Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Хотя Мексика привлекает самое большое внимание, когда заходит речь о руинах, королевство майя простиралось до некоторых частей Центральной Америки, включая современные Белиз, Гондурас, Сальвадор и Гватемалу.

К этому моменту я уже провел шесть недель в путешествии по Юкатану и, сознаться, начинал ощущать себя опустошенным, но, услышав, что до руин Ксунантунич легко добраться из Сан-Игнасио и там, вероятнее всего, не будет отдыхающих, мне стало понятно, что не пожалею про то, что пропустил их.

А теперь урок произношения: Ксунантунич произносится как шу-нан-ту-нич.

На языке майя это значит «каменная женщина», так как в руинах будто бы водятся привидения. И я рада, что узнала об этом лишь сейчас, когда писала данный пост. Еще в 1800-х годах люди начали отмечать женщину, одетую полностью в белое с ярко-красными глазами. Она появлялась перед Эль-Кастильо — главной пирамидой комплекса — поднималась по каменной лестнице, а потом исчезала в каменной стене. Нет, спасибо!

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Не обращая внимания на не простое название, поездка в Ксунантунич из Сан-Игнасио не потребовала больших мозговых усилий.

Яркие автобусы с цыплятами иногда вылазят из города, и после 15 минут тряской езды очень большой знак на дорожной обочине предоставляет вам знать, что вы прибыли. Сколько стоит поездка? 1,50 белизских долларов или 75 американских центов.

От остановки автобуса вы сядете на ручной паром 50-х годов, который переправляет вас через ярко-зеленую реку, когда это захочет сделать оператор. Мы дали ему маленькие чаевые за нашу 30-секундную поездку.

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Мы с моим парнем Дейвом были единственными людьми, которые вышли из автобуса и сели на паром, поэтому меня сразу же охватило чувство изоляции. Как только мы переправились на другой речной берег, нас окружили деревья и сельская окрестность, а кроме асфальтированной дороги, которая ведет к руинам, не было никаких признаков цивилизации. Единственными звуками были звучание реки и жужжание сверчков.

Я посмотрел вперед, зная, что нам предстоит километровый подъем в гору, и начал идти.

Я читал в Интернете, что машины и пикапы часто переправляются через реку и подъезжают к руинам, и что, вероятнее всего, их можно подвезти, когда они проезжают мимо, однако в данное время, наверное, никто не посещал Сюнантунич. Я молча шел к руинам, чувствуя, что мы были единственными людьми на многие мили вокруг.

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Разумеется, вскоре я убедился в обратном, когда мы подошли ко входу и повстречали веселую женщину в кассе. Мы отдали 10 белизских долларов за вход — 5 американских долларов — и вошли в середину.

Там никого не было.

За месяц до поездки в Белиз я посетил несколько руин майя в Мексике, и они все были заполнены людьми. Хотя я предполагал, что Ксунантунич не будет очень востребованным, я не дожидался, что весь комплекс площадью в квадратную милю будет предъявлен самому себе.

Оказалось, что Ксунантунич не пользуется очень большой популярностью у туристов, и особенно в полуденный зной, когда мы там были.

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Когда Ксунантунич был на пике собственного развития, приблизительно в 800 году нашей эры, это было крупное обрядное пространство, где на площади 75 квадратных миль проживало около 200 000 человек. Город состоит из 6-ти площадей и более чем 26 дворцовых комплексов и храмов майя, все из которых можно исследовать и облазить.

Меня поразило то, что, пока вы не дойдете до входа в комплекс, вы даже не подозреваете о существовании данных строений. Вокруг комплекса так много джунглей и дикой природы, что вы не замечаете их, пока не окажитесь внутри.

Это было мое любимое дерево:

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Мы немного полазили по небольшим руинам, а потом отправились к главной достопримечательности. Эль-Кастильо — это название 40-метровой пирамиды, которая высится над Ксунантуничем, и в отличие от ее тезки в Чичен-Ице, вы можете свободно лазить по ней.

