Неспроста Кшешув называют «жемчужиной барокко». Сохранившиеся церкви, монастырь и часовни Голгофы являются произведениями искусства высшего порядка. Посещая Опольский край, стоит сойти с протоптанной дорожки, чтобы посетить это живописное место.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Базилика Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве (костел Святого Иосифа слева)

Кшешув — легенда

С началом пребывания цистерцианцев на данной земля связано несколько легенд. По словам одного из них, все началось с того, что Болеслав I Сырой, силезский князь, отправился на зимнюю охоту. Преследуя дичь, он отделился от собственной свиты и заблудился в лесной глуши. Наступила холодная зимняя ночь, и правитель понял, что если он не найдет себе дом, то замерзнет до смерти. Поэтому он начал молиться о помощи, обещая Марии, что если он выживет, то будет финансировать церковь. Едва живой, Болеслав вскоре нашли евреем, путешествующим по лесу, который сопроводил князя к собственному народу. Правитель вознаградил собственного спасителя, но забыл о собственном обещании. Прошло много лет, и старый принц опять отправился на охоту, и опять заблудился в лесной глуши. Впрочем на этот раз было жарко, и Болеслав страдал от жажды. Вскоре он уснул, обессиленный, и во время сна его преследовал ангел, который показывал ему дорогу к источнику, напоминая о неисполненном обещании. Правитель сдержал данное обещание и приказал построить храм на месте, где протекал источник.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Фасад базилики Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Аббатство Кшешув — история

Легенда связывает основание аббатства с личностью Болеслава I Сурового, но историки указывают, что монахи появились в Кшешуве уже в 1249 году. Такое случилось благодаря герцогине Анне Премислид (вдове Генриха Благочестивого). Только через 4 десятилетия Болеслав I выкупил эти земли у бенедиктинцев и передал их цистерцианцам. Акт об основании нового монастыря датируется 1292 годом. Привилегии, предоставленные монахам, были подтверждены Папой Иоанном XXII в 1318 году. После смерти герцогини Агнешки Габсбург Кшешув перешел из-под власти силезских Пястов к правителям Богемии. Во время гуситских войн здания были разграблены. Легенды уверяют, что это сделали гуситы, убив за 1 раз 70 монахов. Однако историки отмечают, что монастырь был опустошен рыцарями Германа Зеттрица (Четтрица), а информация о допустимых жертвах набега была плодом фантазии летописцев Семнадцатого века. Опять здания монастыря Кшешув пострадали во время Тридцатилетней войны, когда шведская армия пришла в данный район. Кроме прочего, захватчики уничтожили неоценимый средневековый архив.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Кшешув — эпитафия Пястам

Последующие годы были периодом реконструкции Кшешува и развития паломнического движения. Возникла реконструкция основного храма, а уже потом того, как здесь было основано Братство Святого Иосифа, строительство еще одной церкви. Работы продолжались аж до XVIII века, хотя начало Силезских войн и победа прусской армии сильно ограничили возможности здешних аббатов. В 1810 году монастырь был упразднен согласно решению Фридриха Вильгельма III. В церкви был проведен ряд работ по реставрации, хотя очень часто они приносили больше вреда, чем пользы (к примеру, в период проведения ремонтных работ башни случился пожар и был уничтожен колокол «Эммануил»). В двадцатом веке монахи вернулись в Кшешув, а монастырь папским решением преименовали в аббатство.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Костел Святого Иосифа в Кшешуве — фрески в нефе

Во время Второй мировой бенедиктинцы были силой призваны в армию, а монастырь служил лагерем для мигрантов и тюрьмой для евреев, отправленных в последствии в лагеря уничтожения. Здесь нацисты прятали депортированные коллекции Берлинской королевской библиотеки. После поражения Германии коммунистические власти удалили немецкое население из Кшешува и передали храм и аббатство монахиням-бенедиктинкам из Львова. Также были сделаны работы по консервации и реставрации. В 1998 году церкви Успения Пресвятой Девы Марии был присвоен ранг базилики. Также предпринимаются усилия по включению аббатства в список Всемирного достояния ЮНЕСКО.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Интерьер базилики Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Аббатство в Кшешуве — экскурсия

Мы входим в комплекс через ворота рядом с автобусной остановкой и Пансионатом для пожилых.

