Парк Сансуси — это дворцово-парковый комплекс в Потсдаме, недалеко от Берлина, который построили во времена правления Фридриха Великого, а потом расширен при Фридрихе Вильгельме IV.
В течение немного более века на площади немного меньше 300 га было построено несколько дворцовых комплексов, самые популярные из которых — дворец Сансуси и Новый дворец, а еще садовые павильоны и остальные здания.
Комплекс Сансуси стал летней резиденцией прусских монархов, которые проводили здесь большую половину тёплых месяцев в году, и теперь это одно из величайших свидетельств прежнего могущества семьи Гогенцоллернов. Это наследие также признано организацией ЮНЕСКО, которая в 1990 году включила большинство зданий парка в список Всемирного достояния.
Дворец Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
От виноградника до любимой резиденции Фридриха Великого
Фридрих Великий стал королем Пруссии в 1740 году и практически сразу же начал постройку собственной первой резиденции — нового крыла дворца Шарлоттенбург к западу от Берлина.
Хотя новая резиденция веселила приезжающих гостей короля, Фредерик хотел чего-то другого, более личного и интимного. Поэтому он решил построить новый летний дворец, где он мог бы расслабиться от трудов правления. Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, тот же архитектор, который работал над расширением дворца Шарлоттенбург, был ответственен за проект новой резиденции,
Место размещения нового дворца было неслучайным — король подобрал вершину холма, называемого «Закинутым холмом». Уклон которого ранее был покрыт легендарными виноградниками. Строительство началось в 1745 году, и всего через 2 года работы уже стоял впечатляющий дворец Сансуси. Название резиденции происходит от любимого языка короля, французского, и от термина «sans souci» (читается «san su si»), который мы можем перевести как беспечный. Лозунг, выгравированный на заднем фасаде дворца, отлично отражает суть данного места: Фридрих Великий, хотя и известен сейчас в основном собственными завоеваниями и жёсткой политикой, был гуманистом, который прежде всего хотел общаться с искусством.
В последующие два десятилетия в непосредственной или дальней близости от дворца Сансуси построили ряд новых павильонов и дворцовых комплексов. Самым потрясающим из них был Новый дворец (нем. Neues Palais), который служил резиденцией для гостей и местом проведения наиболее важных церемоний.
Новый дворец — парк Сансуси в Потсдаме / [По разрешению SPSG].
Барокко и фредерическое рококо
Замки, возведенные во времена правления Фридриха Великого, представляют собой изящное комбинирование барочной формы фасадов и декорированных в тематике рококо комнат. Правителю приглянулась эта стилистическая тенденция французского происхождения, и он применил ее во всех собственных резиденциях. Внутреннюю архитектуру его дворцовых комплексов даже было называют фридриховским рококо.
Король привлекал талантливых художников и не жалел для них талеров. Среди них были ремесленники из Байройта, небольшого центра на юге Германии, где маркграфом была сестра правителя Фридриха Вильгельмина Прусская. Это интересно, поскольку Вильгельмина также стала большим приверженцем рококо — стиль комнат, оформленных во время ее правления, называется байройтским рококо (нем.: Bayreuther Rokoko).
Потсдамский университет — Парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Традиционное и итальянское видение Фридриха Вильгельма IV — «романтика на троне»
Хотя преемники Фердинанда Великого изменяли дворцовые квартиры по собственному вкусу, только во время правления Фридриха Вильгельма IV был возведен комплекс новых зданий. Фридрих Вильгельм IV был гуманистом и большим поклонником Италии, высоко ценил традиционные формы — он был известный как «романтик на троне». Этот правитель также обладал значительным архитектурным талантом — он сам создал первые эскизы зданий, возведенных во время его правления.
Фридрих Вильгельм позвал Карла Фридриха Шинкеля, первого архитектора-классициста в Пруссии, сотрудничать с ним и помочь ему спроектировать дворец-виллу Шарлоттенхоф и бани по образцу их античных аналогов.
Также другой архитектор, работавший с королем, Людвиг Персиус, помог правителю построить два комплекса по образцу итальянской архитектуры — величественную оранжерею (одну из очень больших в странах Европы) и церковь Мира, которая имитировала стиль римских, раннехристианских базилик.
Фридрих Вильгельм IV был последним правителем, во время правления которого в парке Сансуси были возведены новые здания. Его преемники во многих случаях приспосабливали существующие замки к собственным нуждам.
Китайский павильон — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Намек на модернизм в Новом дворце
С середины Девятнадцатого века Новый дворец стал государственной резиденцией немецких королей, а потом императоров, что совпало с мировой технологичной революцией. В этот период во дворце были установлены такие удобства, о которых Фридрих Великий не имел возможности и мечтать.
Во дворце было проведено электричество, а в помещениях императорской четы были построены туалеты с водопроводом и даже колокольчики, благодаря которым они могли вызывать слуг. Еще одним примечательным нововведением считается гидравлический лифт, установленный в 1903 году.
Во дворце жила последняя императорская чета Германии, Вильгельм II и Августа. Прогулка по их квартирам представление дает о том, какими были условия жизни всего 100 лет тому назад.
