Мраморный дворец (нем. Marmorpalais) — это дворец в тематике ранней классики в Потсдаме, который служил летней резиденцией прусской семьи короля.
Марморпале построили возле озера Хайлигер Зее. На территории вокруг дворца был разбит приятный сад в пейзажном стиле под названием Новый сад (Neuer Garten), в котором было построено несколько интригующих сооружений.
Мраморный дворец одновременно с остальными дворцами и садами Потсдама был включен в список Всемирного достояния ЮНЕСКО в 1990 году.
Мраморный дворец — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Первая (и последняя) раннеклассическая королевская резиденция в Пруссии
Мраморный дворец построили по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, который сменил на троне Фридриха Великого. Старый Фриц, как называли Фридриха Великого, ушёл из жизни бездетным, и его племянник на себя взял управление государством.
Однако Фридрих Вильгельм II не разделял любви собственного дяди к стилю рококо и решил построить дворец в неоклассическом стиле. Дворец Марморпале — первая и последняя королевская резиденция, построенная в тематике раннего классицизма в Королевстве Пруссия.
Карл фон Гонтард (дизайн корпуса дворца) и Карл Готтхард Лангханс (интерьерный дизайн) были ответственны за дизайн Марморпале. Последний известный как дизайнер Бранденбургских ворот в Берлине.
Работы по строительству продолжались с 1787 по 1792 год. Здание в два этажа из кирпича красного цвета, образующее центральную часть дворца, было построено в этот период. Крыша здания увенчана бельведером (смотровой террасой), с которой открывается вид на округи.
Фридрих Вильгельм II проводил месяцы лета в новом Мраморном дворце, его основной резиденцией был ныне не существующий Берлинский замок.
Мраморный дворец — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Король масон
Фридрих Вильгельм II был розикруцианцем, как называли членов движения, основанного на мистицизме, и состоял в масонской ложе. Убеждения короля оказали влияние на расположение дворца и форму других зданий, которые были возведены в Новом саду во время его правления.
Еще перед началом строительства резиденции на лето на месте будущего дворца в соответствии с пожеланиями короля были посажены три дерева акации, как символ его масонской ложи. Расположение деревьев, дополненных четырьмя ломбардийскими тополями, оказало влияние на форму и расположение Марморпале. Король категорически отказался срубить деревья, поэтому архитектору понадобилось вписать новый дворец между ними — практически прижав его практически к краешку озера.
Святое озеро (Heiliger See) — Новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Правитель также заказал строительство нескольких необычных зданий, включая пирамиду, кухню в виде древних руин или готическую библиотеку.
О тщательном подходе короля к символизму говорит тот момент, что подземный ход, ведущий из кухни во дворец, имеет изгиб собственно там, где росло одно из деревьев.
Посаженные во времена правления Фридриха Вильгельма, деревья просуществовали до 1880 года, когда их заменили другими из-за плохого состояния. Деревья вокруг дворца были целиком удалены во второй половине 20-го века, чтобы освободить место для предметов армейского музея.
Увеличение и модернизация дворца
Спустя только пару лет Фридрих Вильгельм II заключил , что резиденция очень мала для его нужд. Поэтому в 1797 году он поручил архитектору Михаэлю Филиппу Боуманну увеличить дворец, и тот воплотил в жизнь отважный замысел — пристроил два крыла перпендикулярно к основному зданию и совместил их с ним арками.
Внутренним фасадам боковых крыльев, выходящих во внутренний двор, придали форму колоннад.
В ходе увеличения дворца было решено о этапе, который мог бы заставить Фридриха Великого перевернуться в гробу. Колоннада, спроектированная Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом (придворным архитектором Старого Фрица) из парка Сансуси, которая вела от дворца Сансуси к Новому дворцу, была снесена, чтобы получить мрамор.
Король ушёл из жизни в ноябре 1797 года и не дожил до завершения строительства. Его наследник, Фридрих Вильгельм III, не проявил особенного заинтересованности к дворцу собственного отца и остановил работы после окончания строительства обоих крыльев.
