Зал и вход на выставку скульптур — Альбертинум в Дрездене

Альбертинум — история

Здание, в котором хранится коллекция, когда-то было оружейным складом. Он построили во время увеличения города в шестанадцатом веке и сделан в стиле Возрождения.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

Он был полностью перестроен королями Польши и Саксонии — Августом II и Августом III Саксонским. После Семилетней войны разграбленный арсенал потерял собственную функцию — саксонские правители построили новый арсенал возле Приэльбрусья (сейчас в нем находится Военный музей Бундесвера).

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

Фасад Альбертинума в Дрездене

Было решено расположить коллекцию скульптур в старом здании — для этого все здание было запроектировано фактически с нуля (однако по образцу итальянских зданий ренесанса). Вскоре вместе со скульптурами появились картины и гравюры.

Музей был назван Альбертинум в честь Альберта I Веттина, правителя Саксонии.

Вторая мировая война и бомбардировки Дрездена союзниками нанесли серьезный ущерб. Верхний этаж здания был разрушен, а одновременно с ним и многие ценные произведения художественного искусства. Кроме того, коллекция была увезена Красной армией (часть ее была возвращена только в 1950-х годах). В 1960-х годах коллекция была разделена — прикладное искусство и фарфор были перевезены в другие заведения. Скульптуры остались в Альбертинуме, а галерея Новых специалистов (Neue Meister Gallery, или живопись 19 и 20 веков) находилась здесь. Здание пострадало во время наводнения в 2002 году — не обращая внимания на все меры предосторожности, вода проникла в здание снизу, затопив кладовые и хранящиеся там предметы. Во избежание аналогичных опасностей в дальнейшем, была создана специальная надстройка Arche fur die Kunst («Ковчег для искусств»), способная сопротивляться возможным наводнениям.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

Античные скульптуры — Альбертинум в Дрездене

Альбертинум — экскурсия с гидом

Цокольный этаж и часть второго этажа музея занимают скульптуры. На самом верху выставлены произведения живописи, сгруппированные по времени их создания (начав с 19 века и завершая современным искусством). Перемещение между этажами делает легче обзорный лифт.

Коллекция скульптур (Skulpturensammlung)

Большинство путеводителей уделяют внимание только современному искусству и упоминают работы Родена и Дега («Мыслитель» Родена и «Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега). Это одни из очень дорогих предметов в коллекции, но нужно помнить, что в Альбертинуме также существует очень много античных скульптур. Тут представлены произведения художественного искусства Греции, Рима и прочих древних культур.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Мыслитель» Родни — Альбертинум в Дрездене

«За свободу» Саша Шнайдер

Загадочная, неоконченная картина сохранена в цветах сепии. По сей день остается неясным, что собственно она обязана была изображать и что символизировала процессия фигур, увековеченных художником. Работы Шнайдера были запрещены в течение многих лет (считали, что они пропагандируют гомосексуализм), и автор приобрел популярность как иллюстратор книг. И правда сегодня мы можем восхищаться его основательной картиной в Альбертинуме, конкретно здесь в 1912 году скульптура Шнайдера «Мальчики у купальни» была отвергнута на конкурсе.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«За свободу» Саша Шнайдер — Альбертинум в Дрездене

Картины Каспара Давида Фридриха

Неизменная популярность работ этого немецкого романтика означает, что многие путешественники едут в Альбертинум собственно из-за его произведений. Интересно, что две картины этого художника стояли у истоков создания всей галереи «Новые мастера» («Двое мужчин, созерцающих луну» и «Дольмен осенью»). Особенно впечатляет «Крест в горах». — картина, для которой Фридрих сам создал богато украшенную золотую раму. Многие посетители дольше рассматривают вышеупомянутый шедевр «Двое мужчин, созерцающих луну». Художник писал эту сцену как минимум три раза, но дрезденская версия является наиболее востребованной. Картина интерпретируется как восхваление свободы и противостояние консервативной немецкой политике того времени.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Крест в горах» Каспара Давида Фридриха — Альбертинум в Дрездене

«Переправа через Шрекенштайн» Людвига Рихтера

Этот немецкий художник-романтик стал популярен еще при жизни. Его работы (гораздо мало известные, чем работы Фридриха) изображали сцены из жизни народа на фоне местного пейзажа. На полотне, о котором идет речь, мы видим группу людей, переходящих реку Эльбу у основания руин замка Стржеков (место размещения современной Чехии). Их взгляды символичны: девушка в молодом возрасте с завистью смотрит на влюбленную пару, ребенок пытается прогнать скуку, плотогон смотрит на реку, пожилой лэрд и мужчина погружены в раздумья, и только путешественник зачарованно смотрит на таинственные развалины. В Альбертинуме мы увидим и остальные работы мастера, к примеру, «Свадебную процессию на фоне весеннего пейзажа».

