Катти Сарк в Лондоне — экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Стоящий в сухом доке викторианский чайный клипер «Катти Сарк» считается одной из очень больших достопримечательностей историчного района Гринвич в столице Англии.

Клиперы (клиперные суда) были узкими трех- или четырехмачтовыми парусными судами, которые применялись для быстрой транспортировки грузов на значительные расстояния. Само название «клипер» происходит от староамериканского выражения «идти наперегонки». , что означает «быстро идти/двигаться». Первые клиперы начала Девятнадцатого века были небольшими шхунами, но в последующие десятилетия они приобрели обыкновенные для нас формы, напоминающие стройные и высокие яхты.

Сделанные на Британских островах, корабли-клиперы перевозили по большей части чай из Китая в страны Европы, а позже и остальные товары — в том числе уголь, шерсть, орехи, пиво и обувь. Может появиться соблазн сказать, что на борту этого корабля перевозили шмотки, мыло и варенье.

Время клиперов прошло в последние несколько десятков лет Девятнадцатого века, когда в обиход вошли паровые суда, практически вдвое более быстрые. Катти Сарк» — последний существующий в мире чайный клипер. С 1960-х годов корабль служит музеем.

Детальнее о достопримечательностях знаменитого района читайте в нашем путеводителе по Гринвичу — достопримечательности и экскурсии по историческому району

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в столице Англии

Катти Сарк в столице Англии и его история

Клиперный корабль «Катти Сарк» построили в Шотландии в 1869 году. Джок Уиллис отвечал за его строительство и был известный как White Hat Willis, имея в виду со вкусом подобранный цилиндр, который он носил.

Судно Cutty Sark предназначалось для транспортировки чая из Китая, и уже 13 января 1870 года оно отправилось в собственное первое плавание — сначала из Глазго в Лондон, а потом прямиком в КНР.

Однако сам корабль, не обращая внимания на собственную скорость, не попал в необходимое время. После открытия Суэцкого канала в 1869 году перевозка чая на парусных судах из Китая очень быстро стала нерентабельной. Открытие знаменитого канала уменьшило расстояние от Лондона до Китая практически на 5 000 километров, что дало возможность пароходам преодолевать этот путь приблизительно за 60 дней. Ситуация уже не была столь радужной для парусных судов, которые из-за неблагоприятных ветров были негодны для плавания через Красное море.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Судно «Катти Сарк» совершило восемь перевозок чая из Китая, каждый раз принимая груз весом около 600 000 килограммов!

Самое быстрое время поездки судна Cutty Sark из Лондона в КНР (до порта Шанхай) составило 89 дней, а самое быстрое обратное путешествие (из порта Ханькоу) заняло уже 109 дней. Обычно корабль оставался там около месяца после прибытия, поэтому все путешествие из Лондона и обратно занимало 10 или более месяцев. Корабль не всегда шел прямо из Лондона в КНР — случалось и так, что он сначала причаливал в Австралии, откуда вез груз угля (либо остальных товаров) в Шанхай.

Прорыв случился в 1878 году. Достигнув Китая, экипаж не смог найти экспортеров с необходимым числом чая, чтобы заполнить трюм. Поэтому они решили двигаться дальше и транспортировать все товары, которые были под рукой.

С 1883 по 1895 год судно Cutty Sark применялось для транспортировки шерсти из Австралии и прочих товаров. Собственно тогда команде парусника получилось установить рекорд самого короткого промежутка времени, за которое добраться можно из Австралии в Лондон — 70 дней.

В 1895 году судно было куплено португальцами, которые переиминовали его в Ferreira. Под их флагом бывшее судно Cutty Sark применялось для транспортировки товаров в португальские колонии в Бразилии и Африке, а также В США.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

В 1922 году парусник причалил в британском порту Фалмут в Корнуолле, где привлек интерес капитана Уилфреда Даумана, который решил приобрести его и отреставрировать. Необходимо выделить, что в начале 20 века корабль уже не напоминал старый клипер — В то время паруса были убраны, и он был переоборудован в барк. Однако Капитан Дауман узнал в корабле старую «Катти Сарк«, которую он впервые увидел еще мальчиком в конце Девятнадцатого века, и сделал делом чести восстановить ее прежний вид. Чтобы собрать средства, нужные для выкупа судна, Дауман и его супруга продали большую половину собственного имущества. В итоге им получилось собрать 3750 фунтов, которых хватило на приобретение корабля.