Жест Фридриха Вильгельма IV
Дворец оставался закинутым до конца 1830-х и начала 1840-х годов, когда в него въехали принц Вильгельм и его супруга Августа. Брата Вильгельма, короля Фридриха Вильгельма IV, некоторые называют «романтиком на троне». , пожертвовал средства на окончание реконструкции, которая возникла в конце 18 века.
Перестройку король поручил собственному придворному архитектору Людвигу Фердинанду Гессу. Отделочные внутренние работы продолжались с 1843 по 1848 год, и по прошествии этого времени весь проект был полностью завершился.
В последующие десятилетия были сделаны только еле земетные модификации и обновления.
Мраморный дворец — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Современная история дворца
Мраморный дворец применялся домочадцами Гогенцоллернов до начала 20-го века.
Северное крыло дворца получило сильные повреждения во время Второй мировой, когда бомба союзников упала на крышу, разрушив несколько комнат. С 1946 по 1954 год дворец применялся как клуб для русских офицеров, а во времена Германской Демократической Республики (ГДР) в здании открыли Военный музей.
За год до объединения Германии начались востанотельные работы Мраморного дворца в его первоначальном виде. Благодаря нескольким годам работ по реставрации многие комнаты были восстановлены в первоначальном виде — как в центре 18 века, так и в боковых крыльях, пристроенных в девятнадцатом веке.
Экскурсия в Мраморный дворец
При посещении Мраморного дворца вы пройдёте через около 30 комнат, в которых сбереглась подавляющая часть замысловатого декора и обстановки. Некоторые из недостающих частей были дополнены бывшей мебелью Берлинского замка, который сейчас восстанавливается для применения в качестве музея изобразительного исскуства.
Фактически все жилые помещения оформлены в неоклассическом стиле — кроме одной комнаты в виде турецкого шатра.
Одним из очень важных материалов для декоративных работ, использованных во дворце, считается мрамор, которому резиденция обязана собственным названием. Во время строительства применялся по большей части белый и серый мрамор из Силезии, но в большинстве случаев (к примеру, камины) применялся итальянский каррарский мрамор, из которого, например, ваяли Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини.
Мраморный дворец можно посетить только во время часовой экскурсии с гидом на немецком языке. К счастью, информационные доски на английском имеются практически в каждом зале, а в начале экскурсии вы получите бесплатный аудиогид с языком Шекспира. Точное время экскурсии зависит от гида и количества других посетителей. Наша экскурсия длилась около 75 минут, и гид нисколько не торопил группу.
Во время посещения дворца вам выдадут специализированные тапочки, которые необходимо одеть на обувь, чтобы защитить оригинальные полы из дерева. Желательно одеть хорошую обувь, так как часовая прогулка в не максимально удобных тапочках может быть очень некомфортной.
До (или сразу же после) начала экскурсии необходимо осмотреть росписи стен под колоннадами, на которых изображены сцены, которые связаны с «Нибелунгами».
Ниже мы описали некоторые из примечательных комнат, которые мы посетим во время экскурсии.
- Округлый зал — этот очень большой зал служил столовой и местом для проведения мероприятий. Как видно из названия, его выделяет округлая форма, а еще колонны, имитирующие мрамор и произведения художественного искусства;
- Сиреневая комната — комната, украшенная лепным орнаментом, которая практически полностью заставлена мебелью из берлинского замка, так что мы можем хотя бы на мгновение ощутить, что находимся в ныне несуществующей главной резиденции прусских монархов. За картину в данной комнате отвечал Август фон Клоэбер;
- Вестибюль — вестибюль, полностью покрытый полихромным мрамором, который ведет в зал Грота, служащий столовой;
- Зал гротов — ближайший к озеру зал обязан собственным названием лепным украшениям, напоминающим раковины. Комната была соединена с соседней кухней подземным коридором и служила столовой;
- Величественный концертный зал с колоннами и орнаментом по образцу древних вилл Помпеи и Геркуланума;
- Арка, объединяющая старое крыло с новым, стены которой приукрашены росписью стен с изображением сицилийских пейзажей — эти проходы были созданы по образцу лоджий Ватикана, спроектированных Рафаэлем Санти;
- Восточный кабинет в форме восьмиугольного турецкого шатра, это одна комната, оформленная в тематике, отличном от неоклассического;
- Пейзажный зал, стены которого практически полностью покрыты картинами, изображающими пейзажи итальянской Кампании;
- Комната Клоэбера, ранее применявшаяся как спальная комната. До войны стены данной комнаты украшали пять картин на мифологические темы. Комната Клоэбера была разрушена во время воздушных налетов в 1944 году, однако благодаря реставрационным работам 2002-2003 годов получилось спасти четыре картины.