Потсдамский университет — Парк Сансуи в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Экскурсия по парку Сансуси
Многие посетители парка Сансуси и не подозревают, как много мест для посещения можно найти в его пределах. Без усилий мы можем провести там весь день и не заскучать.
Вряд ли кто-то сможет посетить все возможные места за 1 день, однако при хорошем планировании визита мы сможем осмотреть многие из них.
Согласно нашей точке зрения, три очень важные достопримечательности, которые стоит посетить, это: Дворец Сансуси, Новый дворец и Галерея картин. Лишь после этого мы отправились бы в Новую оранжерею и Новую Камеру. Историческую мельницу и дворец Шарлоттенхоф стоит посетить, если у вас много времени.
Китайский павильон и Термы очень малы, чтобы мы могли их посетить, прогуливаясь между Новым дворцом и дворцом Сансуси.
Ниже мы описали большинство достопримечательностей парка Сансуси с полезные советы по их посещению. Данная статья была написана в ноябре 2019 года, и необходимо проверить условия на официальном сайте подобранных сайтов — вы можете найти их здесь.
Пожалуйста, нужно обратить внимание, что во время посещения парка Сансуси следует ожидать, что некоторые комнаты дворца будут недоступны из-за строительных работ.
Термы — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Время посещения наиболее важных дворцовых комплексов
Перед приездом необходимо учитывать, что не во все здания можно войти по первому требованию. Некоторые замки требуют бронирования на конкретное время, а иные можно посетить только во время экскурсии. Если мы пропустим свое время, нас не пустят в середину.
Крайне важно зарезервировать время для посещения дворца Сансуси и Нового дворца. Мы должны сделать это сразу при приобретении билета в кассе или утром на стойке информации, если мы купили билет online.
Если мы хотим посетить дворец Шарлоттенхоф, нам необходимо постараться зарезервировать час в кассе, так как на протяжении всего дня проходит очень много поездок, и, придя на место, мы можем их пропустить.
Четвертым и последним объектом, требующим входа в конкретное время, считается Новая оранжерея, но здесь экскурсии проводятся систематически, и время ожидания не должно находиться достаточно длительным.
Дворец Сансуси — Потсдам / [С разрешения SPSG].
Как спланировать порядок проведения поездок?
Новый дворец окружает парк Сансуси с запада и дворец Сансуси с востока. Они находятся на расстоянии около 2 километров друг от друга, а другие здания (кроме галереи исскуства) размещены между ними.
Если Вы запланировали посетить и дворец Сансуси, и Новый дворец, то вам нужно спланировать собственный день так, чтобы войти в первый в начале, а во второй — в конце.
Мы начали с Нового дворца, потом отправились в Термы и дворец Шарлоттенхоф, чтобы после посетить Китайский павильон. Потом мы посетили объекты, окружающие дворец Сансуси, и, в конце концов, сам дворец.
При подобном планировании дня нам получилось заглянуть в каждое из мест, на которые есть билеты. Впрочем это требовало хорошей подготовки графика и его соблюдения. Мы начали день за час до официального открытия дворцовых комплексов и по прошествии этого времени осмотрели территорию вокруг Нового дворца, а уже потом официального закрытия отправились на холм Руиненберг.
Ниже, при описании каждой достопримечательности, мы добавили, сколько времени следует на них потратить. Это знание должно упростить вам планирование собственного дня.
На территории отеля нет продуктовых магазинов, таким образом мы рекомендуем вам взять с собой собственные продукты.
Пешеходная экскурсия по парку Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Билеты
Вход в парк Сансуси бесплатный, поэтому кроме отдыхающих вы также можете встретить жителей Потсдама и Берлина, гуляющих или выполняющих пробежки в парке.
С другой стороны, все замки и павильоны, которые можно посетить, являются билетными.
Вы можете подобрать единый билет на посещение каждого из зданий или дневной билет sanssouci+, который дает возможность вам попасть в каждое из зданий за 1 день. Есть также семейный билет sanssouci+, который гарантирует посещение каждого из объектов для 2-ух взрослых и до четырех их детей (в 1 день).
Обязательно нужно упомянуть, что билет sanssouci+ действителен не только для посещения объектов в парке Сансуси, но и для прочих дворцовых комплексов Потсдама, присутствующих под управлением SPSG (Stiftung Preu?ische Schlosser und Garten).
Билеты можно выбрать в кассах и информационных пунктах, а еще online за дополнительные 2 евро. Покупка online может иметь смысл в пик сезона, так как это даст возможность вам зарезервировать время для посещения дворца Сансуси. К большому сожалению, на данный момент [по состоянию на декабрь 2019 года] невозможно зарезервировать интервал времени для посещения Нового дворца.
Пример цен: [по состоянию на январь 2020 года].
- Единый билет во дворец Сансуси — €14 (по низкой стоимости €10) ,
- Единый билет в Новый дворец — 10€ (льготный 7€) ,
- Единый билет в Китайский павильон — 4€ (льготный 3€) ,
- единый билет в Новую оранжерею — 6€ (по низкой стоимости 5€)
- билет сансуси+ — 19€ (льготный 14€) ,
- sanssouci+ Семейный билет — 49€ .
Нужно обратить внимание, что снимать во дворцах запрещено. Если вы хотите воспользоваться фотоаппаратом, вам стоит купить специальное разрешение за 3 евро (действует в течение всего дня на всех объектах).