Наиболее интересные достопримечательности включают:

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Церковное кладбище — Кшешув

Базилика Успения Пресвятой Девы Марии

Потрясающий Кшешувский храм считается очень важным зданием всего комплекса. Он был сконструирован по плану креста. С добавкой мавзолея Пястов трансепт оказался в центре комплекса. Идея скульптур и картин имеет четкий идеологический характер.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Алтарная роспись — Базилика Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Храм построили во времена религиозных волнений и являлся выражением католической теологической мысли. Это видно уже по необычному фасаду, важным элементом которого считается скульптура Девы Марии. С одной стороны, это акцентирует святоотеческий характер церкви, с другой стороны, откровенно акцентирует роль марианской преданности (что было важно для Контрреформации). Нижняя фасадную часть означает земную реальность (здесь размещены фигуры святых), верхняя часть — небо. В самом центре «небес» мы видим изображение Святой Троицы с распятым Иисусом. Но она отличается от той, с которой мы обычно встречаемся. Бог Папа не держит крест, а опускает его прямо к Марии, занимающей центральную часть. Она считается связующим звеном между небом и землёй. Ниже фигуры Девы Марии размещены скульптуры ангелов, держащих картуши с атрибутами Эммануила-Мессии. Эти девизы связывают фасад с внутренней задумкой церкви.

Подобно тому, как планировка фасада акцентирует роль Марии, идея росписей на поверхности потолка церкви отсылает к Мессии. Каждый из них иллюстрирует одно из качеств, приписываемых богословами возвещенному Спасителю: Предтеча, Советник, Бог, Могущественный, Папа будущего века и Князь мира.

По двум сторонам от церкви размещены шестнадцать часовен, посвященных святым, а еще часовня Эммануила и Пресвятого Таинства. Там, где трансепт пересекает неф, сбереглись красивые лавки 18 века.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Фасад базилики Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

В пресбитерии мы видим главный алтарь в барокко стиле, выполненный скульптором Фердинандом Брокоффом. В нем находится большая картина, изображающая Успение Пресвятой Девы Марии. Сложная композиция, полная пафоса и динамизма, полностью выражает идеи искусства барокко. Работа была написана Петером Брандлом. Согласно неподтвержденным анекдотам, Брандль занимал крупные денежные суммы в находящихся рядом тавернах, которые потом возвращал монастырю. Когда стало известно, что монахи вычли долг из платы, художник изобразил на картине ангела, демонстрирующего собственный обнаженный зад, по направлению места, занимаемого аббатом во время мессы. Согласно другой версии истории, Брандль сначала поместил лицо начальника на крестец ангела, а спрятал его под красным полотном исключительно после того, как долг был погашен.

На противоположной стороне нефа находится орган XVIII века. Он имеет более 2 600 труб и был создан силезским органостроителем Михалом Энглером Младшим.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Орган — Базилика Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Икона Богоматери Милостивой

Под большой алтарной картиной находится небольшая Марианская икона. Это всем известный Кшешувский образ Богоматери Благодати, который, возможно, дал святилищу его латинское название Gratiae Sanctae Mariae. Тяжело сказать, когда он появился в Кшешуве, по преданию он был прекрасным образом доставлен сюда из Римини. Образ был спрятан под полом церкви и найден только 18 декабря 1622 года. Согласно монастырским хроникам, такое случилось благодаря лучам света, упавшим на трещину в полу, под которой была спрятана икона. В память об этом событии в Кшешуве каждый год 18 декабря отмечается Праздник света (Festum Lucis). На протяжении долгого времени икона привлекала странников, а свидетельства о многих чудесах способствовали тому, что в 1997 году Отец Иоанн Павел II короновал образ. В большинстве случаев считают, что это самый старый марианский образ в Польше (хотя краковская мозаика Марии Орантинской старше его приблизительно на 100 лет).