Мраморный дворец — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
К этому всему к вышеописанным комнатам мы также увидим:
- потрясающая фарфоровых коллекций Wedgwood британского производства,
- камины из итальянского каррарского мрамора,
- исторические часы, столы, стулья, комоды,
- вездесущая лепнина и лепные украшения,
- оригинальные шелковые покрытия настенные,
- 22 гравюры, являющиеся копиями работ Рафаэля Санти из Ватиканского дворца (ныне Музеи Ватикана), сделанные Джованни Вольпато,
- часы, украшавшие замки мадам Помпадур,
- многочисленные вазы и антиквариат, собственно привезенные из Италии,
- коллекция картин — портретов и пейзажей, включая сцены из Неаполя, Афин (к примеру, вид на храмы Зевса), Греции (к примеру, храм в Бассаи) или Рима (к примеру, картина, изображающая Пантеон с его характерными, уже не существующими башенками, которые называли ослиными ушами).
Билеты [по состоянию на январь 2020 года].
Во время посещения Мраморного дворца мы можем воспользоваться одним из билетов.
- единый билет — 6€ (льготный 5€) ,
- комбинированный билет в Мраморный дворец и дворец Цецилиенхоф (действителен в течение одного дня) — 16€ (льготный 12€) ,
- билет sanssouci+ стоимостью 19€ (льготный 14€), который дает возможность посетить все замки в Потсдаме за 1 день,
- семейный билет sanssouci+ за 49 евро, который дает возможность 2 взрослым и до четырех детей до 18 лет посетить каждый из дворцовых комплексов Потсдама за 1 день.
- Potsdam Family Tickets — семейный билет (2 взрослых и до 4 детей до 18 лет), действительный в течение одного дня во все замки, управляемые SPSG в Потсдаме, кроме дворца Сансуси, Бельведера на Пфингстберге, дворца Сакров и охотничьего домика Штерн — €25.
Нужно обратить внимание, что во дворце запрещено снимать. Если вы хотите воспользоваться фотоаппаратом, вам необходимо приобрести специальное разрешение за 3 евро, которое действительно в течение всего дня в каждом из дворцовых комплексов Потсдама.
Рабочие часы
Дворец открыт летом (01.05-31.10) со вторника по воскресенье. В другие месяцы экскурсии организуются исключительно по выходным.
Посетить дворец можно лишь во время поездок, которые проводятся систематически на протяжении всего дня.
Перед тем как отправиться в Мраморный дворец, рекомендуем проверить точные рабочие часы на официальном сайте по этому адресу.
Кухня в виде древних руин
В задней части дворца в 1788-1790 годах было построено здание кухни по образцу древних руин, за проектирование которого отвечал Карл фон Гонтард.
Задняя часть здания покрыта землёй, а передняя имеет форму храма с колоннами коринфского ордера. Здание кухни действительно оригинально и заслуживает большого внимания.
Кухня соединена с дворцом подземным коридором. К большому сожалению, посетить кухню возможным не представляется.
Дворцовая терраса
Рядом с дворцом находится хорошая терраса, с которой открывается вид прямо на Хайлигер Зее (по-польски Святое озеро). В прошлом лодки спускались с уровня террасы прямо в воду, где их ждали катера, чтобы увезти членов королевской семьи в Берлин.
Терраса дворца открыта для посещения. На нем установлено несколько скамеек, где можно расслабиться, восторгаясь идиллическим видом на озеро и здания на другом берегу.
Что посмотреть в Новом саду?
Новый сад (Neuer Garten), занимающий площадь более 100 гектаров, возможно, не очень поражает, как находящийся по соседству парк Сансуси, но все таки это хорошее место для активного времяпрепровождения, особенно в хорошую погоду.
