Разместившаяся на северо-востоке историчного старого города Мюнхена, резиденция считается одним из очень важных напоминаний о правящей в Баварии династии Виттельсбахов.
Резиденция в Мюнхене была резиденцией монархов Баварии с начала XVI века до официального завершения существования Баварского королевства в 1918 году. Сначала на месте нынешнего дворца была построена крепость, которой на данный момент уже не существует, и которая за пару сотен лет преобразовалась во потрясающий многостворчатый дворец с десятью внутренними дворами. Резиденция знаменита смешением множества самых разных стилей в архитектуре — внутри вы сможете увидеть, к примеру, бывший парадный зал ренесанса, барочные и рококо украшения баварских специалистов или неоклассические решения времен Людвига I .
Paradeschlafzimmer — Парадная спальная комната в Мюнхенской резиденции
Резиденция получила сильные повреждения во время бомбардировок 1944 года. Городские власти перестроили здание, хотя и не всегда точно следуя оригиналу. После окончания реконструкции дворец был превращен в музей, который состоит из трех помещений: квартиры и бывшие комнаты монархов, сокровищница и придворный театр.
Каждую часть можно посетить отдельно. Здесь практически 130 комнат, в которых можно заметить оригинальную мебель или фарфор.
Резиденция в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
История
Мюнхенская резиденция не была первой резиденцией монархов Баварии. Сначала баварские князья жили в Старом дворе (Alter Hof), который располагался ближе до центра города и, возможно, существовал уже в двенадцатом веке. Баварские правители останавливались здесь до конца XIV или начала XV века, а во время правления Людвига IV — первого императора Священной Римской империи из династии Виттельсбахов — Старый двор был даже императорской резиденцией. Здание Старого двора было разрушено во время бомбардировки 1944 года и восстановлено после войны — сегодня мы можем увидеть восстановленный фасад и внутренний двор ренесанса в одном из соседних зданий.
В 1385 году в северо-восточной части пожилого города была возведена крепость Нейвесте, которая стала ядром сегодняшней резиденции. Основным преимуществом нового строительства было его расположение вдалеке от плотной застройки города. Возможно, правители Баварии переехали в новое здание уже в начале 15 века, хотя параллельно шло увеличение Старого двора. Официальный переезд суда случился во время правления Вильгельма IV (правил в 1508-1550 гг.), который стал знаменит как автор Баварского закона о чистоте (нем. Reinheitsgebot), определяющего единственный законный состав пива.
Зеленая галерея — Мюнхенская резиденция
Фундамент нынешнего облика комплекса был заложен герцогом Альбрехтом V (1550-1579), который заказал строительство длинного зала, в котором он хотел хранить собственную коллекцию античных скульптур. Новый зал построили между 1568 и 1571 годами и на данный момент считается самым старым из имеющихся помещений в Резиденции.
Наследник престола, Вильгельм V (1579-1597), превратил античный зал, созданный его предшественником, в величественный обрядный зал, где проводились Официальные придворные мероприятия и принимались очень важные гости. Вильгельм также начал процесс увеличения резиденции в сторону города.
Театр Кювилье — Мюнхенская резиденция
Курфюрст Максимилиан I (1598-1651) является одним из очень значительных строителей в истории Резиденции. Он пристроил несколько крыльев и снес большую половину крепости Нейвесте. Во время его правления были построены, например, часовни (собственная часовня курфюрста, так именуемая Роскошная часовня и Придворная часовня), Каменный зал и Императорская лестница.
Реконструкция и обновление дворца в барокко стиле и позже рококо происходили во время правления Максимилиана II Эмануэля (1679-1726), Карла Альбрехта (1726-1745) и Максимилиана III Иосифа (1745-1777). В их правление были созданы, например, придворный театр по плану архитектора Франсуа Кювилье, Галерея прадедов в тематике рококо и лепные украшения Иоганна Баптиста Циммермана.
Второй женой Максимилиана II Эмануэля была дочь короля Яна III Собеского, Тереза Кунегунда. Если вы посмотрите на герб сверху фасада Театинской церкви, разместившейся рядом с резиденцией, то увидите соединенные гербы Баварии и Республики. В крипте (вход находится с правой стороны от основного алтаря и платится по билетам) находится могила герцогини Баварии польского происхождения.