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Удивительный образ Богоматери Милостивой — Кшешув

Дополнительная церковь Святого Иосифа

Слева от богатой базилики находится более простая церковь Святого Иосифа. Его происхождение связано с созданием аббатом Бернардом Роза братства, задачей которого был уход за святилищем и культ святого покровителя. Членами братства могли быть только мужчины (обычно католики, хотя при конкретных обстоятельствах ими могли быть и остальные христиане). Святой Иосиф был объявлен покровителем Чехии, поэтому предпринимали усилия по популяризации его культа. Строительство церкви началось в 1690 году, и хотя храм был освящен всего шесть лет спустя, оно не обошлось легко. В 1693 году строящиеся башни обрушились. Это стало причиной отстранению от проекта архитектора Марцина Урбана и назначению Михала Кляйна. В конце концов, башни были закинуты.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Костел Святого Иосифа в Кшешуве — фрески в пресбитерии

Храм известен собственными отличными росписями в барокко стиле, созданными в конце Семнадцатого века Михаэлем Вильманном (художнику помогали его сын Михаэль и пасынок Кшиштоф Лишка). Сами картины были тщательно продуманы, и ничто в церкви не было обнаружено нечаянно. Архитектурное расположение увеличивает композицию росписей, поэтому может быть так, что архитекторы и художники работали вместе над задумкой церкви. В пресбитерии находится большая фреска, изображающая поклон Трем королям. Правители, воздающие почести младенцу Иисусу, приходят на необычных лошадях с вытянутыми шеями — конкретно так Вильман представлял себе верблюдов. К этому всему к обычным подаркам короли несут корзины с тканями (для жителей Кшешува и окрестностей (часто ткачей) это был знак богатства). Интересно, что Святое семейство кланяется посреди таинственных руин. Это ссылка на один из апокрифов, по которому Иисус появился на свет не в хлеву, а в разрушенном дворце царя Соломона.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Мария в шляпе — церковь Святого Иосифа в Кшешуве

Другие фрески сгруппированы в три очередности: Предки Святого Семейства» (свод), «Печали Святого Иосифа» (восточные капеллы) и «Радости Святого Иосифа» (западные капеллы). Некоторые картины могут показаться нам сегодня странными, к примеру, «Иосиф просит руки Марии» и «Печаль святого Иосифа по поводу материнства Марии». Но нужно помнить, что они свойственны для благочестия того времени. Возможно, идеи для сюжетов картин исходили от аббата Бернарда Роза, который видел такие работы в монастырь Лилиенфельд. Во фресках мы находим сходство с художником — Вильманн дал собственное лицо трактирщику, не пускающему Святое семейство, и наблюдателю сцены обрезания младенца. Как сообщается, один из монахов, который особенно задел художника, был изображен в виде еврея, проверяющего процедуру обрезания. Еще одна диковинка — маленькая картина на своде возле пятого алтаря «Скорби святого Иосифа». Там мы видим Марию… в шляпе.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Обрезание Иисуса — Церковь Святого Иосифа в Кшешуве

Мавзолей силезских Пястов

Князья Пясты, внесшие вклад в основу церкви, нашли здесь собственное последнее убежище, согласно их воле. В течение многих лет их саркофаги хранились в пресвитерии, но во время реконструкции в барокко стиле было решено перенести их чуть далее, в специализированную часовню.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Фрески на своде Мавзолея — Кшешув

Вход в Мавзолей размещён у левой стены церкви перед кладбищем монахинь-бенедиктинок. Потолок часовни был богато украшен фресками, изображающими историю основания аббатства и деяния аббатов. Это было выполнено для того, чтобы показать цистерцианцев как законных хозяев Кшешувского имения и исполнителей воли Пястов. Символичное надгробие было посвящено всей семье Свидницко-Яворских Пястов: две таинственные фигуры олицетворяют Вечность (женщина со змеей, пожирающей свой хвост) и земную жизнь (умирающий ребенок с факелом, направленным вниз). Согласно некоторым представлениям, фигура ребенка может символизировать легендарного сына Болеслава II Малого, который должен был умереть при невыясненных обстоятельствах.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Надгробие Болеслава II Малого — Кшешув