Прогулка по парку Сансуси — Потсдам / [С разрешения SPSG].
Как добраться из Берлина
До парка Сансуси добраться можно из Берлина на городском транспорте. Если вы начинаете поездку от дворца Сансуси, вам следует добраться на пригородном поезде до станции Потсдам, потом пересесть на автобус или трамвай и пройти последнюю часть пешком.
Если вы отправляетесь от Нового дворца, удобнее будет добраться на региональном поезде до станции Sanssouci Park Bhf, а оттуда 10 минут пешком.
Точный маршрут можно найти на Google Maps или на официальном сайте берлинской компании BVG. Но нужно не забывать, что для того, чтобы туда попасть из Берлина, вам необходимо приобрести билет для зон ABC. Читайте также: Городской транспорт в Берлине: метро, билеты, автобусы,
Дни и время работы
Замки, находящиеся в парке Сансуси, закрытые по понедельникам. В зимний сезон (с 1 ноября по 31 марта) открыты только очень важные замки, а посещение Нового дворца может быть только с экскурсией.
Некоторые из дворцовых комплексов можно посетить пешком, а некоторые — только во время экскурсии. Детальнее про посещение определенных мест мы написали рядом с любым из них.
Рабочие часы каждого из дворцовых комплексов и павильонов можно узнать на данной странице. Просто загрузите приложение, где есть любая информация.
Последний вход возможен за полчаса до официального времени закрытия.
Вид на часть парка Сансуси во дворце Сансуси (Потсдам) / [С разрешения SPSG].
Памятники в парке Сансуси
Дворец Сансуси (нем.: Schloss Sanssouci)
Всем известный дворец Сансуси — первая знаменитость, которую хочет посетить практически любой, кто едет в Потсдам. Эта резиденция на верхушке холма больше тридцати лет была любимым местом отдыха Фридриха Великого, где останавливался только он и приглашенные гости.
Этот дворец, построенный во французской тематике, возможно, не поражает собственными размерами — он относительно невысокий и имеет всего дюжину палат, — но и замечательные резные фасады (с теламонами в разных позах), и апартаменты в тематике рококо восхищают посетителей. Необходимо отметить, что большинство интерьеров сбереглись в собственном первоначальном виде 18 века.
Дворец Сансуси — Потсдам / [С разрешения SPSG].
Посетив дворец, мы осмотрим, среди прочего:
- купольный Мраморный зал, служивший бальным залом,
- библиотека с приблизительно 2 000 книг
- концертный зал с лепными украшениями в виде инструментов,
- натуралистически оформленный зал Вольтера, стены и двери которого увиты лианами с цветами, фруктами, цаплями, аистами и даже обезьянами-гарпиями.
Последнюю комнату, согласно некоторым источникам, мог занимать друг короля, французский философ Вольтер, однако это скорее казус без каких-то документальных подтверждений. Хотя француз пробыл в Потсдаме три года, он, вероятнее всего, занимал квартиры в городском дворце.
Фанатам истории может быть интересно выяснить, что в бывшей спальной комнате, где ушёл из жизни Фридрих Великий, стоит кресло. На выходе из дворца вы повстречаете переделанный портрет Фридриха Великого работы Энди Уорхола.
Дворец можно посетить самостоятельно с аудиогидом на польском языке. Лучше всего спланировать где то час на неспешный осмотр всех комнат. Пути через дворцовые квартиры довольно узкие, и при большом количестве отдыхающих там может быть тесновато, таким образом мы выстроились в конце и прошли через пустынные комнаты последними.
Если вы хотите посетить дворец Сансуси, необходимо зарезервировать часовое окно. Это можно сделать, купив билет в кассе или online. Если мы хотим начать поездку с дворца Сансуси, может быть, будет прекрасной идеей приобрести билет online (и даже не обращая внимания на немного очень большую стоимость). Если вы приобретете билет в кассе в день экскурсии, вы можете понять, что следующий свободный интервал времени будет через два или 3 часа, что может повредить ваш план на день.
Детальнее об истории дворца мы писали в другой статье, которую вы можете найти здесь: Дворец Сансуси в Потсдаме — обзор достопримечательностей и практическая информация.
Дворцовая кухня (нем.: Schlosskuche Sanssouci)
В восточном крыле дворца Сансуси, пристроенном в девятнадцатом веке, сбереглась кухня со многими необычными предметами обстановки. Данный комплекс из нескольких соединенных между собой комнат построили в 1840-1842 годах, во время королевского правления Фридриха Вильгельма IV, который хотел улучшить качество собственного летнего пребывания.
Кухню можно посетить самостоятельно. При посещении мы пройдём по историческим кухонным помещениям и спустимся в подземелье, где, кроме прочего, хранилось вино.
Центральной частью комплекса считается монументальная (около 115 метров квадратных) кухня с печами, плитами и десятками навесных блюд. Находясь там, необходимо обратить внимание на печь Девятнадцатого века. Кроме кухни, мы также рассмотрим помещение, применяемое лишь для приготовления кофе и чая, и помещение, применяемое для выпечки.
К большому сожалению, подвалы довольно аскетичны, и в них тяжело ощутить историческую атмосферу.
