Святилище Асклепия-целителя в Эпидавросе было одним из очень важных религиозных центров Древней Греции. Очень большой комплекс зданий, от которых до сегодняшних дней сбереглись лишь развалины, был окружен монументальным театром, который сегодня является одним из прекрасных образцов мастерства древних архитекторов.
Театр Эпидавроса (Пелопоннес, Греция)
Эпидаурос находится на востоке Пелопоннеса, на территории исторической земли Арголида. Здесь необходимо выделить, что сам город лежал прямо на берегу Саронического залива, а культовый центр, который сегодня посещают толпы отдыхающих, основан был приблизительно в 5 км вглубь острова, в живописной долине, окруженной лесистыми холмами.
Археологическое место святилища Асклепия одновременно с театром входит в список Всемирного достояния ЮНЕСКО.
Археологическое место святилища Асклепия в Эпидауросе (Пелопоннес, Греция)
Театр Эпидавроса: самый замечательный театр древнего мира
Прислонившись спиной к склону горы, памятник считается очень красивым из всех оставшихся античных театров. Из трудов Павсания (географа и туриста II века) известно, что архитектором храма был Поликлет Младший и что он построили в конце IV века до нашей эры. (ок. 330 г. до н.э.) Сначала здание состояло из трех частей: трибуны (называемой coilon, лат. cavea), сцены (оркестра) и дополнительного здания с гримерными (skene), которое больше нет.
Дизайнер театра использовал интересный оптический прием, чтобы разделить трибуны на 2 половины: верхняя (гораздо намного меньше) часть наклонена под более крутым углом, чем нижняя. Они разделены дорожкой, называемой диазомой.
Находящиеся снизу насаждения были разделены на 12 сегментов по 34 ряда, а верхние — на 22 сегмента по 20 рядов в каждом. Территории отдыха были выполнены из серого и красноватого местного известняка. Объект может поместить до 12 000 зрителей.
К большому сожалению, от дополнительного здания, стоящего за сценой, мало что сбереглось. Исследователи предполагают, что она была высотой 7,60 м и состояла из 2-ух уровней, хотя от верхнего уровня ничего не сбереглось.
Трибуны театра сбереглись до сегодняшних дней в очень достойном состоянии. Мастерство постройки, должно быть, оценили и жители Рима, которые не внесли в нее никаких изменений. Сегодня здесь также проходят театральные представления, а днем это одна из самых крупных туристических достопримечательностей Пелопоннеса.
Святилище Асклепия
Театр построили рядом со святилищем Асклепия, считавшегося в древнем мире целителем и богом врачебного искусства. Его святилища (именуемые асклепиеи) служили древними больницами, в которые стекались больные со всех уголков Греции. В общей сложности, возможно, существовало более 200 лечебных святилищ по всему греческому миру. (Один из них располагался на склоне Акрополя в Афинах).
Знаете ли вы, что. Асклепий был сыном Аполлона и нимфы Коронис. Он стал знаменит как знаток врачебного искусства, которому он научился благодаря учениям кентавра Хирона. Его культ отправлялся во многих центрах Греции, а очень важные святыни находились в Эпидавросе, Пергаме и на острове Кос. Асклепий считался целителем и одним из очень благосклонных греческих богов.
Святилище функционировало с 6 века до н.э. до запрета на поклонение языческим божествам в четвертом веке. Каждые четыре года в городе устраивались спортивные и драматические агонии (фестивали в честь героя) под названием Асклепий.
На большой территории были возведены храмы, портики, полукруглые экседры для пациентов, стадион, алтари, стелы с описаниями чудесных исцелений и вотивные памятники. К большому сожалению, до сегодняшних дней сбереглись лишь остатки зданий, хотя их фундаменты дают лучшее представление о настоящих размерах комплекса.
В любое время святилище может поместить до 800 нуждающихся. Они приходили с различными недугами. И хотя на месте раскопок археологии были найдены вотивные подношения в виде вылеченных органов, из вотивных записок проявляется и менее реальная картина — к примеру, одна из благодарностей была за счастливый конец. о пятилетней беременности женщины по имени Клео.
Как относились к древним грекам?
Лечением больных занимались священники, живущие в асклепийонах. Однако с современной точки зрения данный ритуал может показаться несколько странным.
Все которые нуждаются в лечении должны были оставаться на ночь в святилище, где, пройдя ритуал очищения, они ложились на окровавленные шкуры жертвенных животных в ожидании сна. Момент подготовки и ожидания, называемый инкубацией, является самым важным из всех процедур.
После засыпания заболевшему являлся сам Асклепий, давал необходимые указания и предлагал идеальные средства.