Обзорная экскурсия по квартирам — Мюнхенская резиденция
В девятнадцатом веке, после создания Баварского королевства, короли Максимилиан I Иосиф и Людвиг I внесли много изменений, по большей части в неоклассическом стиле. В этот период была построена, например, неовизантийская церковь Всех Святых, которая стала первой церковью, выстроенной после процесса секуляризации в 1803 году. Во время правления Людвига I последние уцелевшие части крепости Нейвесте были снесены до основания, и было построено крыло, известное сегодня как Дворец Короля (Konigsbau).
Результатом практически четырехвековой работы стал очень большой комплекс с более чем сотней комнат и десятью внутренними дворами, в котором оставили собственный след все очень важные правители Баварии.
Церковь Всех Святых (Allerheiligen-Hofkirche) — Резиденция в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Конец резиденции в ее исторической форме наступил на последнем этапе Второй мировой. Для союзников разрушение Мюнхена было главной задачей, и в этом случае сохранение самых важных памятников не рассматривалось. Послание должно было быть четким: один из довольно значительных городов нацистской Германии должен быть разрушен без пощады.
Во время воздушных налетов в марте и апреле 1944 года подавляющая часть крыш была разрушена, включая необычные фрески и украшения. Мебель и некоторые декорации, включая практически весь интерьер придворного театра, получилось спасти, заранее перевезя их в безопасное место.
В 1950-х и 1960-х годах части дома были перестроены, хотя и не всегда в необычной планировке. Очень важные комнаты были отреставрированы, и дворец открыли для публики как музей, демонстрирующий придворную жизнь династии Виттельсбахов. Реконструкция продолжаются и сейчас, и целые районы комплекса иногда перекрываются.
Резиденция в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Дворцовые сады (Хофгартен)
Работы по созданию ренессансных садов с северной стороны резиденции начались в начале Семнадцатого века во время правления курфюрста Максимилиана I . В самом центре садов построили храм Дианы (Dianatempel) со статуей Баварии на верхушке и восемью равномерно расположеными дорожками, ведущими от самого храма. Сад был окружен аркадами, стены которых были приукрашены картинами, изображающими историю Баварии.
Вид на храм Дианы (Dianatempel) в дворцовых садах (Hofgarten) в Мюнхенской резиденции (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Сады были перестроены в первой половине 19 века по приказу Людвига I. Кроме изменений в планировке, были расширены здания, окружающие сад и аркаду. Одним из изменений стало покрытие западной стены аркады фресками с изображением итальянских пейзажей и городов работы баварского художника Карла Роттмана. Во время войны фрески были сняты и спрятаны, а уже потом войны их повесили в пространстве коридора «Всех святых» внутри дома. Из 28 необычных картин сбереглось 25.
Сады и окружающие их здания разрушились во время воздушных налетов союзников и восстановлены после войны с учетом необычного стиля 17 века.
Вход в сады бесплатный. Вход в парк выполняется через основные садовые ворота (Hofgartentor), возведенные в начале Девятнадцатого века и размещенные с северной стороны от Одеонсплац.
Сады дворца разделены на 2 половины — главный сад, простирающийся на всю ширину дома, и меньший нижний сад в восточной части. В самом центре восточной части в 1928 году был установлен мемориал баварским солдатам, погибшим в Первой мировой (нем.: Kriegerdenkmal). Он имеет форму полуоткрытого склепа, в который можно попасть по лестнице. В склепе на полу установлен памятник, изображающий погибшего солдата.
Мемориал баварским солдатам — восточная часть парка Мюнхенской резиденции (Хофгартен)
Восточная часть парка прячет одну малоизвестную знаменитость — историческую станцию насоса (нем.: Hofbrunnwerk), назначение которой состоит в водоподаче в дворцовые сады. Его можно найти на севере парка на нижнем этаже здания, отличающегося высокими аркадами. Мы можем заглянуть в станцию насоса ежедневно с апреля по октябрь с 10:00 до 14:00 [обновлено в августе 2018 года] и увидеть необычный механизм работы середины Девятнадцатого века. Входная дверь находится приблизительно на половине пути вверх по зданию от садов.