Собственно так мы и поступили.

С вершины открывался захватывающий вид на джунгли, простирающиеся на многие мили вокруг. На Западе, всего в километре от Ксунантунича, располагалась граница Гватемалы, наша следующая цель, и я провел большую часть собственного времени, с волнением всматриваясь в эту страну.

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Принимая к сведению жару и общую ленивую тематику дня, мы с Дэйвом просидели на верхушке Эль-Кастильо целых тридцать минут, фотографируя друг друга с видом и болтая о предстоящих путешествиях.

В течение всего этого получаса мы были единственными людьми на верхушке, и если бы я не начала обгорать на солнце, то могла бы провести на протяжении всего дня, восхищаясь видом.

Забавная история! Не так давно у нас с Дейвом окончился крем от солнца, и мы зашли в магазин сувениров, чтобы приобрести что-нибудь. Единственный флакончик, который они могли предложить, был *майский крем от солнца*. Лишь через пару дней, когда мы все больше и больше обгорали, я удосужился взглянуть на ингредиенты и понял, что основная часть крема состоит из моркови.

Ксунантунич: Мои любимые руины майя

Если вы видите белую линию вдалеке, у начала холма, то это граница Гватемалы.

Мы спустились обратно с пирамиды, когда группа шумных людей присоединилась к нам на верхушке, и решили потратить пару минут на осмотр небольших руин, перед тем как обратно отправиться в Сан-Игнасио.

Когда мы пробирались мимо руин и продирались сквозь деревья, я услышал громкий звук, от которого у меня похолодели кости.

«Что это?» немедленно шикнул я на Дэйва.

Мир начал кружиться, поскольку единственное, о чем я мог логически говорить, это то, что в Ксунантуниче есть динозавр, и он, наверное, голоден.

Вы когда-нибудь раньше слышали обезьян-ревунов? Если нет, то послушайте звук на этом видео, которое Дейв снял, когда мы были там!

Они звучат как чертовы динозавры, правда?!

Мы остались на пару минут, чтобы снять видео, а потом быстро ушли.

Я не фанат обезьян-ревунов.

Ксунантунич: Стоит посетить!

Давние читатели сайта уже знают, что во время путешествий я больше люблю не развалины — по большей части еду, — но я никогда не стану отрицать необъяснимую тягу к их изучению. Если даже я знаю — а я знаю, — что мне, быстрее всего, будет трудно удержать собственный интерес дольше несколько часов, обязательно есть небольшая часть меня, которая жаждет увидеть их собственными глазами.

Мне повезло посетить несколько мест проживания майя в Мексике: Коба, Чичен-Ица и Тулум, и хотя я, возможно, не назвал бы их собственными самыми сильными впечатлениями от Мексики, я был счастлив, что увидел их.

Ксунантунич был одним из моих самых ярких впечатлений в Белизе.

Я немного противоречу себе в том, что больше всего в путешествиях я люблю поразительно знаменитые, слишком дорогие и переполненные туристами достопримечательности, и также места, которые практически никто посещает. Я не хожу по протоптанным дорогам в особо опасных местах, однако если я не знаю никого, кто бывал там, и это место кажется мне неопасным, мне сразу же хочется его проверить.

Ксунантунич отвечает второму пункту.

В общей сложности мы провели два часа, разглядывая развалины, и увидели еще, пожалуй, полдюжины человек, пока были там. После Мексики я знаю, как тяжело бывает исследовать развалины майя в одиночестве, но в Белизе это было просто. Тот момент, что до него легко добраться из Сан-Игнасио, — еще один бонус.

Так что если вам нравятся развалины, или вы любите исследовать впечатляющие места без толп отдыхающих, или вам нравятся обезьяны, которые говорят как очень большие динозавры, приезжайте в Ксунантунич! Это популярное место, где можно провести пару часов.