Монастыри струмица и берово — культура и фестивали

Монастыри Струмица и Берово — Культура и фестивали

Воткнул часы, задвинул гардины, время совсем не двигается. яркий свет пробежал между жалюзи, разбудив меня и задумавшись, не спал ли я так быстро, что наступил день. Я открываю дверь балкона, и взамен ожидаемого естественного света снаружи блещут тысячи искусственных солнц на уличных фонарях и рекламе. На противоположном рекламном щите улыбающаяся девушка зовет меня в Здравец — магазин и ресторан, где мы с разочарованием ужинали, и воспоминания о питательном супе на старом базаре в Скопье..

  • Монастырь Леворечки — путеводитель по потерянной вере
  • Монастыри на горе Чепан — путеводитель и дело
  • Плаковский монастырь Святого Пророка Илии — недалеко от Велико Тырново

Потому как мой супруг храпит, как ленточная пила на лесопилке, я вставляю силиконовые заглушки в уши, чтобы этого не слышать.. Впрочем я слышу его громовой храп и музыку из соседнего ресторана, и мы ночуем в трехзвездочном отеле «Илинден» в македонском городке Струмица, где останавливались за 34 евро за ночь.

Мы также в купальниках, а бассейна снова нет, не обращая внимания на заявление моего мужа, который будто бы всегда подбирает отель с бассейном в сети интернет. В остальном все в номере отеля..
О-ли-ли, что рухнуло? Мой супруг упал с постели во время сна — прекрасный вариант, жертвой могла быть я, так как он сам по незнанию вытолкнул меня из постели.

Я слышу его стон, он возвращается в постель и продолжает храпеть, словно с ним ничего не случилось. И я смотрю посреди ночи, и мои мысли возвращаются ко вчерашнему дню.
Сквозь туман Софии, со страховкой и македонскими динарами в сумке, мы мчимся по шоссе в сторону Благоевграда и желаем, чтобы погода поменялась. Впрочем туман не собирается уходить и кое-где нас сильно накрывает, так что вокруг ничего не видно. Я-а-ааа, кто-то вроде шутит — что это за темно-сине-серый рядом с нами, слева зажимая байру и угрожающе приближаясь к нам, а с правой стороны солнышко капает капли воды из инея на ветви деревьев и искры в инейе на засохшую траву? И опять туман…
Мы также проезжаем Петрич, и после погранпункта Ново Село мы в Македонии. Я поворачиваю голову влево и вправо и щелкаю языком, что мы чередуем красивые дома за городом.

Они все двухэтажные, солидные, с красивой сегодняшней архитектурой, окрашены в яркие цвета, с красными крышами из черепицы и дворами с лужайками покрытыми зеленью и пучками разноцветных хризантем. Со всем удивлением мы прибываем в город Струмица. Мы оставляем наши сумки в отеле, обедаем через улицу в Здравец и отправляемся к месту назначения..
Вау, какой бардак. Неужели тут никто не слышал об охране внешней среды? По асфальтированному покрытию разбросан самый разный бытовой и послеремонтный мусор. У них нет городской свалки?

А где красивые дома?
После кладбища села Водоча, что в четырех километрах к северо-западу от Струмицы, у основания горы Еленица, каменная ограда выгибается влево от асфальта.. Всего шаг во двор — и декор меняется — лужайка покрытая зеленью, могучие деревья и среди них, с обглоданной временем кладкой, как в красно-ржавой патине греет взгляд и любуется церковью.

православный монастырь "Св. Леонтий ». Вокруг нет живой души. Мы гуляем по церкви и натыкаемся на развалины. Из информативной витрины читаем, что: «Монастырь это комплекс из трех церквей, выстроенных в три момента в XI , XII и XIV век.

Очень старая церковь находится на ее восточном конце. По сей день в алтарном пространстве осталась лишь его маленькая часть. Второй этап происходит, когда первоначальная базилика рушиться, и в первой половине Одиннадцатого столетия в западной части был выстроен храм в форме креста, посвященный Введению Пресвятой Богородицы в храм.

Этой датой датируются единственные фрески святого Эвпла и святого Исавра. В двенадцатом веке тут была пристройка, в которой была выстроена большая восточная крестообразная часть с монументальными фресками.

В западной части церкви во второй половине 14 века был выстроен и расписан нартекс. Когда была выстроена открытая пристройка дома со стороны юга, неизвестно. С 1018 года церковь была резиденцией Струмицкой архиепископии ».