Учтя многочисленные вотивные приношения, благодарившие пациента за лечение, эффективность этой терапии считать можно высокой. В действительности вклад священника имел важное значение, так как он следил за тем, чтобы больные постились или правильно питались, соблюдали правила гигиены, занимались физическими упражнениями и могли расслабиться.
Хранитель храма также отвечал за массаж и использование целебных лекарственных трав. Поэтому может появиться соблазн сказать, что древние жрецы были предшественниками естественной медицины. Несомненно, горячая вера лечащихся также оказывала определенное влияние на эффективность терапии.
Посетите
Раскопки археологов в Эпидауросе — это знаменитость, на которую можно приобрести билет. Цены на билеты и рабочие часы можно узнать на официальном сайте Министерства греческие культуры.
Вы должны планировать от 60 до 120 минут на посещение. Здесь можно посетить три части: театр, музей и раскопки в святилище.
Театр
Мы начинаем наш визит с наиболее оставшихся зданий. Театр славится собственной великолепной акустикой, которую ежедневно проверяют отважные путешественники и гиды.
Мы можем свободно прогуливаться по трибунам здания, и стоит подняться на самый верх, откуда лучше всего видна настоящая громадность здания. С вершины также открывается замечательный вид на ландшафт находящийся вокруг, который состоит из слегка волнистых холмов.
Музей
После посещения театра мы отправляемся в музей, где на маленьком пространстве собраны многочисленные скульптуры и остальные артефакты, найденные во время раскопок.
Совет Если в это время внутри проходит школьная экскурсия, лучше обождать и зайти сразу же после них — иначе толкотня и шум могут вымотать!
Коллекция музея включает предметы, датируемые от архаического периода до римских времен. Вместе с большими скульптурами можно заметить части зданий и разные вотивные приношения.
Музей — археологическое место театра и святилища Асклепия в Эпидавросе (Пелопоннес, Греция)
Святилище Асклепия
Ознакомившись с коллекцией музея, мы можем приступить к исследованию остатков древнего святилища. Комплекс был обширным, на территории обнаружено практически 50 зданий, хотя многие из них являются буквально останками. Большинство зданий построено еще до нашей эры. Самые древние датируются 6 столетием до нашей эры. Самыми молодыми являются библиотека II века и раннехристианская базилика V века.
Важным элементом святилища был храм Асклепия. Он построили около 375 года до н.э. по плану Теодотоса. Здание имело форму дорического периптероса размером приблизительно 23 x 12 м. Внутри него располагалась хриселефантиновая скульптура Асклепия высотой 7 м работы Фрасимеда из Пароса.
Прямо рядом с храмом располагалась мраморная ротонда (толос) диаметром менее 22 м, имевшая загадочное назначение. Она удерживалась двумя кругами колонн — внутренняя колоннада состояла из 14 коринфских колонн, а внешняя — из 26 дорических колонн. Согласно Павсанию, круглое здание было запроектировано вышеупомянутым Поликлетом Младшим.
Под толосом был обнаружен подземный лабиринт, который применялся в качестве входа. Его поперечное сечение напоминает кротовую нору, что может намекать на то, что Асклепий, как гласит предание, был кротом до того, как принял человеческий вид (его имя, кстати, происходит от греческого слова, обозначающего животное).
Рядом с храмом Асклепия и ротондой можно заметить абатон. Это была ступа длиной около 70 м, применявшаяся в качестве спальни для инкубации пациентов, ожидающих спасительного сына.
Еще одним примечательным зданием, хотя до сегодняшних дней сбереглись лишь черты его фундамента, был катагогежон, служивший гостиницей. Здание было построено по квадратному плану, разделенному на четыре одинаковые части, и насчитывало 160 комнат (на площади практически 6000 метров квадратных).
Во время экскурсии мы увидим остатки еще нескольких зданий. Сюда можно отнести:
- гестиаторион, служивший банкетным залом, где проводились трапезы в честь Асклепия. Это зрелищное здание было построено по прямоугольному плану 76 x 70 м. В римские времена в обширном перистиле (внутреннем дворе) построили концертный зал (Одеон),
- стадион с останками трибуны и беговой дорожкой длиной около 181 м,
- небольшой храм Артемиды (320 г. до н.э.) ,
- Римские и греческие бани,
- гимназии с палестрой,
- пропилеи (величественный вход) около 300 года до н.э. который в римские времена был превращен в храм,
- раннехристианская базилика 5 века.
Доступ и парковка
Близость к Афинам делает Эпидаурос одной из самых известных достопримечательностей Пелопоннеса. К счастью, для посетителей готова очень большая стоянка машин, где мы должны уверенно определить место. Его координаты: 37.596321, 23.073423.