Красивые готические саркофаги князей Болеслава I Сильного и Болеслава II Малого (последнего независимого из Силезских Пястов, история которого описана в романе Владислава Яна Грабского «Свидницкая рапсодия» и телевизионном сериале «Корона королей». ). В часовне также установлены скульптуры жен князей: Беатрикс из Свидницы и Агнешки Габсбург.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Кшешувская Голгофа — гробница Господня

Голгофа в Кшешуве

Идея построить комплекс часовен также исходила от аббата Бернарда Роза. Интересно, что здешняя Голгофа имеет целых 32 станции (16 на Пути Примирения и 16 на Крестном Пути). Наиболее ценной считается часовня Гроба Господня и Марии Магдалины (в задней части церкви, за мавзолеем Пястов), где сбереглись фрески в барокко стиле. Последняя 32-я станция расположена на крыше базилики над пресбитерием. Он состоит из набора скульптур под названием «Парусия» или «Спуск в бездну». Голгофа обязана была объединить святилище с называющимся Вифлеемом, где сохранился павильон, оформленный набором фресок (17 век), изображающих ветхозаветный смысл. вода.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Голгофа в Кшешуве — Парусия (Сошествие из бездны)

В виду того, что в монастырь до сих пор живут монахини, он не открыт для посещения. Не обращая внимания на многочисленные изменения, здесь сбереглось несколько исторических помещений, в том числе монастырская библиотека.

За базиликой и рестораном «Old Coach House» находится кладбище, где похоронены монахини и некоторые люди, которые имеют заслуги перед аббатством. Гробы монахов находятся под церковью — их можно заметить через один из проемов в левой стене святилища.

Церковный подвал, смотровая башня и музей аббатства также открыты для посещения.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Базилика Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Аббатство Кшешув — практическая информация [обновлено 2018].

Экскурсии по комплексу проводятся в конкретное время. В месяцы с мая по октябрь — 9:00 — 18:00, в месяцы с ноября по апрель — 9:00 — 15:00.

Индивидуальным путешественникам выдаются аудиогиды, из которых они могут узнать об истории здешних памятников, легендах и анекдотах, которые связаны с «жемчужиной барокко» Кшешувом.

В будние дни вы можете посетить так называемый основной маршрут, другими словами Базилику, церковь Святого Иосифа, мавзолей Силезских Пястов и часовни Голгофы. В субботу и воскресеньям вы также можете воспользоваться расширенным маршрутом, другими словами основным маршрутом, метро, смотровой башней, музеем аббатства и павильоном на воде.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Гробы с телами монахов — Кшешув

Цены на билеты такие:

  • Обыкновенный билет на основной маршрут — 12 злотых
  • Билет студента на основной маршрут — 9 злотых
  • Детский билет на основной маршрут — 6 злотых
  • Обыкновенный билет на удлиненный маршрут — 20 злотых
  • Билет студента на удлиненный маршрут — 15 злотых
  • Детский билет на удлиненный маршрут — 13 злотых

Дети до 7 лет посещают аббатство бесплатно.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Интерьер базилики Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве

Стоит оставить много времени для посещения святилища. Прохождение главного тура и прослушивание большинства записей аудиогида занимает около 2-ух часов. С расширенным туром это время будет еще больше.

Ближайшие большие мегаполисы — Каменна-Гура и Валбжих. В Кшешуве действует автобусное сообщение между деревней и Каменна-Гурой, а еще историческим городом Хелмск-Слёнски. Можно посетить Кшешув на обратном пути из соседнего Скальне Място.

Цистерцианское аббатство Кшешув: экскурсия по историческому комплексу

Фрагмент фасада базилики Успения Пресвятой Девы Марии в Кшешуве