Историческая насосная станция (Hofbrunnwerk) — восточная часть парка Мюнхенской резиденции (Hofgarten)
Театр Кювилье — бывший придворный театр
Строительство придворного театра в тематике рококо было заказано Максимилианом III Иосифом, курфюрстом Баварии, в середине XVIII века. Ответственным за проект был придворный архитектор Франсуа Кювилье, который стал знаменит тем, что ввел дизайн в тематике рококо в мюнхенские салоны. Лепнина была создана здешним мастером Иоганном Баптистой Циммерманом. Строительство отдельно стоящего театра продолжалось с 1751 по 1753 год.
Театр Кювилье — часть Резиденции в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Новый театр предназначался только для правителя и членов двора. Это не значит, что в стенках театра проходили только небольшие представления. Администраторы резиденции гордятся тем, что 29 января 1781 года в театре состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Идоменей» («Повелитель Крита»).
Здание театра было разрушено во время бомбардировки в 1944 году. Однако ответственным за мюнхенские шедевры получилось разобрать и скрыть весь интерьер. После войны театр восстановили в одном из реконструированных крыльев Резиденции и назван в честь основного архитектора. Центр театра выглядит так же, как и в восемнадцатом веке, кроме отсутствия оригинальных фресок на поверхности потолка.
Теламон в театре Кювилье — часть Резиденции в Мюнхене
Сразу же на входе в визуальный зал в глаза бросаются красно-золотые и красиво украшенные ярусные балконы, находящиеся в форме подковы. Балконы в придворном театре занимают четыре этажа, на каждом из которых расположено несколько лож. В конце, прямо над входом, находится ложа для короля Баварии и его жены. Величественный домик держится на 2-ух теламонах.
Восьмиугольный зал в театре Кювилье — часть Мюнхенской резиденции
Мы посещаем театр самостоятельно и можем свободно ходить по всему визуальному залу, однако без возможности заходить на балконы. Кроме визуального зала и сцены, мы также пройдём через восьмиугольный зал с великолепной акустикой. Мы предлагаем встать в самом центре и хлопать в ладоши или тихонько топать, эффект впечатляющий!
Вход в театр находится на севере двора Брунненхоф, в самом центре которого стоит фонтан Виттельсбах. Двор Брунненхоф знают потому, что во время летних праздников здесь проводятся концерты под открытым небом.
Мюнхенская резиденция — внутренний двор Брунненхоф
Казначейство (нем.: Schatzkammer)
Когда герцог Альбрехт V (1550-1579) решил создать сокровищницу, в которой хранились бы очень важные артефакты, принадлежавшие династии Виттельсбахов. Возможно, он и не подозревал, что через несколько веков она превратится в одну из довольно значительных придворных коллекций в странах Европы. В начале 18 века просторная коллекция находилась в комнате рядом с известной галереей прадедов с портретами наиболее важных членов семейства.
Сегодня сокровищница находится в южной части комплекса, в Королевском дворце (Konigsbau), и занимает целых 10 комнат. Первые пять комнат наполнены наибольшими сокровищами коллекции, тогда как в следующих помещениях находятся витрины, заполненные предметами меньшей ценности.
Реликвия в виде скульптуры Святого Георгия, сражающегося с драконом, — сокровищница в резиденции Мюнхена
Внутри вы сможете увидеть, среди прочего:
- реликварий в виде скульптуры, изображающей Святого Георгия, сражающегося с драконом, для которого была готова специальная комната; красочное художественное произведение было создано в Аугсбурге между 1586 и 1597 годами,
- регалии королевства Бавария,
- корона королевы Англии XIV века,
- золотая миниатюра римской колонны Траяна,
- регалии императора Священной Римской империи Карла VIII Баварского, сына Терезы Кунегунды Собеской,
- и еще много-много самых разных сокровищ от Средних веков до Девятнадцатого века.
Королевские регалии — сокровищница в Мюнхенской резиденции
Вы проведете в сокровищнице от 30 до 45 минут. Некоторые путешественники в спешке пробегают по залам, но имеет смысл воспользоваться бесплатным аудиогидом, чтобы не спеша осмотреть выставленные предметы.
