукатурным слоем.

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Саркофаг Богумила — Коллежский костел Успения Пресвятой Девы Марии и святого Флориана в Унеюве

Однако самый большой интерес представляет саркофаг Семнадцатого века Блаженного Богумила, святого покровителя города. Богумил (иногда его несколько преувеличенно называют святым) — одна из наиболее таинственных фигур польского средних веков. Историки расходятся фактически во всем, что касается его жизни. Он был активен в двенадцатом веке и, вполне мог быть епископом Познани, а потом Гнезно (некоторые отождествляют его с архиепископом Петром).

Унеюв - термальные ванны, памятники и практическая информация

Интерьер костела Святого Флориана в Унеюве

Согласно более поздней преданию, иерарх, уставший от политических разборок, оставил собственный пост и поселился в скиту близ Доброва. Там он прожил собственную жизнь, а его могила прославилась чудесами и стала местом путешествия (согласно записям коллегиальной церкви, это было достаточно распространенное место путешествия с конца Средних веков). Все указывало на то, что Богумил вскоре будет объявлен блаженным. К большому сожалению, книжка с записями чудес была одолжена шляхтичем Станиславом Глембоцким и сгорела одновременно с его усадьбой. Не обращая внимания на попытки восстановить его и разместить в печати, понадобилось ждать восстановления процесса до 1908 г. В 1925 г. Отец Пий XI разрешил почитание Богумила. Зофия Коссак-Щука оставила литературный рассказ о почитании бывшего епископа в одном из собственных рассказов из сборника «Szalency Bozy». Уверенность в святости покровителя Унеюва в семнадцатом веке была настолько сильна, что, не дожидаясь решения Ватикана, было приказано сделать резной ковчег и перевезти тело из Доброва в Унеюв. Саркофаг-реликварий находится в часовне, разместившейся в левом нефе церкви.

Как добраться до Унеюва?

До Унеюва добраться можно автобусом из Лодзи . Есть автобусы PKS (меньше рейсов, отправляются от станции Лодзь Фабричная) и частные перевозчики (больше рейсов — около пятнадцати в будние дни и несколько в воскресенье, отправляются от остановки Лютомерска/Заходня).

Автолюбители могут добраться до Унеюва по национальной дороге 72 из Лодзи или по автомобильной магистрали А2 из Варшавы (выбирайте съезд на Вартковице и Домби). Термальные ванны размещены прямо рядом с замком на левом берегу реки Варта. К нему можно пройти по двум мостам — один для пешеходов, другой для автолюбителей (национальная дорога 72).