Нам необходимо около 15 минут, чтобы осмотреть всю территорию.
Виноградники на террасах (нем.: Weinbergterrassen), Большой фонтан (нем.: Gro?e Fontane) и могила Фридриха Великого
Перед началом строительства дворца Сансуси уклон «Закинутого холма» был покрыт террасами виноградников. Только позднее на верхушке холма построили дворец, а внизу возведен так называемый «Большой фонтан». Прогулка по террасам виноградников обязана стать неотъемлемой частью вашего визита, чтобы вы смогли увидеть лучшую перспективу.
Недалеко от дворца Сансуси находится незаметная гробница Фридриха Великого. Правитель всегда желал, чтобы его упокоили на наивысшей террасе его садов, но его сын Фридрих Вильгельм I не выполнил эту просьбу и похоронил его в Потсдамской гарнизонной церкви. Однако эта церковь была разрушена во время воздушных налетов в 1945 году, и останки короля были перенесены на территорию живописного замка Гогенцоллерн.
Вид на дворец Сансуси и террасные виноградники (Потсдам) / [С разрешения SPSG].
Просьба короля была удовлетворена 17 августа 1991 года, когда его похоронили в простой могиле рядом с собственным любимым дворцом.
Многие путешественники, посещающие Потсдам в годовщину рождения правителя, могут быть удивлены оригинальным зрелищем картофеля, рассыпанного на могиле. Фридрих Великий был известный как хороший экономист, и одним из его достижений была популяризация посадки этого овоща в Пруссии.
Легенда говорит, что для того, чтобы убедить непокорных жителей деревни в собственной идее, он засадил свое поле картофелем и собрал армию, чтобы сделать вид, что охраняет урожай. Движимые завистью, люди похитили многолетние растения с царского поля, предполагая, что они обязаны быть очень вкусными. Их быстро убедили выращивать эти овощи, и теперь Фредерика стали называть Картофельным королем.
Грот Нептуна
Размещенный к востоку от Большого фонтана, Грот Нептуна (нем. Neptungrotte) считается одним из нескольких водных объектов, заказанных Фридрихом Великим.
Грот отличается стилем рококо, а его стены выложены бесчисленными ракушками и морскими раковинами. На верхушке здания находится скульптура, изображающая Нептуна, римского бога вод.
Дворец Нойе Каммерн
Neue Kammern, что можно перевести словно новые палаты, считается еще одним из дворцовых комплексов, построенных во время правления Фридриха Великого. В 1747 году, сразу после окончания строительства дворца Сансуси, Фридрих поручил собственному придворному архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу построить оранжерею, в стенках которой он планировал хранить собственные дорогие тропические растения в зимние месяцы.
Дворец Neue Kammern — Новые палаты — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Здание выполняло собственную первоначальную функцию до 1771 года, когда возникла четырехлетняя реконструкция с целью превращения бывшей оранжереи в гостиной дворец. Во время правления Фридриха Вильгельма II Новую Каммерну еще раз расширили, но подавляющая часть декора помнит времена Старого Фрица, как называли Фридриха Великого.
Новый дворец поделен на 2 половины. В восточном крыле находятся три грандиозных банкетных зала, которые отличаются натуралистическими орнаментами. Среди них акцентированное внимание привлекает мраморный Яспинский зал (нем. Jaspissaal), оформленный скульптурами и бюстами. Другой зал для банкета, Зал Овидия (нем. Ovidgalerie), отличается позолоченными рельефами, изображающими сцены из поэмы «Метаморфозы» римского поэта Овидия.
Данные комнаты были сохранены недалеко к оригиналу и являются одним из прекрасных примеров стиля позднего рококо.
В западном крыле находятся апартаменты для гостей. Западную часть выделяет разнообразное оформление — любая комната выглядит абсолютно неодинаково. Стены 2-ух люксов приукрашены инкрустацией из дерева. Примечательная коллекция картин также висит в помещениях для гостей; некоторых посетителей могут вызвать интерес картины, изображающие старый Потсдам.
Мы совершаем самостоятельную поездку по дворцу Neue Kammern. В начале экскурсии мы получим аудиогид на английском. Мы проведем на месте от 45 до максимум 60 минут.
Хотя Neue Kammern не так поражает, как дворец Сансуси или Новый дворец, стоит найти время и хотя бы заглянуть в середину.
Галерея картин (Bildergalerie)
Прямо рядом с дворцом Сансуси стоит вытянутое здание, в котором хранится королевская коллекция художественных произведений. Здание галереи было запроектировано Иоганном Готфридом Бюрингом в 1755-1764 годах и считается наиболее старым зданием подобного рода с северной стороны Альп. Одновременно с дворцом Сансуси и ранее упомянутым дворцом Нойе Каммерн Галерея картин образовывает симметричный ансамбль архетиктуры.
Галерея картин — Парк Сансуси — Потсдам / [С разрешения SPSG].
Здание состоит из 2-ух длинных крыльев, разделенных круглой системой (называемой Трибуна), которую закрывает красиво оформленный купол. Хотя внешний вид здания не привлекает внимания, интерьер галереи поражает собственными орнаментами и красивыми украшениями.