Резиденция — квартиры и комнаты монархов Баварии
Резиденция была резиденцией правящей династии Виттельсбахов с 1508 года до конца существования Королевства Бавария в 1918 году. В последующие века правители расширяли дворец и добавляли новые крылья и комнаты. Во время воздушных налетов в 1944 году подавляющая часть резиденции пострадала — разрушились крыши и целые большие секции здания. Мюнхенские власти отлично знали об ожидавшей их участи и в 1943 году начали операции по вывозу мебели, художественных произведений и частей декораций в безопасные места и бункеры.
Одна из комнат в резиденции в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
После войны дворец восстановили и превращен в музей. В помещениях резиденции были выставлены ранее вывезенные произведения художественного искусства, а еще другие артефакты и произведения со всей Баварии. Подавляющая часть выставленного фарфора была создана на придворной мануфактуре в комплексе Нимпенбург, однако среди предметов можно заметить и изделия других европейских мануфактур.
Опираясь, например, на последних оставшихся описях, было реконструировано около 130 комнат (не во всех из них всегда может выполняеться ремонт), в которых мы увидим необычную мебель и части панелей или украшений. Значительным отличием от историчного здания считается отсутствие потолочных фресок, о которых напоминают названия комнат, данные собственно по мотивам росписей, существовавших в них до войны.
Некоторые из номеров и зон, заслуживающие внимания:
Внутренний двор с гротом (нем.: Grottenhof)
Первое, что вы сможете увидеть, начав осмотр резиденции, — фонтан Персей, который раньше был частью одного из внутренних дворов. Фонтан-раковина/гротто был создан по образцу итальянских садов ренесанса и построен в 1583 году во время правления Вильгельма V.
Грот украшает внутренний фасад Антикариума.
Фрагмент фонтана «Персей» — Мюнхенская резиденция
Антиквариум
Зал длиной 66 метров, в котором находится Антиквариум, считается наиболее старым помещением во всем комплексе. Руководство резиденции может похвастаться тем, что это очень большой зал ренесанса с северной стороны от Альп.
Антиквариум — резиденция в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Творцом зала был герцог Альбрехт V, которому необходимо было место для хранения античных скульптур и артефактов. Его наследник Вильгельм V превратил помещение в обрядный зал, где проводились очень важные придворные мероприятия.
Потолок зала был украшен фресками и картинами, отсылающими к античным мотивам. Более 100 видов городов и дворцовых комплексов Баварии были написаны в люнетах под поверхностью потолка. Вдоль двух стен выставлены десятки античных скульптур и статуй, собранных баварскими правителями, некоторые из которых принадлежали к необычной коллекции Альбрехта V.
Античность — Мюнхенская резиденция
Шикарная часовня (нем.: Reiche Kapelle)
Богато украшенная часовня начала 17 века была личным местом молитвы курфюрста Максимилиана I и его жены. Кроме прочего, стены в часовне приукрашены панелями, имитирующими мрамор, хотя внутри вы также найдете украшения из настоящего камня.
Внутри наиболее яркой особенностью являются дорогие реликварии, расположенные на алтаре и по двум сторонам от него. Некоторые из них были сделаны в близлежащем Аугсбурге.
Шикарная капелла-резиденция в Мюнхене
Галерея прадедов (нем.: Ahnengallerie)
Строительство богатой Галереи прадедов было вверено курфюрсту Карлу Альбрехту, в последствии императору Священной Римской империи, сыну Максимилиана II Эмануэля и Терезы Кунегунды Собеской, сразу же после вступления на престол.
Галерея прадедов (Ahnengallerie) — резиденция в Мюнхене (Фото любезно предоставлено © Bayerische Schlosserverwaltung)
Местом для новой галереи был подобран бывший садовый зал. Интерьер был разработан Джозефом Эффнером при вероятной помощи молодого В то время Франсуа Кювилье. Иоганн Баптист Циммерманн отвечал за декор из лепнины. Работа продолжалась с 1726 по 1731 год.