Перед боковым входом в церковь свечки расставлены стопками, а рядом с ними — ящик, в который можно положить динары — настолько, насколько они оторваны от вашего сердца. Никто не преследует вас, никто не обращает внимания на вас, так что вы не крадёте. Мы ложим динары в коробку, зажигаем свечу и в уме загадываем просьбы и желания Творцу..
Входим в церковь и нас пронзает сильный холод. Так мрачно, что мы видим только силуэты. Номер с «похищенными» фото сюда не проходит..

Мы оставляем немного разочарованные тем, что не видели ничего из внутренней красоты церкви и говорим о сразу бросается в глаза происхождение названия села и церкви в монастырь — Водоча.. Легенда говорит, что когда-то тут были ослеплены воины Самуила..
Еще три километра на запад, подъем по каменистому плато и узким улицам поселка Велюса, где машины проезжают только в некоторых местах, а на самом высоком мы перед воротами монастырь "Св. Богоматерь Элевсинская »(Милосердная Богоматерь).

Некрасивые дома за городом и звуки бара, стекающего по склону, остаются позади. Три каменных ступеньки — и мы опять в ином мире. Словно мы находимся на высших землях.

Я стою у ворот и не смею идти по переулку. Тут тоже время остановилось и не двигалось уже десять веков, грызя кладку церкви из известнякового камня, кирпича красного цвета и цемента белого цвета..

Красивая женщина с кипарисами празднично стоит по двум сторонам от двери! С правой стороны — монастырское крыло, окутанное зеленью старых деревьев.

В невысоком продолговато-арочном здании напротив находится мастерская. Туман коварно ползет по лужайке покрытой зеленью, и вы спрашиваете, не в раю ли вы.

Входим в притвор церкви, где бережно оставляют свечки, маленькие сувениры и иконы, из которых можно взять, оставив сумму, которая указана на маленькой этикетке.. Света мало, а «похищенные» фото также невозможны.

Мы выходим, но монахиня с эмоционально контролируемым высказыванием лица относит нас в церковь собственным рассказом о монахе Маноле, бывшем епископе Струмицы, который выстроил монастырь в первой половине 80-ых годов XI века. А вот непроглядная тьма и ноябрьский холод, но монахиня нажимает кнопку и залив с таинственным светом, так что мы видим его мрамор, некоторые фрески Одиннадцатого столетия и панно из мозаики на земля с разложенными на них речными камнями и галькой.

На протяжении веков сбереглись фрески в нише алтаря и купола, утонувшие в черноте плесени. Монахиня со словами тянет нас чуть вправо, где в маленькой нише находится второй мраморный алтарь, а в куполе сверху изображен двенадцатилетний т Иисус Ребенок с большими тёплыми глазами и свитком в руке, когда он сказал собственную первую проповедь в Иерусалимском храме.

Подобных 2-ух отличий нет ни в одной другой церкви. Третье отличие и уникальность — безграничный крест, встроенный во наружную стену церкви.

Его линии так соединяются, что нет ни начала, ни конца. Если вам интересно увидеть, монастырь, которым управляют пять монахинь, открыт каждый день с семи до девятнадцати часов.

В восточной части двора, перед церковью, каменная колокольня навалилась, словно подпирала стенку, чтобы не скатывалась по склону, где, если нет тумана, из Ограждена.

Я хочу остаться тут, но темнеет, свет горит, и мы уже в пути Струмица — самый большой (около 50 000 жителей) город в восточной части Македонии, в 240 км от Болгарии и в 20 км от Петрича.. Город назван в честь реки Струмица, протекающей через него.

Он получил его от славянских поселенцев раньше. В девятом веке, во время правления царя Самуила, город входил в состав Болгарского царства, впрочем после его поражения во время Первой Мировой по Нейи мирному договору Болгария была вынуждена передать Струмицу Королевству сербов, хорватов и словенцев. , позднее стала Югославией и даже позднее новым государством в Республике Македония..
Ужинаем, спокойно гуляем по широкому центральному проспекту города и возвращаемся в отель, чтобы на утро следующего дня выехать в город Берово..
Рядом с дорожным знаком «Хамазлы», в глуши — церковь и ничего.. Ходят слухи, что он был выстроен для жены бывшего македонского премьера, спокойно просящей прощения за грехи мужа. (Это так?) Может благодаря этому он заблокирован. Откуда-то появляются только две собаки, кушают мой нут и виляют хвостами.