Внутри выставлена коллекция художеств, собранная Фридрихом Великим, — по большей части картины итальянских и голландских старых специалистов, как ренесанса, так и барокко. Картины плотно висят рядом между собой и сгруппированы по эпохам. Кроме картин, мы увидим и некоторые скульптуры, в том числе античные бюсты.
Хотя часть художественных произведений попала в берлинские музеи, а многие были уничтожены во время войны, 62 оригинальные картины до сих пор висят на поверхности стен. Недостающие произведения были заменены картинами из других прусских дворцовых комплексов.
Жемчужиной в короне коллекции считается картина Караваджо «Неправильный Фома». Среди прочих примечательных работ можно подчеркнуть произведения Питера Рубенса (например «Играющие ангелы», «Святой Иероним» или «Четыре евангелиста»), «Смерть Клеопатры» Гвидо Рени или картины Антони ван Дейка («Ринальдо и Армида» и «Венера в кузнице вулкана»).
Мы самостоятельно посещаем Выставку картин. В цену билета включен бесплатный аудиогид на английском, благодаря которому мы узнаем больше о важнейших произведениях коллекции.
На посещение рекомендуется выделить около 45 минут, хотя любители искусства могут провести здесь времени намного больше.
Новый дворец (нем.: Neues Palais)
Размещенный у восточной границы парка, Новый дворец может без комплексов соперничать с красотой дворца Сансуси, а по мнению многих, даже превосходит его.
Строительство этого представительного дворца в барокко стиле началось в 1763 году, сразу после завершения победоносной для Пруссии Семилетней войны. Работы по строительству заняли семь лет, и финальный результат стал своеобразной демонстрацией политической мощи Фридриха Великого и королевства Пруссия.
Дворец не был предназначается для резиденции королей. Балы и важные церемонии проводились внутри, а королевские гости оставались на ночь в квартирах. Только во второй половине 19 века дворец заняла королевская чета.
Новый дворец — парк Сансуси в Потсдаме / [По разрешению SPSG].
Новый дворец отличается как богато украшенным фасадом, который покрыт двумя рядами скульптур (первый раскинулась до цокольного этажа, а второй — до края крыши), так и внутренней архитектурой в тематике позднего рококо.
Во время экскурсии по замку мы увидим, среди прочего:
- Зал раковин (также известен как Зал гротов), для украшения которого было применено практически 250 000 раковин и улиток — уникальный в мире пример архитектурной фантазии, ведь гроты обычно украшали сады, а не замки,
- величественный Мраморный зал на втором этаже, который служил бальным залом — в этом зале один из наиболее привлекательных полов из мрамора среди европейских дворцовых комплексов,
- Округлый зал, один из очень важных образцов позднего рококо, в котором находится громадная натуралистическая фарфоровая люстра, сделанная на Мейсенской мануфактуре,
- два богато оформленных концертных зала,
- королевская библиотека,
- номера Kaiser Wilhelm II, оборудованные современными удобствами, включая ванную комнату,
- полы из дерева, фарфор Берлинской мануфактуры, картина Адольфа Менцля, изображающая коронацию Вильгельма I как короля Пруссии в Кёнигсбергском соборе.
В одной из комнат сохранился «подарок» русских солдат, оставивших на стенке надпись «смерть немецким оккупантам».
К большому сожалению, как минимум до июня 2020 года дворцовый театр посетить нельзя.
Вы можете посетить новый дворец летом (с 1 апреля по 31 октября) самостоятельно с аудиогидом на польском языке или с экскурсией. На тихую поездку по дворцу вам необходимо отметить 75-90 минут. Внутри дворца намного больше комнат, чем во дворце Сансуси. В другие месяцы вход в Новый дворец возможен лишь с экскурсией.
Нужно обратить внимание, что вход в Новый дворец возможен исключительно на конкретное время, которое вы должны зарезервировать при приобретении билета или на одной из информационных стоек. Если вы опоздаете к намеченному времени, вас не пустят в середину.
Больше фотографий и информации можно найти в нашей статье Новый дворец в Потсдаме.
Новая оранжерея (Neue Orangerie)
Вытянутая Новая оранжерея считается последним из зданий, построенных в парке Сансуси, а еще одним из очень потрясающих по размерам — длина здания составляет практически 300 метров. Перед дворцом есть приятные террасы с видом на округи.
Дворец построили по заказу Фридриха Вильгельма IV между 1851 и 1864 годами, и в очень разный период времени за проект отвечали три архитектора: Людвиг Персиус, Фридрих Август Штюлер и Людвиг Фердинанд Гессе. Необходимо выделить, что архитекторы работали на основе предварительных эскизов, подготовленных лично королем, а корпус здания был создан по образцу итальянских вилл — в том числе виллы Медичи, виллы д’Эсте и виллы Памфили.
Новая оранжерея — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Новый комплекс должен был выполнять 2 функции — самая важная заключалась в хранении более 1 000 экзотических растений, представляющих несколько десятков видов в зимний период. На момент окончания строительства это была третья по величине оранжерея в странах Европы — после Венской и Версальской.
Кроме заводских помещений, во дворце также расположились королевские апартаменты, которые с самого начала нужны были как свои покои для короля и его жены Елизаветы Баварской, но позднее были переоборудованы в комнаты для гостей.
