Церковь святых Михаила Архангела и Станислава Епископа на Скалке в Кракове — одна из довольно значительных церквей в истории Польши. Трагедия, которая, как гласит предание, обязана была случиться здесь, оказала глубокое влияние на историю страны и достаточно сильно вросла в католицизм страны. Популярная «Скалка» принимала королей, принцев и многих обычных странников. В 2005 году (в годовщину канонизации Станислава) Отец Иоанн Павел II возвел церковь в разряд небольшой базилики.
Епископ Станислаус — святой или изменик?
Фигура Святого Станислава Епископа и его участь на протяжении долгого времени вызывали споры среди историков. Не только оценка деятельности этого церковного сановника, но и основные факты его истории остаются проблематичными. У нас существует два летописных рассказа, которые могут пролить свет на жизнь мученика: Хроника Галла Анонима (написанная более чем через 3 десятилетия после смерти епископа) и Хроника Винцентия Кадлубека (написанная более чем через 100 лет после таких трагических событий). Оба они расходятся в собственной оценке событий (Галл дистанцируется от оценки, магистр Винцентий принимает сторону епископа), но передают много важной информации о святом.
Предполагается, что Станислав происходил из Щепанова, из знатной семьи. Вероятнее всего, он получил основательное образование, и благодаря собственным качествам стал епископом Кракова около 1072 года. Тяжело сказать, что должно было случиться в последующие семь лет, так как Станислав пока потерял поддержку короля. В 1079 году он был убит по приказу Болеслава Смелого.
Галл Аноним описывает его как «traditor episcopus», что многие историки (Чацкий, Войцеховский) перевели как «епископ-предатель». Другие, однако, указывали, что слово «traditor» могло означать «бунтовщик» или же просто епископ, наложивший проклятие на короля. С сегодняшней точки зрения невозможно оценить моральную обоснованность двух сторон. Тонкость начального материала не дает возможность этого сделать. Стоит сказать, что существуют даже мнения, согласно которым епископа Станислава никогда не было (тем не менее, это единичные случаи).
Чудеса и легенды
Со святым связано много легенд и историй о чудесах. Многие из них взяты из хроники Винцентия Кадлубека, «Vita maior» Винцентия Кельчинского или трудов Яна Длугоша. Среди наиболее востребованных — сказка о Пиотравине. Рыцарь Петр Стшеменчик (иногда также называемый Пиотравин) должен был продать деревню Пиотравин церкви. Однако после его смерти его наследники оспорили договор купли-продажи. Король принял их сторону, оставшись глух к аргументам епископа. Не видя выхода из получившейся ситуации, Станислав . Он воскресил рыцаря, который вышел из могилы и перед испуганным королем засвидетельствовал, что продал деревню. Потом он заявил, что вместо того, чтобы жить, он избрал бы вернуться в усыпальницу, чтобы как можно быстрее перестать собственные пытки в чистилище.
Вид на водоем Святого Станислава
Со смертью Станислава связано много чудесных историй. Его тело, разрубленное на части, должны были оберегать орлы, а его останки должны были прекрасным образом воссоединиться. Однако палец отсутствовал и был проглочен рыбой. К счастью, в небе появился орел-орлан, который поймал прожорливую рыбу, и реликвия была возвращена. Украшение водоема перед церковью относится к данной преданию. Считается, что вода обладает лечебными характеристиками и имеет характерное железистое послевкусие.
Водоем Святого Станислава — Церковь на скале в Кракове
Культ Святого Станислава начался после его смерти (перенесение его тела в церковь) и стал навсегда связан с историей Польши. Во время раздела Польши история о чудесном воссоединении его отрубленного тела была истолкована как предсказание будущего страны. Подобным образом она трактовалась и во время разделов Польши. Победа при Грюнвальде также была приписана заступничеству епископа. Канонизированный в 1253 году, Станислав стал одним из главных святых покровителей Польши. Интересным обычаем считается шествие Святого Станислава, которое проходит в первое воскресенье после 8 мая. Верующие, священники и церковные сановники в торжественной процессии проходят от Вавеля до Скалки. Когда Польша была монархией, ее правители приняли участие в подобной процессии, чтобы компенсировать Богу ущерб за убийство епископа. В иконографии святой Станислав изображается в епископском облачении, часто в момент смерти. Реже художники обращались к чуду воскрешения рыцаря Петра.
