Как и его пражский «коллега», Кельнский собор возводился в течение нескольких сотен лет, и его строительство продолжалось и сейчас. Не обращая внимания на многочисленные бури истории, он сохранился до сегодняшних дней во всем собственном богатстве и сейчас привлекает отдыхающих в Рейнланд.

Кельнский собор - история и практическая информация

Вид на Кельнский собор

История Кельнского собора

Кельн был населенным городом с древности. Во времена правления Каролингов здесь была построена большая двухчастная базилика, получившая два названия — Святого Петра и Святой Марии. В последующие годы храм был расширен, но здание сгорело в 1248 году. Поскольку Кельн был важным центром путешествия, было решено построить новый собор. Туристы приходили сюда, чтобы помолиться у мощей Трех королей, спрятанных в золотом ковчеге. По словам его создателей и основателей, это должен был быть самый замечательный из всех реликвариев. Благодаря этому считали, что церковь, скрывающая такое сокровище, должна быть достойна его. Работы по строительству, которые намечались в течение нескольких десятилетий, начались полным ходом. Менее чем через 80 лет пресвитерий был освящен. Вскоре были повешены колокола и началось строительство одной из башен. К большому сожалению, город, охваченный экономическим кризисом, не смог выделить необходимые средства. Кроме того, Реформация стала причиной сокращению паломнического движения и, исходя из этого, уменьшению доходов в церковную казну. Строительство было прервано на пару сотен лет.

В начале 19 века никто не верил, что собор будет достроен. В то время ходили слухи, что конец света более вероятен, чем окончание строительства. Два события способствовали этим изменениям. Во-первых, с появлением романтизма стал возникать интерес к средневековью и истории старой Германии. Второе, абсолютно внезапно были найдены средневековые планы зданий. Прусское государство в лице Фридриха Вильгельма IV поддержало идею окончания работ. Король лично заложил новый первый камень и субсидировал проект. Весь проект был закончен в 1880 году после более чем 600 лет средневекового строительства. В течение следующих четырех лет кельнский гигант был наивысшим зданием в мире.

Храм, к счастью, уцелел после бомбардировок союзников. Хотя подавляющая часть города лежала в руинах, в собор попало только пару бомб, не причинив ему большого ущерба. В 1996 году церковь была включена в список ЮНЕСКО, но спустя пару лет чуть не выпала из него. Причиной этому стали планы немецких архитекторов построить несколько высоких зданий через Рейн. Как утверждают эксперты, это нарушило бы архитектурный ландшафт старого города. К счастью, городские власти пришли к договору с ЮНЕСКО, и современные здания были исходя из этого уменьшены.

Независимо от решения ЮНЕСКО, Кельнский собор останется самым гениальным городским зданием и настоящим магнитом для отдыхающих, желающих тайн и средних веков.

План и форма Кельнского собора

Не обращая внимания на то, что Кельнский гигант возводился на протяжении 6-ти веков, он имеет очень стройную и специфическую для готических соборов планировку. Фасад с двумя башнями окружает пятинефный интерьер, прорезанный трехнефным трансептом. Все заканчивается полукруглой амбразурой с часовнями.

Немецкие мастера 19 века отлично справились с собственной задачей. Неоготические дополнения прекрасно вписываются в готический корпус. И башни, и западный фасад создают впечатление, что они точно такие же старые, как и остальная часть церкви.

Памятники Кёльнского собора

Интерьер собора прячет многочисленные и неоценимые памятники. Чтобы описать их все, понадобится как минимум несколько статей, таким образом мы остановимся на наиболее важных и интересных.

— Реликварий трех королей — данную работу средневековых ювелиров, послужившую основанием для строительства собора в готическом стиле, безусловно, нужно посмотреть. Мощи попали в Германию из Милана (они были доставлены туда из Константинополя, куда их привезла императрица Елена). Сегодня они уже не привлекают многих странников, а их правдивость иногда вызывает сомнение. Согласно одному из исследований, одеяния царей на пару сотен лет моложе, чем должны быть (разумеется, не нужно исключать, что трупы были переодеты после того, как их нашли византийцы). Но, какой бы ни была правда, следует согласится, что великолепный реликварий с его историческими и религиозными сценами того стоит, чтобы остановиться на пару минут. — Могила Рыча — для простого туриста часовня Святого Иоанна Крестителя ничем не выделяется среди прочих часовен. Но для поляков это место должно быть особым — ведь здесь похоронена первая королева нашей страны, супруга Мешко II — Рыхеса (также известная как Рига). Она была не пользуется большим спросом в Польше (она окружила себя немецкими придворными), ее брак складывался плохо (супруг изменял ей с другой женщиной), и вскоре она потеряла собственную власть и была вынуждена вернуться в Германию. Она ушла из жизни в монастырь Браувельер в 1063 году. В 1817 году ее останки были перенесены в Кельнский собор. В Германии ее считают блаженной. Ежегодно в марте происходит торжественная месса о ее душе, которую посещают поляки, проживающие в Кельне. В часовне Святого Иоанна Крестителя фреска с изображением королевы находится рядом с ее надгробием. — Витражи — некоторые из оставшихся витражей относятся к начальному этапу строительства церкви. Их можно заметить в амфитеатрах (за основным алтарем). Самые старые находятся в так называемом «старом библейском окне» и были сделаны в тринадцатом веке. — Средневековые скульптуры — большинство гидов фокусируют внимание на так называемое «Геронское распятие» (находится в часовне Святого Креста и датируется 10 столетием) и на скульптуру Миланской Мадонны (конец 13/14 века). Скульптуры святых на колоннах (включая защитницу города, святую Урсулу) также заслуживают внимания. — Колоколов — их одиннадцать, однако самым захватывающим считается так называемый Толстый Петр. Датируемый 1923 годом, колокол является одним из очень больших в мире. И хотя он треснул в 1950-х годах, а в 2011 году разбилось его сердце, колокольные мастера и реставраторы сумели вернуть ему прежнюю славу.

Собор в литературе и искусстве

Памятник вдохновлял как художников, так и писателей. Ганс Мемлинг поместил изображение недостроенного здания на реликварий Святой Урсулы. История ввоза мощей Трех королей была описана в романе Умберто Эко «Баудолино» (что дает возможность предположить намеренную фальшивку). Кельнский собор был также в наименовании прогрессивного рассказа Войцеха Чернявского.

Экскурсия по Кельнскому собору

Посещение собора считается бесплатным.

Стоит купить билеты, если вы хотите подняться на башню (4 евро) или пройти в хранилище, размещенное в подвале (6 евро, общий билет с башней 8 евро).

Нужно обратить внимание — ковчег Богоявления находится перед алтарем в решетчатом алтаре, и посетители видят его издали. Ближе к памятнику разрешены только экскурсии с гидом (цена такой экскурсии — 8 евро).