После смерти капитана в 1938 году «Катти Сарк» перешел в военно-морское училище в Гринхите, где применялся в качестве учебного судна до конца Второй мировой.

С 1957 года «Катти Сарк» служит туристической достопримечательностью и кораблем-музеем. В 2007 году на борту парусника вспыхнул пожар, но, слава богу, его получилось спасти. Музей вновь открылся в 2012 году.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Нижняя палуба — Cutty Shark (Лондон)

Катти Сарк — характеристики, мелочи и чай

Главным назначением «Катти Сарк» была грузоперевозка, поэтому фактически весь корабль применялся как грузовой трюм, а кают и кают-компаний было немного. Каюты экипажа расположились исключительно на верхней палубе.

По большей части черный чай доставлялся в Британию из китайских портов. Сегодня мы можем неправильно считать, что европейскими первооткрывателями данного напитка были англичане, это не так. Первые партии чая прибыли на Британские острова в середине Семнадцатого века. Чуть раньше чай стал пользуется большой популярностью в Португалии, и собственно благодаря португальской принцессе Екатерине Браганса, которая стала женой короля Англии и Шотландии Карла II, чай попал на английские столы. Иное дело, что уже в шестанадцатом веке, благодаря контактам с Китаем, чай был представлен жителям России.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Трюмы судна «Катти Сарк» могли поместить более 10 000 ящиков, наполненных чаем. Чтобы получить представление о масштабах затеи, необходимо упомянуть, что из подобного количества можно сварить до 200 миллионов чашек! Стоимость груза составляла многие миллионы фунтов, поэтому ежедневно ускоренной перевозки был практически на вес золота. Тем более, что чай последнего урожая стоил очень дорого. В период с 1861 по 1866 год за каждую тонну груза на первое судно, прибывшее в Лондон из Китая, даже выплачивалась добавочная премия.

Cutty Sark, с его изящным дизайном и множеством мачт, был одним из очень быстрых кораблей собственного класса в мире, и некоторые его характеристики должны вызывать почтение, к примеру, путешествие за 70 дней из Сиднея в Лондон.

До сегодняшних дней сбереглось практически 90% необычной древесины 19 века, использованной во время строительства корпуса. Подавляющая часть стройматериала — индийский тик, но снизу также применялся американский вяз.

На борту находилось от 19 до 30 членов экипажа, которые получили заработанную плату по возвращении в Лондон. Большинство членов экипажа принимали участие в плавании лишь единожды и искали собственную судьбу на других судах. Во всех рейсах было 682 члена экипажа, из которых только пятеро погибли в море. Самая проблемная ситуация сложилась в процессе перевозки из Австралии — случилось так, что подавляющая часть экипажа дезертировала после прибытия в Сидней.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Название «Катти Сарк

Термин Cutty Sark происходит от валлийского определения женской короткой рубашки (или нижнего белья). Такое прозвище дал ведьме Нанни Ди шотландский поэт Роберт Бернс в собственной поэме «Тэм о’ Шантер». Прозвище было прямой ссылкой на ее костюм, и собственно в честь этой героини был назван парусник.

Происхождение названия неизвестно. Возможно, автор хотел сделать символическую ссылку на то, что паруса корабля должны были развеваться на ветру также изыскано, как рубашка (cutty sark) на теле Нэнни Ди…

На корабельной галеоне (декоративная резьба на носу) показана женская фигура (имеется в виду, что это ведьма Нанни) с вытянутой рукой.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Виски Cutty Sark

Некоторые читатели, возможно, уже сталкивались с названием Cutty Sark; собственно виски Cutty Sark был назван в честь знаменитого клипера.