Базилика святых Михаила Архангела и Станислава Епископа на Скалке в Кракове
Раскопки археологов говорят о том, что Скалка была заселена уже в раннем Средние века. Он был отделяется от Вавеля заболоченными землями, что делало его оптимальным местом для обороны. Как гласит предание, здесь находился языческий храм, который после принятия христианства был превращен в церковь. Некоторые историки пытались поместить здесь собор времен Болеслава Хроброго, но эта доктрина не находит поддержки в источниках.
Согласно хронике Винцентия Кадлубека, конкретно здесь ушёл из жизни Святой Станислав. Это должно было случиться у бокового алтаря. Сегодня путешественники могут увидеть довольно реалистичное изображение епископа (изображенного с саблей, воткнутой в голову) и кусок дерева, на котором палачи разрубили тело святого. С львиной долей решительности можно говорить, что кирпичная церковь была возведена с фундамента Казимира Великого (по мнению некоторых историков, король просто восстановил уже существовавший храм). Ян Длугош описывает его как «круглую церковь из белого камня, посвященную Святому Михаилу и Ангелам, с озером». Однако летописец жаловался на убогое убранство Скалки. Чтобы изменить подобное положение дел, здесь обосновался орден паулинов. В семнадцатом веке было признано, что церковь в готическом стиле приходит в кризис и не очень представительна. Было решено о его сносе. Новая церковь обязана была быть построена Антони Герхардом. По всей видимости, монахам-паулинам не понравилась его форма, так как через 5 лет они заказали переделку. На этот раз они подобрали королевского архитектора Антонио Солари. В 1751 году церковь в барокко стиле была освящена. Церковь сбереглась до сегодняшних дней в барокко стиле. Он имеет три нефа и был сконструирован на прямоугольном плане. Левый и правый нефы содержат ряд небольших часовен из черного мрамора. В главном алтаре, кроме статуй ангелов и Бога-Отца, посетители могут увидеть картину, изображающую низвержение Сатаны архангелом Михаилом.
Гробница почтенных
Интерьер крипты Заслуженных — церкви на скале в Кракове
Во время сноса готического костела была обнаружена могила Яна Длугоша. Кости летописца были собраны в глиняную урну. В девятнадцатом веке появилась идея организовать на Скалке место для захоронения людей, которые имеют заслуги перед польской нацией и родной культурой. Политика австрийских властей была достаточно терпимой, поэтому проект был закончен в 1880 году. В первом, в склепе под костелом, покоятся останки Яна Длугоша. Был сделан специализированный металлический гроб, потом каменный саркофаг. Социальное мнение было на редкость благоприятным, поэтому уже на следующий год кости поэтов Винцентия Поля и Лучана Семиньского были перенесены в Скалку.
Склепы под костелами Святого Михаила Архангела и Святого Станислава понемногу вошли в сознание поляков как место захоронения патриотов. Похороны Адама Асныка, Станислава Выспяньского и Юзефа Игнация Крашевского стали манифестацией.
Могила Чеслава Милоша — Склеп достойных в костеле на Скалке в Кракове
В коммунистической Польше на Скалке было сделано два захоронения: Людвик Сольский и Тадеуш Банахевич, а в 2004 году там был похоронен Чеслав Милош. Ранее в склепах нашли вечный покой Теофил Ленартович, Генрик Семирадский, Яцек Мальчевский и Кароль Шимановский.
Могила Яцека Мальчевского — Склеп заслуженных в Костеле на Скале в Кракове
Алтарь трех многих веков
В святилище есть также интересный полевой алтарь. Открытое в 2008 году, сооружение (проект профессора Винцентия Кусмы) состоит из колонн с фигурами святых и заслуг перед Польшей, стола и монолита, символизирующего три таинства. Не обращая внимания на довольно жёсткую критику, «Алтарь трех многих веков» остается одной из очень интересных современных инсталляций сакрального характера.
Практическая информация
Массы
Мессы в Церкви на скале совершаются в следующие дни и время:
- по воскресеньям (и установленным праздникам) в: 7:00, 8:00, 9:00, 10:30, 12:30, 17:30 i 20:00 ;
- в будни в: 7:00, 8:00, 16:00 i 19:00 .
Посещение склепа
Склеп открыт для посещения круглый год:
- с апреля по октябрь с 9:00 утра до 5:00 вечера ;
- с ноября по март — по подготовительной записи у ворот .
Памятник Иоанну Павлу II на скале в Кракове