Почему, собственно, был разбит новый сад, хотя недалеко от него находился один из наиболее привлекательных парковых комплексов в этой Европейской части? Фридрих Вильгельм II не испытывал особенной привязанности к собственному дяде Фридриху Великому, и тот отвечал ему взаимностью. У них также были разные взгляды на искусство и архитектуру — преемник престола не так ценил формы рококо и барокко.
Поэтому наследнику престола было не сложно решить о создании нового частного сада, который возводился одновременно с Мраморным дворцом. Новый парк, чтобы отличить его от соседнего комплекса времен Фридриха Великого, был назван просто Новым садом.
В 1816 году парк был реорганизован в тематике английских садов, и эта планировка сбереглась до сегодняшних дней.
Ниже мы описали очень важные из зданий, которые были возведены в парке. К большому сожалению, они не открыты для посещения каждодневно, но в большинстве случаев мы можем заглянуть в середину через окно.
Мраморный дворец — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Дворец Цецилиенхоф
На севере сада была построена еще одна королевская резиденция — дворец Цецилиенхоф, в его стенах проходила послевоенная Потсдамская конференция.
Обелиск
Стоящий в нескольких шагах от Мраморного дворца обелиск из серо-голубого мрамора был возведен в 1794 году по плану Карла Готхарда Лангханса.
Памятник украшен четырьмя медальонами, на каждом из которых нарисовано мужское лицо разного возраста, символизирующее разные времена года.
Координаты: 52.412310, 13.068929
Пирамида
Одним из очень интригующих объектов в парке считается пирамида, которая была построена на рубеже 1791 и 1792 годов. Однако его применение не имеет ничего общего с мистикой — внутри него находится спуск в подвал высотой пару метров, заполненный льдом, где хранились продукты. В лучшем случае иероглифы на пирамиде были напоминанием о масонских наклонностях правителя.
Каждую зиму в подвал завозили лед, добытый из близлежащего озера, который оставался твёрдым слишком долго благодаря отрицательной температуре в подвальном помещении.
К большому сожалению, зайти в середину невозможно.
Координаты: 52.414905, 13.069507
Пирамида — новый сад в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Элефантенбаум — скульптура слона на дереве
Одной из сегодняшних достопримечательностей садов считается Элефантенбаум, скульптура на дереве, изображающая слона. Чтобы встретиться с ним полностью, нужно посетить парк в один из тёплых месяцев.
Координаты: 52.416048, 13.069075
Элефантенбаум — скульптура слона на дереве в Новом саду в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Оранжерея
Вытянутое здание Оранжереи отличается прежде всего монументальным полукруглым порталом, вход в который украшен колоннадой, на верхушке которой находится скульптура сфинкса. Две черные скульптуры египетских божеств, со своей стороны, были установлены прямо возле двери.
Во время нашего визита посетить оранжерею не получилось, но рядом с ней был разбит приятный сад.
Координаты: 52.411817, 13.066389
Об этом дворце мы говорили в другой статье Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме
Готическая библиотека
Готическая библиотека (нем.: Gotische Bibliothek) — это здание в два этажа, построенное на юге озера. Как видно из названия, здание служило личной библиотекой Фридриха Вильгельма II, который хранил здесь книги на 2-ух языках — немецком и французском.
К большому сожалению, здание нельзя посетить, но мы можем заглянуть в середину через стекло, Внутри библиотеки стоят две египетские скульптуры.
Координаты: 52.406406, 13.067027
Мушельгротте
Мушельгротте, или Грот ракушек, — это здание, расположенное недалеко от северной границы парка. Фасад дома собой представляет мозаику из самых разнообразных камней, а основное богатство, грот, выложенный ракушками, находится внутри.
К большому сожалению, мы не всегда сможем зайти в середину, но мы всегда можем заглянуть в одно из окон.
Координаты: 52.420761, 13.071580
Эрмитаж
Еще одно здание, выстроенное по заказу Фридриха Вильгельма II, — эрмитаж, специфической особенностью которого считается фасад, облицованный дубом. Внутри находится богато оформленный салон, который, однако, не открыт для посетителей каждодневно.
Координаты: 52.421186, 13.077535
Мы хотели бы поблагодарить организацию SPSG за предоставленные билеты и согласие на фотосъемку.