Люксы в Новой Оранжерее были оформлены в тематике историзма и собой представляют прекрасное сочетание рококо и классицизма. В номерах сбереглась необычная отделка и мебель, включая исторический фарфор.
В Новой оранжерее мы увидим, среди прочего:
- Комната слоновой кости, где представлена маленькая фарфоровых коллекций трех крупных немецких мануфактур: Берлинской KMP (включая богов греческой мифологии), Misien (великолепные четыре изображения воды, огня, земли и воздуха) и Мюнхенской Нимфенбургской мануфактуры (фигурки, напоминающие об итальянской народной комедии Commedia dell’arte).
- Монументальная комната Рафаэля, в которой собрано около 50 копий работ знаменитого мастера ренесанса Рафаэля Санти — среди них можно заметить роспись стен «Афинская школа», которую мастер написал в папских помещениях Ватиканского дворца (ныне музеи Ватикана); это одна из самых крупных коллекций копий работ мастера ренесанса.
- Лазурная комната с маленькими столиками, спроектированными Карлом Фридрихом Шинкелем.
- Малахитовая комната, наполненная подарками царского двора (здесь жила царица Александра Федоровна) и коллекцией скульптур и картин.
Данные комнаты можно посетить во время 30-минутной экскурсии с гидом или в конкретное время (выходные и праздничные дни с мая по октябрь) самостоятельно. Дворец закрыт в зимний период с 1 ноября до конца марта.
Экскурсии проводятся на немецком языке, но в начале вы получите описание на нескольких страницах на польском языке.
Нужно обратить внимание, что по дворцу вы ходите в не максимально удобных тапочках, которые одеваются поверх обуви. Собираясь в Новую оранжерею, рекомендуется одевать хорошую обувь.
Хотя экскурсии организуются систематически, лучше всего подойти в кассу сразу по прибытии и зарезервировать часовое окно.
Вид на крышу Новой оранжереи
В Новой оранжерее существует еще одна знаменитость — площадка для осмотра, которая расположена на крыше между двумя башнями. Вид с вершины представление дает о просторах парка Сансуси, но верхушки деревьев заслоняют большинство зданий — нам получилось увидеть только верхнюю часть Нового дворца и часть мельницы.
Подъем, осмотр окрестностей и спуск занимает менее 15 минут.
Дворец Шарлоттенхоф (нем.: Schloss Charlottenhof)
Дворец Шарлоттенхоф, находящийся в юго-восточной части парка, является очень маленьким из всех резиденций королей, но его очарование тяжело отрицать.
Дворец Шарлоттенхоф — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Уже в восемнадцатом веке на месте дворца стояла маленькая усадьба Шарлоттенхоф, находившаяся в собственности частного лица и построенная в тематике дома за городом. В 1825 году король Фридрих Вильгельм III выкупил его и подарил на Рождество собственному сыну, принцу Фридриху Вильгельму IV, который двумя годами ранее женился на Елизавете Баварской. Новая резиденция стала летним домом для княжеской четы.
Популярный собственной любовью к итальянской и традиционной архитектуре, Фридрих Вильгельм IV, однако, не собирался жить в доме, находящемся за городом. Он обратился за помощью к Карлу Фридриху Шинкелю, и в течение трех лет, с 1826 по 1829 год, они вместе воплотили бывшую усадьбу во дворец, построенный по образцу итальянской виллы. Петер Йозеф Ленне, популярный прусский садовый архитектор, разбил вокруг виллы идиллический сад в пейзажном стиле.
Однако стратегия перестройки существующей структуры имела серьёзный недостаток. Новый дворец построили на основе скелета предыдущей резиденции, поэтому он не отличается собственными размерами, а комнаты сравнительно небольшие. В ходе реконструкции была добавлена лишь одна восьмиугольная пристройка. Чтобы сделать больше площадь для жилья, была предпринята отважная попытка, и к востоку от дворца был вырыт искусственный холм до основания второго этажа, что дало возможность создать террасу, на которую герцогская чета могла выходить прямо из собственных квартир. Землю буквально вырыли немного подальше, а появившуюся яму воплотили в искусственное озеро.
Королевская чета не проводила много времени во дворце, так как приблизительно через десятилетие Фридрих Вильгельм IV стал королем и смог переехать в намного большущий дворец Сансуси.
Сегодня интерьеры дворца Шарлоттенхоф — одно из лучших мест, где можно заметить артистизм и мастерство Шинкеля. Во дворце сохранился оригинальный декор и мебель, спроектированные известным архитектором.
Внутри мы увидим, среди прочего:
- вестибюль, покрытый картинами в помпейском стиле, с которым Шинкель познакомился при посещении Италии — в данной комнате необходимо выделить потрясающий бронзовый фонтан его дизайна,
- комната для гостей в виде палатки ,
- столы, стулья и прочая мебель, спроектированная Шинкелем,
- собственная спальная комната королевской четы,
- гостевая с несколькими картинами, в том числе пейзажами мест, которые посетила королевская чета,
- отдельные мебельные предметы из ныне не существующего берлинского замка,
- столовая, покрытая узором звездного неба, мотив, встречающийся очень часто в итальянских церквях — в данной комнате выставлены копии росписей стен Рафаэля из Ватиканского дворца,
- комната, которая собой представляет маленькую выставку картин с копиями специалистов ренесанса,
- фарфор Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине (KPM) ,
- коллекция сокровищ принца (включая серебро),
Декор дворца Шарлоттенхоф должен был также выполнять целительную функцию для жены короля, Елизаветы Баварской. Королева любила супруга настоящей любовью, о чем говорило их совместное брачное ложе. Нужно помнить, что во времена королей и держав союзы очень часто заключались стратегически, и иногда у будущих супругов даже не было возможности узнать друг друга предпочтительней, собственно поэтому во множестве королевских дворцовых комплексов было две спальни.