Кстати, история виски Cutty Sark довольно интересна. Бренд основан был только в 1923 году и создан владельцами английской фирмы Berry Bros. Rudd, которая занималась торговлей вином и алкогольными напитками с 1698 года. Хозяева компании думали о новых возможностях, которые должны были появиться после завершения американского сухого закона. Их идея заключалась в создании нового бренда алкоголя, который они могли бы экспортировать на рынок Америки.

Успех их предположений зависел от 2-ух факторов: завершения сухого закона (целиком он окончился в 1933 году) и подходящего названия одновременно с зрительным образом, который бы хорошо «схватывал». В процессе создания названия был применен тот момент, что одним из крупных событий 1932 и начала 1933 года в Англии стало открытие и восстановление историчного чайного клипера Cutty Sark, и собственно в честь него был назван новый бренд.

Шотландского художника Джеймса МакБея, создавшего первый эскиз логотипа с изображением парусного корабля, спросили помочь в создании зрительного стиля. Его дизайн лег в основу знаменитого до сих пор логотипа бренда на жёлтом фоне.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Экскурсия на судно «Катти Сарк

Катти Сарк — это самостоятельная экскурсия. Перед посадкой мы получим бесплатный аудиогид. Во время экскурсии мы также пройдём мимо ряда информационных щитов.

Мы можем разделить поездку по кораблю на четыре части. Сначала мы проходим через нижнюю палубу, ранее применявшуюся в качестве трюма, где находится выставка, которая посвящена истории корабля, и говорится о товарах, которые он перевозил. Находясь там, стоит дождаться короткометражного фильма, из которого мы узнаем больше об истории парусника.

Следующая часть экскурсии — средняя палуба, которая также по большей части применялась как грузовой отсек. В довольно большом помещении мы увидим витрины с памятными вещами и узнаем больше об обычной жизни экипажа, а еще об истории его хозяев.

После посещения средней палубы мы перейдем на верхнюю палубу, которая для большинства станет основной туристической достопримечательностью. На верхней палубе мы можем свободно гулять и заходить в комнаты команды, которые были разделены на те, что предназначаются для матросов, и те, что более комфортны для капитана и офицеров. Кроме помещений для жилья, мы также увидим камбуз и туалеты, содержание которых полетело прямо в воду.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Верхняя палуба — Катти Сарк в столице Англии

Если у вас проблем нет с английским языком, то необходимо отправиться на бесплатную поездку по палубе, которую проводит работник, переодетый в костюм одного из членов команды (включая капитана). Экскурсия проходит динамично, и во время нее мы можем узнать много любопытных фактов. Текущее время тура вы можете узнать на данной странице.

В конце концов, сойдя с корабля, мы оказываемся в сухом доке. Внизу мы можем взглянуть на корпус корабля и увидеть коллекцию из 49 галионов, которые украшали парусные и торговые суда, по большей части 19 века. Галионы — это головы или скульптуры, которые устанавливались на носу корабля. Коллекция принадлежала Сиднею Камберсу, который передал ее в дар организации, управляющей парусником, в 1953 году.

Для посещения корабля нам нужно будет от 60 до 90 минут.

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Gallions — Cutty Sark в столице Англии

Катти Сарк в столице Англии — практическая информация

Доступ для людей с ограниченной подвижностью

Корабль Cutty Sark приспособлен для посещения людьми с ограниченной подвижностью и инвалидами-колясочниками. На самом корабле работают лифты. К большому сожалению, не все исторические комнаты на верхней палубе можно будет посетить. При входе в малодоступные помещения установлены экраны для показа презентаций их интерьеров.

Рабочие часы

Корабль-музей «Катти Сарк» открыт каждодневно. Необходимо проверить текущие рабочие часы на официальном сайте

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Катти Сарк в Лондоне - экскурсия на последний сохранившийся чайный клипер в мире

Цены на билеты

Лучше всего проверить текущие цены на билеты на официальном сайте.

Благодарим команду Королевских музеев Гринвича за предоставленные билеты для входа.

Close
fe62dd5d3b70a680