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Переправа через Шрекенштайн» Людвига Рихтера — Альбертинум в Дрездене

«Развалины готической церкви» Карл Блехен

Третий из немецких романтиков также отдал дань уважения пейзажной живописи. Он часто включал в собственные полотна человеческие фигуры, однако в основном, не придавал им особенно важного значения. С первого взгляда, дрезденская картина излучает чувство волнения — мрачные развалины собора, которыми плавно овладевает природа, кажутся угрожающими и опасными. И все же, после какого, мы улавливаем силуэт странника, который отыскал здесь покой и место где можно отдохнуть.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Развалины готической церкви» Карла Блехена — Альбертинум в Дрездене

«Голая девушка» Вильгельма Трюбнера

На фоне эмоциональных и красивых романтических пейзажей голая натура Трюбнера шокирует собственной правдивостью. Это, в конце концов, абсолютно другая эпоха — художник, увлеченный искусством Курбе, также совместил влияния других художников собственного времени. Он говорил, что красота должна быть в самом изображении, а не только в предмете. Смысл этой максимы можно заметить в «Обнаженной девушке». — художник не приложил никаких усилий, чтобы красиво оформить собственную модель; мы видим большой нос, покрасневшую кожу или остальные недостатки.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Голая девушка» Вильгельма Трюбнера — Альбертинум в Дрездене

Винсент Ван Гог «Натюрморт с айвой».

В таком музее, как Альбертинум, Ван Гог, разумеется, не имел возможности отсутствовать. Его творчество представлено картиной, которую художник написал в конце собственного парижского периода. Во многих исследованиях утверждается, что на полотне были увековечены груши, но, вероятнее всего, среди них была айва.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Натюрморт с айвой» Винсента Ван Гога — Альбертинум в Дрездене

«Parau api» («Какие новости?») Поля Гогена

Красивая картина Гогена, изображающая 2-ух женщин в классических одеждах, связана с пребыванием художника в Таити. Полотно пришло в Дрезден в 1920-х годах, хотя и не без некоторых проблем. Антифранцузские настроения были очень сильны в Германии, и появился вопрос, должен ли Альбертинум собирать только немецкое искусство и не будет ли покупка французского искусства говорить об отсутствии патриотизма. К счастью, получилось добиться приобретения ряда работ импрессионистов, среди них «Parau api» считается одной из самых великих и известных.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

«Parau api» (Какие новости?) Поля Гогена — Альбертинум в Дрездене

«Война. Триптих» Отто Дикса

Монументальная картина Дикса по собственной форме напоминает священные произведения, но смысл ее «светский». Картина собой представляет запись травматического опыта художника, полученного им в окопах Первой Мировой. Послебоевой пейзаж, груды трупов, невыразительные силуэты солдат — все это говорит о жестокости войны. Что не хватает (как в религиозных картинах), так это воскрешения — все завершается братской могилой солдат, помещенной художником снизу триптиха.

Альбертинум - Дрезденский художественный музей

Война. Триптих» Отто Дикса — Альбертинум в Дрездене

Картины Вручения Оскара Кокошки

Один из очень известных экспрессионистов прожил в Дрездене несколько лет. Творчество Кокошки сопровождалось бесчисленными скандалами (к примеру, в его саду полиция обнаружила окровавленный труп женщины, однако при ближайшем рассмотрении это оказалась облитая вином резиновая кукла, выдаваемая за бывшую возлюбленную художника). Хотя во время нацистского правления его искусство считали дегенеративным, и его картины были изъяты из Альбертинума, несколько из них сбереглись в запасниках музея. Здесь мы можем увидеть, к примеру, всем известный автопортрет художника.

Оскар Кокошки — Альбертинум в Дрездене

Альбертинум — практическая информация [обновлено в июле 2018 года].

Музей находится рядом с террасой Брюля и церковью Девы Марии в Дрездене по адресу Georg-Treu-Platz 1 . Ближайшая остановка общественного автотранспорта — Dresden Synagoge. Учреждение открыто со вторника по воскресенье, с 10 утра до 6 вечера. Билеты для входа стоят 10 евро (льготники — 7,50 евро, дети и молодежь до 17 лет проходят бесплатно).

Также можно выбрать билет на весь день во все музеи SKD (Staatliche Kunstsammlungen Dresden) за 19 евро или однодневную музейную карту Dresden Museum Card за 22 евро.