Внутри было выставлено более 100 портретов членов династии Виттельсбахов (включая тех, кто располагался на других европейских тронах) и правителей баварии. Среди других: Карл Великий, один из первых герцогов Баварии Теодо (правил с 680 по 716 год) или первый император Священной Римской империи из династии Виттельсбахов Людвиг IV.
Галерея прадедов, а еще находящийся по соседству Фарфоровый кабинет (нем. Porzellankabinett) являются одним из прекрасных примеров мюнхенского стиля рококо.
Галерея прадедов (Ahnengallerie) — резиденция в Мюнхене
Зеленая галерея (нем.: Grune Gallerie)
Главная дворцовая галерея, построенная между 1730 и 1737 годами по плану Франсуа Кювилье в тематике баварского рококо. На поверхности стен висят самые значительные произведения позднего барокко, принадлежавшие семье Виттельсбах, некоторые из которых в девятнадцатом веке были перенесены в не так давно сделанную Старую пинакотеку (нем.: Alte Pinakothek).
В 2011 году галерея была отреставрирована, и картины, висевшие здесь в восемнадцатом веке, были развешаны по стенкам. Точная проверка на идентичность работ стала возможной благодаря старейшей сохранившейся описи 1748 года. Многие картины уже не принадлежали резиденции или были в очень плачевном состоянии, но в данных случаях они были заменены копиями. На поверхности стен вы сможете увидеть работы (оригиналы или репродукции), в частности, подобных авторов, как: Питер Рубенс, Паоло Веронезе (работы «Справедливость и мир» и «Марс и Венера»), Тициан, Бартоломе Эстебан Мурильо, Антоне ван Дейк или Альбрехт Дюрер.
Святая Анна Одинокая, Альбрехт Дюрер — Мюнхенская резиденция
Необходимо отметить, что картины были вставлены в необычные декоративные рамы, разработанные Франсуа Кювилье. Название комнаты связано с расцветкой стен, покрытых зеленым дамастом. В прошлом Зеленая комната применялась для проведения самых разных судебных мероприятий. К большому сожалению, необычные фрески внутри не сбереглись.
Часовня усадьбы (нем.: Hofkapelle)
Неовизантийская церковь Всех Святых — самая молодая из дворцовых церквей. Здание, примыкающее к резиденции, было построено между 1826 и 1837 годами по приказу Людовика I. Новая церковь была построена по образцу Палатинской капеллы, разместившейся в Нормандском дворце в Палермо, которой Людовик восхищался во время собственного визита в Италию. Необходимо выделить, что это была первая церковь, построенная в Баварии после секуляризации в 1803 году.
Hopkapelle — резиденция в Мюнхене
Проектом занимался придворный архитектор Лео фон Кленце, который также отвечал за последнюю крупную реконструкцию дворца. Кленце внес определенные изменения в первоначальный план в стиле предпочитаемого им неоклассицизма. Подавляющая часть церкви была разрушена во время бомбардировок 1944 года. После войны храмы были восстановлены в очень скромном стиле с применением оставшихся частей.
Сейчас в церковь войти невозможно, но во время экскурсии по резиденции мы можем заглянуть в середину с уровня галереи. [обновлено в августе 2018 г.]
Ковер из Персии с гербом Сигизмунда III Вазы (часть приданого Анны Екатерины Констанции) — Мюнхенская резиденция
Польские следы
Во время посещения резиденции мы можем выявить отдельные польские следы, к примеру, на коврах или посуде.
Одним из предметов считается ковер/аррас, сделанный в 1601-1602 годах в Персии с гербом Сигизмунда III Вазы. Ковер был частью приданого дочери короля Анны Екатерины Констанции, которая в 1642 году стала женой курфюрста Пфальца Филиппа Вильгельма (из рода Виттельсбахов).
Обзорная экскурсия по квартирам — Мюнхенская резиденция
Тур
Для всех трех частей резиденции (квартиры, сокровищница и театр Кювилье) существуют отдельные билеты, и они все посещаются независимо друг от друга.
Безопаснее всего планировать как минимум несколько часов на осмотр всего комплекса, хотя путешественники, заинтересованные особняком и планирующие прибегнуть к услугам аудиогида, могут зарезервировать до четырех часов. В самом доме вы проведете от 90 минут до целых 3 часов, в хранилище — около 30-45 минут, а в театре — 15-30 минут.