Не обращая внимания на собственную пылкую привязанность, Татьяна Баварская не смогла найти собственный путь в Пруссии. Она скучала по собственной горной Баварии и живописной деревенской местности, что вгоняло ее в меланхолию. Отсюда синие цвета и декор, напоминающий о ее путешествиях — одна из квартир, в конце концов, построена по образцу палатки.
Мы можем посетить комнаты дворца Шарлоттенхоф только в рамках экскурсии на немецком языке продолжительностью около 45 минут. В начале нам дают маленькое описание на английском, но оно охватывает лишь малую часть того, о чем говорит гид.
Экскурсии организуются не достаточно часто, их количество зависит от месяца и заинтересованности, поэтому рекомендуется заранее узнать время поездок в одном из информационных пунктов или в самом дворце. Мы передвигаемся по дворцу в не максимально удобных тапочках, которые надеваем на обувь, поэтому советуем отправиться в парк Сансуси в удобной обуви.
Если даже вы не запланировали принимать участие в экскурсии, необходимо подходить к резиденции и подняться на террасу дворца, где можно заметить части оставшихся росписей стен.
Историческая мельница (Historische Muhle von Sanssouci )
Практически в нескольких шагах от дворца Сансуси стоит высокая мельница в тематике голландских ветряных мельниц. Нынешнее здание было построено между 1787 и 1791 годами, но перед тем как мы напишем про посещение этого здания, стоит вернуться на 50 лет тому назад.
В начале 18 века Потсдам стал гарнизонным городом, что потребовало увеличения производства пищевых продуктов. В декабре 1736 года мельник Иоганн Вильгельм Гревениц обратился к королю Фридриху Вильгельму I с просьбой разрешить ему построить мельницу в нескольких шагах от Бранденбургских ворот Потсдама. Через два месяца разрешение было получено, и в 1738 году мельница уже работала.
Историческая мельница — парк Сансуси — Потсдам / [С разрешения SPSG].
Сооружение было построено за семь лет перед началом строительства дворца Сансуси, когда никто и предположить не имел возможности, что преемник престола Фридрих Великий захочет построить летнюю резиденцию на верхушке соседнего холма.
Любой, кто хотя бы раз стоял у основания работающей мельницы, может себе представить, что в безветренные дни ее шум может быть неприятным. Король Пруссии не выдержал характерного грохота и попытался избавиться от собственного беспокойного соседа. Во множестве стран XVIII века каприз правителя как нибудь была бы исполнена, но исключительно не в законопослушной Пруссии. Мельник обратился в суд в Берлине и выиграл дело у короля, что дало возможность ему сохранить собственное имущество.
Однако через половину века мельница пришла в ветхое состояние, и Фридрих Вильгельм II приказал снести ее и построить новую мельницу в голландском стиле, которая отработала до середины Девятнадцатого века. В последний год Второй мировой историческая мельница была разрушена во время воздушных налетов, но ее получилось восстановить в период с 1983 по 1993 год.
Сегодня ветряная мельница выполняет 2 функции — в первой, каменной части, организована выставка, которая посвящена работе мельниц. Однако выставку тяжело посетить людям, не владеющим немецким языком, так как описания на английском не расположены под предметами, однако их можно заметить на специализированных сенсорных экранах. [по состоянию на октябрь 2019 года].
Довольно высокая, деревянная часть ветряной мельницы — это действующая зерновая мельница. Если у вас никогда не было возможности увидеть ветряную мельницу в действии, это может быть интересным опытом, тем более для маленьких посетителей.
Нам необходимо от 20 до 40 минут, чтобы посетить мельницу .
Китайский павильон (нем.: Chinesisches Teehaus)
Китайский павильон поражает богатством орнаментов и форм, как на фасаде, так и внутри. Это круглое здание было построено между 1754 и 1764 годами и является одним из прекрасных образцов стиля шинуазри (франц. китайский) европейских дворов XVIII века. Павильон служил чайным домиком, в котором можно было расслабиться после прогулки на чистом воздухе.
Мы советуем всем читателям пройтись по павильону и посмотреть на богатое оформление, тем более на позолоченную резьбу и узор колонн, головы которых напоминают пальмы. На верхушке конструкции установлен китайский зонт.
Можно посетить Китайский павильон, что мы и советуем вам сделать. Внутри, кроме основного круглого зала, имеются три комнаты поменьше, где мы можем увидеть обои и маленькую коллекцию фарфора. Верхняя часть центрального зала покрыта характерными картинами, изображающими восточные сцены (включая Будду и лихих животных).
Большинство предметов обстановки (включая огромную люстру, бра и некоторые стулья) являются необычными и датируются 18 столетием.