Асфальт вьется и подымается по холмистой местности, просачивается сквозь туман и проезжаем указатель на шахту «Огражден».. Солнце светит, а откуда взялось это море среди холмов с правой стороны?

Не может быть! Туман сильно перевернул хребет, и непроницаемая серебристая белизна заполнила равнину, переходящую по склонам холмов. Неестественный вид!

Мы падаем высоко, а солнце продолжает освещать в спящей пустоши. Мы проходим через очень длинную дачную территорию с более красивыми виллами, размещенными вокруг глубокого, вырытого горными водами русла реки.

Бук и сосна, знаки на дорогах для движения со скоростью сорок км/ч, указатели различных деревень, поверните направо и мы в городе Берово. Его наименование значит место, где его жители «собрались» — собрались и заселили речного берега Брегальница, прямо у основания Малешевской горы, в 47 км от Струмицы..

Они также именуют это Небольшая Швейцария, так как это один из четырех крупных кислородных коридоров на планете, город с самой большой концентрацией кислорода на Балканах и самыми солнечными днями в году.. Это также единственный город Македонии с монастырём в самом центре.. Это единственный македонский монастырь, в котором монашеская жизнь не прерывалась с момента его основания..

На солнце на байре каменная колокольня видна — вот она Свято-Архангельский Михайловский монастырь, толкнули между домами. Мы переходим маленькие ворота, проходим неширокий проход с уложенными с обеих сторон толстыми бревнами на зиму и попадаем в мир тишины, красоты и Православия.

Напротив — притвор церкви раннего Возрождения, выстроенной в 1818 году. И тут все аутентично. С момента создания сбереглись: натертый пол из дерева; потолок из дерева с розетками; оловянная купель для крещения с небольшим отверстием внизу (нигде не видно), чтобы святая вода не осквернялась отбрасыванием, а текла в фундамент церкви; большой древесный амвон; древесная люстра для свечей (нигде больше не встречается) и иконостас с иконами, написанными во второй половине 40-ых годов девятнадцатого века Гаврилом Атанасовым из Берово.

В церкви хранится не одна ценная икона. Слева от иконостаса — только одна на балканском полуострове двухчастная икона с расписным ковчегом Ноя и тремя сыновьями, которые по благословению собственного отца Ноя отправляются с женами в трех направлениях по всему миру — в Азию, Африку и Европу. на горе Арарат. Аутентичен и балкон, на котором впереди во время службы стояли певцы, а за решеткой из дерева — монахини, чтобы не отвлекаться на мирские мысли..

Церковь была расписана фресками, но во время сильного землетрясения 1904 года некоторые из фресок разрушились, а уцелевшие были побелены.. Остались только большие фрески с рисунком Христа у алтаря и святого Архангела Михаила над третьей колонной слева. Иконы Богоматери, Христа и Святого Архангела Михаила из иконостаса также были уничтожены и восстановлены в 1912 году..
Святыни нам показывает молодая монахиня с доброжелательной улыбкой. Ее глаза голубого цвета рассказывают историю создания монастыря:
"В девятнадцатом веке в Берово не было церкви, и священники совершали богослужения на природе. Первая церковь "Св. Георги »был выстроен в восточной части Берово, где было 200 домов, а церковь была небольшой, чтобы поместить всех верующих.

Благодаря этому видные люди Берово захотели выстроить новую церковь рядом с устаревшей, в районе Могилата. Настоятелем села был священослужитель Пезо, добрый и благочестивый христианин. У него было пять дочерей: Цона, Митра, Мария, Джурджу и Султана..

Отец Пезо и церковные попечители собрали людей и начали ровнять землю, на которой будет выстроена новая церковь. В это время к ним подошёл турецкий патруль и задал вопрос: «Что вы тут делаете, гьяури?» Жители села ответили: «Мы равняем землю, чтобы, когда придёт губернатор, он мог стоять высоко, а мы опускаемся вниз, чтобы мы могли слышать, что он говорит».
Районная администрация тогда располагалась в Радовише, и там проживал губернатор, который должен был дать разрешительные документы на строительные работы церкви. Когда он приехал в Берово, повелитель остановился в доме священника Пеко, и благодаря этому священослужитель Пеко был вынужден отправиться в Радовиш к губернатору, чтобы спросить строительные разрешения церкви. На его просьбу губернатор ответил: «Я разрешаю вам построить церковь, однако при следующих условиях: быть низко в земля и незаметным; построить за 40 дней (полагая, что это невозможно построить за такое быстрое время) и отдать собственную младшую дочь, султана, в гарем султана ».