Сама резиденция достаточно велика и состоит из практически 130 комнат. Во время экскурсии вам нужно будет несколько раз воспользоваться лестницей. Вы можете посетить резиденцию, следуя заранее обозначенному маршруту. Определенные помещения могут быть недоступны во время нашего визита. По состоянию на 2018 год не во всех частях резиденции (включая Каменные комнаты — Steinzimmer) начались работы по ремонту, дата окончания которых не указана, а некоторые комнаты могут быть закрытые в связи с проведением официальных мероприятий.
Экскурсия по квартирам в резиденции в Мюнхене
Ваш билет включает бесплатный аудиогид на английском, который непременно стоит взять с собой.
Важное замечание — не стоит заканчивать день посещением резиденции! Хотя официально посетителей пускают за час до закрытия, даже за 45 минут до конца некоторые комнаты закрытые — включая комнаты в самом конце экскурсии. Если вы придёте за 90 минут до закрытия и затратите больше времени в начале экскурсии, то, быстрее всего, не успеете увидеть все.
Нужно также учитывать, что театр Кювилье большую половину года открыт только вечером.
Фонтан Персея — внутренний двор с гротом (Гроттенхоф) — Мюнхенская резиденция
Вы не войдете во дворец с большими рюкзаками и сумками, но вы можете бесплатно оставить их в камере хранения рядом с билетными кассами.
Вход в музей-резиденцию и сокровищницу находится с южной стороны комплекса со стороны площади Макса-Йозефа. Войдя в середину, можно сразу направиться к билетным кассам. После приобретения билетов мы можем пойти налево к хранилищу или направо по маршруту через квартиры.
Вход в крыло с театром Кювилье находится во внутреннем дворе Брунненхофа. Вы попадете туда, войдя в один из переходов с улицы Residenzstra?e (Резиденцштрассе) и просто направившись на восток.
Императорский зал — Резиденцштрассе в Мюнхене
Билеты и вступительные взносы [обновлено в августе 2018 года].
При планировании посещения Резиденции можно выбрать комбинированный билет на все три аттракциона или отдельные билеты на каждый аттракцион.
- Резиденция — €7
- Хранилище — €7
- Комбинированный билет в резиденцию и хранилище — 11€
- Театр «Кювилье» — €3,50
- Комбинированный билет в резиденцию, хранилище и театр Кювилье — 13€
Дети и молодежь в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.
Экскурсии по квартире — резиденция в Мюнхене
Дни и рабочие часы [обновлено в августе 2018].
Резиденция и хранилище:
- 24 марта — 21 октября — каждодневно с 9:00 до 18:00
- 22 октября — 23 марта — каждодневно с 10:00 до 17:00
Последний вход на каждый аттракцион возможен за час до закрытия. Мы включили заметки про посещение в последние часы выше в раздел «Достопримечательности«.
Закрыто: 1 января, вторник перед Пепельной средой и 24, 25 и 31 декабря.
Театр «Кювилье»:
- 24 марта — 29 июля:
- Понедельник-суббота с 14:00 до 18:00
- Воскресенье и праздничные дни: с 9:00 до 18:00 часов
- каждодневно с 9:00 до 18:00 часов
- Понедельник-суббота с 14:00 до 18:00
- Воскресенье и праздничные дни: с 9:00 до 18:00 часов
- Понедельник-суббота с 14:00 до 17:00
- Воскресенье и праздничные дни с 10:00 до 17:00.
Последний вход возможен за час до закрытия.
Porzellankabinett — Мюнхенская резиденция
Доступ для людей с ограниченной подвижностью [обновлено в мае 2018 года].
К большому сожалению, резиденция и хранилище не полностью приспособленые для посещения людьми с ограниченной подвижностью. Посетители с ограниченной подвижностью должны подойти к сотруднику музея, который сопроводит их на специализированную сокращенную поездку.
Театр Cuvillies приспособлен для посещения людьми с ограниченной подвижностью.
Более детальную информацию можно получить на официальном сайте на английском.