Посещение Китайского павильона занимает до 15 минут.
Термы (нем.: Romische Bader)
Банный комплекс, созданный по образцу помпейской виллы, построили в первой половине Девятнадцатого века по приказу Фридриха Вильгельма IV, который стал знаменит как ярый приверженец итальянской (особенно античной) архитектуры. Здание было построено на основе планов Карла Фридриха Шинкеля и его ученика Людвига Персиуса.
Термы — парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Внутри, кроме трех классицистических залов и одной ниши, мы видим копию афинских кариатид (женские стойки из храма Эрехтейон, стоящего на верхушке афинского Акрополя), копию бронзовой скульптуры «Умирающий галл» (оригинал находится в Капитолийских музеях в Риме) и мозаику (перед которой выложено итальянское слово Salve, или Добро пожаловать).
Для посещения всего комплекса нам нужно будет примерно 15 минут. Бани посещаются независимо друг от друга. После посещения бань мы войдем в стоящее рядом здание, где во время нашего визита в октябре 2019 года была выставлена коллекция плакатов (на немецком языке).
Потсдамский университет
Напротив Нового дворца находится архитектурный комплекс в барокко стиле 18 века, где сейчас размещается местный университет. Хотя мы не сможем посетить здание, стоит пройтись под колоннадой и посмотреть на скульптуры, украшающие крышу и спиральную лестницу.
Данный комплекс построили одновременно с Новым дворцом и должен был стать его фоном. Смотря на потрясающую архитектуру, тяжело поверить, что внутри были только подсобные помещения.
Хотя здание расположено за поверхностями стен парка Сансуси, оно также считается объектом Всемирного достояния ЮНЕСКО.
Храм дружбы (Freundschaftstempel) и Антикентемпель
Практически в нескольких шагах от Нового дворца стоят два небольших здания в классическом стиле.
Первое — это круглое здание в форме древнего храма под названием Антикентемпель, какое было построено в 1768-1769 годах. Сначала здание применялось для размещения коллекции древностей Фридриха Великого, но с первой половины 20-го века оно применяется в качестве мавзолея, и войти в него невозможно.
Размещенный практически в нескольких шагах от него Храм Дружбы имеет форму открытой ротонды, которую поддерживают восемь коринфских колонн.
Сооружение было построено между 1768 и 1770 годами как памятник любимой сестричке Фридриха Великого — Вильгельмине. В самом центре — сидящая скульптура задумчивой маркграфини Байройтской с книгой в руке. Колонны сгруппированы по двое, что намекает на связь между братьями и сестрами. На передней части колонн размещены пары медальонов с изображением античных друзей.
Antikentempel — Парк Сансуси в Потсдаме / [С разрешения SPSG].
Норманнская башня и древние развалины на холме Руиненберг
Холм Руиненберг, возвышающийся над окрестностями, должен был играть важную роль для всего сада. На его вершине в 1748 году было построено водохранилище для водоподачи в фонтаны парка. Фридрих Великий также хотел, чтобы это место выполняло ландшафтную функцию, поэтому рядом с бассейном построили несколько зданий-руин в античном стиле, в том числе: стенка амфитеатра, ротонда и ионическая колоннада.
Руиненберг — холм руин в Потсдаме
По техническим причинам водохранилище не выполнило собственную функцию, но комплекс древних руин остался постоянной особенностью ландшафта.
В 1845 году, во время правления Фридриха Вильгельма IV, к комплексу было добавлено еще одно сооружение — 23-метровая нормандская башня в тематике тех, что раскинуты по всему южному побережью Италии.
Комплекс получил сильные повреждения во время бомбардировок, но по большей части восстановили.
Лучше всего оставить развалины холма Руиненберг на конец дня и отправиться туда после закрытия дворцовых комплексов. Вы не проведете много времени на месте, но вас ждет короткая прогулка вверх по склону.
Церковь мира (Фриденскирхе)
В восточной части парка в 1845-54 годах была построена Церковь мира по образцу раннехристианских церквей Рима. Трехнефное здание было построено по заказу Фридриха Вильгельма IV по плану Людвига Персиуса, а уже потом его смерти работу продолжил Август Штюлер.
Необходимо выделить, что первоначальные эскизы храма были подготовлены самим королем. Храм построили по образцу раннехристианской базилики Святого Климента. Базилику нельзя уже увидеть лично, так как в начале XII века она была заменена более новой церковью, но во время проектирования потсдамской церкви Мира за основу были взяты сохранившиеся изображения. Колокольня же копирует башню, известную по базилике Санта-Мария-ин-Космедин, которую многие читатели, бывавшие в Риме, наверняка видели — собственно в притворе этой церкви находится всем известный Уста истины.
Убранство внутри церкви также заслуживает большого внимания. Апсида алтаря украшена мозаикой 12 века, которая ранее располагалась в одной из церквей на острове Мурано недалеко от Венеции.
Король Фредерик Вильгельм IV и его супруга похоронены в крипте церкви.
Вход в церковь бесплатный. Церковь открыта каждодневно летом и только в выходные в зимний сезон. Точное время работы можно узнать здесь.
Мы хотели бы поблагодарить организацию SPSG за предоставленные билеты и согласие на фотосъемку.