Священослужитель Пезо вернулся из Радовиша, объявил условия губернатора, и жители Берово немедленно начали работу. Вмешалось все население — и женщины, и дети.

Они также работали ночью, чтобы выполнить требование. Благодаря большому труду и жертвам верующих, церковь была выстроена и покрыта тротуарами на 40 дней. Чтобы не выделяться, верхнюю стенку оштукатурили сажей и известью..
Через 40 дней губернатор в сопровождении солдат приехал увидеть, что случилось со строительством. Когда он увидел, что церковь высится над землёй, он рассердился и вызвал церковных попечителей, трое из которых были немедленно убиты на глазах у церкви.

Он тоже искал Султану, однако она уже сбежала и затаилась у родственников в Кюстендиле. Губернатор приказал заточить священника Пезо, в надежде, что его дочь приедет посетить его в тюрьме, где его пытали три года..
Губернатор был убит комитами, и новый повелитель, чтобы подавить восстание местных жителей, освободил священника Пезо из тюрьмы. Выяснив про это, Султана вернулась в Берово и стала женой семью Гарковцев..

Первая монастырская церковь была выстроена и освящена в период 1815-1818 годов. Фундамент первого монастыря в Берово был заложен через два десятилетия после его постройки.

Первыми монахинями были невестка и дочь священника Ристо, которая была замужем за старшей дочкой священника Пезо. Они остались вдовами и спросили стать монахами.

Отец Ристо отвел их в Рильский монастырь к аббату, который задал вопрос их в Риле, хотят ли они остаться или вернуться в Берово. Женщины ответили, что рядом с церковью в Берово имеется две комнаты для нужд церкви, и настоятель дал им благословение на устройство комнат для проживания. Две женщины были монахами и вернулись в Берово — так появился на свет Беровский монастырь ..
Через определенный промежуток времени в монастырь стали приходить девушки из других мест. Каждая продала собственный шезлонг, и на вырученные деньги построила для себя новую келью, прикрепленную к идущим до этого, передала монастырю собственное имущество, и подобным образом он расширился и стал богатым..
Первой настоятельницей монастыря была Евгения I, невестка священника Ристо. Второй настоятельницей была Евгения II, дочь невестки, потом Евгения III и четвертая — Евлампия… Сейчас в монастырь поклоняются десять монахинь ».

С правой стороны от церкви заходим в маленькое здание с вывеской «Галерея мозаики».. Вот маленькие панно из мозаики, созданные монахинями, которые вы можете приобрести и встроить в стенки собственного дома..

Они не только украсят его, но и станут для него благословением, так как выполнены с большой эстетикой и любовью. Беровский монастырь — единственный в государстве, где делают мозаичные иконы..

Мы расстаемся с милой монахиней и маленькой жемчужиной — монастырём Св. Архангел Михаил », во двор которого, через узкую улицу, выглядывают этажи четырехзвездочного комплекса гостиничного типа« Монастырь ». Мы входим в ресторан с интересным интерьером и уголком с портретом во весь рост героического воеводского деда Илио Малешевского, его оружия и его биографии.

Заказываем суп из грибов, кашу, пюре из картофеля в буханке (фарш в тарелке с хлебом), каварму, салат Шопский, ломтики ржаного хлеба и газировку «Палистерка», все за 900 динаров. Еда настолько вкусная, что у нас остаются только пустые тарелки, и мы покидаем Берово и направляемся в Болгарию..
На пограничном переходе Делчево-Лисичково нас проверяют на предмет контрабанды сигарет, хотя мы не курим. Находимся в Болгарии, проезжаем деревню Логодаж. Напротив, Пирин бросил снежок.

Солнце остается позади, туман опять пытается нас поглотить — наши, наши, а тормоза дымят, если они дымят. Останавливаемся, поливаем и едем по трассе на Софию. Хотя мы едем со скоростью сто сорок км/ч, мы возвращаемся в темноте.
София — Струмица — Берово — София
Текст и фото включены Нина Крастева-Дудова, отправлено в раздел "Стать автором".

Close
fe62dd5d3b70a680